УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Г.А.УФИМЦЕВА,
Д.Ш.МАТРОС

Продолжение. См. No 45, 47, 48/2000; 2, 3, 4/2001

Контрольные тесты к учебникам Федерального комплекта

Нумерация абзацев соответствует учебнику: Беляев Д.К. и др. Биология. 10-11-й классы

6. Положение, согласно которому виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости, характеризует сущность закона:

а) гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова;
б) сцепленного наследования Т.Моргана;
в) независимого расщепления генов Г.Менделя;
г) расщепления Г.Менделя.

(Ответ: а.)

7. Появление сходных форм наследственной изменчивости у близкородственных видов объясняется:

а) одинаковым или близким числом хромосом, одинаковым расположением аллельных генов в хромосомах;
б) способностью хромосом мутировать;
в) обитанием в сходных условиях среды;
г) сходным строением организмов.

(Ответ: а.)

§ 32. Наследственная изменчивость человека

1. Методом изучения наследственности человека не является:

а) цитогенетический;
б) прямой эксперимент;
в) близнецовый;
г) генеалогический.

(Ответ: б.)

2. Возрастающая роль генетики для медицины объясняется:

а) увеличением числа заболеваний человека;
б) поисками средств защиты от инфекционных заболеваний;
в) увеличением числа наследственных заболеваний человека, в связи с появлением новых мутагенов;
г) появлением новых опасных для здоровья человека мутагенов.

(Ответ: в.)

3. Метод окрашивания и рассматривания хромосом под микроскопом называется:

а) цитогенетическим;
б) генеалогическим;
в) близнецовым;
г) биохимическим.

(Ответ: а.)

4. Существование видов-двойников, не отличающихся по анатомическому строению, но имеющих различные наборы хромосом, было установлено с помощью метода:

а) биохимического;
б) генеалогического;
в) близнецового;
г) цитогенетического.

(Ответ: г.)

5. Генеалогический метод позволяет:

а) выявить фенотипическое проявление признака, обусловленное средой;
б) установить закономерности наследования различных признаков;
в) изучить влияние экологических факторов;
г) изучить наследственно обусловленные нарушения обмена веществ.

(Ответ: б.)

§ 33. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека

1. Отсутствие или избыток продукта определенной биохимической реакции является у человека причиной заболеваний:

а) обмена веществ;
б) хронических;
в) инфекционных.

(Ответ: а.)

2. Сахарный диабет является примером:

а) хромосомных заболеваний;
б) молекулярных заболеваний;
в) врожденного нарушения обмена веществ;
г) инфекционных заболеваний.

(Ответ: в.)

3. Отрицательные последствия (гибель плода) наличия в крови резус-фактора проявляются при вступлении в брак резус-отрицательной женщины и резус-положительного мужчины. Это объясняется тем, что:

а) организм матери вырабатывает антитела;
б) плод наследует резус-отрицательную кровь;
в) плод выделяет антигены;
г) плод наследует резус-положительную кровь.

(Ответ: а, в, г.)

4. Основным путем предотвращения наследственных заболеваний является:

а) реабилитация;
б) лечение;
в) установление их причин;
г) профилактика.

(Ответ: в.)

5. Медико-генетическое консультирование не обеспечивает:

а) прогноз вероятности рождения генетически неполноценного потомства;
б) контроль за ребенком в период его внутриутробного развития;
в) рождение здорового ребенка с наследственными аномалиями;
г) прогноз вероятности рождения второго здорового ребенка, если первый был наследственно болен.

(Ответ: б.)

§ 34. Одомашнивание как начальный этап селекции

1. Селекция как вид научной деятельности возникла:

а) во второй половине XX в. благодаря использованию искусственного мутагенеза в селекции;
б) в первой половине XX в. благодаря открытию Н.И. Вавиловым центров происхождения культурных растений;
в) в середине XIX в., благодаря созданию эволюционной теории Ч.Дарвином;
г) в конце XIX в., благодаря работам И.В. Мичурина.

(Ответ: в.)

