В.Н. НИКОНОВ,
педагогическое училище,
г. Петропавловск-Камчатский
Основы экологии
(Зачет с использованием игровых
элементов)
Класс разбит на команды, в каждой есть
консультант – студент.
I тур. «Исправь ошибки»
Схемы выполнены на доске. Один человек
– представитель группы, выходит и исправляет
допущенные ошибки.
II тур. «Поставь на место»
Каждой группе выдаются листки со
списком терминов, напечатанных подряд которые
необходимо распределить по соответствующим
темам. Для этого их можно определенным образом
помечать или выписывать в три столбика.
Темы: «Факторы среды»,
«Биотические факторы», «Экосистемы».
Термины: абиотический фактор;
ограничивающий фактор; предел выносливости;
ультрафиолетовые лучи; гомойотермные организмы;
толерантность; экологическая ниша; анабиоз;
зимняя спячка; зимний покой; мониторинг;
автотрофы; гетеротрофы; биомасса; биоценоз;
пищевая цепь; сеть питания; сукцессия;
экологическая пирамида; фитопланктон;
биогеоценоз; продуценты; редуценты;
квартирантство; мутуализм; симбиоз; антибиоз;
кооперация; нахлебничество; хищничество;
нейтрализм; аменсализм.
III тур. «Выбери правильный ответ»
Каждый ученик получает листок с
заданием и работает индивидуально.
1. Назовите устойчивое сообщество
растений, животных и микроорганизмов,
находящихся в постоянном взаимодействии с
компонентами атмосферы, гидросферы, литосферы:
а) биоценоз;
б) биогеоценоз;
в) популяция.
2. Какие организмы называются
гетеротрофными?
а) потребители готовых органических
веществ;
б) «производители» органических веществ;
в) хемотрофы.
3. Как называется форма
взаимодействий организмов, при которой оба или
один партнер извлекают пользу от совместного
проживания?
а) симбиоз;
б) нейтрализм;
в) антибиоз.
4. Назовите основную форму
взаимоотношений особей разных видов в
биоценозах:
а) пищевые взаимоотношения;
б) участие одного вида в распространении другого;
в) отношения, связанные с формированием среды
обитания.
5. Как называется ряд
взаимосвязанных видов, из которых каждый
предыдущий служит пищей последующему?
а) цепь питания;
б) популяция;
в) вариационный ряд.
IV тур. Работа с сигнальными карточками
Учащиеся отвечают на вопросы, поднимая
карточки (синий цвет – «нет», красный – «да»).
Консультант и учитель проверяют правильность
ответов.
1. Реакция организмов на длину
светового дня называется фотопериодизмом.
2. Термин «экология» предложил
Геккель.
3. Все растения являются
автотрофными организмами.
4. В детритных цепях отсутствуют
консументы.
5. Выпадение только одного пищевого
звена может привести к гибели биогеоценоза.
6. Тропический лес является самой
продуктивной экосистемой.
7. Первичная сукцессия происходит
при заселении участка почвы, не занятого
растениями.
8. С одного пищевого уровня на
другой переходит 50% энергии и биомассы.
9. Наиболее подверженный влияниям
окружающей среды компонент экосистемы –
микроорганизмы.
V тур. «Работаем группой»
Ответы на вопросы учащиеся готовят в
группах коллективно.
1. а) перечислите основные
экологические факторы;
б) почему круговорот веществ в биогеоценозе
составляет основу жизни?
в) какой термин лишний в ряду: продуценты,
консументы, гетеротрофы, редуценты?
2. а) приведите примеры
фотопериодических реакций у растений и животных;
б) какие связи лежат в основе существования
биогеоценоза? Приведите примеры;
в) из двух списков выберите пары соответствующих
друг другу терминов:
– абиотический фактор, биотический
фактор, экологическая пирамида;
– симбиоз, фотопериодизм, 10% биомассы и энергии.
3. а) что такое ограничивающий
фактор?
б) что нужно знать для характеристики
биогеценоза?
в) приведите примеры потребителей органического
вещества на разных трофических уровнях.
4. а) какова роль ультрафиолетовых и
инфракрасных лучей в жизни живых организмов?
б) что называется сукцессией?
в) какая доля запасенной в органических
веществах энергии теряется при переходе на
следующий трофический уровень?
5. а) что такое биологический
оптимум?
б) какая экологическая закономерность связана с
использованием и превращением энергии в цепях
питания?
в) какой термин лишний в ряду: симбиоз,
хищничество, мутуализм, квартирантство?
6. а) какова причина анабиоза у
животных?
б) в чем сходство и различие пастбищных и
детритных цепей питания?
в) приведите пример пищевой цепи.
VI тур. «Модели биогеоценозов»
Каждой группе выдаются в конвертах
наборы карточек с изображением видов растений и
животных, обитающих в различных сообществах
(«Поле», «Тундра», «Луг», «Дубрава»). Необходимо
составить из них правильные цепи питания,
например:
пшеница --> полевка --> лисица
пшеница --> суслик --> канюк
дуб (лист) --> дубовый шелкопряд -->
иволга --> ястреб
дуб (желудь) --> кабан --> волк
ягель --> северный олень --> волк
береза карликовая --> заяц --> полярная сова
VII тур. Вопросы повышенной сложности (для
желающих)
1. В круговорот веществ в биосфере
включены практически все химические элементы.
Однако вещества, состоящие из тех же элементов,
но выпускаемые химической промышленностью, не
могут быть включены в этот круговорот. Почему?
2. Иногда ребята едят щавель с сырых
лугов, дикий лук или просто жуют травинки.
Объясните, почему этого нельзя делать.
3. В одном из районов американского
штата Колумбия при борьбе с вредными насекомыми
многократно использовались сильнейшие химикаты.
Через некоторое время выяснилось, что в
ближайших реках полностью исчезли лососи.
Почему?
VIII тур. «Кроссворд»
Используются простые кроссворды –
дается одно слово, а ребята дописывают термины,
относящиеся к теме «Основы экологии». Например:
Результаты данного тура не оцениваются. Во
время его выполнения консультанты вместе с
преподавателем проверяют выполнение предыдущих
заданий и выставляют отметки.
Фото М. Кабанова
|