КОПИЛКА ОПЫТА

В.Р. НАБИУЛЛИНА,
учитель биологии, ОУ № 5, г. Невьянск Свердловская область

Фенологические наблюдения в курсе школьной биологии

Многообразие и уникальность природы Урала, как и других мест нашей страны, накладывают на каждого из нас ответственность за ее сохранность, за поддержание природных сообществ в таком состоянии, чтобы и будущие поколения смогли изучать их и восхищаться ими.
Формирование у людей высокой экологической культуры невозможно без экологического образования школьников. Экологическое образование и воспитание должно быть основным направлением в работе как на уроках естественно-научного цикла, так и во внеурочной деятельности. Но воспитать у ребят ответственное отношение ко всему живому на земле можно лишь при регулярных контактах с природой. В своей работе я использую несколько форм, позволяющих приобщить учащихся к непосредственным наблюдениям в природе.

ЭКСКУРСИИ

Экскурсия в природу – одна из интереснейших форм урока. Экскурсии могут быть проведены на уроках естествознания в 5–6-х классах, биологии в 6–8-х классах, экологии в 9-м классе.
При проведении осенней, зимней и весенней экскурсий мы всегда посещаем один и тот же городской парк. Придя на место, встаем полукругом и начинаем разговор о том времени года, на которое пришлась экскурсия. Обсуждаем общие явления, характер погоды, вспоминаем стихи... Узнаем по силуэтам деревья и кустарники. Напоминаем друг другу правила поведения в природе.
А затем начинается непосредственная работа – небольшое самостоятельное исследование в группах. У каждого ученика с собой – блокнот, карандаш и линейка. На класс бывает 1–2 фотоаппарата. Учитель выдает лупы и выполняет роль консультанта.

Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» (6-й кл.)

Задание группе № 1

1. Отметьте, какие растения встречаются на данном участке, какие изменения произошли с ними осенью.
2. Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.

Задание группе № 2

1. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
2. Соберите 20 листьев с одного дерева или кустарника и оформите гербарий, расположив листья по степени изменения окраски, начиная с зеленой.

Экскурсия «Зимние явления в жизни растений» (6-й кл.)

Задание группе № 1

1. Измерьте толщину снежного покрова, охарактеризуйте его (наличие корки, приствольные круги).
2. Определите несколько деревьев и кустарников по их внешнему виду. Зарисуйте силуэты двух деревьев и двух кустарников.

Задание группе № 2

1. Отметьте признаки приспособленности деревьев и кустарников к зимним условиям.
2. Рассмотрите под лупой почки. Отметьте в их строении приспособленность к перенесению зимних условий. Определите несколько деревьев и кустарников по почкам (расположение почек на побегах, их форма, особенности чешуек, запах). Сделайте рисунки.

Весенняя экскурсия «Природные сообщества» (тема «Биосфера» в курсе естествознания – 5-й кл.)

Задания

1. Рассмотрите найденные вами растения и опишите не менее трех из них, заполнив таблицу.

2. Рассмотрите под лупой строение цветка. Сосчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок и пестиков.
3. Сделайте рисунок.

В ходе таких экскурсий учащиеся знакомятся с местной флорой, получают представление о сезонных явлениях в природе, а также приучаются к систематическому ведению дневниковых записей непосредственно в процессе работы. При этом в кабинете биологии накапливается материал по фенологическим наблюдениям, который может быть использован в дальнейшем на уроках биологии или при написании рефератов.

РЕФЕРАТЫ

Работа над рефератами – еще одна форма внеклассной работы по фенологии. Ежегодно мы с учащимися 9–11-х классов готовим к школьной научно-практической конференции до десятка рефератов, среди которых есть и основанные на фенологических наблюдениях.
Например, при работе над рефератом «Биологические часы: современное состояние проблемы» ученицей (Коровина Ира, 11-й кл.) были проведены наблюдения всех фаз сезонного развития генеративных органов – от бутона цветка до образования семян – у льна культурного, а также сделаны описания и рисунки цветка в разное время суток: утро, день, вечер.

