В.А. ЯРХО
Обаяние забвения
К тому времени, когда европейцы
наладили устойчивые деловые контакты с Китаем,
там уже было полно потомственных наркоманов –
курильщиков опия. В Китай опиум как надежное
обезболивающее средство завезли арабские купцы.
В середине XVII в. китайцы попробовали курить
опиум, и небывалые ощущения, которые они при этом
испытывали, привели к тому, что курение опия с
невероятной скоростью распространилось по всей
Поднебесной империи. Когда власти,
спохватившись, стали один за другим выпускать
строжайшие запретительные указы, было уже поздно
карать курильщиков – в стране свирепствовала
наркотическая эпидемия.
Китайское открытие выпустило на волю
злого джинна наркотического кайфа, а европейцы
подлили масла в огонь, когда, обнаружив огромный
спрос на опиум в Китае, незамедлительно стали
осваивать этот рынок. Первый серьезный бизнес на
наркотиках организовала английская Ост-Индская
Торговая компания. Добившись от китайских
властей разрешения, с 1773 г. она начала ввоз
опиума собственного производства в Китай.
Именно Ост-Индская торговая компания
оплатила работу исследователей-селекционеров, и
во второй половине XVIII в. в Бенгалии вывели
специальный сорт опийного мака (Papaver somniferum),
что положило начало целенаправленному его
культивированию и промышленной переработке. Все
производство была размещено вне Китая, товар был
привозным, и монополией на его реализацию в
стране Ост-Индская компания обладала до 1834 г.
Технологии в этой отрасли с тех пор
мало изменились: крестьяне в поле надрезали
каждую нераскрывшуюся головку цветка кривым
ножичком вроде маленького серпика, и на месте
пореза выступал сок, похожий на молоко. Всего
несколько капелек на каждой головке. Их собирали
специальными ложками в глиняные кружки и сушили,
получая таким образом опий-сырец, который
свозили скупщикам.
Оптовики-скупщики были (и есть)
величайшие специалисты своего ремесла: они
определяли качество предлагаемого товара по
внешнему виду и проводя примитивные химические
анализы. На складе скупщика опий-сырец
подвергали первичной обработке: рабочие
выливали его из кружек в большие чаны и в них
перемешивали специальными деревянными граблями,
пока масса не становилась однородной и по
консистенции похожей на тесто черного цвета
(«черняшкой»). Из этого «теста» делали шары,
которые помещали в специальные сушильни.
После сушки эти шары опия паковали в
ящики и морем везли в Калькутту, откуда развозили
по всему свету. Основная масса товара
направлялась в Китай. В XVIII–XIX вв. Индия была
безусловным «чемпионом мира» по наркоторговле. В
одной только Бенгалии ежегодно производилось
4,9–5,3 тыс. т опия-сырца, оценивавшихся в
6,5 млн фунтов стерлингов – фантастические
деньги по тем временам!
Огромные доходы англичан, конечно же,
вызывали и зависть, и желание конкурентов
перехватить дело. Китайские власти пытались
запретить торговлю, разразились даже две
«опиумные войны» между Китаем и Великобританией
(1839–1843 и 1856–1860 гг.), которые закончились
победами англичан, каждый раз получавшими
дополнительные льготы на коммерческую
деятельность в Китае. Дело росло как на дрожжах, и
к 1887 г. Индия производила уже 6 358 495 кг
опия в год, из которых 6 144 132 кг
поставлялись в Китай и страны Юго-Восточной Азии
с преобладающим китайским населением.
В самом Китае производство опия-сырца
наладили в середине XIX в., и оно тут же попало
под контроль тайных обществ. Китайские
криминальные организации стали
реэкспортировать опиум из Китая, поскольку
появилась возможность торговать этим зельем
практически во всем мире. Массовый ввоз в разные
страны дешевых китайских рабочих – кули –
ускорил распространение курения опия: в
китайских кварталах городов по всему миру сразу
открывались опиекурильни.
В европейских странах, имевших свои
азиатские колонии, курение опиума превратилось в
экстравагантную привычку, модный порок, дань
моде на восточную экзотику. Многие люди из
привилегированных классов делали карьеру, служа
в колониальных войсках или администрации,
занимаясь там бизнесом, и, подолгу живя в
колониях, перенимали тамошние обычаи и привычки.
Влюбившись в «опийного джинна», они, вернувшись в
метрополию, уже скучали без него. Светские люди
становились завсегдатаями трущоб, где ютились
кули. Курить опий стали даже светские дамы,
пробиравшиеся в чайна-тауны инкогнито, скрываясь
под густыми вуалями. Это считалось проявлением
эмансипации.
Первая волна наркомании захлестнула
США именно тогда, когда для работ по прокладке
железных дорог китайские кули стали прибывать в
страну огромными массами. Очень скоро члены
тайных обществ, прибывших вместе с кули, во всех
крупных городах США открыли курильни. Законов,
запрещавших употреблять опиум и другие
наркотики, тогда еще не было, и подвоз «товара»
был налажен совершенно легально – через таможни
США ежегодно ввозилось 102,5 т опиума.
Нью-йоркские кварталы, населенные
китайцами, в конце XIX в. контролировали два
бандитских клана, которым и принадлежали
курильни. Их владения разделяла центральная
улица чайна-тауна, и члены кланов жили по разные
ее стороны. Белые люди чаще всего заглядывали
туда именно для того, чтобы посетить одну из
курилен, притаившихся среди множества китайских
лавочек, магазинчиков, закусочных и бесчисленных
прачечных. За неприметной низенькой дверцей,
судя по описаниям побывавших в этих притонах,
посетителя встречал старый морщинистый китаец,
который вел гостя по длинному коридору в комнаты.
Опиекурильня представляла собой
большую комнату, убранную в китайском стиле
вазами и раскрашенную картинами. Вдоль одной из
стен были устроены лежанки, покрытые бамбуковыми
циновками. Курильщик располагался на нарах, ему
подносили специальную трубочку, возле него
ставили маленькую лампу-коптилку. Служитель
курильни, китаец, присаживался рядом с клиентом и
из коробочки, принесенной вместе с остальными
курительными принадлежностями, вязальной спицей
доставал вязкую черную массу, каплю которой, с
горошину величиной, вкладывал в трубочку.
Курильщик подносил трубку к стоявшей подле лампе
и, глубоко затягиваясь, вдыхал дым, и снова
служитель-китаец, сидящий подле курильщика,
наполнял его трубочку. Глаза тех, кто уже «поймал
кайф», были полузакрыты, по их лицам блуждали
сонные бессознательные улыбки, они откидывались
на циновки, впав в блаженное забытье. В комнате
царила тишина, нарушаемая лишь сонным
бормотанием да пыхтеньем трубок курильщиков.
Знаменитый русский ученый и
путешественник Миклухо Маклай во время поездок
по Азии в Гонконге посетил подобное заведение и,
в порядке эксперимента над собой, попробовал
курить опий. Свои ощущения он описал в очерке,
опубликованном в России. «Во время курения опия,
– писал Миклухо-Маклай, – зрение и слух
притупляются. Никаких видений, галлюцинаций и
прочего в этом роде я не испытал. Деятельность
мозга затухает, ход мыслей становится медленным
и тяжелым, память застывает, и в конце концов ты
ни о чем не думаешь. После того как выкуришь
достаточное количество опиума, ты впадаешь в
состояние глубокого покоя: это состояние в
высшей степени своеобразно. Появляется чувство
полнейшего довольства – абсолютно ничего не
желаешь, ни на что не обращаешь внимания, ни о чем
не думаешь, не желаешь и становишься близок к
тому, что теряешь собственное Я. Это чувство
покоя и ничегонежелания столь притягательно и
приятно, что хотелось бы никогда не выходить из
этого состояния. После этого опыта я хорошо
понимаю, почему тысячи людей, без различия
положения и возраста, пристращаются к опиуму и
стараются хоть на время забываться, теряя
собственное Я.»
Не так давно по одному из российских
телевизионных каналов был показан
документальный фильм, снятый группой
французских документалистов в глухих местах
Индокитая, называемых «Золотым треугольником». В
этих местах живут люди племени мео, веками
выращивающие опийный мак. Горная местность,
заросшая джунглями, отделена от других
населенных мест десятками и сотнями километров,
преодолевать которые надо пешком, по тропинкам.
Производить там что-нибудь невыгодно – доставка
взвинчивает цену во много раз, и лишь опийная
«черняшка» рентабельна.
Сцены, заснятые французами, словно
переносят нас в начало XIX в. В тех местах жизнь
мало изменилась с тех пор. Все так же уходят
каждый день в поля фиолетовых маков,
начинающиеся сразу за хижинами мео, мужчины,
женщины и старшие дети. Они целый день собирают
маковый сок теми же инструментами, что
использовались 200 лет назад. То, что соберут за
день, несут односельчанину-скупщику, который в
конце дня на примитивных весах взвешивает
собранное каждым. «Трудодень» стоит 25 франков,
впрочем, оплату можно взять и товаром.
Глава одной семьи так и поступает, а
жена и дочь берут деньги, нужно же покупать еду.
Вот худой папаша уже устроился в бамбуковой
хибаре, через редкие жердины которой видно все
насквозь, но ему на это плевать. Он уже снарядил
трубку и вдохнул первую затяжку. «Мне хорошо, –
расслабленно улыбаясь щербатым ртом, пояснил он
журналисту, – просто хорошо! Вот сейчас покурю, и
еще останется. А что еще человеку нужно, когда ему
хорошо?» Голос за кадром поясняет: этому
крестьянину полученного за день работы опия
хватит на две дозы – «на хорошо сегодня» и
«слегка поправиться» утром, перед выходом в поле.
Жена курильщика и сама не прочь приложится к
трубочке, но нужно же и семье питаться, поэтому
она себе это позволяет нечасто.
Добытое мео сырье по тайным тропам
доставят в лаборатории, укрытые на тайных базах в
джунглях. Там из сырца выработают сильнейшие
«очищенные и облагороженные» наркотические
средства, которые переправят с надежными
курьерами в разные страны, где их уже ждут не
дождутся потребители зелья. Несмотря на различие
рас, образования, социального положения, все они
жаждут того же, что и полудикий мео, собравший для
них опийный сок. Они составляют странный
интернационал людей, ищущих одного – полного
забытья и потери собственного Я. Оказывается,
быть человеком для многих – непосильное бремя, и
они с радостью готовы хоть ненадолго перестать
быть людьми!
Отношение к ним со стороны тех, кто
дарит им забвенье, полупрезрительное и чисто
прагматическое. На наркоманов смотрят как на
своего рода «социальные полезные ископаемые»,
которые можно разрабатывать, не отягчая себя
размышлениями о том, чем это может закончиться
для «разрабатываемых». Поддавшись обаянию
«отравленных поцелуев забвения и зыбкой яви»,
все больше и больше людей перестают быть
таковыми, переходя в разряд сырья для извлечения
доходов теми, кто производит, перерабатывает,
перевозит, продает зелье, и... теми, кто закрывает
глаза на все это. Деньги в этом деле уже давно не
самое главное, они – лишь средство достижения
цели, а конечная цель всей этой цепочки – власть.
Власть не очень сильных и не очень умных над
вовсе безвольными и безумными.
За какие-то 300 лет зелье подчинило себе
Землю, которую уже с полным правом можно называть
«планетой наркоманов», ибо в большинстве своем
мы так или иначе употребляем зелье: вдыхая
порошок кокаина, вводя в вену морфин, покуривая
пыльцу конопли, примешанную к табаку, или сам
табак, выпивая водку «за здоровье и мир во всем
мире», – какая разница?! Многие мои знакомые и
соседи поразительно похожи на того мео, что
«обкурился» в своей бамбуковой хибаре: они также
согласны тяжко трудиться за водку, как мео за
опий. При этом, заведи с ними разговор о
пагубности их образа жизни, они, улыбнувшись
точно таким же, как у мео, щербатым ртом, ответят:
«Мне хорошо! Просто хорошо! А что еще нужно
человеку, когда ему хорошо?!» И в большинстве
случаев вопрошающему крыть нечем.
|