Я ИДУ НА УРОК

А.А. ГУРЕВИЧ

Работа школьного кружка по изучению водорослей

В нашей школе организован альгологический кружок, члены которого занимаются изучением жизни и строения водорослей.

Работу с новыми членами кружка мы начинаем обычно после изучения в 6-м классе темы «Водоросли». На первом, организационном занятии рассказываем о содержании предстоящей работы, указываем, что следует иметь для занятий (плотную белую бумагу или альбом для рисования, карандаши простые и цветные, ластик), выбираем старосту и секретаря кружка.

На следующем занятии мы знакомим кружковцев со значением водорослей в природе и в жизни человека. Рассказ сопровождается показом соответствующих таблиц, рисунков, микрофотографий, а также книг о водорослях, которые рекомендуется прочитать. Специально обращаем внимание учащихся на то, что многие из демонстрируемых на занятии наглядных пособий изготовлены их старшими товарищами-кружковцами.

Зеленые водоросли

Зеленые водоросли: 1 – хламидомонада; 2 – хлорелла;
3 – клаотериум; 4 – улотрикс; 5 – спирогира; 6 – кладофора

Десмидиевые водоросли

Десмидиевые водоросли

Золотистые водоросли

Золотистые водоросли: 1 – хризамеба; 2 – маломонада; 3 – гинобрион

Эвгленовые и красные водоросли

Эвгленовые и красные водоросли: 1 – эвглена; 2 – факус; 3 – батрахоспермум

Синезеленые водоросли

Синезеленые водоросли: 1 – носток; 2 – глеотрихия; 3 – анабена; 4 – осциллятория

Желтозеленые водоросли

Желтозеленые водоросли: 1 – цератиум; 2 – перидиниум; 3 – ботридиум

Чтобы успешно наблюдать за водорослями, надо знать устройство микроскопа и уметь им пользоваться. Поэтому ряд последующих занятий мы посвящаем изучению микроскопа, обучаем юннатов пользоваться осветительной аппаратурой, рисовальным аппаратом, окуляр-микрометром (для измерения водорослей).

После того как члены кружка приобретут навыки работы с микроскопом, предлагаем им зарисовывать водоросли — сначала простые (плеврококк, сценедесмус, спирогиру), затем более сложные, например представителей десмидиевых.

Наряду с изучением микроскопа кружковцы занимаются изготовлением приспособлений, необходимых для сбора водорослей. Так, например, в школьной слесарной мастерской можно сделать илосос для сбора водорослей, обитающих в поверхностном слое ила, грузы с крючьями для вылавливания нитчатых водорослей и т.п. Необходимо изготовить планктонную сетку для вылавливания водорослей, обитающих в толще воды. При этом можно использовать книгу М.М. Голлербаха «Водоросли, их строение, жизнь и значение», где приведены описания и рисунки некоторых приспособлений и приборов.

В конце февраля обычно проводится экскурсия на водоем, чтобы выяснить, живы ли водоросли в нем зимой. Придя на водоем, пробиваем во льду небольшую лунку и илососом берем пробу ила, а сеткой облавливаем толщу воды. Материалы первой зимней экскурсии обрабатываем на нескольких последующих занятиях кружка.

Несколько экскурсий на разные водоемы мы совершаем весной, летом и осенью. Объекты, собранные во время экскурсий, определяем, зарисовываем, делаем с них микрофотографии. Для определения водорослей мы используем различные определители.

Особый интерес у кружковцев вызывают экскурсии на торфяное болото. В выжимках сфагнума встречаются представители одной из наиболее интересных и красивых групп водорослей — десмидиевые. Сбор их можно проводить не только летом, но и ранней осенью. В солнечную погоду в мелких водоемах, где растет сфагновый мох, эти водоросли собираются у поверхности воды. Воду из водоемов мы зачерпываем стеклянной банкой, в нее же отжимаем сфагновый мох и кладем несколько дернинок мха. Весь этот материал используется затем на занятиях кружка.

Некоторые водоросли консервируем, используя 40%-ный раствор формалина, разбавленный в 10 раз. Водоросли в нем хорошо сохраняются в течение длительного времени.

Каждый член кружка на протяжении всего учебного года работает по определенному заданию, оформляет результаты работы и докладывает о них на заседании кружка.

Вот некоторые из заданий.

1. Изучить зеленые налеты на стенках аквариумов и цветочных горшков. Сделать зарисовки, микрофотографии; составить альбом рисунков «Водоросли аквариумов».

2. Собрать и изучить зеленые налеты на коре древесных стволов, на стенах домов и на заборах, на водосточных трубах. Составить альбом рисунков обнаруженных водорослей.

3. Поместить в аквариум нарезанные куски стеблей высших водных растений из какого-нибудь водоема. Учитывая, что на стеблях водных растений развиваются многочисленные водоросли, наблюдать за зарастанием стенок аквариума водорослями, изучить состав этих водорослей.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru