ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Департамент образовательных программ и стандартов
общего образования Минобразования России,
Лаборатория биологии ИОСО РАО

Примерные экзаменационные билеты

9-й класс

Экзаменационные билеты по биологии составлены в соответствии с минимумом содержания и требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы. Каждый билет включает два теоретических вопроса и одно практическое задание. При выполнении учащимися практического задания следует обратить внимание на технику проведения эксперимента, оформление записей и рисунков, объяснение на основании полученного результата. При отсутствии необходимого оборудования задание из билета может быть заменено на другое, равноценное по сложности и значимости. При выполнении заданий целесообразно использовать характерные для данного региона объекты растительного и животного мира.

Билет № 1

1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ.
2. Усложнение организации растений в процессе эволюции. Причины эволюции.
3. Определите увеличение школьного микроскопа, подготовьте его к работе.

Билет № 2

1. Дыхание организмов, его сущность и значение.
2. Царство растений. Их строение и жизнедеятельность. Роль в природе и жизни человека.
3. Рассмотрите готовый микропрепарат простейшего и назовите его.

Билет № 3

1. Транспорт веществ в живых организма.
2. Усложнение организации хордовых в процессе эволюции. Причины эволюции.
3. Приготовьте и рассмотрите под микроскопом микропрепарат (кожицы чешуи лука или листа элодеи). Зарисуйте клетку и подпишите ее части.

Билет № 4

1. Химический состав клетки. Роль воды и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки.
2. Организмы-паразиты. Особенности строения и жизнедеятельности.
3. Составьте схему цепей питания наземной экосистемы, компонентами которой являются растения, ястреб, кузнечики, ящерицы. Укажите, какой компонент данной цепи наиболее часто встречается в других цепях питания.

Билет № 5

1. Белки, их роль в организме.
2. Биологическое значение размножения организмов. Способы размножения.
3. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты эпителиальной и соединительной тканей, выявите их различия.

Билет № 6

1. Углеводы и жиры, их роль в организме.
2. Иммунитет. Борьба с инфекционными заболеваниями. Профилактика ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом.
3. Составить схемы пищевых цепей аквариума, в котором обитают: карась, улитки (прудовик и катушка), растения (элодея и валлиснерия), инфузория-туфелька, сапрофитные бактерии. Объясните, что произойдет в аквариуме, если из него удалить моллюсков.

Билет №7

1. Ядро, его строение и роль в передаче наследственной информации.
2. Современная система органического мира.
3. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты тканей растений. Найдите среди них покровную. Свой выбор поясните.

Билет № 8

1. Деление клетки – основа размножения и роста организмов.
2. Бактерии – доядерные организмы. Особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.
3. Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства (Крестоцветные, Розоцветные, Мотыльковые, Пасленовые и др.; наиболее распространенные в вашем регионе). Дайте их систематическую характеристику.

Билет № 9

1. Фотосинтез. Космическая роль растений.
2. Особенности высшей нервной деятельности человека.
3. Рассмотрите микропрепараты клеток различных организмов, определите животную клетку.

Билет № 10

1. Отличительные признаки живых организмов.
2. Экосистема, ее основные звенья. Цепи питания.
3. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат эвглены зеленой. Объясните, почему ботаники относят ее к растениям, а зоологи – к животным.

Билет № 11

1. Наследственность и изменчивость – движущие силы эволюции.
2. Естественные и искусственные экосистемы, их особенности.
3. Среди нескольких комнатных растений найдите однодольное и двудольное, назовите их отличительные признаки.

Билет № 12

1. Доядерные и ядерные организмы, их характеристика.
2. Биологическое разнообразие, его роль в сохранении устойчивости биосферы.
3. Найдите пробирку с семенами, которые надо сеять на глубину 1–2 см, поясните свой выбор.

Билет № 13

1. Биологическая природа и социальная сущность человека.
2. Эволюция органического мира, ее причины и результаты.
3. Используя таблицы, рисунки, опишите приспособления к жизни в почве у дождевого червя, крота. Объясните, как могли возникнуть эти приспособления.

Билет № 14

1. Питание, его значение в жизни организма. Особенности питания растений.
2. Естественный отбор – движущая сила эволюции.
3. Используя таблицы, рисунки, гербарные экземпляры, опишите приспособления к среде обитания у верблюжьей колючки, клюквы, осота. Объясните, как могли возникнуть эти приспособления.

Билет №15

1. Биотические связи, их роль в экосистеме.
2. Витамины, их роль в обмене веществ. Способы сохранения витаминов в продуктах питания.
3. Выполните задание. Потомство одной пары воробьев за 10 лет теоретически может составить более 200 млрд. особей. Объясните, почему этого не происходит в природе.

Билет № 16

1. Вирусы – неклеточная форма жизни, особенности их строения и функционирования. Вирусы– возбудители заболеваний.
2. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
3. Используя коллекцию грибов, определите трутовик. Объясните, почему его относят к грибам-паразитам.

Билет № 17

1. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
2. Характеристика царства животных. Роль животных в биосфере.
3. Укажите способы размножения следующих растений: пшеницы, картофеля, земляники.

Билет № 18

1. Учение Ч.Дарвина об эволюции органического мира.
2. Сходство и отличие человека и млекопитающих животных.
3. Используя комнатное растение, укажите черты приспособленности к выполнению функции воздушного питания.

Билет № 19

1. Строение и жизнедеятельность растительной и животной клеток. Черты их сходства и различия.
2. Наследственные заболевания человека, их предупреждение.
3. Заложите опыт, доказывающий необходимость воздуха для прорастания семян.

Билет № 20

1. Приспособленности организмов к среде обитания – результат эволюции.
2. Рефлекс – основа нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека и животных.
3. Заложить опыт, доказывающий необходимость воды для прорастания семян.

Билет № 21

1. Многообразие видов – результат эволюции. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры их сохранения.
2. Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье человека.
3. Заложите опыт, доказывающий необходимость света для фотосинтеза.

Билет № 22

1. Доказательства происхождения человека от животных.
2. Общая характеристика царства грибов.
3. Выполните задание. В лесу вырубили все дуплистые деревья, после чего крепкие молодые деревья были объедены вредителями и лес погиб. Объясните, почему.

Билет № 23

1. Основные методы селекции растений и животных.
2. Лишайники, их строение, место в системе органического мира, роль в природе.
3. Выполните задание. Подсчитали, что на площади леса в 1 га обитает 20 пар насекомоядных птиц и 1 пара хищных. Школьники повесили на данной территории 60 скворечников. Объясните, нужно ли такое количество скворечников на данной площади.

Билет № 24

1. Загрязнение природной среды мутагенами, его последствия.
2. Гормоны, их роль в регуляции деятельности организма.
3. Рассмотрите муляжи шляпочных грибов, найдите среди них съедобные и ядовитые, назовите меры первой доврачебной помощи при отравлении грибами.

Билет № 25

1. Вид, его характеристика. Многообразие видов.
2. Ферменты, их роль в организме.
3. Выполните задание. В возрасте 1–2 года на 1 га леса может расти около 20 тыс. растений. Через 100 лет на этой площади остается 400–700 деревьев. Объясните, почему.

Билет № 26

1. Движущие силы эволюции, их взаимосвязь.
2. Высшая нервная деятельность человека, социальная обусловленность его поведения.
3. Выполните задание. Истребление волков в ряде районов нашей страны привело к резкому увеличению численности копытных, которые уничтожили некоторые виды кустарников и подрастающих деревьев. Как восстановить равновесие в данном сообществе?

Билет № 27

1. Изменения в биосфере под влиянием деятельности человека.
2. Гигиена умственного и физического труда. Приемы, способствующие повышению его продуктивности.
3. Подсчитайте свой пульс. Определите, имеются ли отклонения от нормы. Поясните ответ.

Билет № 28

1. Уровни организации живой природы, их характеристика.
2. Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм.
3. Продемонстрируйте меры доврачебной помощи при повреждении крупных сосудов руки.

Билет № 29

1. Основные направления эволюции органического мира.
2. Бактерии, их строение, место в системе органического мира, роль в природе.
3. Продемонстрируйте меры первой доврачебной помощи при растяжении связок одного из суставов указательного пальца.

Билет № 30

1. Экологические факторы, их влияние на организм.
2. Основные направления развития биотехнологии.
3. Рассмотрите несколько растений одного вида (живые растения или гербарные материалы). Выявите у них черты сходства. Укажите, какие признаки наиболее изменчивы. Объясните, чем обусловлено сходство и различие особей.

Примерные темы рефератов

Право выбора темы реферата предоставляется самому ученику. Учитель должен познакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к форме написания реферата, определить его примерный объем, количество первоисточников, которые будут проанализированы в работе. Помощь в выборе темы, наиболее точно отвечающей интересам данного ученика, и в подборе литературы для реферата также входит в компетенцию учителя.
В зависимости от степени подготовленности учащихся можно рекомендовать в качестве литературы для изучения брошюры из библиотеки «квант», научно-популярной серии общества «Знание» («Человек и природа» и др.), статьи из научно-популярных журналов «Химия и жизнь», «Наука и жизнь», книги из серии «Школьникам о современной биологии», «Я познаю мир» и др.
Темы рефератов могут быть связаны непосредственно с биологической наукой и с другими науками естественного цикла (на стыке двух или нескольких научных дисциплин).

1. Современная система органического мира.

2. Грибы – особое царство живой природы.

3. Бактерии как доядерные организмы.

4. Лишайники – симбиотические организмы.

5. Экосистема, ее основные звенья. Природные и искусственные экосистемы, их особенности.

6. Причины и результаты эволюции органического мира.

7. Обмен веществ и превращения энергии, их значение в жизни организмов.

8. Питание, его роль в обмене веществ. Особенности питания растений.

9. Дыхание организмов, его сущность и значение.

10. Витамины, их роль в обмене веществ, способы сохранения витаминов в пище.

11. Рефлекс - основа нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека и животных.

12. Основные ароморфозы в эволюции растений. Причины эволюции.

13. Место человека в системе органического мира, его биосоциальная природа. Роль человека в биосфере.

14. Организм человека как целостная биологическая система.

15. Биологическое значение размножения. Способы размножения. Управление размножением растений, животных, микроорганизмов.

16. ВИЧ-инфекция, СПИД, пути и формы распространения, меры предупреждения.

17. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

18. Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека. Здоровый образ жизни.

19. Озоновый экран, его значение для живых организмов.

20. Биологическое разнообразие и устойчивость биосферы.

21. Современные представления о возникновении жизни на Земле.

22. Вирусные заболевания живых организмов.

23. Достижения и основные направления современной селекции.

24. Биологические основы продолжительности жизни.

25. Формы взаимоотношений между организмами в экосистеме.

26. Рациональное природопользование как фактор сохранения устойчивости биосферы.

27. Достижения современной биотехнологии.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru