В.Г. СМЕЛОВА,
учитель биологии МОСШ №7, г. Ноябрьск,
Ямало-Ненецкий АО
Продолжение. См. No 33, 34/2001
Строение клетки
Модульное обучение
Приложение 5.
Алгоритм для изучения темы
«Цитоплазма»
УЭ-0. Интегрирующая цель: в
результате работы над учебными элементами ты
должен усвоить знания о цитоплазме как основном
структурном компоненте живой клетки,
связывающем воедино все клеточные органоиды.
УЭ-1. Цель: формирование навыков
работы с учебной литературой.
Последовательность действий
1. Пойди в библиотеку и возьми учебник
«Биология» (авт. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. Т.1).
2. Найди статью 7.2.4. «Цитоплазма» на с. 225.
3. Внимательно прочитай первый абзац со слов: «Во
введении...» до слов «...и запасные вещества».
Здесь упоминается «Введение». Найди его на с. 210 и
прочитай предпоследний абзац со слов «Термин
«протоплазма»...» до слов: «...способностью к
фотосинтезу». Ответь на вопросы: какая разница
между терминами «протоплазма», «цитоплазма»?
Какой термин был предложен раньше? Что он
обозначал? Из чего состоит цитоплазма?
Сделай необходимые записи на листе бумаги.
4. Переходи к изучению главы «Цитозоль, или
основное вещество». Внимательно прочитай первый
абзац. Составь схему:
Ответь на вопросы: что такое
коллоидный раствор? (Обратись к учебнику химии.)
Что такое золь и гель? Какое отношение они имеют к
цитоплазме?
Представь себе холодец. Как ты думаешь, твердый
холодец – это золь или гель?
А растаявший холодец? Придумай какой-нибудь
мнемонический (т.е. образный) прием для
иллюстрации терминов «гель» и «золь».
5. Второй абзац рассматриваемой главы повествует
о функциях цитозоля. Выпиши три его функции.
6. Прочитай последний абзац. Ответь на вопросы:
что такое циклоз? В каких клетках его легче всего
наблюдать?
УЭ-2. Цель: доступно изложить
перед классной аудиторией изученную тобой тему.
1. Подготовься к выступлению на
семинаре. В ходе изложения материала ты можешь
пользоваться своими записями. Составь четкий
схематичный план и напиши его крупным шрифтом на
отдельном листе бумаги (чтобы удобно было
подсматривать).
2. Обязательно отрепетируй свое выступление дома,
лучше, если твоими слушателями станут родители и
сделают необходимые замечания.
3. Постарайся уложиться в 7–10 мин. Удачи!
Приложение 6.
Алгоритм для изучения темы
«Эндоплазматический ретикулум»
УЭ-0. Интегрирующая цель: усвоить
знания об эндоплазматическом ретикулуме как
одном из основных связующих компонентов живой
клетки.
УЭ-1. Цель: формирование навыков
работы с учебной литературой.
Последовательность действий.
1. Пойди в библиотеку и возьми учебник
«Биология» (авт. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор).
2. Нужная тебе статья 7.2.5. «Эндоплазматический
ретикулум» находится на с. 227.
3. Внимательно прочитай первый абзац и ответь на
следующие вопросы:
Почему ЭПР был открыт одним из самых последних
среди клеточных органоидов? Когда стало
возможным его детальное изучение? Какие
органоиды были открыты и изучены еще позже, чем
ЭПР? Почему? Как переводится с латинского слово
«ретикулум»? Что такое микросомы?
Выпиши все новые термины и их определения.
4. Прочитай статью до конца. Рассмотри рис. 7.16. Ты
уже понял, что ЭПР бывает гладкий и шероховатый.
Для выявления особенностей каждого из этих видов
ЭПР составь сравнительную таблицу.
УЭ-2. Цель: подготовить
сообщение по изученной теме перед классной
аудиторией.
1. Подготовься к выступлению на
семинаре. В ходе изложения материала ты можешь
пользоваться своими записями. Составь четкий
схематичный план и напиши его крупным шрифтом на
листе бумаги (чтобы удобно было подсматривать).
2. Все новые термины ты должен выписать на доске и
продиктовать классу их определения.
3. Несколько раз отрепетируй свое выступление
дома и постарайся уложиться в 10–12 мин.
Урок 4. ОРГАНЕЛЛЫ ЦИТОПЛАЗМЫ. РИБОСОМЫ.
КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ. ЛИЗОСОМЫ.
Цели:
- сформировать у учащихся целостное
представление о строении рибосом, комплекса
Гольджи и лизосом в связи с выполняемыми ими
функциями;
- продолжить формирование навыков учащихся по
работе с алгоритмами подготовки сообщений на
заданную тему;
- продолжить формирование общеучебных умений и
навыков, умения пользоваться научной
терминологией;
- воспитывать чувство ответственности за
выполнение заданного объема работы.
Оборудование: таблицы «Строение
животной клетки», «Строение растительной
клетки», «Строение бактериальной клетки»,
«Рибосомы», «Образование лизосом», термины по
теме, красные и зеленые кружки каждому учащемуся,
учебники Н.Грина, У.Стаута, Д.Тейлора «Биология»,
т.1.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Входной контроль
1. Проверка уровня усвоения
предыдущего материала.
Контроль проводится по трем уровням
сложности.
А. 1-й уровень. На доске помещены
термины: а) цитоплазма; б) цитозоль; в) золь; г)
гель; д) мембрана; е) шероховатый ЭПР; ж) гладкий
ЭПР; з) ядро; и) рибосома; к) лизосома. Найдите
соответствующие им определения.
1-й вариант
1. Внутренняя полужидкая среда клетки.
2. Место синтеза и транспорта углеводов и липидов.
3. Текучее состояние вещества.
2-й вариант
1. Главный органоид клетки, управляющий
процессами жизнедеятельности.
2. Место синтеза и транспорта белков.
3. Полутвердое состояние вещества.
Б. 2-й уровень. Охарактеризуйте
суждения. 1-й вариант -«да», 2-й вариант - «нет».
1. Наружная клеточная мембрана состоит
из бислоя липидов.
2. Плазмолиз – это процесс обессоливания
протоплазмы.
3. Цитоплазма выполняет запасающую, транспортную
и энергетическую функции.
4. Протоплазма – это цитоплазма.
5. ЭПР был открыт с помощью электронного
микроскопа.
6. Цитоплазма может существовать в двух
состояниях – золь и гель.
В. 3-й уровень. Что общего между
понятиями:
1) цитоплазма : холодец;
2) мембрана : речной поток;
3) ЭПР : забор.
2. Оценивание ответов.
Взаимоконтроль.
А. 1-й вариант: 1-а; 2-ж; 3-в; 2-й вариант:
1-з; 2-е; 3-г.
Б. Да: 3, 5, 6. Нет: 1, 2, 4.
В. 1– коллоидный раствор; 2–
текучесть; 3 – разграничивающая функция.
Оценка: «5» – 8–9 баллов; «4» – 7–6
баллов; «3» – 5–4 балла.
3. Корректировка ответов.
Ликвидация пробелов в знаниях.
III. Подготовка к осознанному
восприятию нового материала. Постановка целей и
задач урока
IV. Изучение нового материала. Усвоение
новых знаний
1. Строение и функции рибосом
А. Заслушивание выступающего по
алгоритму «Рибосомы» (Приложение 7).
Б. Конкретизация. Учащиеся зарисовывают в
тетради строение рибосомы и записывают функцию
рибосом – синтез белка, а также определения
терминов «рибосома», «полисома».
В. Первичная проверка понимания.
Что общего между понятиями: рибосома –
железобетон?
(Структура: железная арматура аналогична рРНК
– каркас, а бетон – белкам рибосомы).
2. Строение и функции лизосом
А. Заслушивание выступающего по
алгоритму «Лизосомы» (Приложение 8.)
Б. Конкретизация. Учащиеся записывают в
тетради определение лизосомы, функции, которые
выполняют эти органоиды, а также определения
терминов «лизосома», «автолиз», «автофагия».
В. Первичная проверка понимания.
Что общего между понятиями: амеба – лейкоцит.
(Фагоцитоз, образование пищеварительных
вакуолей (вторичных лизосом), способность
самостоятельно передвигаться, одноклеточность и
др.)
3. Строение и функции комплекса
Гольджи
А. Заслушивание выступающего по
алгоритму «Комплекс Гольджи» (Приложение 9).
Б. Конкретизация. Учащиеся
записывают в тетради фамилию автора открытия и
дату, функцию комплекса Гольджи, определения
терминов «комплекс Гольджи», «профермент»,
«диктиосома».
В. Первичная проверка понимания.
Что общего между понятиями: движущийся по
конвейеру продукт – комплекс Гольджи? (Упаковка.)
V. Закрепление изученного материала.
Проводится на двух уровнях.
А. 1-й уровень. У учащихся два
кружка: зеленый (ответ «да») и красный (ответ
«нет»). Для ответа поднимают соответствующий
кружок.
Суждения:
1. Рибосомы были открыты с помощью
электронного микроскопа. (+)
2. Лизосомы – это мембранные органеллы клетки. (+)
3. Мембрана лизосом двуслойна. (–)
4. Рибосомы – это немембранные органеллы. (+)
5. Комплекс Гольджи есть только в растительных
клетках (–).
6. Структурная единица комплекса Гольджи –
диктиосома.(+)
7. Рибосомы синтезируют белки. (+)
8. Лизосомы синтезируют липиды. (–)
9. Одна из функций комплекса Гольджи – упаковка
белков. (+)
10. Рибосомы прокариот и эукариот одинаковы. (–)
Б. 2-й уровень.
1. Перед вами клетка мозгового слоя
надпочечников, которая синтезирует гормон
адреналин. Поместите вместо 1, 2, 3 изученные нами
сегодня и ранее органеллы.
(1 – фагоцитоз (эндоцитоз); 2 –
пищеварительная вакуоль (вторичная лизосома); 3 –
первичная лизосома; 4 – комплекс Гольджи; 5 –
экзоцитоз.)
3. Что объединяет следующие
процессы?
А. Исчезновение хвоста у
головастика и превращение куколки в бабочку.
(Ответ: автолиз.)
Б. Клетки поджелудочной железы и клетки
мозгового слоя надпочечников.
(Ответ: являются частью эндокринной системы,
секретируют гормоны, активно функционирует
комплекс Гольджи.)
В. Эпителий кишечника, клетки кончика корня и
железы листьев росянки.
(Ответ: активно функционирует комплекс Гольджи,
который секретирует гликопротеид муцин.)
VI. Обобщение и систематизация знаний.
Анализ ошибок, допущенных учащимися на выходном
контроле.
VII. Домашнее задание. Проработать
записи в тетради. Внести сведения в общую
таблицу:
Приложение 7.
Алгоритм для изучения темы «Рибосомы»
УЭ-0. Интегрирующая цель: усвоить
знания о рибосомах как органоидах клетки,
синтезирующих белок.
УЭ-1. Цель: формирование навыков
работы с учебной литературой.
Последовательность действий
1. Пойди в библиотеку и возьми учебник
«Биология» (авт. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. T.1.)
2. Нужная тебе статья 7.2.6. «Рибосомы» находится на
с. 228.
3. Внимательно прочитай первый абзац статьи.
Закрой книгу и ответь на вопросы.
Почему рибосомы были открыты одними из последних
клеточных органоидов? Какую функцию они
выполняют?
Выпиши в тетрадь размеры этих органоидов, их
количество в бактериальной клетке и выполняемую
функцию.
4. Прочитай второй абзац. Рассмотри рис. 7.18. Ответь
на вопросы:
Какова структура рибосом? В каких клетках
содержатся 70 S-рибосомы? В каких 80 S-рибосомы? Где
еще, кроме прокариотических клеток, находятся 70
S-рибосомы? О чем это свидетельствует?
Зарисуй в тетради строение рибосомы и подпиши
названия ее частей.
5. Прочитай следующий абзац. Ответь на вопросы.
Из каких двух органических веществ состоит
рибосома? Если провести аналогию между строением
рибосомы и железобетонной плиты, то какое
вещество в рибосоме можно сравнить с ролью
бетона, а какое – с ролью железной арматуры?
6. Со следующим, четвертым абзацем ты можешь
только ознакомиться, подробно процесс синтеза
белка будет рассматриваться во втором полугодии.
7. Прочитай два последних абзаца. Ответь на
вопросы: чем свободные рибосомы отличаются от
связанных? Что такое полисома? Почему в спектакле
«Жизнь и смерть клетки обыкновенной» рибосомы
танцуют и поют, взявшись за руки? Почему в
спектакле задействована не одна, а несколько
рибосом?
УЭ-2. Цель: подготовка сообщения
по изученной теме.
1. Для выступления на семинаре
подготовь шпаргалку – краткий и четкий перечень
излагаемого материала, написанный крупным
шрифтом на отдельном листе бумаги.
2. Заранее подготовь рисунок рибосомы на листе
ватмана. Новые термины должны быть выписаны на
доске, а их определения следует четко
продиктовать классу для записи в тетрадь.
3. Несколько раз отрепетируй свое выступление
дома и постарайся уложиться в 10–12 мин.
Приложение 8.
Алгоритм для изучения темы «Аппарат
Гольджи»
УЭ-0. Интегрирующая цель: усвоить
знания о строении и функциях аппарата Гольджи и
его роли в клетке.
УЭ-1. Цель: формирование навыков
работы с учебной литературой.
Последовательность действий.
1. Пойди в библиотеку и возьми учебник
«Биология» (авт. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор).
2. Необходимый тебе раздел 7.2.7 находится на с. 230.
3. Внимательно прочитай первый абзац,
начинающийся словами «Структуру, известную...»,
до слов «...система взаимосвязанных трубочек».
Рассмотри рис. 7.19, который находится на с. 229.
Ответь на вопросы.
Почему Камилло Гольджи удалось сделать свое
открытие? В каком году это случилось? Удалось ли
Гольджи подробно описать открытый им органоид?
Почему? Что такое «цистерны» и «диктиосомы»?
Чем аппарат Гольджи в растительных клетках
отличается от такового в животных клетках? Какой
метод позволил установить пространственное
расположение стопок и трубочек относительно
друг друга?
Запиши в тетрадь фамилию ученого и дату
сделанного им открытия. Сделай другие
необходимые записи.
4. Прочитай следующий абзац. В нем сказано о
функциях аппарата Гольджи. Выпиши в тетрадь эти
функции и примеры клеток, в которых аппарат
Гольджи особенно хорошо развит (объясни почему).
5. Переходи к изучению третьего абзаца. Ответь на
вопросы.
Какой метод используют для выявления отдельных
этапов секреторного пути? Проследи этапы
белкового пути. Запиши их. Почему
пищеварительные ферменты синтезируются в
неактивной форме?
Выпиши в тетрадь определения следующих понятий:
«профермент», «зимоген», «трипсиноген»,
«трипсин».
6. Прочитай следующий (четвертый) абзац. Объясни,
что такое «гликозилирование». Запиши в
тетрадь. Вспомни, какие органические вещества
называются «гликопротеинами» (в этом тебе
поможет конспект лекции, посвященной
классификации белков). Где в клетках могут
находится гликопротеины? Какую роль играют
олигосахаридные цепи белков?
(Справка: олигосахариды – это полисахариды с
небольшим количеством молекул глюкозы, т.е.
короткие цепи.)
7. Ознакомься с пятым абзацем. Ответь на вопросы. В
какой момент жизни клетки особенно активен
аппарат Гольджи? Какое вещество секретирует
аппарат в этот период?
8. Прочитай шестой абзац. Выясни, какой еще метод
используют при изучении аппарата Гольджи. Что
было установлено данным методом?
9. Прочитай раздел до конца. Какие еще функции
кроме синтеза ферментов и сахаридов, может
выполнять аппарат Гольджи? Заполни таблицу.
УЭ-2. Цель: подготовить
сообщение по изученной теме для выступления на
уроке.
1. В ходе подготовки к выступлению
выпиши на отдельный листок все новые термины, их
определения, фамилии, даты, названия методов (они
должны быть выписаны на классной доске).
2. Заключительная таблица тоже должна быть
начерчена на доске. Достаточно заполнить в ней
только первую графу, остальной материал можно
продиктовать классу для записи в тетрадях.
Приложение 9.
Алгоритм для изучения темы «Лизосомы»
УЭ-1. Интегрирующая цель: усвоить
знания о строении и функциях лизосом и их роли в
жизнедеятельности клетки.
УЭ-1. Цель: формирование навыков
работы с учебной литературой.
Последовательность действий.
1. Пойди в библиотеку и возьми учебник «Биология»
(авт. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор).
2. Тебе понадобится раздел 7.2.8 на с. 233.
3. Внимательно прочитай первый абзац раздела,
начинающийся со слов «Лизосомы...», до слов:
«...представляются гомогенными». Тебе встретился
уже знакомый термин «фагоцитоз». Что он означает?
(Если забыл, то посмотри на с. 224 учебника.)
Ответь на вопросы.
Сколько имеется мембран в лизосоме? Что такое
гидролитические ферменты? Как ты думаешь, что
расщепляют нуклеазы, протеазы, липазы, фосфатазы?
(Подсказка: суффикс «аза» означает фермент,
корень слова – то вещество, которое он
расщепляет.)
Заполни таблицу, вписав в первую графу названия
перечисленных выше ферментов.
Вспомни, что такое рН. Каково значение
рН в лизосомах? Почему? Почему протеолитические
ферменты должны быть изолированы в лизосомах?
4. Прочитай второй абзац. Выясни, есть ли лизосомы
в растительных клетках. Какой органоид выполняет
их функцию?
5. Изучив третий абзац раздела, в котором
рассказывается о месте синтеза лизосом, выясни,
что такое «первичные лизосомы», где они
образуются и что содержат.
6. Переходи к изучению раздела «Переваривание
материалов, поглощенных путем эндоцитоза». Если
ты забыл, что такое «эндоцитоз», то посмотри
раздел 7.22 на с. 224. Ответь на вопросы.
Что такое «вторичная лизосома»? Чем она
отличается от первичной? У каких животных
эндоцитоз – это способ поглощения пищи? Почему
вторичная лизосома называется «пищеварительной
вакуолью»? Что такое «остаточное тельце»? Чем оно
отличается от вторичной лизосомы? Где образуется
активный гормон «тироксин»?
Выпиши определения всех новых терминов в
тетрадь.
7. Переходи к изучению раздела «Автофагия». В
каких клетках чаще всего происходит данный
процесс? Выпиши его определение в тетрадь.
8. Прочитай последние два раздела «Выделение
ферментов из клетки» и «Автолиз». Ответь на
вопросы:
Что такое экзоцитоз? Когда он происходит? Что
такое автолиз? Когда он происходит? Чем автофагия
отличается от автолиза? В чем их сходство?
9. Обобщив изученный материал, ответь на вопрос:
почему лизосомы в клетке называют клеточными
киллерами?
УЭ-2. Цель: подготовить
сообщение по изученной теме для выступления на
уроке.
1. Твое сообщение будет изобиловать
новыми терминами. Выпиши термины и их
определения крупным шрифтом на отдельном листе
бумаги.
2. Обязательно отрепетируй дома свое выступление,
это поможет тебе почувствовать уверенность
перед классом. Постарайся уложиться в 10–12 мин.
3. Перед уроком подготовь доску: выпиши все новые
термины, начерти сетку таблицы.
Продолжение следует
|