Выдержки из дневника наблюдений:

«26.07.98. Утро, небольшое испарение, Т= +19...+20 °С. Почва влажная. В 8.00 ч бутоны цветка слегка вздуты, но еще закрыты.

27.07.98. Такое же утро. Т=+20...+24 °С. Воздух сухой. Растение в 9.00 ч приподняло свой цветок по направлению к солнцу. В 10.00 ч цветок наполовину раскрыт, к 10.30 цветок раскрылся полностью и расправил свои лепестки.

28.07.98. Жаркий, сухой день. Т=+28...+29 °С. Цветок полностью раскрыт, но концы лепестков слегка загнуты внутрь, бутон направлен под углом 45° к солнечным лучам. Время полного раскрытия бутона – 2 ч...»

Такие наблюдения создают у учащихся целостное представление о развитии растений и дают возможность увидеть взаимодействие живой и неживой природы.

ФАКУЛЬТАТИВ «ЭКОЛОГИЯ ПАРКА»

В задачи факультативного курса входит углубление системы экологических знаний и знаний о садово-парковом искусстве. Начинали мы с простейших практических работ – учились делать описание отдельных участков парка и выполняли зарисовки осеннего, зимнего и весеннего пейзажей, форм и крон древесных пород, произрастающих в парке. Делали рисунки следов зверей и птиц на снегу, определяли их. Составляли карту высоты снежного покрова в разных участках парка. Делали гербарий вечнозеленых растений и составляли спектр изменения окраски листьев на примере березы и осины. Писали мини-рассказы и стихи. И, конечно же, вели фенологические наблюдения. А еще нами был оформлен макет «Парка будущего».

Хочется отметить, что ребята с большим желанием посещали занятия факультатива, т.к. мы не только вели определенную работу, но и находили время для игр на свежем воздухе.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ

Учебные экологические тропы создаются сейчас как во многих местах нашей страны, так и за рубежом. Я сама принимала участие в создании экологической тропы турбазы «Солнечный камень» (1988) вблизи г. Сысерти. Летом того же года мы с детьми провели 1-й экологический лагерь в зоне базы отдыха «Зеленый мыс» и проложили там первую экологическую тропу в нашем районе, включающую шесть пикетов:

  • березовая роща;

  • муравьиная тропа;

  • земляничная поляна;

  • смена биоценозов;

  • охраняемые растения;

  • истоки.

На этой учебной тропе мы проводили не только экскурсии с учителями и учащимися района, но и вели наблюдения за растениями и животными в разные сезоны. Результаты фенологических наблюдений были представлены в виде рефератов, например:

1. «Охраняемые растения экологической тропы». (Долгорукова Женя, 8-й кл.)

2. «Лекарственные растения экологической тропы». (Коновалова Наташа, 8-й кл.)

3. «Муравьи–обитатели экологической тропы». (Заева Анжела, 7–8-й кл.).

На следующий год (1989) мы с ребятами дважды (зимой и весной) побывали на экологической тропе Бажуково – «Оленьи ручьи», поразившей нас своим великолепием и уникальностью.

А еще через год (1990) во время очередного экологического лагеря на озере Таватуй мы проложили и описали вторую в нашем районе экологическую тропу – «Восточный Таватуй», и провели по ней экскурсии с детьми из прилегающих летних лагерей и баз отдыха.

Шесть лет назад (1995) на территории пришкольного участка нашей школы была проложена еще одна экологическая тропа, которую мы назвали «ШЭТ» (школьная экологическая тропа). Она включает шесть пикетов:

  • зеленая аптека;

  • аллея первоклассников;

  • школьный сад;

  • площадка «Родничок»;

  • школьный стадион;

  • тополиная аллея.

Экскурсии по тропе проводят члены экологического кружка. Начинается эта работа с малышей, которые сначала знакомятся с окружающей природой школы, затем – с природой расположенного неподалеку парка, а став взрослее, выходят на экологический практикум за город.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКУМЫ

Такие практикумы проводятся в конце мая и стали уже традиционными. Их с нетерпением ждут и дети, и классные руководители. Практикумы проводятся для учащихся 5–8-х классов, для каждой параллели – свои:

  • естествознание (5–6-й кл.);

  • растения (7-й кл.);

  • животные (8-й кл.);

Например, практикум по растениям мы проводим за городом, в весьма живописном месте. Нас – много, обычно это шесть классов и в каждом классе по три группы.

Каждая группа получает на месте конверты с заданиями, которые имеют элементы игры, что придает работе особую романтику: «Робинзоны», «Инопланетяне», «Научные эксперты». Так, в конверте «Робинзоны» два листочка: один – легенда, второй – дневник Робинзона.

Легенда. Вы – «Робинзоны». Ваш корабль потерпел кораблекрушение. Вы очнулись на необитаемом острове. От длительного пребывания в воде у вас поднялась температура, начались сильные головные боли. Два дня вы ничего не ели. Вам необходимо:

  • определить направление на юг. Там находится ваша любимая Родина и оттуда придет спасительный корабль;

  • срочно «привести в порядок» свой заболевший организм;

  • найти какую-нибудь пищу;

  • предположить возможные изменения погоды на ближайшее время, чтобы решить вопрос о необходимости убежища.

Дневник Робинзона. Даже Робинзон вел дневник (иначе как бы мы о нем узнали?). В своем дневнике, указав дату, приведите географическую привязку исследуемой территории. Вычертите схематический план места вашей стоянки и опишите причины сделанного вами выбора. План нужно сориентировать по сторонам горизонта.

Составьте список растений, встречающихся в окрестностях, с указанием: редкое, лекарственное, медоносное, пищевое, ядовитое, декоративное и т.д.

Составьте таблицу и отметьте в ней наблюдаемые явления, по которым, согласно известным вам народным приметам, можно предсказать погоду.

Перечислите возможности использования природы в интересах человека, потерпевшего кораблекрушение. Дайте советы Робинзонам по выживанию в условиях дикой природы в данном месте.

Таким образом учащиеся осознают свое единение с природой, закрепляют умения наблюдать, описывать, определять, сравнивать и давать оценку происходящим вокруг них природным явлениям.

Работают дети обычно в течение 1–1,5 ч. Обработанные и оформленные результаты сдают учителю. Затем устраиваем привал: обед и подвижные игры.

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ

В настоящее время в Свердловской области создана одна из наиболее полных систем охраняемых территорий в нашей стране. На территории нашего Невьянского района выделено семь памятников природы:

  • Невьянский пруд;

  • озеро Таватуй;

  • озеро Аятское;

  • болото Малиновское;

  • болото Кукушкинское;

  • скалы Семь Братьев и Одна Сестра;

  • Невьянский лесхоз (участки высокопродуктивных сосняков).

Эти памятники природы хорошо известны нашим ребятам. Мы бываем там в разное время года и не устаем восхищаться красотой и неповторимостью уральской природы. Мы с учащимися провели подробное описание этих памятников природы (особенно животного и растительного мира), на основе многолетних наблюдений составили их паспорта. На Невьянском пруду и озере Таватуй проводятся многодневные экологические лагеря.

Из других форм изучения сезонных явлений природы, которые мы используем в нашей школе, хочу назвать:

  • фотогербарий, который включает в себя фотографии местных растений с их описанием (экология и фенология);

  • кружок «Комнатное цветоводство», благодаря работам которого все растения в кабинете биологии распределены по группам: растения тропиков, субтропиков, пустынь и полупустынь;

  • листовки, которые выходят в строгом соответствии с сезоннымим явлениями. Весна: «День птиц», «Внимание: нерест!», «Нет сборщикам березового сока!», «Их (охраняемые растения) нужно беречь!». Зима: «В защиту елки» и др.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru