Л.С. БЕЛОКОНЬ
Природоохранные традиции, обычаи и
законы
На всех этапах своего развития, с
древнейших времен до современности,
человечество теснейшим образом связано с
окружающей его средой, – живой и неживой
природой. Природа всегда давала и дает человеку
пищу и тепло. Вплоть до самого последнего времени
природные ресурсы были основным поставщиком
материала для его одежды и жилищ. Естественно,
что природные условия, в которых развивалось то
или иное общество, оказывали сильнейшее влияние
на формирование его культуры и традиций.
Первобытным охотникам и собирателям
приходилось внимательно изучать особенности
окружающих их природных сообществ. Им необходимо
было знать повадки зверей и птиц, отличать
съедобные растения от ядовитых, предугадывать
изменения погоды. Личный опыт передавался из
поколения в поколение, что создавало запас
знаний об окружающей среде.
Один из первых выводов, которые
пришлось сделать первобытному человеку, – дары
природы не беспредельны. Поэтому охрана природы
в местах обитания была залогом выживания любой
общины, всего народа или этноса. В ряде случаев
это приводило, например, к весьма жестким
законам, направленным на ограничение
численности племени: хочешь завести ребенка –
принеси скальп врага, традиции умерщвления
стариков и «лишних» новорожденных, требования
пожизненного вдовства.
Одновременно устанавливался контроль
за распределением и потреблением добытых
членами общины ресурсов. Любопытный пример такой
сохранившейся традиции – распределение пищи
среди женщин различного возраста в племени
туркана. У этих скотоводов засушливых саванн
Кении молодые девушки имеют преимущество перед
взрослыми женщинами. Калорийность их рациона
примерно в 1,3 раза выше, несмотря на значительно
меньшие энергозатраты при выполнении ежедневной
работы. Таким образом, в организме девушки
создается «энергетический запас», который будет
использован при беременности и вскармливании
первого ребенка. Судьба же дальнейшего потомства
и самой женщины не столь важны для племени и в
большей степени отдаются на откуп случайным
колебаниям запасов доступной пищи.
В небольших племенах и общинах, живущих в
первую очередь за счет охоты, сохранялись, а в
ряде мест и по сей день сохраняются, строгие
ограничения на количество дичи и рыбы, которое
позволялось добывать каждому члену общины, и на
территории, служившие ему охотничьим участком.
При совместной охоте на крупную дичь число
добываемых животных, их пол и возраст также
заранее оговаривались. На совете племени или
совете старейшин обсуждались и сроки начала
охоты на разные виды животных, причем в разные
годы они могли быть различными – живущие за счет
даров природы люди отлично разбирались во
взаимосвязях между погодными условиями, урожаем
пищевых растений и численностью травоядных и
хищных животных.
По мере развития человеческого
общества в его отношении к природе, помимо
утилитарно-рациональных, стали появляться и
духовные, этические компоненты, находившие
выражение в культе природы, ее обожествлении.
Древний человек не отделял себя от
природы. Страх перед гневом земли уживался в нем
с верой в ее безграничное могущество. И в
настоящие времена масаи Восточной Африки
избегают вонзать копья острием в землю из
опасения ее поранить.
Древние люди, в том числе индейцы
Америки, были убеждены, что все созданное Великим
Духом должно существовать и убивать или
уничтожать его творения просто так, не для еды,
непозволительно. Мезоамериканские народы (майя,
ацтеки, ольмеки и др.) обожествляли животных:
охраняли, поклонялись им, никогда не убивали
больше того, что могли съесть.
Широко был распространен и тотемизм.
Природный объект, избранный в качестве
племенного тотема, исключался из хозяйственной
деятельности: если это было животное, то мог быть
наложен полный или частичный запрет на охоту,
вводилось табу на посещения мест его обитания.
Особым поклонением пользовались леса,
дававшие человеку почти все необходимое для
жизни. По славянским поверьям, от деревьев пошла
жизнь на земле. У многих народов существовали
священные рощи, в которых благодарили богов за
удачную охоту, молили о защите. Божественное
почитание деревьев оберегало их от истребления.
Так, в племенах кельтов, живших во второй
половине первого тысячелетия на территории
нынешних Франции, Италии, Бельгии, Германии и
Британских островов, за порчу деревьев
наказывали очень жестоко: раны, нанесенные дубу,
«бинтовали» кишками тех, кто посмел поднять на
него руку.
Интересно отметить и гигиенические
правила, формировавшиеся у разных народов под
влиянием окружающих их природных условий.
Эмпирический опыт находил свое отражение в
религиозных запретах и догматах. Так, у северных
племен – охотников на морского зверя – строго
запрещалось употреблять в пищу печень белого
медведя, что защищало людей от гипервитаминозов
жирорастворимых витаминов (А, Д, Е). В условиях
жаркого климата и интенсивной запыленности
воздуха степей и полупустынь Ближнего Востока
серьезной гигиенической мерой было обрезание
крайней плоти у мальчиков, позже получившее
статус важнейшего религиозного обряда в
иудаизме и мусульманстве.
Запрет употреблять в пищу свинину
имеет корни в обычаях кочевников. Свинина очень
часто заражена гельминтами, а кочевые условия не
позволяли тратить много времени на
температурную обработку пищи. Мясо барана или
овцы, в отличие от свинины, не несло опасности
заражения людей гельминтозами и могло
употребляться без ущерба для здоровья даже в
полусыром виде.
Интересно и то, что в тех обществах, где
практикуется раскраска тела, она зачастую имеет
и гигиеническое значение. Объясняется это тем,
что многие краски делаются на жировой основе.
Так, подведение глаз голубой или черной краской
(«коль») у народностей севера Африки и стран
Ближнего Востока способствует профилактике
трахомы.
Среди гигиенических приемов,
приобретших статус национальной или религиозной
традиции, особое значение имели различные
способы умащения тела маслами и благовониями.
Они служили не только для поддержания чистоты
тела, но и как средство лекарственного
воздействия на внутренние органы.
Но вернемся к традициям, отражающим
бережное отношение к природе. По мере перехода от
охоты и собирательства к скотоводству и
земледелию человек становился менее зависим от
окружающих его природных сообществ и правила,
направленные на их сохранение, становились менее
строгими. Однако во всех религиях, от древнего
зороастризма до христианства и мусульманства,
проповедуется бережное отношение к природе. И
если по иудейско-христианской доктрине человек,
сотворенный Богом по его образу и подобию,
призван разумно использовать природу для
удовлетворения своих нужд, то традиционные
восточные религиозно-философские течения
рассматривают человека не изолированно, а в
единстве с природой, как неразделимое и
гармоничное целое.
Одновременно с ослаблением
зависимости от состояния окружающей дикой
природы переход к земледелию потребовал от
человека формирования и закрепления в традициях
новых экологических знаний – о типах и
плодородии почв, наличии запасов влаги, циклах
вегетации растений, приметах изменения погоды,
необходимых для разработки земледельческого
календаря.
Меньшая зависимость от естественных
ресурсов позволила снять ограничения на рост
численности общины. А формирование новых
общественных отношений и войны привели к
периодическому сокращению населения – особенно
мужчин – и необходимости воспроизводства. И если
раньше у некоторых народов вдов отселяли, чтобы
их содержание не было бременем для всего
сообщества, то теперь возник обычай жениться на
вдове брата, чтобы помочь выжить семье умершего.
Эти же причины, вероятно, привели к возникновению
многоженства.
Птица грома (у индейцев хайда)
|
Божество с птичьими крыльями (Перу)
|
По мере развития цивилизации
многие из традиций и эмпирических навыков
начинали фиксироваться в письменной форме в виде
законов. Природоохранные акты, появившиеся в
ранних государствах, основывались на принципах
уважения частной собственности и бережного
отношения к природе. В одном из древнейших
юридических документов – Законах Хаммурапи
(царя, правившего Вавилоном в XVIII в. до н.э.) – были
введены экономические санкции за экологический
ущерб. За порубку фруктового дерева накладывался
такой же штраф, как за телесные повреждения со
смертельным исходом.
В Законах Ману (II в. до н.э. – II в. н.э.) –
памятнике древнего права Индии (основой которых
являются священные книги глубокой древности –
веды), где определяется поведение человека в
частной и общественной жизни, было записано, что
разрушение окружающей среды убивает вместе с ней
и человека, как физически, так и нравственно. В
этих законах порицались торговля дарами природы,
причинение вреда всему живому, загрязнение воды.
Санкции, вводимые за порчу деревьев и зависящие
от сословной принадлежности нарушителя, были
суровы – от штрафов, членовредительных и
позорящих наказаний (наложение клейма на лоб,
бедро и пр.) до смертной казни. Правда,
гипертрофированное следование некоторым из
подобных законов не всегда оказывалось
рациональным. Например, в Древней Индии
возникали ситуации, когда бездомные священные
коровы начисто объедали зеленые насаждения.
Ганеша – бог мудрости и помощник в
важных начинаниях (индуизм)
А правовые нормы Эфиопии времен
Аксумской цивилизации (IV в. н.э.) содержали запрет
на продажу и покупку речной рыбы, птиц, степных и
лесных зверей. Жители же высокогорий
освобождались от обработки земли и выпаса скота,
но должны были охранять сток чистой воды в
нижележащие районы.
Разработанный в I в. н.э. римским
юристом Гаем Свод правовых актов, определяющих
гражданские правоотношения, включал положения о
вменении ответственности за причиненный вред
природе: «Каким бы то ни было образом погибшее и
испорченное животное – собаку или дикого зверя,
например, медведя, льва... и равным образом во всех
вещах неодушевленных».
В культуре Европы средневековья
природа существовала для человека, но, как Божие
создание, требовала обязательного нормативного
отношения. Святой Франциск Ассизский учил любви
к природе и проповедовал птицам. Монастыри и
светские землевладельцы вынуждены были
настолько считаться с правами животных, что для
того, чтобы избавиться от мышей или муравьев,
нужно было предоставить им подходящее жилье в
другом месте. Споры по таким вопросам
разбирались в суде, причем интересы животных
представлял специально приглашенный для этой
цели адвокат.
Укрепление феодальных отношений в
раннем средневековье проходило при соблюдении
природоохранных принципов, нашедших развитие в
законодательном закреплении жестко разделенных
общинных и феодальных владений. В
соответствующих документах (Русская Правда XI–XII
вв., Великая Хартия вольностей в Англии 1215 г.,
германские законы XII в.) были записаны
исключительность феодальных землевладений и
запрещение охоты в лесах, принадлежащих
монархам, феодалам и монастырям. Именно этим
законам человечество обязано тому отрадному
факту, что в лесах Европы до сих пор сохранились
многие виды диких животных. И хотя эти законы
были направлены прежде всего на защиту
собственности, они одновременно защищали
природу от бездумного уничтожения. В России Петр
I выпустил ряд указов, направленных на охрану
лесов, где устанавливались суровые наказания за
незаконную порубку, причем наказанию
подвергались как порубщики, так и надзиратели,
плохо следившие за соблюдением указов.
Среди законов разного времени
развития человеческой цивилизации были и акты,
требующие соблюдения определенных
гигиенических правил, направленных на
поддержание здоровья населения, на
предотвращение эпидемий. Например, существовало
законодательное предписание об удалении из
городов заразных больных, в первую очередь
«прокаженных», а надо отметить, что в те времена
любые болезни, проявляющиеся кожными
высыпаниями, в том числе чума, оспа и др.,
считались проказой.
Страница из индийского травника
|
К гигиеническим рекомендациям можно
отнести и некоторые предписания уже упомянутых
Законов Ману древней Индии, например «не следует
читать ни лежа, ни поджав ноги... ни поев мяса...».
Основоположник научной медицины
Гиппократ (460–377 гг. до н.э.) изложил результаты
исследований взаимоотношений человека со средой
его обитания в труде «О воздухах, водах и
местностях». В этом трактате, содержащем советы
врачам, в частности, говорится: «Поэтому кто
придет в незнакомый город, он должен обратить
внимание на его положение для того, чтобы знать,
каким образом он расположен – к ветрам или
восходу солнца, ибо не одни и те же свойства имеет
город, лежащий к северу и лежащий к югу, а также
расположенный на восход солнца или на запад... Как
обстоит дело по отношению к водам, пользуются ли
они болотными и мягкими водами или жесткими... или
же солеными и неудобными для варения...» По
убеждению Гиппократа, физическая и психическая
конституция, а также болезни зависят от
природных условий, географического положения
мест обитания, «от преобладающих ветров, воды,
рельефа и времен года».
В древних памятниках русской культуры
также имеются указания на необходимость
соблюдения профилактических мероприятий,
например, рекомендации при строительстве
городов и деревень избегать низменных и
болотистых участков как особенно опасных для
здоровья. А для снабжения населения водой во
время осады в городах-крепостях предписывалось
устраивать сооружения, называемые тайниками, где
речная вода подводилась к колодцу по закрытому
каналу.
В 1382 г. во Франции был издан эдикт Карла
VI, согласно которому было запрещено выпускать в
Париже дым «тошнотворный и дурно пахнущий». В
Лондоне в XVII в. было законодательно запрещено
разжигать огонь в каминах во время сессий
парламента, чтобы защитить парламентариев от
смога. В XVI в. в Париже издается постановление,
обязывающее владельцев подвод, на которых в
город привозили продукты питания, вывозить на
обратном пути мусор и бытовые отходы с улицы. При
Петре I принимаются указы, обязывающие «следить
за порядком и благоустройством города, чистотой
улиц, рынков, выпусков стоков», а также
необходимостью «торгующим съестными припасами
носить белые мундиры и наблюдать во всем
чистоту». Ряд вопросов общественной гигиены, в
частности школьников, был рассмотрен М.В.
Ломоносовым в его «Рассуждениях о размножении и
о сохранении российского народа».
Для «очищения организма и обновления
человеческой души» практически все религии
предписывают посты. Пищевые запреты уходят
корнями в далекое прошлое, когда из-за недостатка
продуктов питания люди вынуждены были
ограничивать себя в еде. Но это только одна
сторона вопроса. Другая заключается в том, что
такие временные ограничения в некоторых
продуктах питания полезны для организма,
необходимы для выведения шлаков, нормализации
обмена веществ.
Кстати, до недавнего времени
потребление большого количества жиров для
европейцев – уроженцев средних широт не было
характерно. Отчасти поэтому тогда не было такого
широкого распространения заболеваний
сердечно-сосудистой системы. А объясняется это
тем, что до появления нефтепродуктов и
электричества (т.е. до конца XIX в.) животные жиры
были основным источником освещения. В VIII–IX вв.,
например, в империи Карла Великого
предписывалось откармливать быков только для
получения жира. Еще в первой половине XIX в. в
Австрии стоимость мяса составляла в среднем
только 40% стоимости животного жира. Жирная пища
была показателем достатка хозяина и
демонстрировала его высокий социальный ранг.
Ярким положительным
примером культурной адаптации человека к среде
обитания могут служить традиции Японии. На
психологию японцев существенно повлияли
конфуцианство и буддизм, которые пришли из Китая
и Индии в VI в. Одновременно у японцев
воспитывались почитание природной красоты,
философичность и своеобразие понимания основ
мироздания, бережное и любовное отношение к
любому предмету окружающего мира.
Благодаря долговременной изоляции страны и
стремлению японцев следовать историческим
традициям своего народа многие из этих взглядов
и в современной Японии входят в число норм
повседневного образа жизни. Стремление не
потерять контакты с природой отложили отпечаток
на поведение, образ жизни целой цивилизации.
|