К.В. АВИЛОВА
Весенние концерты
Весной,
когда оденутся в зелень, наполнятся голосами и
звуками леса и парки, полезно вспомнить старую
пословицу, которая родилась у хантов – жителей
тайги. «В лесу, – говорят ханты, – первое дело
уши, глаза – второе». Последуем и мы мудрому
совету, оставим разговоры, замедлим шаг,
прислушаемся... Нет, я не приглашаю вас в глухую
тайгу. Множество птичьих песен весной разносится
по самому обычному пригородному лесу, звучит во
дворах, садах, на пустырях и даже в жилых массивах
современных городов! Вы слыхали, как поет дрозд-рябинник?
Если нет – не расстраивайтесь! Он поет ужасно!
Смесь скрипа несмазанного колеса и дребезжания
пустой консервной банки – вот нечто, отдаленно
похожее на его песню. Когда рябинник поет, его
надо не просто слушать. На него надо обязательно
еще и смотреть. Чтобы быть более заметным, самец
демонстрирует особенный токовый полет: широко
распустив хвост и подняв над спиной крылья, он
плавно плывет в воздухе над большой лесной
поляной. И так он хорош, желтоклювый и
пестрогрудый, на фоне синего неба и пегой, не до
конца оттаявшей земли, что и неблагозвучная его
песня кажется прекрасной!
А
про каких же дроздов поется в популярной песне:
«Вы слыхали, как поют дрозды, нет, не те дрозды, не
полевые?» Уж конечно, не про полевых, так как
таких в природе вообще нет. Все дрозды – лесные
птицы. Дрозду, чтобы жить и петь, нужен лес. И
лучшие певцы – певчие и черные дрозды,
как и их родственники рябинники, селятся в
лесах. В Западной Европе они не отказываются жить
и в городах, распевать на фонарных столбах,
гулять по газонам в палисадниках... Но мы слышим
песни дроздов только в лесу. И всегда – с высоты.
С вершины самого высокого дерева. Певчий дрозд –
солист, признанный самыми строгими ценителями
птичьего пения. Когда дрозд поет, он не суетится,
а, как дирижер лесного хора, занимает самое
главное, центральное место. Он – за пультом. На
весь затихающий вечерний лес разносятся на заре
величественные звуки его неторопливых колен,
немного напоминающих соловьиные. Ведь и соловей,
самый знаменитый солист птичьего хора, родом из
семейства дроздовых.
Небольшой изящный белобровик в
строе песни как бы заимствует части песни своих
родственников – певчего дрозда и рябинника.
Первая часть – звучная и четкая, как у певчего,
вторая – скрипучая и длинная, как у рябинника, да
притом еще и тихая, словно певец исполняет ее
шепотом, стесняясь такого неблагозвучного
финала своей арии. Первая часть, конечно, не так
эффектна, как у певчего дрозда, но вполне приятна
на слух. Ее отличительная черта – разнообразие
напевов у отдельных певцов. Разные самцы
исполняют ее по-разному: как журчание ручейка,
отдаленное ржание жеребенка, громкую
трехсложную вопросительную фразу... Часто это
разнообразие сбивает с толку: а белобровик ли
это? Разобраться легко, подслушав вторую часть
песни. Для этого надо осторожно подойти поближе и
тихо постоять несколько секунд. Если после трели
вы услышите неясное бормотание и шорох, значит,
ошибки нет – поет белобровик.
Певчий
дрозд, рябинник и белобровик живут по-разному.
Рябинник лепит свое чашеобразное гнездо из земли
и сухой травы в развилке дерева на высоте до 15 м
над землей. Соседние пары живут недалеко одна от
другой, если кому-то грозит опасность, например
пожаловала ворона, соседи защищают поселение
совместно. А защищаться они умеют.
Певчий дрозд более уязвим: он строит
гнездо из мха в чаще молодых елочек чуть выше
человеческого роста. Как ни прячь такое гнездо,
гарантий, что оно уцелеет, нет.
Труднее всех белобровику: его плетеная
из сухих былинок корзиночка размещается на
высоте до 1,5 м на высоком пне, сломанном дереве
или куче хвороста, иногда почти на земле.
Маскируется гнездо неплохо, но, как ни
маскируйся, в набитом людьми лесопарке летом
уберечься трудно.
Тем не менее дрозды, как и многие
другие птицы, если специально не вырубать и не
вытаптывать подлесок, постепенно привыкают к
близости людей, шуму транспорта, музыке, даже
реву взлетающих самолетов. Не могут привыкнуть
только к дыму костров, огонь – вечный враг всего
живого. Как и к частым визитам собак. Даже если
пес не заметит и не разорит гнездо, птица его все
равно бросит. Экологически грамотный человек
весной не пойдет в лес с собакой – ни с болонкой,
ни с овчаркой, во всяком случае не даст лазать без
поводка по кустам. Ведь весной почти в каждом из
них – детский сад для птичьих малышей.
...Далеко разносится среди
белоствольных берез звонкая барабанная дробь.
Это заявляет о своем праве на территорию большой
пестрый дятел. Дробь у него четкая, задорная,
всегда одинаковой продолжительности. Если
услышите тихую и короткую, словно несмелую дробь,
знайте – это барабанит сородич большого малый
пестрый дятел. Высокая протяженная дробь
принадлежит еще одному виду дятлов – белоспинному,
громкая резкая и непродолжительная – выходцу из
тайги, самому редкому у нас трехпалому дятлу.
Все пестрые дятлы используют для своей весенней
дроби специальные «барабанные» деревья, которые
тщательно разыскивают и выбирают. А если повезет,
из темного ельника можно услышать такой раскат,
что вздрогнешь от неожиданности: будто ударяют
раз за разом большим топором! Это дробь самого
крупного из дятлов – черного. Часто вслед за
ней слышится и его голос: протяжное немного
таинственное ки-ааай! с ударением на втором
слоге. Взлетая, черный дятел рассыпает над лесом
короткие гортанные трельки: Кри-кри-кри-кри...!
Если не знаешь, подумаешь, что кричат две разные
птицы.
Два вида дятлов вовсе не издают
барабанной дроби, хотя и выдалбливают дупло, в
котором выводят птенцов. Зато их голоса легко
запомнить. У зеленого дятла незамысловатая
крикливая «песня», в малолюдных лесных оврагах
она звучит таинственно и жутковато. Брачная
песня второго дятла, вернее, близкого
родственника дятлов, невзрачной серой
вертишейки, напоминает многократно
повторенный высокий пронзительный хохот. Порой
птица сидит совсем рядом, но заметить ее на фоне
коры и сучьев почти невозможно.
При наступлении первой фазы весны –
«весны света», когда ничто, кроме удлинения дня,
еще не предвещает смены времен года, начинает
петь в лесу юркий проворный поползень. За его
простую песенку, состоящую из серии
повторяющихся озорных свистов, называют эту
птицу еще «ямщиком». Но есть у него и более
сложная песня, исполняемая также часто, – серии
громких и чистых булькающих звуков.
Крапивник, или подкоренник,
– одна из самых мелких лесных птиц, величиной с
грецкий орех. Его и называют иногда «орешком». Но
голос его по силе и звучности превосходит даже
голоса5 многих более крупных певцов. Крапивник
всегда прячется в валежнике и буреломе, среди
пней и куч хвороста, в оврагах. Весной он
возвращается с зимовки рано, когда такие места
еще завалены снегом. И особенно звонко
разносится над голым еще лесом серебряный
колокольчик его длинной переливчатой песни. А
если взлетит птичка на большой пень, не
переставая петь, поворачивается во все стороны,
тогда ее слышно в самых глухих уголках леса!
Звуки весеннего леса нелегко описать
словами. Даже в пригородном лесу весной за одну
прогулку можно услышать песни десятков разных
птиц. Чтобы научиться различать отдельных
исполнителей по голосам, надо много раз
прослушать каждого. Поют не только птицы. Наряду
с пернатыми в весеннем концерте участвуют и
земноводные: травяные и озерные лягушки, зеленые
и серые жабы. Обычно они поют совсем недолго. Но
как привлекательны на фоне их хора
величественные раскаты соловья и таинственное
стрекотание камышовки над заросшим берегом
неприметной речушки!
Собираясь на природу, оставьте дома
транзисторы и магнитофоны, пожертвуйте звуками
современной музыки ради симфонии природы! И она
вознаградит вас сторицей.
|