Л.А. ГРИНЧЕНКО,
учитель биологии с.ш. № 26,
г. Находка, пос. Ливадия
Ярмарка знаний по теме «Цветок, плод,
семя»
(6-й класс)
Оборудование: живые экземпляры
цветов, натуральные плоды, семена («Аукцион»);
конверты с кружками красного, желтого и зеленого
цвета у каждого ученика («Светофор»); карточки,
таблицы, открытки, рисунки, схемы для проведения
других этапов; схемы типов цветков.
Музыкальное оформление – магнитофон и
кассета с записью песни «Коробейники («Эх,
полным-полна коробушка»).
На доске – схема «торговых рядов»
(названия этапов игры).
ХОД УРОКА
(Звучит музыка.)
Учитель. Наш урок называется
«Ярмарка знаний». Самое главное на ярмарке –
торг и товар. Команда, выгодней других продавшая
свои знания, станет победителем.
1. Аукцион
Путем жеребьевки определяем тему для
каждой команды: «Цветок», «Плод», «Семя». На столе
лежат живые цветы, плоды (тыква, помидор, горох,
фасоль, орех), семена.
Команды получают задания: описать тип, строение и
функции доставшихся цветков (плодов, семян).
Представление описаний «своего товара».
2. Светофор
Устный тест – учитель зачитывает
вопрос и три последовательных ответа, а учащиеся
должны поднять кружок соответствующего цвета:
красный – утверждение неверное; желтый – ответ
неполный; зеленый – ответ правильный.
1. Цветковые растения размножаются:
– только семенами (красный);
– только вегетативно (желтый);
– и семенами, и вегетативно (зеленый).
2. Венчик цветка прежде всего:
– защищает главные части цветка
(красный);
– украшает цветок (желтый);
– привлекает насекомых (зеленый).
3. Двудомными называют:
– растения, цветки у которых собраны в
соцветия (красный);
– растения, у которых пестичные и тычиночные
цветки находятся на одной особи (желтый);
– растения, у которых пестичные и тычиночные
цветки находятся на разных особях (зеленый).
4. Зная особенности опыления цветковых
растений, можно предположить, что они:
– возникли после появления всех групп
насекомых на Земле (красный).
– возникли до появления насекомых на Земле
(желтый);
– развивались одновременно с некоторыми
группами насекомых (зеленый).
5. В семенах растений органических
веществ:
– больше, чем минеральных (красный);
– меньше, чем минеральных (желтый);
– столько же, сколько минеральных (зеленый).
6. Наибольшее количество белка
содержится в семени:
– подсолнечника (красный);
– пшеницы (желтый);
– фасоли (зеленый).
3. Черный ящик
1. В «черном ящике» лежат открытки с
изображениями растений трех разных видов.
Название одного из них отражено в многочисленных
песнях. Обычно период его цветения совпадает с
временным похолоданием. Второе называют лилией
цветущих долин. Оно цветет в мае. Название
третьего растения зашифровано в популярном
романсе. Цветет в мае–июне. Какие растения
изображены на открытках? Что между ними общего? (Черемуха,
ландыш, белая акация. Все это многолетние
растения с белыми ароматными цветами, собранными
в соцветие кисть. Опыляются насекомыми.)
2. В «черном ящике» находится растение,
которое достаточно широко распространено в
широколиственных лесах, однако его зеленых
листьев никто никогда не видел. Можно встретить
только лилово-розовые цветочные побеги, да и то
только в короткий период весной, в апреле–мае.
Какое растение находится в «черном ящике»?
Каковы его биологические особенности? (Петров
крест. Растение-паразит, не содержит хлорофилла и
живет за счет растения-хозяина (ясень, ольха,
лещина), прикрепляясь к его корням. Стебель (белый
или розовый) расположен под землей, там он
ветвится, образуя фигуры, напоминающие крест, что
и дало видовое название. Листья превратились в
чешуйки. Цветки малиновые или пурпурные, собраны
в густую кисть.)
3. В «черном ящике» – водное растение.
Процесс его опыления воспет дедом Ч.Дарвина в
поэме «Храм природы». Какое растение находится в
ящике, как оно опыляется? (Валлиснерия,
обитающая в реках и озерах. Двудомное растение.
Мужские цветки валлиснерии отрываются от
материнского растения и, подгоняемые ветром и
течением, сами доставляют пыльцу к рыльцу
женского цветка.)
4. Растительный ералаш
1. Соцветие корзинку имеет: кукуруза;
осот; морковь; рожь.
2. Соцветие простой зонтик имеет: вишня; овес;
астра; акация.
3. К однодольным не относится: лук; ячмень; тыква;
тюльпан.
4. Какому из перечисленных растений нужна
максимальная температура для прорастания: рожь,
кукуруза, огурец, горох?
5. Какое из растений надо сажать позже остальных: тыква,
лен, рожь, морковь?
5. Почемучка
1. Любка двулистная – редкое растение
из семейства орхидных. Подлежит охране. Белые
цветки любки начинают издавать сильный запах
только с наступлением вечера. Почему? (Опылители
любки – бабочки, летающие в ночное время.)
2. Почему в еловом лесу преобладают
растения с белыми цветками: майник, ландыш и т.д.? (Под
пологом елового леса всегда темно. Белые цветки
здесь лучше других заметны для
насекомых-опылителей.)
3. Почему вкус плодов тыквы улучшается
при хранении? (Мякоть плодов тыквы богата
крахмалом. При хранении крахмал в тыкве под
действием ферментов превращается в сахар, и
вкусовые качества плодов улучшаются.)
4. Почему семя кувшинки плавает, а
гороха тонет? (Семя кувшинки имеет губчатое
мешковидное покрывало, наполненное воздухом,
которое, как поплавок, удерживает семя на
поверхности воды. Семя гороха такого покрывала
не имеет.)
5. Семена чистотела муравьи расселяют,
а кислицы нет. Почему? (Мясистый белый придаток,
имеющийся на поверхности семени чистотела,
содержит масла, которые являются лакомой пищей
для муравьев. Семена кислицы таких придатков не
имеют.)
6. Сказочные растения
Какие
сказки связаны с растениями и их плодами? К каким
типам относятся плоды упомянутых растений?
(Плод боб – «Принцесса на горошине» Г.-Х.
Андерсена, «Боб, соломина и уголек» братьев
Гримм, русская народная сказка «Петушок и
бобовое зернышко»;
плод зерновка – русская народная сказка «Мужик и
медведь» (рожь), «Конек-горбунок» П.Ершова
(пшеница), русская народная сказка
«Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо» (пшеница);
плод стручок – «Мужик и медведь» (репа);
плод тыквина – «Золушка» Ш.Перро (тыква),
«Приключения Чиполлино» Дж.Родари (тыква);
плод ягода – «Приключения Чиполлино» Дж.Родари (помидор)
и т.д.)
7. Сельскохозяйственный
1. Вы агроном станции защиты растений.
Какие меры, предупреждающие занос семян сорняков
на пахотные земли, вы будете осуществлять? (Необходимо
тщательно очищать семена культурных растений от
семян сорняков; производить отчистку тары, машин,
орудий труда; скашивать сорняки вдоль дорог и
окраин полей до образования семян; вносить навоз,
который не содержит жизнеспособных семян
сорняков.)
2. Вы агроном хозяйства. Будете ли вы
учитывать экспозицию склонов (северная или
южная) при проведении агротехнических приемов
(посев, уборка) на склоновых землях? Почему? (Склоны
северной и южной экспозиций получают
неодинаковое количество солнечной энергии:
южные – больше, северные – меньше. Поэтому на
южных склонах посев и уборку следует проводить
раньше, а на северных – позже.)
3. Два фермерских хозяйства выращивали
рожь. В одном хозяйстве произвели запоздалую, в
другом – преждевременную уборку ржи. Окажут ли
влияние сроки уборки ржи на количество и
качество семян? (При запоздалой уборке
полновесные семена осыпаются, колосья
обламываются и опадают, питательные вещества
семян вымываются дождями и росами; семена могут
прорастать и загнивать в колосьях. Недозревшие
семена щуплые, плохо вымолачиваются, легко
травмируются, содержат мало питательных веществ.
Уборку ржи целесообразно начинать, когда зерно
достигает восковой спелости.)
8. Перевертыши
Прочтите зашифрованные слова и
исключите «лишнее».
1. Рьцлеы, льпныик, зьвазя, кстилоб. (Рыльце,
пыльник, завязь, столбик. «Лишнее» – пыльник, не
является частью пестика.)
2. Льтпоо, льоха, влкере, рикеошн. (Тополь,
ольха, клевер, орешник. «Лишнее» – клевер,
единственное травянистое растение.)
3. Ржкоуа, кршеоко, клестебе, чапчеок,
чатликсише. (Кожура, корешок, стебелек, почечка
чашелистик. «Лишнее» – чашелистик, не является
частью семени.)
9. Эврика
1. Из семян каких растений получают эти
крупы?
Манная (пшеница); ячневая (ячмень);
перловая (ячмень); «Геркулес» (овес);
толокно (овес); пшено (просо).
Подведение итогов игры
Все члены команды, занявшей I место,
получают «5».
Половина членов команды, занявшей II место
получают «4», а половина – «5» (по усмотрению
жюри).
Все члены команды, занявшей III место, получают «4».
Литература
Лернер Г.И. Ботаника – тесты,
задания, контрольные работы. 6–7-й кл. 1998.
Дмитров Е.Н. Ботаника –
познавательные задачи и их решение. 1996.
Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная
ботаника. 1998.
Публикация произведена при поддержке бизнес центра «Нижегородский». Бизнес центр «Нижегородский» предлагает без посредников арендовать помещение под банк, в шаговой доступности от станции метро Таганская. Современная отделка помещений, развитая инфраструктура бизнес центра и прилегающих территорий обеспечат максимально комфортные условия для ведения Вашего бизнеса. Узнать больше и подать onlain-заявку на аренду помещения, можно на сайте бизнес центра «Нижегородский», по адресу http://ng-bc.ru/
|