2. Причиной окультуривания растений и одомашнивания животных является:

а) переход человека от охоты на диких животных и сбора дикорастущих растений к разведению животных и выращиванию растений в искусственно созданных условиях;
б) возрастание потребностей человека в пище и одежде;
в) постоянное улучшение человеком свойств культивируемых растений и животных;
г) зависимость благополучия человека от ограниченного набора видов растений и животных.

(Ответ: г.)

3. Одомашнивание является начальным этапом:

а) селекции растений, животных;
б) селекции растений;
в) гибридизации;
г) селекции животных.

(Ответ: а.)

4. Центрами происхождения культурных растений Н.И. Вавилов считал регионы мира, где:

а) имеются наиболее благоприятные условия;
б) найдено большое количество ископаемых остатков растений;
в) наблюдается наибольшее число сортов и разновидностей какого-либо растения;
г) отсутствуют конкурирующие виды.

(Ответ: в.)

5. Центрами происхождения культурных растений:

а) хлопчатник, арбуз, кофе;
б) капуста, брюква, люпин, оливковое дерево;
в) пшеница, рожь, овес, чечевица;

являются:

1. Переднеазиатский;
2. Средиземноморский.
3. Африканский.

(Ответ:1–в, 2–б, 3–а.)

6. Центрами одомашнивания животных:

а) индейка, лама, тур;
б) свинья, собака, куры;
в) овца, коза.

считаются центры:

1. Индонезийско-Индокитайский;
2. Южно-Среднеамериканский;
3. Передне-Малоазиатский.

(Ответ: 1–б, 2–а, 3–в.)

7. По выражению Н.И. Вавилова, селекция «представляет собой эволюцию, направляемую волей человека». Это означает, что селекция:

а) осуществляется человеком;
б) представляет длительный процесс;
в) приводит к образованию новых пород животных и сортов растений;
г) приводит к образованию новых пород животных и сортов растений, удовлетворяющих потребностям человека.

(Ответ: г.)

9. Установлено, что домашние животные:

1) лошадь;
2) корова;
3) овца;

произошли от предков:

а) тарпана;
б) тура;
в) лошади Пржевальского;
г) муфлона.

(Ответ: 1–а, 2–б, 3–г.)

§ 35. Методы современной селекции

1. На первых этапах окультуривания растений человек пользовался отбором бессознательно, т.е.:

а) отбирал растения только по одному признаку;
б) отбирал растения по приспособленности переносить недостаток воды или ее избыток;
в) отбирал растения, способные сохранять семена в колосе;
г) ставил цели изменить лишь отдельные признаки растения.

(Ответ: а.)

2. Человек начал пользоваться сознательным отбором:

а) не зная законов наследственности и не владея теорией отбора;
б) владея теорией отбора;
в) владея практикой гибридизации;
г) открыв законы наследственности.

(Ответ: а.)

3. Близкородственное скрещивание животных и самоопыление растений:

а) не изменяет жизнеспособность и плодовитость потомков;
б) снижает жизнеспособность и плодовитость потомков;
в) повышает жизнеспособность и плодовитость потомков;
г) повышает жизнеспособность и снижает плодовитость потомков.

(Ответ: б.)

4. В селекции проводят самоопыление перекрестноопыляемых растений с целью получения чистых линий. При этом снижается жизнеспособность растений, уменьшается их продуктивность. Это обусловлено:

а) переходом рецессивных мутаций в гомозиготное состояние;
б) увеличением числа доминантных мутаций;
в) уменьшением числа мутаций;
г) переходом рецессивных мутаций в гетерозиготное состояние.

(Ответ: а.)

5. Родственные скрещивания закрепляют у потомства определенные качества благодаря:

а) изменению фенотипа;
б) сцепленному наследованию;
в) повышению гомозиготности;
г) повышению гетерозиготности.

(Ответ: в.)

6. В результате скрещивания генетически отличающихся чистых самоопыляющихся линий в первом гибридном поколении наблюдается эффект гетерозиса. Это обусловлено:

а) переходом рецессивных мутаций в гетерозиготное состояние;
б) накоплением рецессивных мутаций;
в) накоплением доминантных мутаций;
г) переходом рецессивных мутаций в гомозиготное состояние.

(Ответ: а.)

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru