КОПИЛКА ОПЫТА

А.Ю. СЕМАШКО,
учитель биологии школы № 57, г. Москва

Организация наблюдений за поведением животных в зоопарке

Каждый учитель биологии знает, как интересны и полезны наблюдения за животными. И каждый, кто пробовал предлагать детям такие задания, знает, что наблюдать они не умеют. То, что они видят, им трудно выразить словами, а значит, и осознать. Если в клетке, вольере, загоне какое-то время ничего нового не происходит, им очень быстро становится скучно. В результате все остаются у разбитого корыта – время потрачено впустую, работа не сделана, от первоначального интереса не осталось и следа... Американские преподаватели на одном из совместных совещаний жаловались на те же проблемы, возникающие у них при работе со студентами, так что уж говорить о восьмиклассниках, да еще если вы ограничены во времени.

Когда четыре года назад в нашей школе в рамках курса зоологии планировалось выполнение ребятами небольших, рассчитанных на 6–10 ч наблюдений, этологических работ, я обратилась за консультацией к С.В. Попову, заместителю по научной работе Московского зоопарка, куратору многих поколений студентов и КЮБЗовцев, автору хорошей методички о наблюдениях за животными1 . «Нет, серьезных этологических исследований вам не сделать – для этого надо не меньше 30–40 ч наблюдений. Но освоить основные методики вы можете попробовать. Дерзайте!»

И мы дерзнули, выбрав в качестве объекта наблюдений животных, содержащихся в зоопарке2 . С тех пор по этой программе работали уже три поколения восьмиклассников нашей школы, а в этом году будет и четвертое. Каждый год вносит какие-то доработки или усовершенствования, но общая схема работы остается прежней. В зоопарк мы ходим как обычные посетители – покупаем билеты, а потом каждый останавливается около выбранной им клетки или вольеры и наблюдает. Программа предполагает 5–6 занятий – по одному разу в неделю на протяжении 1,5–2 месяцев. Потом еще пару недель оформляем результаты и, наконец, проводим в классе конференцию.

Главная цель работы – дать школьникам основы навыков наблюдения за животными, познакомить их с различными этологическими методами и способами обработки полученных результатов. При этом необходимо было выбрать такие методы, которые, с одной стороны, позволяли бы проводить результативный анализ поведения животных, а с другой – были понятны детям и давали возможность проконтролировать качество проведенной работы. К счастью, некоторые из методик – составление этограмм, составление схемы вольера, метод временных срезов и его графический вариант (подробнее они описаны ниже) – оказались буквально созданными для наших не самых удачных условий. Существуют и другие методы, например регистрация поведенческих реакций, связанных только с каким-либо одним типом активности, например социальной или кормовой. Или метод «Стимул-реакция» – регистрация активности животного в ответ на те или иные конкретные раздражители, исходящие от сородичей или со стороны. Но для детей эти методы скучноваты, поскольку между событиями бывают длительные, ничем не заполненные перерывы.

Работу мы начинаем с четырех вводных занятий, во время которых (после формирования групп и выбора объектов для наблюдения) я последовательно объясняю ребятам смысл и детали методов, которые им предстоит освоить. После этого они расходятся по своим местам и пробуют работать, а я ожидаю их вопросов.
Остановимся подробнее на используемых методиках.

Составление этограммы – выделение характерных элементов поведения животного: поз, движений, поведенческих последовательностей. Общепринятая методика для начала работ с неизвестным объектом. При ее освоении перед ребенком ставится еще одна конкретная и очень понятная задача – создать систему удобных значков для записи последовательности выделенных элементов поведения, т.е. облегчить собственный труд. Советую предоставить детям возможность самим изобретать эти значки – и вы, и они получите большое удовольствие от разнообразия, оригинальности и часто изящества решений этой простой задачи.

Составление схемы вольеры. На втором занятии, когда известного в поведении животного уже много, однако этограмма еще не полна и ее необходимо продолжать составлять, перед ребятами ставится еще одна задача: сделать (в масштабе) трехмерную схему вольеры. Такая схема необходима для выявления характера использования территории. Здесь также возможна некоторая свобода в исполнении – кто-то делает изометрическую проекцию, кто-то – три вида на вольер: спереди, сбоку и сверху.

На третьем и четвертом занятиях детям предлагается освоить метод временных срезов, позволяющий распределить внимание наблюдателя во времени. При использовании этого метода фиксация происходящего выполняется через жестко определенный промежуток времени – в нашем случае, как правило, через 1 мин. Это позволяет выявлять количественные характеристики в поведении животных, составлять бюджет времени, а, кроме того, знакомит детей с идее объективности наблюдений.

При использовании графического варианта метода временных срезов каждую минуту фиксируется не только что делает животное, но и где. Возможны варианты того, как это сделать. Можно разделить схему вольера на условные зоны, обозначить их каким-либо кодом и в каждую запись добавлять этот код. Второй вариант предполагает нанесение ежеминутных записей непосредственно на копию схемы вольеры, например: «15.03 – чш (чешется)», «15.04 – нх (обнюхивает)» и т.д. Графический вариант мы использовали после освоения метода временных срезов, на пятом-шестом занятиях.

В целом, как вы могли заметить, каждый следующий тип задания предлагался детям достаточно скоро, пока им еще не успел наскучить предыдущий. При необходимости жестко следовать унифицированным методам ребята, тем не менее, получали достаточно свободы в исполнении работы.

Конкретные задачи, которые должны выполнить школьники, соответствуют осваиваемым методам: выделить основные элементы поведения; выяснить характер использования территории и определить бюджет времени животного (т.е. соотношение суммарной продолжительности форм поведения, составляющих те или иные типы активности). Следует отметить, что попутно, за счет выбора животных из различных систематических и экологических групп, весь класс получает много дополнительных сведений о млекопитающих вообще. А поскольку эту информацию ребята добывают сами, она эмоционально окрашена и, естественно, гораздо эффективнее усваивается.

Разумеется, следует предоставить ребенку право самостоятельно выбрать объект для наблюдения. Но постарайтесь настоять, чтобы выбираемые животные находились в закрытых вольерах – не столько потому, что детям будет холодно, сколько из-за того, что в плохую погоду звери уходят во внутренние помещения. Для наблюдений наиболее подходят группы подвижных животных. Для успеха всей работы важно, чтобы каждое посещение зоопарка приносило свои зримые плоды!

Лучше всего, если ребята будут работать по два человека. Одному тяжело, да и скучно порой, а трое и больше уже отвлекают друг друга от основной задачи – наблюдения, и поэтому могут пропустить что-то наиболее интересное.

Предложите нескольким группам школьников наблюдать за экологически или систематически близкими видами – потом они смогут сравнить свои результаты, благо единые методики это позволяют.

Стоит остановиться и на оформлении результатов наблюдений: составлять красиво оформленные доклады к итоговой конференции, конечно, нужно, но не пренебрегать и черновиками – я имею в виду рабочий журнал наблюдений (заранее разграфленный), который дети показывают вам после каждого сеанса. Если вы, как и я, выберете для этой работы весну, вас ждут незабываемые минуты – лавочка на солнышке у пруда и орда детей, рвущихся наперебой показать вам сегодняшние достижения и получить немедленные ответы на все вопросы и затруднения...

После того как наблюдения завершены, следует обработка полученных результатов. При этом мы осваиваем несколько базовых приемов – построение таблиц различного типа (как для систематизации, так и для демонстрации материала), гистограмм и круговых диаграмм для отражения бюджета времени3 .

Кроме того, по результатам работы с графическим вариантом метода временных срезов строятся ареалы и картограммы, позволяющие оценить характер использования территории. Метод ареалов используется для отображения качественно различающихся признаков – на схеме вольеры различными цветами показывают зоны, которые животными используются различно – для еды, для сна, или, например, для игр. Картограммы же – это отображение разными цветами (или штриховкой различной густоты) интенсивности проявления в данном месте одного и того же признака. Так удобно анализировать общую частоту использования тех или иных участков вольеры.

Итоговая конференция бывает достаточно бурной, ведь все слушатели разбираются в проблеме и могут оценить и качество работы, и оформление, и удачность находок, и скоропалительность отдельных выводов. В зависимости от возможностей и способностей авторов доклады, конечно, дополняются рисунками или фотографиями «героев». Надо сказать, что жесткая структура и форма изложения отдельных частей работы зачастую смягчается эмоциональным общим описанием животного и его поведения в начале доклада и в выводах.

С удовольствием вспоминаю растерянность одной пары, наблюдавшей за самцом красной рыси в 1997 г. Они подготовили практически все оформление и выводы, а на последнем сеансе наблюдений у самки в соседней клетке началась течка, и, естественно, у подопечного изменились и «характер использования территории», и «бюджет времени». А в 1998 г. аудитория восхищалась девочками, которые наблюдали за волками и единственные из всех догадались познакомиться со служителями и получить от них массу интересной информации.

Разумеется, не обходится и без курьезов. Вот, например, выдержки из работы наблюдателей за японскими снежными макаками.

Элементы этограммы:
– выдирание перьев из голубя: сидит на выступе стены, одной передней лапой держит голубя за хвост, а другой выдергивает перья.
Из графы «Общение с посетителями»:
– взглянув в глаза, в ужасе убегает.
Из протоколов наблюдений:
– молодая самка сидит на подоконнике, элегантно свесив ногу вниз.
Из резюме:
– мать усадила свое чадо на колени, велев ему не шевелиться и по возможности не дышать, и начала чистить ему уши. Довольно скоро дитю надоело спокойно лежать, и оно начало крутить головой и тянуть всюду руки. Мать дала ему шлепка и собралась уходить. Тут же раздался рев, достойный сирены, который возвещал, что некий обезьяныш не хочет остаться без удобного средства передвижения. Мать вернулась, позволила ему залезть к себе на спину и удалилась в закрытую часть вольеры. В глазах ее явственно читалось: «Все дети – сволочи».

А вот вывод из работы ученика, наблюдавшего за зебрами Греви:

«Зебры в неволе – неторопливые, медленные животные. Основную часть своего времени они пасутся и жуют сено. Интересных особенностей наблюдать не удалось, так как время спаривания либо уже прошло, либо еще не наступило.»

Фотографии и рисунки, сделанные по ходу занятий, мы монтировали потом в стенгазету «Братья наши меньшие», и одна из этих фотографий до сих пор служит для меня символом наших работ: рядом с выразительным лицом оранга на стекле отражается физиономия наблюдателя. И как же они похожи...


1  Попов С.В., Ильченко О.Г.   Методические рекомендации по этологическим наблюдениям за млекопитающими в неволе. – М.: Московский зоопарк, 1990. Материалы этой работы изданы и распространяются также ассоциацией «Экосистема»: «Методы этологических наблюдений за млекопитающими в неволе», 1998, и «Простейшие методы статистической обработки результатов экологических исследований», 1998.

2 Наверное, подобные работы можно выполнять и в живом уголке, но только в том случае, если животные там содержатся в достаточно просторных клетках, не ограничивающих свободу передвижения.

3 С примером одной из учебных работ, выполненных по результатам наблюдений в зоопарке, вы можете познакомиться в этом номере газеты.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru