Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №12/2002

БОТАНИКА

П.И. БОРОВИЦКИЙ

Изучение растений на весенней экскурсии в лес

(6-й класс)

Жизнь человека тесно связана с лесом. Древесина используется в самых различных отраслях промышленности: из нее строят дома, изготовляют мебель, фанеру, спички; большое количество древесины идет на изготовление бумаги, целлюлозы, искусственного шелка, пластмасс, лекарственных веществ, спирта и многих других полезных веществ и предметов.

Леса являются регуляторами влажности почвы, защищают реки от обмеления, а почвы от размыва и развеивания ветром, препятствуют образованию оврагов. Леса обогащают воздух кислородом, уменьшают силу ветра и количество пыли в воздухе, увеличивают влажность воздуха. Под пологом леса создается свой микроклимат. По сравнению с открытыми местами зимой там теплее, а летом прохладнее. Леса – излюбленное место отдыха людей, они привлекают живописностью, красотой, свежестью воздуха.

Представляя огромное богатство, лес требует бережного отношения и охраны. Каждый человек должен беречь растительность, содействовать увеличению зеленой площади.

Чтобы правильно охранять лес, мало основных понятий о его значении в природе и жизни человека, надо представлять жизнь растений в лесу и жизнь леса в целом.

Программа по биологии предусматривает ознакомление учащихся с жизнью растений в лесу на экскурсии, проводимой в конце учебного года.

Учителю следует предварительно побывать на месте предстоящей экскурсии. Выбрать такой маршрут, следуя по которому можно было бы встретить участки хвойного, лиственного и смешанного леса, наблюдать ярусность, различные растения, интересные по своей биологии.

Учитель должен своевременно ознакомить учащихся с темой и планом экскурсии, вместе с ними подготовить необходимое экскурсионное оборудование. На каждую группу в 3–4 человека: папка, листы газетной бумаги, нож на шнуре, пробирки с пробками и морилка для насекомых; рюкзак с бумагой и несколькими коробками для сбора природного материала. На класс: пила-ножовка, лопата, фотоаппарат. Все учащиеся берут карандаши и записные книжки, а также листы бумаги для этикеток.

В начале беседы учитель говорит о характерных особенностях времени года, в которое проводится экскурсия, обращает внимание учащихся на сезонные изменения в окружающей природе. Прежде чем войти в лес, надо остановиться около одиночных деревьев, растущих вблизи леса. Учащиеся увидят мощную, начинающуюся с нижней половины ствола зеленую крону, толстые у основания и быстро утончающиеся к вершине сучковатые стволы («сбежистый» ствол, как говорят лесоводы), заметят, что эти деревья ниже деревьев в лесу.

Войдя под полог леса, обратите внимание экскурсантов на внешний вид деревьев, отметьте их менее раскидистую крону, сильно оголенный ствол почти цилиндрической формы (полнодревесный), значительную высоту деревьев (из таких деревьев получаются хорошие бревна). Растущие в лесу деревья затеняют друг друга с боков, сильно вытягиваются, быстрее очищаются от сучьев, приобретают полнодревесную форму ствола, более ценную в лесном хозяйстве, чем «сбежистая».

Стволы сосен в лесу достигают в высоту 50 м и в толщину 1,5 м. Высокие, стройные, с небольшими кронами на вершине, они стоят как колонны, подпирая зеленый полог. Их красноватая кора кажется еще более яркой, когда по ней скользят лучи заходящего солнца. Потому-то хвойный лес и называют краснолесьем, в отличие от чернолесья – леса, состоящего из лиственных пород.

Далее учащиеся определяют состав пород деревьев в лесу. Лес может состоять из деревьев одной породы (сосны, ели) лиственных пород (чистое лесонасаждение) или из разных пород (смешанное лесонасаждение). Деревья, смыкаясь вверху кронами, образуют полог леса. Благодаря ему в лесу создаются своеобразные климатические условия: под полог проникает меньше света, крона задерживает часть осадков, ветер в лесу ослабевает, создаются условия для большей влажности воздуха, уменьшаются колебания температуры в течение суток.

Учащиеся замечают, что, хотя под пологом леса света мало, все же здесь растут теневыносливые растения, древесные и травянистые. Нередко теневыносливые деревья образуют как бы второй ярус под пологом более светолюбивых пород. Под деревьями второго яруса поселяются низкорослые деревья и кустарники, выдерживающие еще большее затенение. Они образуют третий ярус, называемый подлеском. Это название относится к кустарникам (бузина, лещина, жимолость, малина и др.) и к тем низкорослым деревьям, которые при существующих в лесу условиях не могут подняться до верхнего полога (рябина, черемуха и др.). При однородном составе леса подлесок образует второй ярус.

Учитель поясняет, что породы, способные при таких условиях давать семена и возобновляться, являются постоянными составными частями подлеска, а неспособные к возобновлению – временными.

Под пологом леса, достигающего зрелости, появляется самосев (молодое поколение) входящих в верхний полог пород, называемый подростом. Следует отметить, что подрост светолюбивых пород (например, сосны) обычно не выдерживает затенения, создаваемого даже материнским пологом, тогда как теневыносливые породы (например, ель, липа, и др.) успешно развиваются под пологом светолюбивых пород. Наличие хорошего подроста очень важно для возобновления леса после вырубки. Поэтому иногда производят частичное изреживание полога, вырубая часть деревьев. Рубку приурочивают к зиме, когда подрост меньше всего можно повредить, так как он покрыт снегом.

Далее руководитель экскурсии обращает внимание учащихся на то, что под пологом леса, кроме подлеска и подроста, имеются травянистые растения и мелкие кустарнички: брусника, черника, вереск и др. Они растут вполне удовлетворительно, несмотря на то, что света к ним проникает еще меньше. Они хорошо плодоносят, многих из них вне леса мы не найдем (например, грушанка, кислица, майник), так как там их вытесняют другие растения. Следовательно, лес создает благоприятную среду для роста и развития этих растений в особых почвенных и климатических условиях, складывающихся под его пологом.

Учитель рассказывает учащимся о биологических особенностях некоторых представителей травянистых растений, цветущих ранней весной. На примере кислицы легко показать своеобразные приспособления к условиям жизни под пологом леса. Листья кислицы имеют большую поверхность, тонкие, проницаемы для света, не затеняют друг друга. Если взять дернинку с кислицей и выставить на солнечный свет, то листочки кислицы сразу поникают, что ведет к уменьшению испарения влаги с их поверхности. Кислица имеет корневище с чешуйчатыми мясистыми листьями. Цветки у кислицы белые, в полумраке леса заметные для насекомых, благодаря которым происходит перекрестное опыление. У не опыленных насекомыми цветков наблюдается самоопыление. Плод-коробочка при созревании семян растрескивается, и семена разбрасываются на значительное расстояние.

Под пологом травянистой растительности и мелких кустарничков обычно поселяются мхи и лишайники. Нередко они почти полностью вытесняют травянистую растительность, образуя сплошной покров.

Следует обратить внимание учащихся и на то, что лес оказывает огромное влияние на почву: опадающая хвоя, листья и веточки деревьев образуют лесную подстилку, которая, в свою очередь, влияет на процесс образования почвы и на прорастание семян. Плотная и толстая подстилка вызывает усиление подзолообразовательных процессов, уплотнение почвы и затрудняет прорастание семян. Рыхлая подстилка улучшает качество почвы и благоприятно влияет на самосев. (Строение почвы изучается на заранее подготовленном почвенном разрезе.)

Далее учитель просит учеников собрать представителей групп растительности леса, на которые обращалось внимание во время экскурсии, а также образцы лесной подстилки и лесной почвы. На проведение сбора выделяется специальное время, чтобы иметь возможность аккуратно уложить растения в папки, упаковать образцы лесной подстилки и почвы.

Выяснив условия жизни под пологом леса и биологические особенности растений леса, можно предложить учащимся попытаться определить, что же называется лесом. Лес – это совокупность деревьев, занимающих большую площадь, оказывающих влияние друг на друга, на растения, поселяющиеся под их пологом, на климат и почву.

Очень важно на экскурсии отметить, что лес заселен различными представителями животного мира. Многие из них полезны или безвредны, но многие, особенно насекомые, являются злейшими врагами леса.

В заключительной части экскурсии по ознакомлению с растениями леса учитель обращает внимание учащихся на тот большой вред, который приносят лесному хозяйству различные болезни деревьев, вызываемые бактериями и грибами-паразитами. Внимание учащихся привлекается к трутовикам, копытообразные плодовые тела которых можно часто видеть на деревьях. Некоторые из них живут только на определенных деревьях, хвойных или лиственных, некоторые – на тех и других. Трутовики вызывают в древесине различные гнили, в результате чего древесина теряет прочность и пораженные гнилью деревья легко обламываются от ветра. Корневую систему деревьев поражают опята, что нередко ведет к отмиранию целых участков леса.

Наряду с грибами-паразитами существует много грибов (большинство съедобных, а также плесневых и др.), поселяющихся на мертвой органике и способствующих более быстрому ее разложению. Эти грибы полезные: разрушая мертвые органические вещества (опавшие листья, ветки, пни), они ускоряют возвращение в почву питательных веществ, взятых из нее растениями.

Заканчивая экскурсию, учитель еще раз подчеркивает значение леса в природе и хозяйстве, необходимость его охраны, указывает, какую помощь в этом могут оказать школьники. Затем кратко обобщает материал по изученным на экскурсии объектам, напоминает, что в соответствии с планом экскурсии следует написать отчет. Из леса учащиеся возвращаются в школу. Здесь они закладывают растения в сетки для просушки, живые растения высаживают в горшки или ящики, приводят в порядок оборудование и сдают его.

Следующий урок по ботанике полезно отвести на повторение материала экскурсии.

Фото М. Кабанова

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru