И.В. СИНЬКО,
лицей No 84, г. Новокузнецк
Лабораторный практикум по анатомии,
физиологии и гигиене человека
(9-й класс химико-биологического
профиля)
Лабораторный практикум включает в себя
лабораторные работы по курсу «Человек: анатомия,
физиология и гигиена», программа которого
соответствует программе углубленного изучения
биологии и требованиям вступительных экзаменов
по биологии в Сибирский государственный
медицинский университет (Томск).
Основная цель лабораторных работ – выработка
навыков учебного эксперимента, закрепление
теоретического материала, повышение интереса к
изучению биологии и развитие индивидуальных
способностей учащихся.
Лабораторный практикум охватывает разделы
курса: «Общий обзор организма», «Ткани», «Нервная
система», «Опорно-двигательная система», «Кровь
и кровообращение», «Дыхание», «Пищеварение»,
«Обмен веществ и энергии», «Кожа», «Анализаторы.
Высшая нервная деятельность». В нем подобраны
такие лабораторные работы, для которых не
требуется особого оснащения и сложных приборов.
Лабораторные работы выполняются либо
индивидуально, либо в парах или группах.
Лабораторная работа No 1.
Устройство светового микроскопа на примере
микроскопа Биолам. Правила работы с микроскопом
Цель: освоить технику работы с
микроскопом.
Материалы и оборудование:
микроскоп Биолам, готовый микропрепарат.
ХОД РАБОТЫ
Рассмотрите основные части микроскопа
Биолам: механическую, оптическую и
осветительную.
К механической части относятся: штатив,
предметный столик, тубус, револьвер, макро- и
микрометрические винты.
В оптическую часть микроскопа входят окуляр и
объектив. Общее увеличение микроскопа равно
увеличению окуляра, умноженному на увеличение
объектива (эти величины приведены на каждом
окуляре и объективе). Помните, что изображение в
микроскопе перевернутое.
Осветительная часть микроскопа состоит из
зеркала, конденсора и диафрагмы. Найдите все
перечисленные элементы на микроскопе, стоящем у
вас на столе.
Рис. 1. Микроскоп МБР-1: 1 — микрометрический
винт; 2 — макрометрический винт; 3 —
тубусодержатель; 4 — винты, перемещающие столик; 5
— предметный столик; 6 — окуляр; 7 — тубус; 8 —
револьвер; 9 — объективы; 10 — отверстие
предметного столика; 11 — конденсор; 12 —
диафрагма; 13 — винт конденсора; 14 — зеркало; 15 —
основание (штатив)
Правила работы с микроскопом
1. Установите микроскоп окуляром к
себе, предметным столиком от себя.
2. Поставьте в рабочее положение
объектив малого увеличения. Для этого
поворачивайте револьвер до тех пор, пока нужный
объектив не займет срединное положение по
отношению к тубусу и предметному столику
(встанет над отверстием столика). Когда
какой-либо объектив занимает срединное
положение, в револьвере срабатывает
устройство-защелка, при этом слышится легкий
щелчок и револьвер фиксируется.
Запомните, что изучение любого объекта
начинается с малого увеличения.
3. Поднимите с помощью
макрометрического винта объектив на высоту
0,5 см. Откройте диафрагму и немного
приподнимите конденсор.
4. Глядя в окуляр (левым глазом),
подберите такое положение зеркала, чтобы поле
зрения было освещено ярко и равномерно.
5. Положите на предметный столик
готовый микропрепарат покровным стеклом вверх.
6. Смотря на тубус сбоку, опустите
его с помощью макрометрического винта так, чтобы
объектив находился на расстоянии около 2 мм от
препарата.
7. Глядя в окуляр, медленно
поднимайте тубус с помощью макрометрического
винта до тех пор, пока в поле зрения не появится
изображение объекта.
8. Прежде чем перейти к большому
увеличению, необходимо отцентрировать препарат,
т.е. поместить объект или ту его часть, которую вы
рассматриваете, в центр поля зрения. Для этого,
глядя в окуляр, передвигайте препарат с помощью
винтов-препаратоводителей или руками, пока
объект не займет нужное положение. Если объект не
будет центрирован, то при большом увеличении он
может оказаться вне поля зрения.
9. Вращая револьвер, переведите в
рабочее положение объектив большого увеличения.
10. Опустите тубус (смотря на него
сбоку) почти до соприкосновения с препаратом
(фокусное расстояние для объектива большого
увеличения равно примерно 1 мм).
11. Затем, глядя в окуляр, медленно
поднимайте тубус, пока в поле зрения не появится
изображение. Не торопитесь, поскольку фокусное
расстояние всего 1 мм и его легко пройти. Для
тонкой фокусировки используйте
микрометрический винт.
13. При зарисовке препарата смотрите
в окуляр левым глазом, а в альбом – правым.
Лабораторная работа No 2.
Проведение антропологических измерений
Цель: научиться измерять и
оценивать показатели физического развития.
Оборудование: ростомер, напольные
весы, сантиметровая лента.
ХОД РАБОТЫ
Измерение роста
Измерение роста проводится с помощью
ростомера. Испытуемый должен встать на платформу
ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками,
ягодицами, межлопаточной областью и затылком.
Экспериментатор измеряет рост испытуемого и
записывает полученный результат.
