Муравьиный лев

ЗООЛОГИЯ

Т.В. ЛУКАРЕВСКАЯ

Муравьиный лев

Муравьиный лев пальпарес

Муравьиный лев пальпарес:
1 – личинка муравьиного льва;
2 – взрослый муравьиный лев;
3 – личинка муравьиного льва в ловчей ямке

Муравьиный лев на льва настоящего совсем не похож. Насекомое это скорее напоминает стрекозу – длиннокрылое, тонкотелое. Правда, в отличие от стрекоз у него есть довольно большие булавовидные усики. А крылья сидящее насекомое складывает на спине «домиком», подобно ночным бабочкам. Муравьиные львы (Myrmeleontidae) – отдельное семейство насекомых в отряде сетчатокрылых. Название свое они получили из-за образа жизни личинок. Личинка муравьиного льва бескрылая и формой тела несколько напоминает клеща. Два передних членика груди у нее узкие, а последний – заднегрудь – расширен и слит с брюшком, которое конусовидно суживается к заднему концу. Голова плоская, усиков не видно. Большие серповидные и зазубренные челюсти выдают хищника. И действительно, личинка муравьиного льва – охотник высшего класса.

По обочинам дорог и тропинок, на песке, встречаются воронковидные углубления 5–15 см в диаметре. Такая воронка – дом личинки муравьиного льва и одновременно ловчая яма для ее жертв. Селятся личинки обычно на солнечном, защищенном от ветра и дождя месте, так что края воронки всегда сухие и легко осыпаются вниз. Пробегающие рядом муравьи, стоит им оказаться на краю ямки, катятся вниз вместе с оседающими песчинками. А на дне жертву ожидают неподвижно торчащие из песка челюсти личинки муравьиного льва. Мгновение – и они вонзаются в жертву.

На верхней паре челюстей личинки муравьиного льва, вдоль их нижней стороны, имеется желобок, в который вкладывается внутренняя жевательная лопасть нижних челюстей. Таким образом образуется пара несовершенных сосущих трубок, спереди переходящих в острие. Когда они проникают в тело жертвы, в него впрыскивается пищеварительный сок, содержащий паралитические токсины.

Разумеется, в воронку личинки муравьиного льва падают не только муравьи. Случается, что туда попадают насекомые, в несколько раз превосходящие по размерам охотника. Но острые челюсти держат добычу крепко. А направленные вперед пучки щетинок на теле личинки цепляются за грунт, в который она закопалась, – упор получается очень надежный, муравьиный лев держится словно на якоре. Вскоре впрыснутый яд начинает действовать, и жертва перестает сопротивляться. Известно, что личинки встречающегося на Кавказе крупного муравьиного льва пальпареса (Palpares libelluloides) способны справиться даже с такой сильной добычей, как волосатый хрущ (Anoxia pilosa).

Если свалившемуся в воронку насекомому удается удержаться на стенках и избежать страшных жвал, личинка бросает в него крупинки песка до тех пор, пока оно окончательно не свалится вниз.

В дальнейшем ткани парализованной жертвы под воздействием впрыснутого сока постепенно разжижаются, и личинка муравьиного льва всасывает их через те же каналы в челюстях. Такой процесс называется наружным пищеварением. От добычи в конце концов остается пустая шкурка, которую личинка выбрасывает головой наверх, за края воронки. Интересно, что личинки муравьиных львов не выделяют экскрементов – средняя и задняя кишка у них отделены перегородкой. Продукты пищеварения удаляет из кишечника, где они копились месяцами, уже взрослое насекомое.

Роет свою воронку муравьиный лев при помощи быстрых сокращений конца брюшка. А навалившиеся сверху песчинки отбрасывает резкими движениями головы. Интересно, что величина ловчей ямы зависит не столько от размера личинки, сколько от ее аппетита. Чем дольше личинка голодала, тем глубже будет воронка.

На зиму личинка зарывается в землю. У обыкновенного муравьиного льва (Myrmeleon formicarius) личинки перезимовывают дважды и окукливаются только на третий год. Окукливаются муравьиные львы в песке, скрепляя шелковистыми паутинками отдельные песчинки и делая себе плотную колыбельку. Интересно, что паутинка этих насекомых – продукт выделения мальпигиевых сосудов, а не особых прядильных желез, как у гусениц бабочек или личинок пилильщиков.

Во второй половине лета можно увидеть взрослых насекомых. Вечером и ночью они неуклюже летают, а днем обычно сидят неподвижно где-нибудь среди листвы. Взрослые муравьиные львы – существа безобидные. Питаются они, вероятно, пыльцой или вовсе ничего не едят, существуя за счет запасов, накопленных на личиночной стадии.

В семейство муравьиных львов входит около 2500 видов, обитающих в основном в тропиках и субтропиках. Интересную информацию приводит И.Акимушкин в книге «Мир животных»: «Не все в семействе муравьиных львов роют ловчие воронки. Личинки многих из них охотятся среди растений или в почве».

В пределах бывшего СССР наибольшее разнообразие муравьиных львов наблюдается в Средней Азии, на Кавказе, в Крыму. В степях юга России встречается европейский муравьиный лев (Myrmeleon europeus, или Euroleon nostras), который по песчаным участкам проникает и в более северные, лесные районы.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru