РОТЕНБЕРГ В.С.
Продолжение. См. No 43, 44/2000
Образ «Я» и поведение
Итак, опыт поискового поведения – в
прошлом важный фактор, обеспечивающий
сохранность поискового поведения даже в самых
неблагоприятных условиях. Но кроме этого,
большое значение имеют психологические
установки. Человек, полагающий, что его успехи
случайны и обусловлены определенным стечением
обстоятельств (удачей, чьей-то помощью и т.п.), а
неудачи закономерны и стабильны, капитулирует
перед трудностями быстрее, чем человек с
противоположными установками. Тот, кто полагает,
что потерпел неудачу только в этом конкретном
виде деятельности, тогда как с другими задачами
может справиться успешно, менее склонен к
выученной беспомощности, чем тот, кто в своих
представлениях распространяет опыт конкретной
неудачи на любые виды деятельности. Тот, кто
считает, что его неудачи обусловлены его личными
дефектами, не поддающимися исправлению, более
подвержен обучению беспомощности, чем тот, кто
связывает неудачи с внешними обстоятельствами.
Если все это обобщить, то можно сделать
вывод, что человек с высокой самооценкой, при
всех обстоятельствах сохраняющий уважение к
себе, более устойчив к неудачам, чем человек с
чувством внутренней ущербности. Высокая
самооценка и уважение к себе – это неисчерпаемый
резервуар поисковой активности. Особенно
наглядно это проявляется в творчестве. В
процессе любого творчества, художественного или
научного, отдельные неудачи неизбежны. Человек с
высокой самооценкой извлекает из этих неудач
уроки и ищет другие пути. Он ориентирован на
задачу, а не на подтверждение своих возможностей.
Для человека с низкой самооценкой любая неудача
оборачивается личностным крахом, он прежде всего
оценивает самого себя и, выставив себе
отрицательную оценку, приходит в отчаяние.
В предыдущей главе, обсуждая
соотношение поисковой активности и здоровья, мы
писали об узниках концлагерей, которые сумели
уцелеть и даже сохранить физическое здоровье в
этих нечеловеческих условиях. Некоторые
выдающиеся психологи, такие, как В.Франкл и
К.Беттельхейм, также пережившие концлагерь,
поделились своими наблюдениями на этот счет.
Устойчивее всех оказались те, кто совершал
необязательные поступки: регулярно умывался,
делал гимнастику, следил за своей одеждой,
старался помочь другим. Соблюдение этих простых,
на первый взгляд, правил поведения требовало в
условиях концлагеря высокой самодисциплины и
серьезных усилий, ибо гораздо легче и
естественнее было махнуть на все рукой и плыть по
течению. Течение, однако, влекло прямиком в воды
Стикса, к преждевременной гибели, а в этих
необязательных, нерегламентированных поступках
проявлялось поисковое поведение.
Но всего интереснее, что самым
устойчивым социальным слоем в этих условиях
оказались бывшие аристократы. Это кажется
парадоксальным: ведь аристократы менее всего
были подготовлены к такой жизни своим прошлым
опытом. Однако гораздо существеннее оказалось,
что они с раннего детства воспитывались в
традициях самоуважения, уважения себя как
личности и представителя рода, независимо от
внешних условий. И это уважение к себе,
сохранение собственного достоинства давало силы
для необязательного, на первый взгляд, поведения.
Отказ от этого поведения означал бы неуважение к
себе.
В то самое время, когда узники отчаянно
боролись за выживание и сохранение себя как
личностей в концлагерях Европы, другая драма
разыгрывалась в Палестине. Спасшиеся от
катастрофы немецкие евреи, принадлежавшие к
интеллектуальной элите общества (врачи,
инженеры, адвокаты, журналисты, профессора
университетов), обнаружили, что их знания и опыт
не могут быть востребованы. В стране был всего
один университет, не было ни адвокатских контор,
ни крупных предприятий, ни достаточного числа
больниц. Люди с высшим образованием занялись
строительством домов и дорог, уборкой улиц. К
сожалению, это был отнюдь не последний случай
массовой переквалификации в строителей и
чернорабочих. Но немецкие евреи оставили в
истории страны миф, основанный на реальных
фактах, и миф этот очень важен для понимания
психологии устойчивости к стрессу. Например,
передавая кирпичи на строительстве, они называли
друг друга не по имени или фамилии, а так, как в
прошлой жизни на улицах Берлина и Мюнхена:
господин доктор... господин адвокат... господин
профессор...
Что это было? Отождествление себя с
утраченной профессией? Нежелание смотреть
фактам в лицо? Демонстративное игнорирование
неприятной реальности?
Думаю, что нет. Это не было
отождествление себя с профессией, потому что
такое отождествление в новых условиях могло
вести только к депрессии и ностальгии. Это было
отождествление себя с прошлыми достижениями, со
способностью добиваться поставленной цели
вопреки всему, с собственной одаренностью и
умением работать. А этого у человека не может
отнять никто, только он сам может вдруг в этом
усомниться. Можно не дать человеку работать по
профессии, но нельзя лишить человека уважения к
себе за то, что он в свое время стал хорошим
специалистом. Прошлый успех может стать поводом
для бесконечной ностальгии, парализующей любую
активность; но он же может стать источником
уважения к себе и веры в себя, стимулирующей
поисковую активность в новой, сложной ситуации.
Немецкие евреи дали образец именно такого
поведения, и поэтому при первой же возможности
они открыли юридические конторы и инженерные
бюро, заняли кафедры в университетах и места в
новых больницах. Пример, достойный изучения и
подражания.
Только высокое уважение к себе
позволяет отнестись к сложной ситуации как к
игровой: этот ход не удался, попробуем другой;
этот шаг оказался ошибочным, зайдем с другой
стороны. Уинстон Черчилль писал: «Если дверь не
открывается, разбегись и толкни. Если она все
равно не открылась, разбегись подальше и толкни
сильней». Если все еще не удалось, значит, разбег
должен быть больше, а толчок более сильным. Но
ведь каждый удар о закрытую дверь сопровождается
ушибом, порой весьма болезненным. Чтобы не
отказаться от попыток, надо относиться к
болезненным ударам как к естественному условию
игровой ситуации. В азарте игры боль переносится
легче. Но это возможно только тогда, когда удар не
приходится по самолюбию и человек сохраняет
способность пошутить над собственной неудачей.
Английский премьер доказал собственной судьбой
справедливость своих слов. Когда после победного
завершения войны англичане отправили в отставку
того, кто вдохнул в них энергию сопротивления
Гитлеру, Черчилль не смирился с поражением и
вскоре вновь стал премьером. Ему помогла
неистощимая поисковая активность, опиравшаяся
на несокрушимую веру в самого себя. И она же
помогла ему сохранить работоспособность и
здоровье до 90 с лишним лет, несмотря на нарушение
всех медицинских рекомендаций, избыточный вес,
малоподвижность, гаванские сигары и коньяк.
И последнее, что необходимо помнить.
Наше уважение к себе, наше самовосприятие
формирует наших детей. И чтобы они выросли с
психологией духовной аристократии, а не с
психологией чиновника (я начальник – ты дурак, ты
начальник – я дурак), им необходимо видеть перед
собой образец такой психологии и такого
поведения.
Философия иллюзий, или надо ли
смотреть правде в глаза
«Предположим, тебе удалось пробить
головой стену.
Что ты будешь делать в соседней камере?»
Станислав Ежи Лец
Я давно люблю и охотно цитирую этот
едкий, мудрый и скептичный афоризм пана
Станислава. Мне всегда казалось, что ясное
понимание неизбежного наличия «соседней камеры»
свидетельствует о трезвости взгляда на мир, об
умении «смотреть правде в глаза» и ничем не
обольщаться. И лишь недавно я ясно и с удивлением
осознал, что все эти высокоценимые мною качества
никогда не мешали мне упорно биться головой в
стенку, испытывая прочность того и другого. Более
того, я всегда высоко ценил и в других эту
готовность к бессмысленному, казалось бы,
пробиванию стен, и меня удручало, когда мои
друзья делали слишком уж прагматичные выводы из
цитированного афоризма и предпочитали
довольствоваться той камерой, в которой уже
сидели, оберегая собственную голову и чужую
стену. Как совместить мое безоговорочное
согласие с позицией Ежи Леца и мою полную
неспособность принять эту позицию как
руководство к действию? За очевидной
непоследовательностью моего поведения стоят
некоторые фундаментальные психологические
законы.
Группе здоровых испытуемых и группе
больных депрессией предлагали выполнить серию
не очень сложных технических задач. Особенность
эксперимента состояла в том, что
результативность испытуемого при выполнении
этих задач зависела не только от его усилий и
умения, но и от скрытого вмешательства
экспериментатора, который мог способствовать
успеху или, напротив, неудаче. Таким образом,
ситуация не полностью контролировалась
испытуемым, и он был предупрежден, что возможно
вмешательство внешних факторов, влияющих на
решение, но не знал, как часто эти факторы будут
вмешиваться. Именно это и предлагалось ему
оценить по завершении эксперимента. Иными
словами, ему предлагалось определить, в какой
степени он сам контролировал ситуацию, а в какой
степени ситуация была под контролем внешних сил.
Предполагалось, что здоровые испытуемые оценят
ситуацию более адекватно, чем депрессивные
больные; а те, в силу их пассивности и низкой
самооценки, будут чаще приписывать себе
ответственность за неудачи, тогда как успех
будут воспринимать как следствие внешних
воздействий. Результат эксперимента опроверг
это предположение и вызвал изумление
экспериментаторов. Оказалось, что депрессивные
больные точнее оценивают степень своего
контроля над ситуацией, причем не только при
неудачах, но и в случае успеха. Здоровые же
испытуемые продемонстрировали явно выраженную
тенденцию переоценивать собственный вклад в
успех и считали, что это они контролируют
ситуацию и добиваются удач, хотя на самом деле
экспериментатор им подыгрывал. Таким образом,
здоровые люди оказались склонны к
необоснованному оптимизму и завышению своих
возможностей, тогда как депрессивные больные
проявили неожиданную точность в своих оценках и
самооценках.
Этот эксперимент поставил психологов
перед очень серьезной проблемой. Рассматривая
способность к объективному восприятию
реальности как высшую самостоятельную ценность,
известный американский психолог профессор
Селигман пришел к выводу, что депрессия имеет
положительную сторону: она позволяет
объективнее воспринимать реальность,
освобождает от необоснованного оптимизма,
искажающего восприятие. Селигман даже
предположил, что из-за этого ценного качества
умеренная депрессия имеет важное
приспособительное значение и именно поэтому не
исчезла в процессе эволюции. Подразумевается,
что всем нам не худо быть немного депрессивными и
благодаря этому более реалистичными. Однако
врачу-психиатру очень трудно согласиться с такой
позицией. Прежде всего депрессия, даже умеренно
выраженная, сопряжена с душевным страданием и
уже по одному этому не может быть
«рекомендована» человеку. Во-вторых, известно,
что депрессия снижает сопротивляемость
организма ко всем вредным воздействиям,
способствует возникновению соматических
заболеваний, вплоть до самых тяжелых, и в силу
всех этих причин не может играть никакой
положительной, приспособительной роли в
эволюции. В-третьих, если даже депрессия
способствует более объективному взгляду на себя
и на мир, то этот взгляд не имеет практического
значения, ибо депрессия одновременно блокирует
активное поведение, так что никакой, даже самый
трезвый подход к действительности не может
реализоваться в поведении и привести к изменению
ситуации в желательном направлении. А зачем в
таком случае «видеть все, как есть», право же, это
только способствует дополнительным мучениям,
что и характерно для депрессии. Но в таком случае
остается предположить нечто противоположное:
неспособность к строго объективному восприятию
реальности, оптимистический взгляд на вещи и на
самого себя, завышенное представление о
собственных возможностях и о способности
контролировать ситуацию – все эти особенности
присущи здоровому человеку, потому что позволяют
ему активнее бороться с трудностями и бросать
миру вызов вопреки отсутствию твердых,
гарантированных шансов на выигрыш. В самом деле
– ни одна задача, требующая нестандартного,
творческого подхода, и впрямь ведь не имеет
очевидных решений и «объективно» выглядит
нерешаемой, поскольку ни разу не была решена в
прошлом. И почти любой риск, без которого
невозможно ни одно серьезное начинание,
представляется неоправданным с точки зрения
холодной логики и подсчета всех «за» и «против»
– до тех пор, пока его не оправдает вовсе не
гарантированный вначале успех. Это значит, что
реальность нельзя оценивать как статичную, то
есть по тем ее признакам, которые она проявляет
на данный момент, – в ее оценку должен имплицитно
входить также и учет предполагаемой активности
человека по изменению реальности, и этот
параметр остается субъективным и сомнительным
до тех пор, пока не реализуется. Его нельзя учесть
вполне объективно – но, с другой стороны, его
нельзя и не учитывать. А для того, чтобы ничто не
помешало этому потенциалу реализоваться,
человек должен сохранять оптимистический взгляд
на свои возможности.
Вера в собственные возможности,
оптимизм, пусть даже несколько избыточный с
позиции трезвого наблюдателя, необходимы для
проявления поискового поведения. Между тем, даже
в тех случаях, когда эта активность не приводит к
успешному решению реальных задач, один
бесспорный выигрыш она гарантирует – выигрыш в
здоровье, ибо сам процесс поиска как таковой
повышает сопротивляемость организма к любым
вредным факторам («не догоню, так хоть согреюсь»).
Так что же, в конечном счете, предпочтительней:
объективно оценить задачу как нерешаемую, а свои
возможности как недостаточные, отказаться от
поиска решения и в результате утратить не только
шанс на решение задачи, но и ухудшить собственное
здоровье – или подойти к проблеме с
неоправданным оптимизмом, включиться в активное
ее решение и по крайней мере выиграть такую
непреходящую ценность, как здоровье, а там,
глядишь, и создать своей активностью неучтенные,
да и не существовавшие ранее шансы на выигрыш?
Ответ представляется однозначным, и именно
поэтому здоровые люди, в отличие от больных
депрессией, видят мир в более розовых тонах, чем
он объективно того заслуживает. Есть правда
объективного, компьютерного учета всех
статичных факторов реальности и есть более
высокая истина динамичного поиска, который эту
реальность преобразует. Для предельного
обострения проблемы приведем следующий пример.
Каждый человек смертен, и перед неизбежностью
собственного исчезновения любая активность
может считаться бессмысленной. Это объективная
реальность, и депрессивные больные нередко ее
осознают. Но здоровые люди наделены способностью
игнорировать эту реальность и продолжать
активное поведение, руководствуясь иллюзией
бессмертия, воспринимая неминуемую смерть как
абстракцию. Если бы не эта иллюзия, не этот
необоснованный оптимизм, смерть каждого из нас
наступила бы раньше из-за отчаяния и депрессии.
Но еще важнее, что остановилось бы все развитие
человечества, имеющее гораздо большее значение,
чем судьба каждого из нас в отдельности, ибо все
общество превратилось бы в большую палату
депрессивных больных. Следовательно, тот факт,
что за стеной действительно находится соседняя
камера, отнюдь не означает, будто биться головой
о стену совершенно нелепо – глядишь, в
результате и камера расширится.
Поисковая активность и социальная
патология
Однако можно ли утверждать, что
поисковая активность полезна всегда и во всем?
Если говорить о телесном здоровье, то безусловно
можно: для нашего организма совершенно
безразлично, в какую сторону мы направляем наше
поисковое поведение и каковы его последствия для
нашего социального окружения. Однако для самого
социального окружения, т.е. для людей, среди
которых мы существуем, это далеко не безразлично.
Поисковое поведение может проявляться в
творчестве, борьбе за благородные идеалы,
альтруистическом поведении, наконец, попытках
преодолеть собственные слабости и отрицательные
тенденции. Во всех этих случаях поиск
оказывается не только спасительным для здоровья,
но и в высшей степени благотворным для
морального климата в малой или большой группе. Я
вспоминаю, с какой белой завистью я читал о
психологической атмосфере в «научной школе
Н.Бора», превосходно отраженной в книге Данина.
Зависть вызывала именно атмосфера научного
поиска и взаимной поддержки в процессе этого
поиска. В таком психологическом климате
проявляются и усиливаются лучшие человеческие
качества.
Однако, к сожалению, это далеко не
единственный и, может быть, даже не самый
распространенный способ реализации поискового
поведения. Активное поведение в условиях
неопределенности вполне может быть
разрушительным, направленным на достижение не
просто эгоистических, а даже низких и опасных
целей. В этом случае оно не утрачивает своего
положительного воздействия на физическое
здоровье человека, склонного к такому поведению,
но крайне отрицательно влияет на моральное
здоровье всего общества.
Каждый читатель может привести
примеры «опасного», разрушительного поискового
поведения. В начале главы я привел в качестве
образца творческой атмосферы институт Бора в 30-е
гг. этого столетия. К сожалению, многие ученые, и
не только выходцы из СССР, могут вспомнить прямо
противоположные примеры разрушительного
психологического климата во многих научных
лабораториях. Я заинтересовался этим феноменом и
провел не столько научное исследование, сколько
частное детективное расследование, беседуя с
сотрудниками таких лабораторий. Выяснилось, что
для них была характерна одна и та же динамика
поведения руководителя. Будучи исходно
человеком активным и инициативным, с высокой
потребностью в достижении успеха и нередко даже
с определенным уровнем творческих способностей,
этот руководитепь, по мере достижения
административных постов, все меньше
интересовался наукой и вообще тем делом, ради
которого лаборатория создавалась, и все больше –
конкурентными отношениями с другими заведующими
лабораториями. Конструктивное поисковое
поведение прекращалось, выдыхалось (этому очень
способствовали общие социальные условия
«наказуемости инициативы»). Но высокая
потребность в поиске как таковом сохранялась,
организм требовал ее удовлетворения, организм
угрожал сбоем и нарушением здоровья в случае
отказа от поиска. Между тем творческая
деятельность уже утратила привлекательность,
ученый терял темп и отставал от развития науки в
то время, которое тратил на создание и упрочение
карьеры. И реально оставался только один путь для
реализации поискового поведения – путь
закулисной борьбы и взаимного подсиживания, путь
интриг и административных восторгов. Когда
наблюдаешь, с какой страстью заслуженный в
прошлом человек отдается мелочной борьбе за
совершенно недостойные интересы, поневоле
закрадывается сомнение, что им движут только
рациональные (пусть даже крайне эгоистические и
аморальные, но все же рациональные) мотивы.
Возникает подозрение, что его толкает на этот
путь едва ли не какая-то биологическая мотивация,
нечто, требующее немедленного удовлетворения. Я
полагаю, что это потребность в поисковом
поведении, принявшая крайние антисоциальные
формы. Не исключено, что в глубине собственного
подсознания такой начальник чувствует
унизительность своего поведения; но организм
властно требует активности, никакая другая форма
активности уже невозможна, и подспудное
недовольство собой, по механизму
психологической защиты, трансформируется в
ненависть и агрессивность по отношению к другим
– и особенно по отношению к тем своим
подчиненным, которые еще не утратили способности
к конструктивной поисковой активности, к
научному творчеству. Поразительно, с какой
закономерностью такой начальник начинает
преследовать наиболее одаренных своих
сотрудников, способствующих процветанию его
собственной лаборатории, ее
конкурентоспособности. Возникает
парадоксальная ситуация: администратор еще
может найти общий язык, договориться со своими
реальными конкурентами – такими же
карьеристами, как он сам, но не может примириться
с существованием собственного одаренного
сотрудника, повышающего рейтинг его лаборатории.
Однако психоаналитические механизмы
этого вполне объяснимы: такой сотрудник
становится постоянным укором начальнику,
который не смог до конца вытравить из своего
подсознания ни воспоминания о счастье подлинно
творческой деятельности, ни адекватную оценку
такой деятельности. А потому существование
человека, способного к конструктивному поиску,
снижает самооценку начальника и провоцирует
комплекс неполноценности. В результате вся
деструктивная агрессивность, весь
нереализованный запас поисковой активности
направляется на тех, кто мог бы восстановить
творческий климат в коллективе, и коллектив
переходит в состояние стагнации. Мне больше
всего знакома эта динамика в научных
коллективах, но, к сожалению, это характерно и для
других групп и целых социальных систем. В романе
О.Форш «Одеты камнем» один из героев говорит, что
убивший в себе художника становится злодеем. Я бы
сказал, не только художника – человек, угасивший
в себе творческую искру, легко может стать
злодеем, ибо потребность в поиске, подобно
запруженному ручью, находит себе другое русло и
заодно способна размыть моральные ценности.
Неправильно ориентированный поиск – страшная
разрушительная сила, ибо он тесно связан с
потребностью в самосохранении.
Концепция поисковой активности
позволяет по-новому взглянуть на старую проблему
юношеской агрессивности. Долгое время считалось,
да и сейчас многие придерживаются мнения, что
агрессивность – неотъемлемое биологическое
свойство юности, и следовательно, с ним
бесполезно бороться. Однако некоторые факты
позволяют усомниться в таком обобщении.
Во-первых, согласно этой концепции,
биологическая агрессивность зависит от пола и
свойственна преимущественно мальчикам. Между
тем, в последние годы в России неоднократно
обсуждалась проблема беспричинной девичьей
агрессивности. Во-вторых, большой опыт
наблюдения и воспитания свидетельствует о том,
что избыточная агрессивность – отнюдь не
универсальное свойство юности. У многих
благополучно развивающихся юношей нет и намека
на агрессивное поведение. Чем больше юноша
поглощен интересующими его делами – будь то
учеба, кружки, спорт или хобби, – тем менее он
агрессивен. Напротив, отсутствие стабильных
интересов предрасполагает к агрессии и другим
формам отклоняющегося поведения. Рассуждая в
русле концепции поисковой активности, можно
сказать, что чем в большей степени поисковая
активность находит выражение в адекватном и
продуктивном поведении, тем меньше шансов для
деструктивной агрессивности. Но это значит, что
агрессивность поддается регуляции и воспитание
правильных установок и нормальных интересов
играет решающую роль. Это означает также, что
недостаточно подавить агрессивное поведение
угрозой наказания – необходимо предоставить
человеку альтернативную возможность для
самореализации, для осуществления поискового
поведения. Без такой альтернативы подавление
агрессивности может привести к депрессии или
психосоматическим заболеваниям.
Продолжение следует
|