Измерение окружности грудной
клетки
Экспериментатор с помощью
сантиметровой ленты измеряет окружность грудной
клетки. Для этого испытуемый поднимает руки,
экспериментатор накладывает ленту так чтобы она
проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента
должна проходить по среднегрудинной точке и
плотно прилегать к телу. Затем испытуемый
опускает руки. Окружность груди измеряется в
трех фазах: во время обычного спокойного дыхания
(в паузе), при максимальном вдохе и максимальном
выдохе.
Определите экскурсию грудной клетки –
разность между величинами окружности груди на
выдохе и вдохе. Полученный результат запишите.
Определение массы тела
Измерение проводится с помощью
медицинских весов. Полученный результат
запишите.
Форма отчетности
1. Заполните таблицу.
2. Оцените результаты.
Величина экскурсии грудной клетки у
молодых здоровых людей обычно лежит в интервале
от 6 до 9 см.
3. Сравните полученные вами данные
со среднестатистическими данными таблиц.
4. Сделайте вывод о степени вашего
физического развития.
Используя данные таблицы, найдите
соответствующий «коридор» для каждого из ваших
показателей (на пересечении возраста и
ближайшего значения величины показателя).
«Коридор» характеризует встречаемость
показателя данного признака в различных половых
и возрастных группах: чем больше номер
«коридора», тем ближе ваши показатели к
среднестатистическим данным.
Пример
1. Ваш возраст – 15 лет, длина тела –
160 см. «Коридор» № 4 (для мальчиков).
2. Ваш возраст – 14 лет, масса тела –
40 кг. «Коридор» № 3 (для девочек).
Лабораторная работа No 3.
Наблюдение безусловных рефлексов человека и
животных
Цель: познакомиться с некоторыми
безусловными рефлексами человека.
Оборудование: вата, карандаш с
укрепленным на конце ластиком.
Ход работы
Мигательный рефлекс
Испытуемый сидит. Экспериментатор
прикасается ваткой к ресницам глаза испытуемого.
Ответная реакция – смыкание век.
Тупым концом карандаша прикоснитесь к
бровям, внутреннему и наружному краю глаза.
Определите, в каком случае мигательный рефлекс
вызывается особенно легко.
Рефлекторные действия,
обеспечивающие акт вставания
Испытуемого усаживают на стул,
предлагают сложить руки в «замок», чтобы он не
мог ими воспользоваться при вставании со стула, и
предлагают встать, не помогая себе руками.
Обратите внимание на то, что
испытуемый вначале наклоняется вперед на
определенный угол, а затем встает.
Испытуемому предлагают снова сесть на
стул, сложив руки в «замок» на груди, и встать, не
наклоняясь вперед.
Форма отчетности
Ответьте на следующие вопросы. Почему
при прикосновении к наружному краю глаза
мигательный рефлекс не проявляется? Почему,
чтобы встать со стула без помощи рук, человек
должен сначала нагнуться на определенный угол?
Как определяется момент когда наклон туловища
прекращается и начинается его выпрямление? Что
называют безусловным рефлексом? Каково
биологическое значение безусловных рефлексов?
Нарисуйте схему рефлекторной дуги.
Лабораторная работа No 4.
Безусловные рефлексы продолговатого, среднего и
промежуточного мозга
Цель: познакомиться с безусловными
рефлексами продолговатого, среднего и
промежуточного мозга.
Оборудование: десертная ложка,
спирт, карандаш.
Ход работы
Продолговатый мозг
Черенком ложки экспериментатор
прикасается к задней поверхности языка.
Непроизвольно возникает глотательный рефлекс.
Испытуемый делает подряд несколько
глотательных движений. Когда у него во рту слюны
не останется, глотательный рефлекс проявляться
не будет.
Испытуемый делает 2–3 быстрых и
глубоких вдоха и выдоха. После этого у него на
некоторое время дыхание прекращается.
Форма отчетности
Ответьте на следующие вопросы. Какие
функции продолговатого мозга были выявлены в
этих экспериментах? Какие еще функции этого
отдела головного мозга вам знакомы?
Средний мозг
Экспериментатор предлагает
испытуемым задания (например, прочитать
небольшой текст). Как только все испытуемые
приступили к чтению, он неожиданно и достаточно
сильно стучит по столу карандашом. В этот момент
большинство испытуемых прекратят чтение и
непроизвольно повернут голову к источнику звука
(ориентировочный рефлекс).
Испытуемый смотрит на зажженную лампу.
Виден один источник света. Теперь он осторожно
надавливает на одно из глазных яблок и вновь
смотрит на источник света. Предмет начинает
двоиться, видны две лампочки. Это произошло
оттого, что была нарушена правильная установка
глаза, контролируемая средним мозгом.
Испытуемый закрывает глаза,
вытягивает вперед правую руку с разогнутым
указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в
кулак. После этого кончиком указательного пальца
касается своего носа.
Форма отчетности
Ответьте на следующие вопросы. Какие
функции среднего мозга удалось установить с
помощью данных экспериментов? Вы наверняка
обращали внимание на то, что в общественных
местах двери чаще всего открываются
наружу – с какой функцией среднего мозга это
связано?
Промежуточный мозг
Экспериментатор предлагает
испытуемым заниматься своими делами. А затем
неожиданно дает громкую команду: «Замри!».
Испытуемые замирают в разных позах (поздний
рефлекс промежуточного мозга).
Форма отчетности
Ответьте на следующие вопросы. Каковы
рефлексы, центры которых находятся в
промежуточном мозге, гипоталамусе? Какие функции
в промежуточном мозге выполняет гипоталамус?
Продолжение следует
|