Н.И. АСТАШИНА,
Воротынская средняя школа,
п. Воротынец, Нижегородской обл.
Движение крови в организме.
Лимфообращение
Урок биологии в 9-м классе
Задачи урока: контроль знаний
учащихся по теме «Иммунитет»; развитие образного
и логического мышления; формирование знаний о
кровеносных сосудах, большом и малом кругах
кровообращения, лимфообращении.
ХОД УРОКА
I. Проверка знаний учащихся
Ребята, сейчас вашему вниманию будет
предложен рассказ «В некотором царстве...». Вам
нужно внимательно выслушать рассказ и узнать
действующих лиц. Все они имеют отношение к теме
прошлого урока «Иммунитет». Надеюсь, вы легко
узнаете, кто скрывается за каждым действующим
лицом. В своих тетрадях запишите: «Действующие
лица и исполнители». Во время первого чтения
рассказа столбиком запишите действующих лиц, а
затем, во время второго чтения, напротив каждого
из них – биологический термин, «исполнитель». В
зависимости от полноты, прочности ваших знаний
вы сумеете «узнать» то или иное количество
действующих лиц и исполнителей и в соответствии
с этим получите оценку.
В некотором царстве...
В некотором царстве, в некотором
государстве жили-были законопослушные граждане.
Жили они очень дружно, во всем друг другу
помогали, хотя и были такими маленькими, что
увидеть их можно было только с помощью
микроскопа. Жители разных провинций несколько
отличались друг от друга внешне и отменно
владели какой-то определенной профессией,
которую получали по наследству от своих
родителей.
Жители одной из провинций были отличными воинами
и неустанно несли службу по защите государства
от врагов. Воинов отличал большой рост и любовь к
белому цвету, за что они и получили свое имя.
Кроме того, воины отлично двигались, в отличие от
других своих сограждан.
Среди воинов были четко распределены служебные
обязанности. Одни из них были «мудрыми химиками»,
другие – беспощадными убийцами, а третьи –
ненасытными обжорами. Мудрые химики владели
секретом приготовления химического оружия,
которое легко вступало во взаимодействие с
врагами и обезвреживало их.
Беспощадные убийцы были отличными разведчиками
и следопытами: легко находили врагов и тут же
чинили над ними расправу, беспощадно их убивали.
И, наконец, ненасытные обжоры просто-напросто
поедали врагов, не давая им возможности
навредить родному государству.
Имея такую высокопрофессиональную армию,
государство было надежно защищено от вторжения
чужеземных захватчиков.
О каком государстве идет речь и кто
такие его жители?
Действующие лица и исполнители
1. Царство-государство –
организм человека (тело).
2. Граждане – клетки.
3. Провинции – ткани (клетки сходны по
строению, выполняют общие функции, передающиеся
по наследству).
4. Воины – лейкоциты (большие размеры,
белый цвет, способность двигаться).
5. Мудрые химики – В-лифмоциты (образуют
особые вещества – антитела, которые соединяются
с бактериями).
6. Беспощадные убийцы – Т-лимфоциты
(выделяют особые вещества, вызывающие гибель
бактерий и вирусов).
7. Ненасытные обжоры – фагоциты.
8. Химическое оружие – антитела.
9. Чужеземные захватчики – бактерии,
вирусы, чужеродные тела.
II. Изучение нового материала
1. Общая характеристика
кровообращения
Сегодня мы обсуждаем тему «Движение
крови в организме, лимфообращение» (запись на
доске и в тетрадях). Давайте вспомним, что мы
уже знаем по этой теме. Человек относится к
классу млекопитающих, а особенности строения
кровеносной системы и движение крови в организме
млекопитающих мы изучали в прошлом году.
Пожалуйста, вспомните и назовите характерные
черты кровеносной системы млекопитающих, а
значит, и человека. (Учитель кратко записывает
на доске ответы учащихся: система замкнутая; два
круга кровообращения; четырехкамерное сердце;
кровь артериальная и венозная; артерии, вены,
капилляры.)
2. Кровеносные сосуды
Молодцы, видите, как много вы уже
знаете. Давайте уточним и дополним некоторые
моменты. Итак, скажите еще раз, что такое артерии
и что такое вены. (Артерии – сосуды, по
которым кровь течет от сердца, а по венам – к
сердцу.)
Давайте рассмотрим особенности
строения этих сосудов. Откройте учебники на
с. 58, рис. 34 (Батуев А.С. Биология. Человек.
9-й класс). Посмотрите и скажите, что общего в
строении артерий и вен. (Стенки сосудов
образованы тремя слоями клеток – слой
соединительной ткани, слой гладких мышц,
внутренний слой – эпителиальный.)
А теперь по рисунку найдите различия в
строении артерий и вен. (В артериях хорошо
развит средний слой – слой гладких мышц, а на
внутренней поверхности вен имеются клапаны.)
Как вы думаете, с чем связаны различия
в строении артерий и вен? (С выполняемыми
функциями.)
Артерии имеют более толстые стенки в
связи с тем, что кровь по артериям движется под
большим давлением, и чтобы такое давление
выдержать, нужны прочные стенки. По венам кровь
движется под меньшим давлением, поэтому и слой
гладких мышц здесь тоньше. Но об этом мы
поговорим на следующих уроках. Посмотрите теперь
на рис. 35, с. 58. Что вы можете сказать об
особенностях строения капилляров? (Их стенки
состоят из одного слоя клеток.)
Как вы думаете, почему стенки
капилляров имеют только один слой клеток? (Это
связано с функциями капилляров.)
Через стенки капилляров происходит
вещественный газообмен между клетками организма
и кровью.
3. Движение крови в организме
Теперь давайте проследим, как движется
кровь в нашем организме. (Рассказ учителя по
таблице на доске.)
Большой круг кровообращения –
движение крови от левого желудочка до правого
предсердия. Запишем основные участки большого
круга кровообращения на доске и в тетрадях.
Малый круг кровообращения –
движение крови от правого желудочка к левому
предсердию.
Запишем в тетради основные участки
малого круга кровообращения.
Теперь подчеркните в своих тетрадях
красным цветом те участки кровеносного русла,
где течет артериальная кровь, а где течет
венозная кровь – синим. Вспомните, какая кровь
называется артериальной, а какая – венозной, это
вам тоже знакомо с прошлого года.
Теперь откройте учебник на с. 57,
рис. 33. Потренируйтесь: используя рисунок,
назовите основные этапы движения крови по
большому и малому кругам кровообращения. На эту
работу вам отводится две минуты.
4. Лимфообращение
Что вы знаете о лимфе? (Компонент
внутренней среды организма, разновидность
соединительной ткани.) Сегодня мы пополним
ваши знания новой информацией. По предложенному
плану самостоятельно составьте рассказ о
лимфатической системе, используя текст статьи
«Лимфатическая система» на с. 60.
План рассказа
1. Состав лимфы.
2. Движение лимфы в организме.
3. Строение лимфатической системы.
4. Функции лимфатической системы.
III. Подведение итогов урока
Ответьте на вопросы.
1. Какие вам известны виды кровеносных
сосудов?
2. В чем различие между ними по строению и
функциям?
3. Каковы основные участки движения крови по
большому и малому кругам кровообращения
(использовать таблицу, при затруднении – запись
в тетради)?
4. О чем говорит сходство в строении кровеносной
системы человека и млекопитающих животных?
5. Каковы функции лимфатической системы?
IV. Домашнее задание
Изучить § 18, хорошо разобраться в
рис. 33–35. Знать слова, выделенные курсивом.
|