Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №36/2001

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

И.В. СИНЬКО,
лицей No 84, г. Новокузнецк

Продолжение. начало см. No 33, 34, 35/2001г.

Лабораторный практикум по анатомии, физиологии и гигиене человека

(9-й класс химико-биологического профиля)

Лабораторная работа №8.
Определение функций костей, суставов и мышц

Согните руку в локтевом суставе. Благодаря чему возможно данное движение?

Форма отчетности

Ответьте на следующие вопросы. Что обеспечивает определенную форму тела? Каким образом фиксируются мышцы? Почему возможно движение отдельных частей тела друг относительно друга? Какие мышцы сгибают и разгибают кисть человека? Где находятся мышцы, сгибающие пальцы? Какая мышца поднимает пятку? В каком движении участвует дельтовидная мышца? Какие мышцы сгибают и разгибают ногу в коленном суставе? Какие мышцы позволяют поддерживать вертикальное положение тела?

Лабораторная работа №9. Изучение крови человека и лягушки

Цель: выяснить особенности строения крови человека и лягушки.
Оборудование: готовые микропрепараты крови лягушки и человека.

ХОД РАБОТЫ

Рассмотрите препараты крови человека и лягушки. Обратите внимание на форму эритроцитов при рассматривании их сверху и сбоку. Одинакова ли она у человека и лягушки? Подумайте, почему при рассматривании в световом микроскопе эритроциты крови человека в средней части слегка просвечивают.
Зарисуйте в одном масштабе по 2–3 эритроцита из каждого препарата крови и один лейкоцит из препарата крови человека.
Найдите черты сходства эритроцитов крови человека и лягушки.
Сравните лейкоциты и эритроциты крови человека. В чем их различие?

Форма отчетности

Ответьте на следующие вопросы. Чья кровь, человека или лягушки, перенесет в единицу времени больше кислорода и почему?
Все ответы и сделанные вами выводы запишите в тетрадь.

Лабораторная работа №10.
Определение типа сосуда на поверхности тела

Цель: доказать, что сосуды, видимые на поверхности руки, — вены.

ХОД РАБОТЫ

1. Наложить на предплечье перетяжку или просто сдавить руку в запястье ремешком от часов и наблюдать, с какой скоростью набухают сосуды. Поскольку они набухают со стороны кисти, можно сделать вывод, что эти сосуды — вены.

2. Сосуды не могут быть капиллярами, так как они слишком крупны. Они не могут быть артериями, потому что не пульсируют. Следовательно, это вены.

Лабораторная работа №11.
Определение кровенаполнения капилляров ногтевого ложа

Цель: научиться экспериментально определять движение крови по сосудам.

Оборудование: сантиметровая линейка, секундомер (часы с секундной стрелкой).

ХОД РАБОТЫ

Измерьте длину ногтя большого пальца от корня до места, где кончается его розовая часть и начинается прозрачный ноготь, который обычно срезается. Нажмите указательным пальцем на ноготь так, чтобы он побелел. Уберите указательный палец. Через некоторое время ноготь начинает краснеть. Повторите опыт, зафиксируйте по секундомеру время до полного покраснения ногтя.

Форма отчетности

Скорость наполнения капилляров ногтевого ложа кровью определите по формуле: V = S/t, где V — скорость кровенаполнения, t — время наполнения капилляров кровью, S — длина капилляров ногтевого ложа.

Сравните скорость тока крови в крупных артериях, венах и в капиллярах ногтевого ложа. Объясните, почему скорость движения крови по этим сосудам разная.

Лабораторная работа №12.
Выявление зависимости движения крови по венам от работы мышц

Цель: определить зависимость между физической нагрузкой и скоростью кровотока.

Оборудование: резиновая трубка, секундомер (часы с секундной стрелкой).

ХОД РАБОТЫ

Экспериментатор перетягивает предплечье испытуемого резиновой трубкой примерно в средней его части. Время начала эксперимента фиксируется с помощью секундомера. Когда четко обозначится рельеф вен, экспериментатор вновь фиксирует время.
При повторении опыта испытуемый сжимает кисть в кулак и разжимает ее (работа выполняется в среднем темпе).

Форма отчетности

Результаты эксперимента занесите в таблицу. Решите, в каком случае наполнение кровью будет идти более интенсивно.

ТАБЛИЦА. Время кровенаполнения вен предплечья в разных условиях

Время кровенаполнения вен предплечья в разных условиях

Лабораторная работа №13
Проведение инструментальных измерений и функциональных проб

Цель: отработать методику измерения артериального давления, навык подсчета пульса в разных условиях.

Оборудование: тонометр, фонендоскоп, секундомер или часы с секундной стрелкой.

ХОД РАБОТЫ

Определение пульса

В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод. Он заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2-, 3- и 4-й пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, нащупывают артерию и прижимают ее к кости. В состоянии покоя пульс можно считать в течение 10-, 15-, 30- или 60-секундных интервалов. После физической нагрузки пульс считают 10-секундными интервалами.

Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний.

Форма отчетности

Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Объясните, почему в разных физических состояниях происходит изменение величины пульса.

Оценка результатов

Частота пульса в возрасте 15 — 20 лет в норме составляет 60 — 90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов в минуту меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7 — 10 ударов в минуту чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100 — 130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130 — 150 ударов в минуту характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150 — 170 ударов в минуту — нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170 — 200 ударов в минуту свойственна предельной нагрузке.

Артериальное давление

Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого (предварительно обнажив левую руку). В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого разогнута и под локоть подставляется ладонь правой руки. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150 — 170 мм рт. ст. Затем воздух из манжетки медленно выпускается и прослушиваются тоны. В момент первого звукового сигнала шкала прибора показывает величину систолического давления (так как в этот момент только во время систолы левого желудочка кровь проталкивается через сдавленный участок артерии). Экспериментатор записывает величину давления. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и исчезнет. В этот момент на шкале можно видеть величину диастолического давления. Экспериментатор фиксирует и эту величину. Для получения более точных результатов опыт следует повторить несколько раз.

Форма отчетности

1. Сравните данные, полученные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод.

2. Рассчитайте значения пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АДсист и АДдиаст). Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.

Артериальное (АД):

АДсист. = 1,7 х возраст + 83
АДдиаст. = 1,6 х возраст + 42

Пульсовое (ПД):

ПД = АДсист. — АДдиаст.

Среднее артериальное (АДср):

Адср. = (АДсист. — АДдиаст.)/3 + АДдиаст.

Оценка результатов

Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.

Средние показатели максимального и минимального давления крови для учащихся

Ответьте на вопросы: Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление? В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему?

Лабораторная работа №14.Техника и методика самомассажа

Цель: освоить методику самомассажа.

Самомассаж шеи и предплечий

Сесть лицом к столу. Согнуть правую руку и упереться в стол. Занести за голову левую руку, а кистью правой поддерживать ее под локоть. От затылка вниз и от шеи к плечевому суставу произвести поверхностное поглаживание, а затем и с некоторым нажимом. Голову при этом надо слегка повернуть в противоположную сторону. Повторить 2–4 раза.
Так же массируют правой рукой шею и левое надплечье.
В том же направлении и на тех же участках слегка согнутыми пальцами совершают вращательные разминающие движения. Повторить 2–4 раза.

Самомассаж головы

Одну ладонь прикладывают ко лбу, другую – к темени, после чего продвигают руки навстречу друг другу. Получается примерно такое движение, будто одна рука зачесывает волосы назад, другая — вперед. Повторить 4 — 6 раз.
Если волосы длинные, поглаживание можно делать кончиками пальцев, прикасаясь ими к коже.
После этого ладонями поглаживают виски от наружных углов глаз к затылку и далее вниз к шее. Повторить 3 — 4 раза.
Сидя на стуле, слегка откинуться назад, спиной опереться на спинку стула. Кончиками указательного и среднего пальцев привести легкое поглаживание за ухом сверху вниз в окружности до 3 см. Затем несильное круговое растирание, при котором пальцы совершают мелкие вращательные движения. Повторить 3 — 5 раз.
В этом же положении делается самомассаж затылочной области: слегка согнутыми и разведенными пальцами, несильно нажимая, производят поглаживание, а затем вращательными движениями легкое растирание. Руки в это время продвигаются сверху, от темени к шее и обратно. Повторить 3 — 5 раз.
Затем в том месте, где затылок соединяется с позвоночником, кончиками указательного и среднего пальцев осторожно производят 5 — 10 постукиваний. Основание ладони в это время опирается о голову.
Кончиками согнутых пальцев попеременно то правой, то левой руки поглаживать лоб посередине от переносицы к волосам. Затем поглаживать лоб в горизонтальном направлении от середины к вискам. В тех же направлениях выполнить круговые растирания. Повторить 3 — 5 раз.
Кончиками средних пальцев рук осторожно произвести поглаживание под правым и левым глазом от наружного угла до внутреннего. А отсюда двумя пальцами — указательным и средним (одним – под, другим – над бровью) — вернуться к наружному углу глаза. Повторить 3 — 4 раза.
Самомассаж лба и области около глаз следует делать очень нежно, без смещения кожи.
Повторить общее поглаживание головы.
Слегка согнув и разведя пальцы, положить их на темя и продвигать к ушам и шее, производя короткие прямолинейные растирания. Пальцы при этом сдвигаются вниз, а затем не до конца возвращаются вверх и снова больше вниз и меньше вверх. Затем выполняются круговые растирающие движения.
Пальцами, несильно надавливая, произвести растягивание и сдвигание кожи на всех участках головы. Повторить 3 — 5 раз.

Самомассаж груди

Сесть боком к столу, на край его положить руку, ладонью другой руки снизу вверх произвести поглаживание груди по направлению к подмышке. Его делают вначале поверхностно, а затем с некоторым нажимом. Повторить 3 — 4 раза.
После этого захватить большую грудную мышцу, мягко разминая ее в поперечном направлении между большим и четырьмя остальными пальцами, одновременно продвигать руку снизу вверх. Повторить 3 — 4 раза. То же сделать на другой стороне.
Женщины должны массировать не грудную железу, а только область выше ее.

Лабораторная работа №15. Первая помощь при кровотечениях

Цель: научиться накладывать жгут, уметь объяснять действия по наложению жгута при артериальном и сильном венозном кровотечениях, применяя знания о строении и функциях кровеносной системы.

Оборудование: резиновые трубки для жгута, палочки для закрутки, бинт.

ХОД РАБОТЫ

1. Прочитайте в §23 учебника (Батуев А.С. «Человек») правила наложения жгута.
2. Наложите жгут на предплечье товарища для остановки условного кровотечения.
3. Забинтуйте место условного повреждения артерии.

Форма отчетности

Опишите последовательность наложения жгута с объяснением своих действий:

1.  Сначала надо определить вид кровотечения, так как...
2.  Жгут следует накладывать... места повреждения, так как...
3. Жгут надо накладывать так, чтобы...
4.  Жгут надо держать примерно... часа, так как...

Лабораторная работа №16.
Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после

10 приседаний (трехфазная проба профессора Л.Г. Серкина)

Цель: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания.

Оборудование: секундомер (часы с секундной стрелкой).

ХОД РАБОТЫ

1. Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течение 3–4 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется.
2. Проделайте 20 приседаний за 30 с и вновь определите время задержки дыхания на вдохе.
3. Отдохните ровно 1 мин и повторите п.1.

Оценка результатов

Оцените полученные результаты с помощью таблицы

Таблица

Оценка результатов трехфазной пробы.

Лабораторная работа №17. Изготовление и применение простейших респираторов

Возьмите марлю длиной 80 см и шириной 40 см. Сложите ее в три слоя, между ними посередине проложите слой ваты толщиной 2 см. Сбоку сделайте надрезы для фиксирования повязки.

Лабораторная работа №18. Санитарная проверка пищевых продуктов

Цель: провести санитарную проверку пищевых продуктов.

Оборудование: банки из-под сгущенного молока, рыбных и мясных консервов; пластмассовые коробки из-под маргарина, йогурта; коробки из-под кукурузных палочек, жевательные резинки, шоколад, банки из-под кофе, какао; детское питание; сухие соки.

ХОД РАБОТЫ

1. Экспертиза упаковки

А. Вид упаковки (металлическая банка, стеклянная банка с закатанной металлической крышкой, стеклянная банка с пластмассовой крышкой, пластмассовая упаковка, алюминиевая фольга, бумага и т.д).
Б. Сохранность упаковки (механическое повреждение, коррозия и т. д).
В. Наличие бомбажа банки.

2. Экспертиза этикетки

А. Полнота информации на этикетке:

— наименование предприятия-изготовителя, его адрес;
— наименование товара, его масса;
— состав;
— калорийность;
— условия и срок хранения;
— дата изготовления;
– рекомендации по применению;
— противопоказания (в случае необходимости);
— наличие консервантов и пищевых добавок;
— обозначения ГОСТа или ТУ.

Б. Соответствие информации на этикетке штриховому коду:

— номер изделия под штриховым кодом чаще всего состоит из 13 цифр;
— первые две цифры соответствуют шифру страны-изготовителя или продавца товара;
— следующие 5 цифр — код предприятия-изготовителя;
— и еще 5 цифр — наименование товара, его потребительские свойства, размеры, масса, цвет;
— последняя цифра — контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером.

Код страны-изготовителя может состоять из трех знаков, а код предприятия из — четырех. Товары, имеющие небольшие размеры, могут иметь краткий код из восьми цифр.

В. Соответствие информации на этикетке и штампа на банке.

Трехрядная маркировка.

  • Первый ряд — дата изготовления (например: 301096);

  • Второй ряд — номер смены (например 102);

  • Третий ряд — тип консервов и номер предприятия (например: Р100): «Р» — рыбные, «Д», «КП», «К», «ЦС», «МС», «ОХ» — мясные.

Икра лососевая маркируется в 3 ряда:

1-й дата изготовления (декада — одна цифра, месяц и год — по две цифры);
2-й ряд ассортиментный знак «икра»;
3-й ряд — до трех знаков — номер завода, один знак смена, Р — индекс рыбной промышленности.

Двухрядная маркировка.

Сгущенное молоко:

1-й ряд — буква «М» (знак молочной промышленности) и номер предприятия (например: 2000);
2-й ряд — номер смены (до трех цифр) и дата (месяц — две цифры и год — две цифры).

Икра осетровая:

1-й ряд — дата (декада — одна цифра, месяц и год — по две цифры);
2-й ряд № мастера (одна–две цифры).

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru