РАЗМНОЖЕНИЕ ЦВЕТКОВЫХ
РАСТЕНИЙ
Оформление: плакаты «Природа –
удивительная книга, каждая страница которой
полна глубокого смысла», «Друзья, будьте щедры и
великодушны, оставляйте Земле ее цветы! Они будут
радовать многих людей, которые придут после вас»;
выставка прочитанных книг (с отзывами).
Оборудование: таблицы-модели
«Опыление», «Оплодотворение», «Распространение
семян и плодов», гербарий, коллекции семян и
плодов, «Биологическое лото», карточки,
искусственные цветы, магнитофон и записи музыки
П.И. Чайковского «Времена года».
Окулировка:
1 – удаление листьев на привое; 2 –
вырезание глазка; 3 – выполнение Т-образного
надреза; 4 – раскрывание крылышков коры; 5 –
вкладывание глазка; 6 – отрезание выступающих
частей; 7 – готовый вложенный глазок; 8 –
обвязанный лубом глазок; 9 – альтернатива –
глазок, обвязанный окулировочной эластичной
повязкой
Ход урока
Класс делится на команды. У каждой
команды своя «полянка». У каждого участника есть
зачетная книжка, куда записываются оценки,
полученные за каждый конкурс. Консультанты и
командиры учитывают активность каждого
участника: за правильные ответы прикрепляют
цветы на полянку команды.
(Тихо звучит музыка П.И. Чайковского из альбома
«Времена года»).
Учитель. На предыдущих уроках мы посеяли
семена знаний, они проросли, и вот сегодня поляны
расцветут. Чья поляна покроется большим
количеством цветов, та команда и победит. Наш
первый конкурс Ответы на вопросы.
1. О каком жизненно важном свойстве
организмов идет речь в загадке?
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.
(Размножение.)
2. Какое значение имеет размножение
растений? (Увеличение их числа,
распространение.)
Сыграем в «Биологическое лото». На
столах лежат карты с названиями способов
распространения плодов и семян (водой, ветром,
саморазбрасыванием, животными, птицами) и наборы
карточек с изображениями растений (клен, тополь,
бешеный огурец, горох, фасоль, одуванчик и др.).
Надо отобрать растения, распространяемые данным
способом.
3. Какие способы размножения вам
известны? (Вегетативное и семенное.)
4. Команды-соперники предлагают
друг другу карточки с заданиями по вегетативному
размножению. На карточках записаны начала фраз,
которые нужно завершить. Отвечая, желательно
приводить соответствующие примеры.
Вегетативное размножение – это ...
(Увеличение числа особей с помощью
вегетативных органов – корня, стебля, листа или
видоизмененного побега.)
Усы – это...
(Удлиненные надземные ползучие побеги с
длинными междоузлиями и чешуевидными листьями,
образующие на верхушках розетки листьев,
укореняющиеся с помощью придаточных корней – земляника.)
Стеблевой черенок – это ...
(Отрезок побега с несколькими узлами, почками и
придаточными корнями – смородина, роза,
тополь.)
Корневой черенок – это ...
(Отрезок корня с придаточными почками у
корнеотпрысковых растений – одуванчик, малина,
вишня, осот.)
Отводок – это ...
(Отделенный от растения укоренившийся боковой
побег – крыжовник, ель, черемуха.)
Деление куста – это ...
(Деление растения с побегами и корнями в
продольном направлении на несколько частей,
которые затем рассаживаются, – многолетние
травы, пионы.)
Прививка – это ...
(Пересадка черенка или почки привоя на подвой с
последующим их срастанием – яблоня, груша.)
Детка луковицы – это ...
(Разросшаяся боковая почка, отделившаяся от
луковицы, – лук, чеснок, гладиолус.)
Глазок клубня – это ...
(Группа боковых пазушных почек клубня –картофель.)
5. Что является органом семенного
размножения? (Цветок.)
Блиц-опрос позволит нам
установить, какая команда лучше знает строение
цветка. Команды должны без задержки завершать
начатую фразу.
– Цветки развиваются на тонких
стеблях ... (цветоножках).
– Цветоножка расширяется в ... (цветоложе).
– Чашелистики образуют ... (чашечку).
– Лепестки образуют ... (венчик).
– Чашечка и венчик образуют ... (околоцветник).
– Околоцветник, состоящий из венчика и
чашечки, называют ... (двойным).
– Если околоцветник не подразделяется на
чашечку и венчик, он называется ... (простым).
