Т.Н. КАЗАНЦЕВА,
главный хранитель музея

Художественная экспозиция
в Биологическом музее

Фролов В. «Журавль». КсилографияВ выставочных залах Государственного Биологического музея им. К.А. Тимирязева с 9 февраля по 3 марта 2002 г. проходила выставка художников-анималистов Москвы. Начиная с 1987 г., такие выставки почти ежегодно проходят в музее, так что в этом году получился своеобразный юбилей – 15 лет сотрудничества музея и художников. Есть повод вспомнить, как все начиналось, подвести некоторые итоги, задуматься о будущем. Как возникла эта традиция, почему появилась потребность устраивать выставки произведений искусства в естественно-научном музее?

Фролов В. «Журавль». Ксилография

Проходя по залам нашего музея, слушая экскурсоводов-биологов, посетитель получает возможность удовлетворить свой познавательный интерес; однако психологи и педагоги знают, что для полноценного развития личности знаний недостаточно, необходимо воспитывать чувства. Самая сложная задача – пробудить добрые чувства!

Человек начинает знакомство с миром природы на эмоционально-чувственном уровне, и только затем поднимается до рассудочных и понятийных форм. Но эмоционально-чувственное отношение к природе должно сохраняться, чтобы человек оставался полноценной личностью. И здесь огромную роль играет искусство. В.М. Гаршин сказал: «О, жалок был бы круг наших представлений, если бы мы были предоставлены только своим личным пяти чувствам, и мозг наш перерабатывал бы только пищу им добытую. Часто один мощный художественный образ влагает в нашу душу больше, чем добыто многими годами жизни».

Фокин Н,Ф. «Соболь»
Фокин Н,Ф. «Соболь»

Создание художественной экспозиции в естественно-научном музее отнюдь не является нашей новацией и не представляется чем-то необычным. Однако вплоть до последних лет присутствие в экспозициях музеев изображений животных и растений, участков ландшафта все же носило несамостоятельный, вспомогательный (иллюстрирующий) характер. Мы сделали попытку создать постоянную экспозицию таких произведений в стенах нашего Биологического музея.

Кроме того, произведения искусства в экспозиции напоминают посетителю о том, что существует не только научный способ познания природы, но и эстетический, эмоционально-чувственный, то есть познание через искусство. Важно для нас и то соображение, что в музей приходят не только, да, пожалуй, и не столько за тем, чтобы получить специальные знания (хотя мы и даем их на наших учебных экскурсиях), сколько для того, чтобы приобщиться к прекрасному, увидеть что-то новое, необычное. Для жителя огромного города искусство дает возможность встретиться, соприкоснуться с природой, посмотреть на нее глазами другого человека, художника, который увидел, быть может, то, что не заметно глазу простого наблюдателя. Зритель не только видит в произведении искусства прекрасное животное, растение, ландшафт, но и задумывается, а почему художник изобразил объект именно так, а не иначе. А у детей, как правило, появляется стимул к собственному творчеству.

Марц А. «Шакал». Металл. Успенский Д. «Верблюд». Бронза. Заботкин В. «Горилла». Бронза.
Марц А. «Шакал». Металл. Успенский Д. «Верблюд». Бронза. Заботкин В. «Горилла». Бронза.

Анималистика, то есть изображение животных, – один из самых древних видов изобразительного искусства. По сути – это изначальный жанр. Первобытный человек, изображая на стенах пещер самых разных животных, был удивительно наблюдательным художником. С уверенным и точным знанием пропорций и характера, с огромной эмоциональной выразительностью создавал он правдивый и яркий образ животного. В древнем мире анималистика достигла высокого расцвета благодаря культам обожествления животных. Превосходными анималистами были, например, древнеегипетские художники.

В средние века в Европе появились так называемые «бестиарии» – трактаты о зверях и их символическом значении, – от самых обычных гусей и ежей до фантастических единорогов и грифонов. «Стремление к систематическому описанию животного мира сближает бестиарии с первыми научными трудами по естественной истории, в то время как тонко сплетенная нить символических интерпретаций образов животных уводит к истокам христианского восприятия природы» (Муратова. К. Средневековый Бестиарии.–М.: Искусство, 1984). Предшественниками бестиариев были более ранние «физиологи», явно носящие следы эллинистической культуры, а сами они ведут прямо к истокам европейской зоологии. Однако, главное в бестиариях не текст, а иллюстрации, которые лежат в основе всей дальнейшей естественно-научной иллюстрации – атласов фаун и т.п. Поэтому художников, иллюстрировавших бестиарии, можно с полным основанием назвать анималистами. Кроме того, физиологи и бестиарии ведут к истокам научной иллюстрации, что само по себе представляет интерес для биологического музея.

У художников всех времен и эпох мы находим изображения животных и растений. Вспомните хотя бы А.Дюрера!

Русская школа анималистического жанра существует давно. Жанр представляют замечательные мастера, у истоков анималистической школы стоят такие художники, как А.С. Степанов, П.К. Клодт, Н.И. Сверчков. Да и многие другие художники, которых никак нельзя отнести к анималистам, отдали должное этому жанру: известны, например, великолепные рисунки зверей В.А. Серова, его же замечательные «портреты» лошадей. А художники последних лет представлены в нашей коллекции, например, прекрасными анималистическими работами А.С. Шендерова, портретиста и живописца. Очень много замечательных анималистов-графиков, в том числе книжных, особенно детской книги. Не раз проходили в выставочных залах Москвы специальные выставки художников-анималистов, на которых блистало множество имен и произведений, достаточно назвать А.Н. Сотникова, Д.В. Горлова, Г.Н. Попандопуло, А.М. Белашова, А.В. Марца, А.С. Цветкова и многих других.

Фролов В. «Горностаи». Ксилография
Фролов В. «Горностаи». Ксилография

Современных художников-анималистов отличает особый мудрый и пристальный взгляд на животное как на неповторимое, уникальное создание природы. «С глубоким чувством изумления, уважения и любви смотрю я на мир животных... Я не перестаю изумляться перед неисчислимым разнообразием форм, всегда неожиданно новых, неповторимых, всегда прекрасных... Как художник, я преклоняюсь перед животным миром – мощным проявлением красоты... Как биолог, я признаю в животном собрата человека и преклоняюсь перед стихией животного – предшественника человека на Земле». Этими словами Василия Алексеевича Ватагина – ученого, скульптора, рисовальщика, живописца, патриарха московской школы анималистики, можно объяснить особую привлекательность анималистического жанра, нравственная основа и ключевая заповедь которого – гуманизм. Особое значение приобретает жанр анималистики в наши дни, когда в опасности находятся все животные и растения нашей планеты, да и сама планета. Единственной силой, способной сохранить жизнь, объединить людей, может быть любовное, уважительное отношение к Природе. Верой в это пронизано творчество художников-анималистов, которых объединяет безграничная любовь ко всему живому, восторг и удивление перед великим разнообразием творений Природы. Именно это и сближает их с музеем, одна из основных задач которого – воспитание нравственного отношения к природе.

 

Маковеева И. «Гончие». Офорт
Маковеева И. «Гончие». Офорт

Экологическая культура и ее неотъемлемая часть – этичное отношение к природе – являются частью общечеловеческой культуры и этики. Нравственное отношение к природе, вообще нравственность, не появляется у человека само собой, его нужно вырабатывать, приложив значительные усилия. Заставить посетителя сделать нравственное усилие мы, конечно, не можем, но дать возможность выбора, создать условия для того, чтобы придя в музей, посетитель попал действительно в мир прекрасного, – вот главная обязанность музея. Создание художественной экспозиции – поиск способа создания такого мира.

Поиски новых направлений в деятельности музея по формированию экологической культуры навели на мысль провести художественную анималистическую выставку в Биологическом музее. Впервые она была проведена в 1987 г. и проводилась затем ежегодно. Выставки вызвали большой интерес у художников, более того, они стали традиционным местом встреч и общения московских художников-анималистов. Участниками наших выставок стали практически все московские анималисты, среди них такие известные художники, как А.Г. Сотников, Д.В. Горлов, Г.Н. Попандопуло, А.В. Марц, А.М. Белашов, А.С. Цветков, О.В. Малышева, С.И. Асерьянц и др.

Кроме того, в Биологическом музее идет формирование фондовой коллекции произведений искусства. Самое сложное в этом – отбор произведений, соответствующих требованиям подлинного художественного вкуса. Только на таких произведениях можно строить экспозицию, действительно оказывающую влияние на эмоционально-чувственную сторону человеческой личности. Такая работа стала одним из концептуальных направлений комплектования фондов и собирательской работы музея.

Воронин Д.Б. «Акула». Дерево, инкрустация, резьба
Воронин Д.Б. «Акула». Дерево, инкрустация, резьба

В фондах Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева собрана небольшая по объему, но разнообразная коллекция произведений искусства, основная тема которых – мир живой природы. Это старинные гравюры, листы из французских, английских, немецких и русских зоологических и ботанических атласов, отечественная и зарубежная книжная графика, гравюры на библейские сюжеты, в которых упоминаются растения и животные. Есть в собрании музея произведения крупных художников-анималистов, основателей московской школы анималистики А.С. Степанова, В.А. Ватагина, А.Н. Комарова, Д.В. Горлова, Г.Н. Попандопуло. Большое место в коллекции занимают произведения современных московских анималистов, работающих в лучших традициях этой школы.

В музее создана небольшая постоянно действующая экспозиция, художественная галерея. Название ей мы дали символическое – «Райский сад»: в человеческом сознании это издревле звучит как символ такого уголка, где в гармоничном единстве существуют животные, растения, человек.

Выставки художников-анималистов, проходящие в выставочных залах музея интересны тем, что на них всегда появляются новые имена, молодые художники, и тем, что работы выполнены в самой разной манере, технике, из разных материалов. Изумительный мир живой природы – поистине неисчерпаемый источник вдохновения для наблюдательного художника.

Лоик С.А. «Цапля с птенцами». Дерево
Лоик С.А. «Цапля с птенцами». Дерево

Вот последняя выставка, 2002 г. Очень своеобразны металлические звери А.В. Марца с их особой экспрессией. В труднейшем для скульптора материале – дереве – работают художники С.А. Лоик и А.С. Цветков. Особая часть творчества скульптора А.М. Белашова – графика и декоративные живописные панно. Более молодое поколение анималистов также представлено разными направлениями. Это выполненные в условной декоративной манере из дерева, инкрустированного металлом, произведения Д.Б. Воронина, своеобразная цветная керамика П.В. Хохловкина, великолепная черепаха из камня работы О. Ковригина. Наверное, как никто из скульпторов, изображает собак М.Г. Островская. Поражает точной, изумительно найденной характеристикой животного каждая скульптура Д.Я. Успенского. В трудной технике сухой иглы и офорта работает график И.П. Маковеева. На прошедшей в этом году выставке были представлены работы 28 авторов. Среди них есть совсем новые имена: М.А. Сиротинская, автор чудесной яркой декоративной керамики. Е.А. Постникова, М.А. Камардина и др. И хотя небольшая выставка не может дать полного представления о великолепии и разнообразии этого удивительного жанра, заставляющего вспомнить о прекрасном мире природы, все же она заставляет остановиться и еще раз всмотреться в ее изумительные создания.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru