В.ВЕРОЛЬСКАЯ,
г. Тамбов
Из биографии ручья
В.В. Глушков с учениками
Тихо журчит Безымянный ручей,
прокладывая свой путь через Чутановку, небольшое
село Кирсановского района Тамбовской области.
Летом он дарит прохладу жителям, служит
прекрасным местом отдыха детей. Здесь в
маленьких запрудах они учатся плавать, а на
берегах загорают и проводят соревнования по
бегу, прыжкам. Часто можно слышать, особенно в
предвечерней тишине, звонкие ребячьи голоса: «Я
быстрее... Ты позже... Я первый, а не ты...»
Чуть повыше – запруда, устроенная
взрослыми для водопоя животных. В знойный летний
день, лениво пережевывая траву, здесь отдыхают
стада коров. Сюда в обед устремляются в легких
разноцветных нарядах с подойниками в руках
доярки, и кажется, жизнь остановилась, замерла,
нет на свете машин, шума, грохота цивилизации.
Течет Безымянный ручей, даря людям
радость.
Но не всегда он был приветливым,
желанным для людей. Еще совсем недавно ручей был
местом, куда спускали все сельские нечистоты –
из коровников, от машинно-тракторной станции, от
свинофермы, из домов сельчан. Пожалуй, не было
грязнее места в селе. Поросший камышами, без
живых обитателей, он был болотом, от которого
шарахались люди. Казалось, что село навсегда
лишилось своего ручья. Так продолжалось много
лет. Только старики иногда вспоминали, что в
довоенное время ручей был местом, где люди брали
воду для питья. Что-то горькое было в их
рассказах, беспросветное.
Безразличие, царившее в селе, не
сломило учителя биологии Виктора Васильевича
Глушкова. Он долго думал, как помочь ручью и решил
создать краеведческий кружок и вовлечь в него
учащихся старших классов малокомплектной
основной школы, выпускники которой в большинстве
своем остаются в родном селе и продолжают
работать в сельском хозяйстве. Работа началась
дружно. Учитель обещал возродить ручей, сделать
его местом отдыха сельчан, особенно детей.
Учитель разбил территорию ручья на
участки, закрепил за ними учащихся, и дети
приступили к исследованию источников
загрязнения, беря пробы воды до и после места
сброса отходов в ручей. Вскоре картина стала
ясна. Высветилось потребительское отношение к
ручью, были очерчены ежеминутные выгоды и потери.
На сельских сходах, в рабочих
коллективах учащиеся со своими аналитическими
выкладками в руках стали призывать нарушителей
экологии к порядку. Сельчане «сдались» сразу, т.к.
многие понимали, что поступают вопреки
сложившейся морали, выразившейся в пословице:
«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».
Труднее пришлось с коллективами, которым надо
было потрудиться и построить заслон стокам в
ручей. Здесь дети не остались в стороне, помогая
вести работу по благоустройству ручья.
Тихо струится Безымянный ручей по
селению, неся свои чистые воды в заповедную
Ворону – приток Хопра, впадающего в Дон. Жители
знают, что ручей оберегается школьниками, что
сейчас дети изучают обитателей ручья, а для этого
они ежегодно во время летних каникул чистят его.
Появились такие обитатели, которые могут жить
только в чистой воде.
Втайне гордятся родители своими
детьми, сумевшими спасти ручей – источник
радости их детства, детства их родителей,
бабушек, дедушек, а теперь и их внуков, правнуков.
Гордятся тем, что в их глубинке работает
замечательный учитель-биолог В.В. Глушков –
неравнодушный человек, который учит их детей
этому.
Летом 1999 г. в ряд районов Тамбовской
области пришла новая беда – появилась саранча.
Она пришла из Саратовской области, и местные
агрономы не были готовы к ее выявлению и
уничтожению. В.В. Глушков первым заметил ее
появление на полях и забил тревогу. Об этом он
рассказал на областной педагогической выставке,
на которой также представил материалы по
экологическому воспитанию и образованию
учащихся, методические разработки различных
внеклассных мероприятий, посвященных борьбе
детского коллектива за «здоровье» Безымянного
ручья.
|