|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 10. Особенности строения половой системы
Таблица 11. Хромосомный набор
Занятия 10–11. Почему дети похожи не только на родителей, но и на своих бабушек и дедушек. Для чего нужно знать и уметь составлять свою родословнуюЦель занятия Показать характер наследования сходных признаков. Раскрыть значение знаний своей родословной. Средства обучения: примеры родословных семей великих людей, в т.ч. генеалогическое древо царской семьи, где прослеживается наследование гемофилии. Вопросы для обсуждения 1. Какое сочетание половых хромосом
определяет мужской пол? Вопросы для повторения 1. Раскройте содержание понятия
наследственное заболевание. Общие положения
Рекомендации Целесообразно на занятии помочь ученикам в составлении родословной своей семьи и предшествующих поколений (генеалогическое древо). Обратить особое внимание на заболевания, которые передаются по наследству. По ходу изучения материала темы можно заполнить таблицу. Таблица 12. Наследственные признаки
Тема. Основы гигиеныЗанятие 12. Условия развития организма человека, его здоровьеЦель занятия Сформировать у учащихся четкое представление о том, что духовное и физическое здоровье человека зависит от его образа жизни. Средства обучения: таблицы, слайды с примерами, различных видов закаливания; изображения здорового ребенка и ребенка, больного рахитом; изображение хромосомных наборов мужчины и женщины; два растения, выращенных в разных условиях (угнетающих и нормальных). Вопросы для обсуждения 1. Чем определяется мужской или женский
пол будущего ребенка? Вопросы и задания для повторения 1. От чего зависит проявление
наследственных признаков? Общие положения
Рекомендации Занятие проводится в форме беседы с повторением полученных ранее знаний о наследственных признаках, наследственной информации, хранящейся в хромосомах. Беседу нужно строить на конкретных примерах здорового и нездорового образа жизни и возможных последствиях последнего. Особое внимание уделить роли закаливания в сохранении здоровья, общению с природой. Показать влияние окружающих условий на рост и развитие живого организма на примере двух растений одного вида, выращенных в противоположных условиях. По ходу беседы учащимся можно предложить заполнить таблицы. Таблица 13. Половые хромосомы и наследственные признаки
Таблица 14. Составляющие здорового образа жизни
Занятие 13. Как влияет окружающая среда на здоровье человекаЦель занятия Сформировать у учащихся четкое представление о том, что забота о своем здоровье – главное условие его сохранения. Средства обучения: таблицы, слайды, фрагменты фильмов о здоровом образе жизни; рисунки, иллюстрирующие примеры наследственных заболеваний, необходимость приобретения гигиенических навыков, примеры оказания своевременной медицинской помощи. Вопросы для обсуждения 1. Что называется здоровьем? Вопросы для повторения 1. Каковы факторы здоровья? Общие положения Представление о здоровье сформировалось в связи с понятием о болезни, благополучии физическом, психическом и социальном. Каждому фактору здоровья соответствует группа факторов риска. Наследственность относится к наиболее важным факторам здоровья. Воздействие отрицательных факторов окружающей среды может привести к изменениям в проявлении наследственных признаков. Здоровый образ жизни – основа физического, психического, репродуктивного здоровья. Окружающая среда может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье. Природное окружение благотворно влияет на эмоциональную сферу человека. Научиться заботиться о своем здоровье – значит сохранить его. Рекомендации Занятие проводится в форме беседы. Формировать представление о здоровье следует на примере благотворного влияния на него положительных факторов, а также отрицательных факторов, приводящих к расстройству здоровья (болезни). По ходу объяснения учащимся следует заполнить таблицы. Таблица 15. Факторы здоровья
Таблица 16. Факторы риска в развитии заболеваний
Занятие 14. Как стать красивым и здоровымЦель занятия Сформировать у учащихся представление о том, что красота нашего тела и духа находится в прямой зависимости от состояния здоровья. Средства обучения: таблицы, видеофильмы с различными физическими упражнениями, способствующими формированию красивого тела. Динамическое пособие (самодельное) – изображение циферблата часов (около каждой цифры – место для прикрепления круга); набор кругов с изображением составляющих режима дня (пробуждение, зарядка, умывание (душ), завтрак и пр.) для самостоятельного составления учащимися схемы своего режима дня. Фрагменты фильмов о влиянии физической культуры, различных видов спорта на здоровье человека в Древней Греции и в наши дни. Вопросы для обсуждения 1. Считаете ли вы, что здоровье и
красота – понятия неразделимые? Вопросы для повторения 1. Что такое гиподинамия? Общие положения Здоровье и красота – неразделимые понятия. Физическая активность – обязательное условие физического и духовного здоровья. Режим дня, его значение для поддержания работоспособности и сохранения здоровья. Сон – главное условие для отдыха тела и восстановления сил. Нарушение сна, недосыпание и их последствия для здоровья. Рекомендации Учитель, используя изображения героев мифов Древней Греции, Древнего Рима, формирует представление о красоте как отражении здоровья. Занятие можно проводить в форме беседы, сочетая ее с групповой игрой. Для этого учащимся нужно разделиться на группы (по 4 человека) и заполнить таблицу своего режима дня. Затем группы обмениваются таблицами и обосновывают рациональность или несостоятельность того или иного варианта режима дня. Окончательную оценку дает учитель. В конце игры учащимся можно предложить выполнить домашнее задание -написать краткое сочинение на темы: «Почему жители Древней Греции отличались красивым телом и выносливостью?», «Почему правомерно утверждение о гармонии плоти и духа?». Предложите учащимся завести тетрадь и ежедневно отмечать свой режим дня, оценивая его влияние на состояние здоровья. Месяц_________________________
Занятие 15. Как правильно питаться, чтобы быть здоровым и красивымЦель занятия Сформировать у учащихся четкое представление о том, что работоспособность и настроение зависят от состояния здоровья, важным фактором которого является рациональное питание. Средства обучения: таблицы по режиму питания, основным правилам этикета; изображение правильной позы за столом; слайды красивого, празднично накрытого стола к обеду, чаю, кофе; изображения средневековых пиров. Вопросы для обсуждения 1. Что такое рациональное питание? Вопросы для повторения 1. Почему питание всухомятку
(бутербродами) вредно для здоровья? Общие положения Рациональное питание – разумное потребление пищи с учетом возраста, пола и выполняемой работы. Необходимый состав пищи, ее разнообразие. Режим питания – основное условие сохранения красивой и спортивной фигуры. Рекомендации В ходе беседы можно в игровой форме закрепить определенные правила этикета при приеме пищи. Перед началом игры учащиеся должны составить отдельные карточки по основным правилам этикета: как накрыть праздничный стол, как накрыть стол к обеду, чаю или кофе, к завтраку – или ужину; подготовьте карточки с основными правилами поведения за столом: как следует сидеть за столом во время еды, как пользоваться столовыми или чайными приборами и другими принадлежностями, как должен вести себя за столом мальчик, если рядом с ним девочка, пожилой человек или гость, как должна вести себя девочка рядом с пожилым человеком или гостем, как следует общаться за столом. Составленные карточки учитель убирает, а затем задает вопрос по содержанию одной из них. Ученик, используя столовые и чайные приборы, скатерть и другие предметы убранства стола, демонстрирует свое умение накрывать стол, общаться за столом. Правильность ответа обсуждается и комментируется учащимися всей группы и контролируется по ранее составленной карточке. В конце игры учитель вновь возвращается к вопросам для обсуждения и повторения и предлагает учащимся ответить на них, используя полученные знания. Демонстрируя картины, изображающие средневековые пиры, учитель акцентирует внимание учащихся как на положительных, так и на отрицательных моментах поведения. Занятие 16. Какие факторы ухудшают здоровье?Цель занятия Познакомить учащихся с факторами, ухудшающими здоровье, и мерами по их предупреждению. Средства обучения: таблицы с различными видами болезнетворных микробов, простейших паразитов, червей. Меры по предупреждению заражения: а) инфекционными заболеваниями (холера, брюшной тиф, бешенство и др.); б) животными-паразитами; слайды, фрагменты учебных фильмов того же содержания. Вопросы для обсуждения 1. Какие отрицательные факторы влияют
на человека? Вопросы для повторения 1. Кто является возбудителем
инфекционных заболеваний? Общие положения Наиболее опасные для здоровья факторы. Природные источники распространения заболеваний. Животные-паразиты и их влияние на здоровье человека. Защитные меры по предупреждению инфекционных заболеваний, по предупреждению проникновения в организм различных паразитов. Правила гигиены. Закаливание. Рекомендации Занятие следует проводить в форме беседы. Можно предложить учащимся заполнить таблицу. Таблица 17. Факторы, ухудшающие здоровье
Занятия17–19. Соблюдение гигиенических правил – одно из главных условий красоты и здоровьяЦель занятия Сформировать у учащихся представление о том, что соблюдение гигиенических правил и мер по уходу за кожей, ногтями, волосами, зубами – важное составляющее здоровья и красоты. Вопросы для обсуждения 1. Почему кожу называют защитным
барьером нашего организма? Вопросы для повторения 1. Какую функцию выполняет кожа? Рекомендации Эти занятия могут быть двух- и
трехчасовыми. На них следует широко использовать
портретную живопись, где хорошо просматривается
красота кожи, рук, ногтей, волос, красивые зубы и
красивая улыбка. Это могут быть и рекламные
плакаты. Говоря о красоте и здоровье,
профилактических гигиенических мерах,
необходимо привести примеры последствий их
несоблюдения. Например, на таблице или слайдах
показать ногти на руках и ногах, пораженные
грибковыми заболеваниями, зубы, пораженные
кариесом, и пр. Таблица 18. Гигиенические правила
Таблица 19. Меры профилактики
Занятия 20–21. Об одноклеточных животных – врагах здоровья. О болезнях взрослых, которые могут передаваться детям. СПИД – чума XX в.Цель занятия Показать необходимость использования в гигиенических целях лишь кипяченой воды и строгого соблюдения гигиенических правил в быту. Средства обучения: фильм о СПИДе; таблица «Простейшие (болезнетворные)»; слайды или таблицы с возбудителями инфекционных заболеваний: гонококк, бледная спирохета. Вопросы для обсуждения 1. Знаете ли вы о существовании
болезнетворных простейших одноклеточных
организмов? Вопросы для повторения 1. Почему для интимного туалета нужно
использовать лишь кипяченую воду? Общие положения Наиболее распространенные
заболевания половой сферы детей, вызываемые
жгутиковыми простейшими. Причины заражения
простейшими и меры профилактики. Некоторые
болезни взрослых при определенных условиях
передаются детям. К инфекционным заболеваниям,
наиболее опасным для здоровья, относят гонорею,
сифилис и СПИД. Предупредить болезнь легче, чем
лечить, поэтому важно соблюдать гигиенические
нормы поведения. Рекомендации В зависимости от времени и материала, которыми располагает учитель, занятие может быть одно- и двухчасовым. Тема очень сложна в этическом плане и требует от учителя создания доверительной атмосферы в классе. В зависимости от состава учащихся, сложившихся отношений в классе, от уровня подготовленности учащихся можно предложить им самостоятельное изучение содержания с последующим его обсуждением. По ходу изучения им можно предложить заполнить таблицы. Таблица 20. Заболевания репродуктивной (половой) системы
Цель занятия Сформировать у учащихся четкие представления о последствиях влияния вредных привычек на здоровье человека, семьи и нации. Средства обучения: таблицы о влиянии табакокурения и алкоголя на состояние различных органов человека; фрагменты кино- и видеофильмов о вреде алкоголя и табака для здоровья человека; таблицы, иллюстрирующие здоровый образ жизни. Фрагменты фильмов о положительном влиянии на здоровье регулярных физических упражнений, занятий спортом, туристских походов, прогулок на природе. Вопросы для обсуждения 1. Что такое привычка? Вопросы для повторения 1. Почему очень крепкий чай и кофе
небезопасны для здоровья? Общие положения Привыкание – естественное свойство организма. Полезные и вредные привычки. Возможные последствия вредных привычек для здоровья человека (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания). Влияние вредных привычек на здоровье будущей матери и ее потомство. Отношение общества к употреблению табака, вина и других наркотических веществ в различные исторические периоды. здоровый образ жизни полностью отвергает вредные привычки. Только осознанное отношение к возможным последствиям пагубных пристрастий дает положительные результаты в искоренении вредных привычек. Рекомендации Занятие проводится в форме беседы с широким использованием таблиц, фрагментов фильмов и их последующим обсуждением. Рассказ учителя должен быть красочным и подкреплен отрывками из книг с конкретными примерами по данной проблеме. На занятие можно пригласить врача-нарколога. По ходу беседы предложить учащимся заполнить таблицу. Таблица 21. Влияние вредных веществ на здоровье
|