– Главные части цветка ... (пестик и тычинки).
– Тычинка состоит из ... (тычиночной нити и
пыльника).
– Пестик состоит из ... (рыльца, столбика,
завязи).
– Цветки, имеющие и пестики и тычинки,
называются ... (обоеполыми).
– Цветки, имеющие только пестики или только
тычинки, называются ... (однополыми).
– Растения, у которых пестичные и тычиночные
цветки располагаются на одном растении,
называются ... (однодомными).
6. Что должно произойти, чтобы из
цветка образовались плоды и семена? (Опыление и
оплодотворение.)
Основные понятия этих тем: завязь,
спермий, гаметы, семязачаток, яйцеклетка,
оплодотворение, опыление. Снова сыграем в
«Биологическое лото». Понятия на большой карте
закрываются соответствующими им маленькими
карточками.
– Перенос пыльцы с тычинок на рыльце
пестика. (Опыление.)
– Процесс слияния половых клеток. (Оплодотворение.)
– Половые клетки. (Гаметы.)
– Женская половая клетка. (Яйцеклетка.)
– Мужская половая клетка. (Спермий.)
– Из какой части цветка развиваются плоды? (Из
завязи.)
– Из чего развиваются семена? (Из семязачатка.)
Следующий этап урока – тесты. Но
сначала команды должны ответить на вопрос: Какие
способы опыления вам известны? (Перекрестное,
самоопыление.)
1. Каждая команда получает
карточку, на которой написан тип опыления.
Задание: выписать номера признаков,
характеризующих приспособленность к этому типу
опыления: 1 – сухая, легкая пыльца; 2 – яркая
окраска венчика; 3 – наличие нектара; 4 – длинные
тычиночные нити; 5 – растут скоплениями; 6 –
цветки собраны в соцветия; 7 – многие цветут до
распускания листьев; 8 – пыльца крупная, с
выростами; 9 – имеют сильный запах.
А. Насекомоопыляемые – 2, 3, 6, 8, 9.
Б. Ветроопыляемые – 1, 4, 5, 7.
2. Каждая команда получает
карточку, на которой написан тип опыления.
Задание: выписать номера растений, для которых
характерен данный тип опыления: 1 – пшеница; 2 –
шиповник; 3 – томаты; 4 – земляника; 5 – фасоль; 6 –
клевер; 7 – картофель.
А. Перекрестное – 2, 4, 6.
Б. Самоопыление – 1, 3, 5, 7.
Как же происходят процессы опыления?
Какое значение для нас имеет их знание? Понять
это помогут правильные ответы на следующие
вопросы. (Вопросы записаны на лепестках
ромашки: команды по очереди отрывают лепесток и
отвечают на вопросы.)
1. Почему безветренная погода, во
время цветения ржи и пшеницы, может стать
причиной снижения урожайности ржи, а на урожай
пшеницы не повлияет? (Рожь – ветроопыляемое
растение, а пшеница – самоопыляемое.)
2. Хозяйка оборвала весь пустоцвет
с огурцов, считая, что от этих цветков нет никакой
пользы. Правильно ли она поступила? (Нет, огурцы
– двудомные растения; не будут опыляться.)
3. Цветки многих растений
закрываются в дождливую погоду. Какое значение
имеет это приспособление? (Защита пыльцы.)
4. Цветки растений ночной красавицы
и душистого табака раскрываются с наступлением
темноты. Какие приспособления к опылению они
имеют? (Аромат. Светлая окраска венчика.)
Следующее соревнование –
практическое.
Команды выделяют по 3 участника для конкурса
фермеров.
1. Участники получают семена одного
из растений (горох, огурцы, редис, фасоль, лук) и
готовятся дать обоснованный совет, в какое время
и на какую глубину сажать эти семена.
2. Из предложенных растений
(гербарий) выбрать сорняки.
3. Рассказать о проверке семян на
всхожесть (домашняя лабораторная работа).
А тем временем остальные члены команд
должны помочь разделить плоды и семена,
смешанные на столе: рис, горох, пшеница, фасоль,
кукуруза, семянки подсолнуха, арбузные семечки.
Плоды: рис, кукуруза, семянки подсолнуха.
Семена: горох, фасоль, арбуз.
Урок завершается подведением итогов.
Т.И. ЗВОНАРЕВА,
учитель биологии с.ш. № 15,
г. Электрогорск, Московская обл.
|