БРОВКИНА Е.Т., СОНИН Н.И.
Окончание. См. No 33, 34, 35/2000
Многообразие живых организмов
Тематическое планирование. Биология,
7-й класс
Урок 61. Класс Птицы, особенности
строения, связанные с полетом
Задачи: ознакомить учащихся с
основными особенностями организации птиц,
позволившими им широко распространиться на
нашей планете, их происхождением; продолжить
формирование умения узнавать изученных
животных, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: чучела птиц, наборы
перьев, скелет голубя или курицы, таблицы,
рисунки с изображением строения птиц, диафильм о
происхождении птиц.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний о многообразии
пресмыкающихся, основных отрядах, роли рептилий
в биоценозах и их практическом значении. (Беседа
с элементами рассказа учащихся, с использованием
вопросов из рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений узнавать пресмыкающихся;
сравнивать их между собой, делать выводы об их
принадлежности к классу. (Самостоятельная работа
по заданиям из рубрик «Выберите правильный
ответ» и «Какие утверждения верны?».)
II. Изучение нового материала
1. Общие сведения о классе птиц
(многообразие видов, деление класса на группы:
килевые, бескилевые, плавающие), ароморфные
признаки, происхождение от древнейших
пресмыкающихся. (Рассказ учителя с элементами
беседы, демонстрация чучел, таблиц или рисунков,
кадров диафильма.)
2. Особенности внешнего строения птиц (отделы
тела, перьевой покров), связанные с полетом и
передвижением по земле. (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация чучел, перьев,
таблицы, использование рисунков.)
3. Скелет птицы, его основные отделы, особенности
черепа, позвоночника, связанные с полетом.
(Беседа с элементами рассказа учителя,
демонстрация скелета, таблицы, использование
рисунков или кадров диафильма.)
4. Особенности строения передних конечностей и
пояса передних конечностей, связанные с полетом.
(Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация скелета, таблицы, рисунка.)
5. Особенности строения скелета задних
конечностей и пояса задних конечностей,
связанные с передвижением птиц по земле. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация
скелета, таблицы, рисунка.)
6. Особенности строения мускулатуры, связанные с
передвижением птиц (полетом и хождением). (Беседа
с элементами рассказа учителя, демонстрация
таблицы.)
III. Закрепление знаний об особенностях
внешнего строения и строения скелета птицы,
связанных с полетом. (Лабораторная работа «Внешнее
строение птицы» или «особенности строения
скелета, связанные с полетом».)
IV. Задание на дом: изучить раздел I темы
«Класс Птицы» до части «Нервная система»,
оформить результаты лабораторной работы,
подготовить ответы на вопросы из рубрики
«Проверьте свои знания».
Урок 62. Особенности строения,
жизнедеятельности птиц как
высокоорганизованных позвоночных
Задачи: продолжить развитие знаний
об особенностях организации птиц как
высокоорганизованных позвоночных, ознакомив с
усложнениями в строении нервной системы, органов
чувств и систем внутренних органов;
совершенствовать умения сравнивать, делать
выводы.
Оборудование: влажный препарат
(внутреннее строение птицы), скелет птицы,
таблицы с изображением строения птиц или рисунки
из учебника или других книг.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знания общей
характеристики птиц, особенностей внешнего
строения, строения скелета и мускулатуры,
связанных с полетом. (Рассказ учащихся.)
2. Проверка умений сравнивать, делать выводы.
(Самостоятельная работа для 1–2 учеников по
заданиям из рубрики «Выберите правильный ответ»
или «Какие утверждения верны?».)
II. Изучение нового материала
1. Усложнение нервной системы и органов
чувств по сравнению с таковыми пресмыкающихся.
(Беседа с элементами рассказа учителя,
демонстрация таблицы, использование рисунков.)
2. Основные особенности кровеносной системы (два
круга кровообращения, четырехкамерное сердце),
ее преимущества перед кровеносной системой
пресмыкающихся. (Беседа с элементами рассказа
учителя, демонстрация таблицы, использование
рисунков.)
3. Прогрессивные черты строения дыхательной
системы (органы дыхательного пути, легкие,
воздушные мешки), механизм дыхания. (Рассказ
учителя с элементами беседы, использование
влажного препарата, таблиц, рисунков.)
4. Особенности пищеварительной и выделительной
систем на примере сизого голубя. Сходство этих
систем с таковыми пресмыкающихся. (Беседа с
элементами рассказа учителя, демонстрация
влажного препарата, таблиц, рисунков.)
5. Особенности строения половой системы самки,
самца, внутреннее оплодотворение. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация
влажного препарата, таблиц.)
6. Строение яйца, особенности эмбрионального
развития птиц. (Рассказ учителя, демонстрация
таблиц, использование рисунков.)
7. Постэмбриональное развитие, его особенности у
выводковых и птенцовых птиц. Забота о потомстве,
ее формы и роль в выживании потомства. (Рассказ
учителя с элементами беседы, использование
рисунков.)
III. Закрепление знаний об особенностях
организации птиц, связанных с полетом. (Беседа с
использованием вопросов рубрики «Проверь свои
знания».)
IV. Здание на дом: изучить раздел темы I
«Класс Птицы» до конца, подготовить ответы на
вопросы рубрики «Проверьте свои знания» или
выполнить задание из рубрики «Подумайте».
Урок 63. Экологические группы птиц,
роль птиц в природе и жизни человека
Задачи: расширить знания учащихся
о многообразии птиц за счет раскрытия
особенностей строения, жизнедеятельности птиц
разных экологических групп (птиц водоемов,
болотных, дневных, хищных, сов), их роли в природе
и значении в жизни человека; продолжить
формирование умений узнавать изученных птиц,
обосновывать принадлежность видов к той или иной
экологической группе, роль в природных
сообществах.
Оборудование: чучела птиц, таблицы
или рисунки с изображением птиц разных
экологических групп из учебника или других книг,
диафильм об экологических группах птиц.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний об особенностях
строения, жизнедеятельности птиц как более
сложноорганизованных позвоночных по сравнению с
пресмыкающимися. (Рассказ учащихся с
использованием таблиц.)
2. Проверка знания особенностей
организации птиц, их наиболее сложного строения.
(Самостоятельная работа по заданиям из рубрик
«Какие утверждения верны?», «Выберите правильный
ответ».)
II. Изучение нового материала
1. Широкое распространение птиц на
Земле, разнообразие экологических групп
килегрудых и бескилевых птиц. (Рассказ учителя,
демонстрация чучел, таблиц.)
2. Птицы водоемов и побережий: черты
приспособленности к плаванию и нырянию, защита
от охлаждения. (Беседа с элементами рассказа
учителя, демонстрация чучел, таблицы либо
рисунков, кадров диафильма.)
3. Болотные птицы: черты приспособленности в
строении, питании к жизни на болотах. Причины их
отлета на зимовки. (Беседа с элементами рассказа
учителя, демонстрация таблиц, рисунков, кадров
диафильма.)
4. Дневные хищные птицы, многообразие видов,
особенности строения, поведения, связанные с
хищным образом жизни. Роль в природных
сообществах. (Рассказ с элементами беседы,
демонстрация таблиц, рисунков, кадров диафильма.)
5. Ночные хищные птицы – совы: черты
приспособленности в строении, поведении к
хищному образу жизни. (Беседа или
самостоятельная работа по заданию учителя с
использованием учебника.)
6. Особенности организации дятлов и некоторых
куриных (тетерева, рябчика, глухаря), связанные с
жизнью первых – на деревьях, вторых – в нижнем
ярусе леса. (Беседа с элементами рассказа
учителя, демонстрация таблиц, рисунков или
кадров диафильма.)
III. Закрепление знаний об
экологических группах птиц, многообразии видов
каждой из них, чертах приспособленности к среде
обитания. (Беседа или демонстрация диафильма.)
IV. Задание на дом: изучить раздел II из
темы «Класс Птицы» до статьи «Пингвины»,
выполнить задание с использованием рисунка 179
учебника.
Урок 64. Экологические группы птиц (продолжение)
Задачи: ознакомить учащихся с
особенностями организации птиц, связанными с
жизнью в степях и пустынях, антарктических морях;
с оседлыми, кочующими и перелетными птицами,
ролью пернатых в природе; продолжить
формирование умений обосновывать
принадлежность птиц к той или иной экологической
группе, их роль в природе.
Оборудование: таблицы с
изображением птиц разных экологических групп:
птиц леса, дневных хищных птиц, сов, птиц болот и
побережий, водоемов; диафильмы о перелетных и
зимующих птицах, об экологических группах птиц
или о биологическом методе борьбы с
насекомыми-вредителями.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний об особенностях птиц
разных экологических групп, их роли в природных
сообществах. (Рассказ учащихся или беседа с
использованием таблиц.)
2. Проверка умений узнавать изученные виды птиц
разных экологических групп, обосновывать
принадлежность пернатых к одной из них.
(Самостоятельная работа для 1–2 учеников по
заданию учителя.)
II. Изучение нового материала
1. Бескилевые птицы, их отличия от
килевых. Черты приспособленности африканского
страуса к жизни в саваннах, роль в природе и
практическое значение. (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация таблиц,
рисунков.)
2. Пингвины – плавающие птицы антарктических
морей, черты приспособленности к плаванию. Роль в
природе. (Рассказ учителя, демонстрация
рисунков.)
3. Оседлые (воробьи, синицы и др.), кочующие
(снегири, вороны и др.) птицы, особенности их
строения и поведения. (Беседа с элементами
рассказа учителя, демонстрация таблиц, рисунков
или диафильма.)
4. Перелетные птицы нашей страны, причины
перелетов, пути миграции, места зимовки. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация
таблиц, рисунков, диафильма.)
5. Разнообразное значение зерноядных,
насекомоядных и хищных птиц в природе, жизни
человека, его хозяйственной деятельности.
(Беседа, демонстрация таблицы или кинофильма.)
III. Закрепление знаний об
экологических группах птиц, их роли в природе,
жизни человека. (Беседа или демонстрация
кинофильма.)
IV. Задание на дом: изучить раздел II темы
«Класс Птицы» до конца, знать общую
характеристику класса птиц, приведенную на с. 152
учебника.
Урок 65. Класс Млекопитающие.
Особенности строения и жизнедеятельности
как наиболее высокоорганизованных
позвоночных
Задачи: показать прогрессивные
черты организации млекопитающих, позволившие им
широко распространиться на Земле, занять все
основные среды обитания, их сходство с
пресмыкающимися и происхождение от зверозубых
рептилий; продолжить формирование умений
узнавать млекопитающих, обосновывать их более
высокую организацию по сравнению с
пресмыкающимися.
Оборудование: чучела
млекопитающих, скелет кошки или кролика, таблицы
и рисунки с изображением млекопитающих, схем их
строения.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний о бескилевых птицах,
пингвинах, их приспособленности к жизни в
различных средах обитания, об оседлых, кочующих и
перелетных птицах, значении пернатых в жизни
человека. (Беседа с использованием таблиц,
рисунков в учебнике.)
2. Проверка умений узнавать изученных птиц,
обосновывать их принадлежность к той или иной
экологической группе. (Самостоятельная работа
для 1–2 учеников по заданию учителя с
использованием рисунков в учебнике.)
II. Изучение нового материала
1. Общие сведения о классе
млекопитающих как наиболее
высокоорганизованной группе позвоночных:
многообразие видов, широкое распространение на
нашей планете, заселение всех основных сред
обитания, основные подклассы – первозвери и
настоящие звери (происхождение от древних
зверозубых рептилий). (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация чучел, таблиц,
использование рисунков.)
2. Прогрессивные черты организации млекопитающих
на примере плацентарных. Отделы тела,
особенности каждого из них, особенности кожного
покрова. (Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация чучел, таблицы.)
3. Роговые придатки (ногти, когти или копыта), их
разнообразие в зависимости от образа жизни.
Кожные железы (потовые, сальные, пахучие и
млечные), их местоположение, строение и функции.
(Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация таблиц или использование рисунков
в учебнике.)
4. Особенности строения скелета млекопитающих,
связанные с функциями (опорной, защитной и ролью
в передвижении). Особенности строения основных
отделов позвоночника, черепа, поясов передних и
задних конечностей в зависимости от типа
передвижения зверей. (Беседа с элементами
рассказа учителя, демонстрация скелета, таблицы
или лабораторная работа «Особенности строения
скелета млекопитающих».)
5. Мышечная система млекопитающих, ее особенности
(наличие диафрагмы, подкожной мускулатуры, мышц
конечностей), связанные с функциями. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация
таблиц, рисунков.)
III. Закрепление знаний об особенностях
строения млекопитающих. (Беседа с использованием
результатов лабораторной работы.)
IV. Задание на дом: изучить раздел I до
статьи «Головной мозг» темы «Класс
Млекопитающие», подготовить ответы на вопросы
1–8 рубрики «Проверьте свои знания».
Урок 66. Особенности организации
млекопитающих (продолжение)
Задачи: расширить знания учащихся
об особенностях строения и жизнедеятельности
млекопитающих как наиболее
высокоорганизованных позвоночных, раскрыв
особенности строения нервной системы, органов
чувств, систем внутренних органов,
обеспечивающих высокий уровень обмена веществ;
совершенствовать умения сравнивать,
обосновывать черты более сложной организации
млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися.
Оборудование: чучело
млекопитающего, скелет кролика или кошки,
влажный препарат (внутреннее строение крысы),
таблицы с изображением строения млекопитающих,
схемы кровообращения позвоночных, кинофильм об
особенностях поведения млекопитающих.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний об особенностях
внешнего строения зверей, их скелета и
мускулатуры как более организованных по
сравнению с пресмыкающимися. (Беседа по вопросам
из рубрики «Проверьте свои знания».)
II. Изучение нового материала
1. Усложнение строения головного мозга
млекопитающих: более крупные размеры переднего
мозга, наличие коры, развитие мозжечка,
обеспечивающее более сложное поведение. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация
таблиц, модели, рисунков.)
2. Особенности строения органов чувств,
прогрессивные черты их организации. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация
чучела, таблиц, рисунков.)
3. Прогрессивные черты строения пищеварительной
системы: дифференциация зубов, наличие губ,
слюнных желез, особенности желудка, кишечника,
пищеварительных желез в связи с их функциями.
(Беседа с элементами рассказа учителя,
демонстрация влажного препарата, таблиц.)
4. Органы дыхательной системы и их функции,
механизм вдоха и выдоха, роль диафрагмы, грудной
клетки, межреберных мышц в их осуществлении.
(Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация влажного препарата, таблиц.)
5. Особенности строения кровеносной системы,
связанные с переносом веществ. (Беседа с
элементами рассказа учителя, демонстрация
влажного препарата, таблицы.)
6. Выделительная система, особенности ее
строения, связанные с функциями. (Беседа с
элементами рассказа учителя, демонстрация
препарата, таблицы.)
7. Высокий уровень обмена веществ млекопитающих,
роль нервной системы в его регуляции. (Беседа с
элементами рассказа учителя, использование
таблицы, модели или диафильма.)
III. Задание на дом: изучить раздел I темы
«Класс Млекопитающие» до статьи «Размножение»,
ответить на вопросы 7–12 из рубрики «Проверьте
свои знания».
Урок 67. Плацентарные млекопитающие,
особенности строения, жизнедеятельности,
роль в природе и практическое значение
Задачи: ознакомить учащихся с
особенностями размножения, развития
плацентарных млекопитающих, их основными
отрядами, ролью основных представителей в
природных сообществах; продолжить формирование
умений узнавать изученных млекопитающих,
обосновывать их принадлежность к классу.
Оборудование: влажный препарат
(развитие крысы), модели головного мозга
позвоночных, таблицы, иллюстрирующие строение
млекопитающих, рисунки в учебнике или других
книгах с изображением зверей разных отрядов,
диафильм о размножении и развитии млекопитающих.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний об особенностях
строения систем внутренних органов, нервной
системы, органов чувств млекопитающих как более
высокоорганизованных по сравнению с
пресмыкающимися. (Беседа с использованием
вопросов из рубрики «Проверьте свои знания»,
модели и таблицы.)
II. Изучение нового материала
1. Особенности размножения
плацентарных как наиболее сложно организованных
млекопитающих: половые железы, их местоположение
в организме самки, самца, половые клетки,
особенности оплодотворения в яйцеводах. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация
влажного препарата, таблицы.)
2. Особенности развития эмбриона в матке:
плацента, или детское место, ее значение в жизни
зародыша, сходство эмбриона на ранних стадиях с
зародышами ранее изученных позвоночных. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация
влажного препарата или кадров диафильма.)
3. Живорождение, вскармливание детеныша молоком
– одна из характерных особенностей
млекопитающих. Разная степень развития
детенышей в зависимости от условий размножения.
Особенности заботы о потомстве на примере
грызунов и копытных. (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация таблицы,
рисунков, диафильма.)
4. Многообразие млекопитающих, связанное с их
широким распространением, заселением всех
основных сред обитания. Разнообразие
экологических групп. (Рассказ учителя,
демонстрация таблиц, рисунков.)
5. Млекопитающие-землерои (крот, слепыши
и др.), черты приспособленности к роющему образу
жизни. (Беседа с элементами рассказа учителя,
демонстрация таблиц, рисунков.)
6. Грызущие млекопитающие (грызуны,
зайцеобразные), особенности строения, связанные
с растительноядностью, их роль в природе и
практическое значение. (Беседа, демонстрация
таблиц, рисунков.)
7. Хищные млекопитающие, разнообразие способов
добывания корма, роль в природе, практическое
значение. (Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация таблиц, рисунков.)
8. Приматы – высшие млекопитающие, особенности
организации человекообразных обезьян. Человек
разумный – один из видов отряда, черты отличия,
связанные с трудовой деятельностью. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация
таблиц, рисунков или диафильма.)*
III. Закрепление знаний об особенностях
организации плацентарных как наиболее высоко
организованных млекопитающих. (Беседа с
использованием таблиц, рисунков.)
IV. Задание на дом: изучить раздел I до
конца, раздел II до слов «К низшим зверям...»,
подготовить ответы на вопросы 13–15 из рубрики
«Проверьте свои знания».
Урок 68. Сумчатые и первозвери
Задачи: расширить знания о
многообразии млекопитающих, раскрывая
особенности строения, жизнедеятельности,
распространения сумчатых и первозверей;
продолжить формирование умений узнавать
изученных животных на таблицах, рисунках,
сравнивать их между собой, обосновывать их
принадлежность к классу млекопитающих.
Оборудование: таблицы или рисунки
с изображением сумчатых, первозверей и
плацентарных, диафильм о размножении и развитии
млекопитающих.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний о разнообразии
экологических групп млекопитающих,
приспособленности их представителей к жизни в
той или иной среде обитания. (Беседа с
использованием таблиц.)
2. Проверка умений узнавать изученных животных,
сравнивать и обосновывать их принадлежность к
той или иной экологической группе.
(Самостоятельная работа для 1–2 учеников по
следующим заданиям. Назовите хищных зверей и
укажите, каковы их приспособления к хищничеству.
Объясните, почему человек разумный принадлежит к
классу млекопитающих.)
II. Изучение нового материала
1. Сумчатые, или низшие, звери, их
характерные признаки: распространение,
особенности строения мозга, температура тела,
многообразие видов. (Рассказ учителя с
элементами беседы. Демонстрация таблицы или
рисунков.)
2. Особенности размножения и развития сумчатых.
(Рассказ учителя, демонстрация таблицы, кадров
диафильма.)
3. Первозвери – примитивные млекопитающие;
распространение, характерные признаки. Утконос и
ехидна – современные представители первозверей.
(Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация таблицы, рисунков.)
4. Особенности среды обитания, питания и
размножения утконоса. (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация таблицы,
рисунков или кадров диафильма.)
5. Распространение, среда обитания, особенности
размножения и развития ехидны. (Рассказ учителя,
демонстрация таблицы, рисунка или кадра
диафильма.)
III. Закрепление знаний об особенностях
сумчатых, их сходстве с плацентарными. (Беседа.)
IV. Задание на дом: изучить раздел II темы
«Класс Млекопитающие», выполнить задание из
рубрики «Подумайте».
Урок 69. Особенности организации
животных, их роль в природе, жизни человека,
его хозяйственной деятельности
(повторительно-обобщающий)
Задачи: обобщить и
систематизировать знания об особенностях
организации животных, позволивших им стать
чрезвычайно разнообразной группой живых
организмов, населяющих различные среды в
различных климатических зонах нашей планеты,
играющих значительную роль в природе, жизни и
хозяйственной деятельности человека;
усовершенствовать умения узнавать изученных
животных, сравнивать их между собой, делать
выводы об особенностях животных разных
систематических групп, их роли в природе.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний о строении,
распространении, размножении сумчатых и
первозверей, их сходстве с плацентарными, общих
особенностях млекопитающих как более
высокоорганизованных животных по сравнению с
пресмыкающимися. (Беседа с использованием
вопросов 1, 2, 13, 15 из рубрики «Проверьте свои
знания» и задания из рубрики «Подумайте».)
II. Повторение и обобщение знаний об
особенностях организации животных, отличающих
их от организмов других царств.
1. Краткое сообщение учителя о задачах
урока и характере деятельности учащихся.
2. Организация самостоятельной работы учащихся.
Вариант I
А. Найдите в тексте статьи «Что мы
узнали о животных» ответы на следующие вопросы.
Какие группы животных относятся к группе
беспозвоночных? Какие из них имеют наиболее
сложное строение?
Б. Найдите в тексте статьи «Что мы
узнали о животных» сведения о наиболее
высокоорганизованных позвоночных животных. В
чем состоят их особенности?
В. Найдите в тексте ответы на следующие
вопросы. Какие животные относятся к подцарству
одноклеточных? Чем они отличаются от
многоклеточных животных? В чем их сходство?
Вариант II
Учащиеся класса делятся на три группы,
каждой из которых предлагается выполнить
задание из рубрики «Какие утверждения верны?», 1-я
группа выполняет задания 1–13; 2-я группа – 14–26; 3-я
группа – 27–41.
3. На основании ответов учащихся
учитель подводит их к выводу об особенностях
организации животных, отличающих их от растений,
грибов, бактерий.
III. Задание на дом: на основании текста
статьи «Что мы узнали о животных» составить
схему классификации животных.
Урок 70. Вирусы
Задачи: сформировать
представление о вирусах как о неклеточных формах
жизни, их строении, размножении, роли в жизни
человека; совершенствовать умения узнавать
изученные организмы, обосновывать их
принадлежность к тому или иному царству живой
природы.
Оборудование: таблицы, рисунки с
изображением схем строения клеток растений,
животных, бактерий, а также вирусов.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний об особенностях
организации представителей основных царств
живой природы. (Беседа с элементами рассказа
учащихся.)
2. Проверка умений составлять схему
классификации животных. (Самостоятельная работа
по заданию учителя, выполненная дома.)
II. Изучение нового материала
1. Вирусы как неклеточные формы живого.
История их открытия. (Рассказ учителя,
демонстрация таблицы.)
2. Вирусы – внутриклеточные паразиты бактерий,
растений, животных. (Рассказ учителя,
демонстрация таблицы.)
3. Особенности строения вируса табачной мозаики
как примитивной формы. Вирусы гриппа, герпеса как
более сложно организованные формы по сравнению с
вирусом табачной мозаики. (Рассказ учителя,
демонстрация рисунков.)
4. Взаимодействие вируса и клетки. Специфический
механизм проникновения вируса в клетку;
особенности размножения. (Рассказ учителя,
демонстрация рисунков.)
5. Вирусы – возбудители опасных заболеваний
человека. Профилактика заболевания гриппом.
(Рассказ учителя с элементами беседы.)
III. Закрепление знаний о вирусах, их строении,
размножении, роли в жизни человека. (Беседа.)
Основные требования к результатам
обучения биологии в 7-м классе
Учащиеся должны:
называть:
– основные систематические категории;
– признаки царств: прокариотов, грибов,
растениий, животных;
– основные признаки отделов грибов, отделов и
классов растений, типов и классов животных;
раскрывать:
– строение, жизнедеятельность клеток
бактерий, грибов, растений, животных;
– строение, жизнедеятельность, размножение,
развитие организмов разных царств живой природы
(прокариоты, грибы, растения, животные);
сравнивать:
– клетки бактерий, грибов, растений,
животных между собой,
– растения разных отделов, классов, отделов
грибов, животных разных типов и классов между
собой;
узнавать:
– представителей разных царств живой
природы, отделов грибов, растений, типов и
классов животных;
характеризовать:
– строение, жизнедеятельность
размножение растений разных отделов, животных
разных типов и классов;
– признаки усложнения растений разных отделов,
животных разных типов и классов;
– среду обитания растений, животных,
экологические факторы среды, черты
приспособленности их к среде обитания;
обосновывать:
– роль бактерий, грибов, растений,
животных в природе, их значение в жизни человека,
его хозяйственной деятельности;
составлять:
– схемы цепей питания;
применять:
– знания об эволюции для установления родства
растений разных отделов, животных разных типов,
их происхождения.
* Остальные
экологические группы изучаются в
ознакомительном плане по выбору учителя.
|