Я ИДУ НА УРОК

В.В. СКУРЕДИНА,
учитель биологии школы № 528, г. Москва

Движение крови и лимфы в организме.
Круги кровообращения

Урок в 9-м классе

Урок проводится главным образом в форме беседы – ученики отвечают на вопросы учителя.
Начинаем с повторения материала, изученного на предыдущих уроках.

1. «По замкнутой системе
Стремительно бегу.
А в чем моя задача?
Я кислород несу».
О чем идет речь? (Кровь.)

2. Каковы функции крови? (Дыхательная – переносит кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким; питательная – доставляет пищевые вещества к клеткам; выделительная – выносит ненужные продукты распада; терморегуляционная – регулирует температуру тела; транспортная – связывает разные органы и системы, перенося вещества, которые в них образуются; защитная   – лимфоциты нейтрализуют чужеродные вещества и микрорганизмы.)

3. Что представляет собой кровь? (Жидкая соединительная ткань, содержащая 60% межклеточного вещества – плазмы и 40% клеток крови.)

4. «Подхватили кислород,
И скорей-скорей вперед –
А то клеткам в организме
Его, ох, недостает».

О чем идет речь? (Эритроциты и белок крови – гемоглобин.)

5. Как гемоглобин выполняет свои функции? (Кислород образует с гемоглобином непрочное соединение – оксигемоглобин, легко вновь распадающееся на кислород, который поступает в клетки, и гемоглобин, который в составе эритроцитов возвращается в легкие.)

6. Что собой представляет соединение карбоксигемоглобин? (Прочное соединение угарного газа с гемоглобином. Человек «угорел» – задохнулся от нехватки кислорода, хотя кислорода в воздухе много. Можно разобрать, какую помощь следует оказать угоревшему человеку.)

7. «Врач анализ в руки взял,
По нему все прочитал,
Тут же выписал мне справку,
Чтоб о школе не мечтал.
Временно...»

Что узнает врач из результатов анализа крови? (Кровь – «зеркало здоровья». Например, если анализ показывает повышенное количество лейкоцитов, значит, в организме идет воспалительный процесс. Пониженное число эритроцитов свидетельствует о малокровии.)

8. При каком условии кровь может выполнять свои функции? (Кровь должна непрерывно двигаться по кругу.)

9. Как осуществляется передвижение крови? Что называют кровообращением? (Передвижение крови осуществляется за счет сокращений сердца. Непрерывное движение крови по замкнутой системе сосудов называется кровообращением.)

Далее переходим к изучению нового материала. Демонстрируется фрагмент «Сосудистая система» из учебного фильма «Анатомия».
После просмотра двое учащихся у доски выполняют задание – вписывают пропущенные слова в заранее написанные определения малого и большого кругов кровообращения.

Путь крови, начинающийся (где?) ... (в правом желудочке) (каким сосудом?) ... (легочной артерией) и заканчивающийся (где?) ... (в левом предсердии) (какими сосудами?) ... (четырьмя легочными венами) называется малым, или легочным, кругом кровообращения.
Путь крови, начинающийся (где?) ... (в левом желудочке) (каким сосудом?) ... (дугой аорты) и заканчивающийся (где?) ... (в правом предсердии) (какими сосудами?) ... (верхней и нижней полыми венами) называется большим кругом кровообращения.
На доске вывешивается таблица «Круги кровообращения».

1. Всегда ли по артериям течет артериальная кровь, а по венам – венозная? (В легочной артерии – венозная кровь, а в легочных венах – артериальная.)

2. «По упругим нашим стенкам,
Можешь пульс ты посчитать.
Кровь несем мы с кислородом.
Как нас нужно называть?»

О чем идет речь? (Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца.)

3. «Ну, и мы сосуды тоже,
Наша сеть есть даже в коже.
Стенки тонки?! Хорошо!
Чтоб газообмен прошел.»

О чем идет речь? (Тонкостенные сосуды – капилляры, в которых происходит газообмен.)

Вывешивается таблица с изображением лимфатической системы.

1. «Я не кровь, но в связи с нею,
Свои функции имею,
К тканям жидким отношусь
И в сосудах нахожусь».

(Лимфа – прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов, тромбоцитов, но много лимфоцитов. Из капилляров лимфа поступает в лимфатические сосуды, а затем в один большой сосуд – грудной проток, из которого впадает в крупные вены шеи, а затем в верхнюю полую вену. Функции лимфы – возвращение белков, воды и солей из тканей в кровь. Участвует лимфатическая система в создании иммунитета, в защите от болезнетворных микробов.
Если ученики затрудняются дать ответ на основе просмотренного видеоматериала, можно обратиться к тексту учебника («Человек», изд-во «Дрофа», §18, стр. 60.)

2. «В лимфоузел мы попали...
Неуютно что-то здесь –
Эти клетки в организме
Норовят нас быстро съесть».

О каких клетках идет речь? Как называется это явление? (Лейкоциты, явление – фагоцитоз, открытое И.И. Мечниковым.)

3. Как называется явление постоянства внутренней среды организма? (Гомеостаз.)

4. «Нахожусь я меж клетками и около клеток,
Вещества принимаю и передаю,
Даже внутреннюю среду организма
Вместе с кровью и лимфою я создаю.»

О какой жидкости идет речь? (Межклеточная тканевая жидкость.)
Если останется время, можно предложить ученикам ответить на вопросы учебника на с. 60.

В заключение я прошу ребят ответить на вопросы: понравился ли им урок? Кто из учащихся класса хорошо работал на этом уроке?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru