ИНФОРМАЦИЯ

Открытый лицей ВЗМШ при МГУ им. М.В. Ломоносова

Всероссийская заочная многопредметная школа (ВЗМШ) уже почти сорок лет осуществляет на практике идею дистантного образования, которая стала столь модной в последнее время. Школа была создана в 1964 г. Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова и Академией педагогических наук и ориентирована на школьников из небольших городов и сельской местности, которые не имеют достаточных возможностей для углубленного изучения любимых предметов. В настоящее время в школе имеется восемь отделений – математическое, биологическое, филологическое, химическое, физическое, истории, экономическое и отделение «Право, нравственность, закон». В школу принимаются все желающие, успешно выполнившие конкурсное вступительное задание, независимо от места проживания (Россия, ближнее и дальнее зарубежье).

Задания заочной школы по биологии представляют собой нестандартные задачи творческого плана. Ответы на них нельзя просто переписать из какого-либо источника – зачастую однозначных решений просто не существует. Такие задания вырабатывают умение мыслить самостоятельно, работать с литературой, а также логично и кратко излагать свои соображения.

Программа биологического отделения включает более 20 тем, охватывающих основные разделы биологии. По каждой теме ученики получают пособие, набор тестов и контрольных заданий. Учебные пособия для биологического отделения специально подготовлены сотрудниками биологического факультета МГУ и ряда научно-исследовательских институтов и содержат самые современные сведения, многие из которых еще даже не успели попасть на страницы школьных учебников.

Для поступления на биологическое отделение необходимо выполнить конкурсное задание, требующее творческого подхода и позволяющее ученикам в какой-то степени заранее ознакомиться с принципами работы школы и уровнем наших требований. Тем, кто пожелает принять участие в конкурсе, будет, наверное, интересно познакомиться и с заданием прошлого года и узнать, какие ошибки чаще всего допускались в присылаемых ответах.

Известно, что разные годы сильно отличаются по урожаю грибов. От чего зависит, будет ли год грибным? (Не ограничивайтесь одной идеей, перечислите все существенные причины, объяснив их связь с «урожайностью».)

При ответе на этот вопрос следовало рассмотреть особенности организма грибов, их жизненный цикл, потребности в тех или иных условиях и ресурсах. Сам гриб (плодовое тело) – это стадия развития грибницы, необходимая для образования спор. Основная особенность этой стадии – короткий срок жизни и высокая скорость роста. Плодовое тело состоит на 90% из воды. Этим объясняется высокая потребность растущего гриба во влаге (всегда влажным должен быть самый поверхностный слой почвы, где и располагается грибница). Кроме того, для развития плодового тела необходимо достаточное количество тепла – высокая скорость деления клеток возможна при определенном уровне температуры.

Практически все из отвечавших правильно указали самые важные для грибов факторы – температуру и влажность. А вот объяснений, подобных приведенным выше, в большинстве работ, к сожалению, не было. Ответы многих ребят, просто исходивших из своего жизненного опыта, скорее походили на руководство по сбору грибов...

Зачем стрекочут кузнечики? Или, может быть, слово «зачем» в данном случае неприменимо и следует спрашивать, отчего они стрекочут? (Предложите несколько гипотез о причинах этого явления. Опишите опыты, которые позволят подтвердить либо опровергнуть выдвинутые вами гипотезы.)

При ответе на этот вопрос многие ограничились подробным описанием... строения и работы органов стрекотания – хотя ни о чем подобном в вопросе не упоминается. Работ, в которых бы приводились какие-нибудь гипотезы о целях стрекотания, было гораздо меньше, и уж совсем мало было ответов, авторы которых попытались описать эксперименты, способные подтвердить их предположения. А ведь это была самая интересная часть вопроса!

Какие особенности строения, физиологии и поведения помогают разным животным уменьшить угрозу поедания их хищниками? (В ответе не нужно описывать однотипные особенности разных видов. Выделите принципиально разные группы приспособлений, защищающих животное от хищника. Для каждой из этих групп приведите по одному-два примера.)

Этот вопрос не вызвал особых затруднений, однако выше оценивались те ответы, авторы которых не ограничились простым пересказом интересных фактов «из книг», а сумели сгруппировать их, выделив общие черты в особенностях, присущих животным из разным групп.

Перед вами перечень растений: виноград, заразиха, кедр, ламинария, лещина, моршанция, можжевельник, орляк, рогоз, росянка, сфагнум, тутовник, хара, хлопчатник, хлорелла, чеснок. Предложите как можно больше критериев, по которым можно разделить их на две группы. Для каждого критерия укажите, какие растения в какую группу попадут.

Выбирая критерии, следовало руководствоваться такими признаками, как особенности строения, жизненного цикла, физиологии, размножения, способа питания, среды обитания. Многие из этих признаков связаны и с систематической принадлежностью растений, однако примитивные варианты «по систематике» – «мхи» и «не мхи» – особой ценности, разумеется не представляли. Сложность вопроса состояла также в том, что некоторые из названых растений не являются общеизвестными и информацию о них еще следовало разыскивать в литературе.

Вам поручили проверить, действительно ли лосось руководствуется запахами, возвращаясь для нереста в водоем, где он родился, или же он использует какой-либо другой способ навигации. Опишите план ваших исследований.

При ответе на этот вопрос следовало предложить и описать конкретные эксперименты, а не излагать сведения о биологии и жизненном цикле лосося.

Многие ребята предложили каким-либо способом лишить рыб обоняния, однако в данном случае авторы вопроса ожидали от отвечавших большего: стоило подумать о дальнейших действиях и контрольных опытах. Например, как проверить, возвращаются ли лишенные обоняния рыбы в свой водоем? Попадают ли они в другие протоки или вообще не участвуют в нересте? Как скажется лишение обоняния на других сторонах их жизни?

Клетки крови человека крайне разнообразны. Гистологи разделяют их на десятки групп. Какими методами можно выяснить родственные отношения между этими группами (то есть доказать превращение одних клеток в другие в ходе их индивидуального развития)?

При ответе на этот вопрос можно было предложить, например, проследить последовательные всплески пиков численности разных типов клеток, или изъять определенный тип клеток и проследить, какие еще клетки исчезнут из организма, или вызвать при помощи веществ-стимуляторов ускоренное развитие клеток и посмотреть, во что они будут превращаться. Присутствие в клетках разного типа определенных веществ (например, гемоглобина) также может свидетельствовать об их родстве.

Однако это был, безусловно, сложный вопрос, тем более что в школьном курсе данная тема не рассматривается. Возможно, именно поэтому основное внимание в ответах было уделено просто подробному изложению сведений о происхождении разных типов клеток крови.

* * *

Подводя итог, можно сказать, что самая распространенная ошибка состоит в подмене смысла вопроса – столкнувшись с трудным заданием, ребята даже не пытаются предложить самостоятельное решение (пусть хотя бы неверное), а приводят все доступные им сведения, имеющие хоть какое-то отношение к данной теме.

Всероссийская заочная многопредметная школа – Открытый лицей ВЗМШ при МГУ им. М.В. Ломоносова объявляет очередной, 29-й, набор на биологическое отделение

Зачисление проводится по результатам вступительной работы. В конкурсе могут принять участие школьники, которые в этом учебном году занимаются в 8-м или 9-м классе, независимо от места проживания. Обучение проводится на русском языке. В конкурсе могут участвовать также кружки, которым нужно выслать коллективно выполненную работу и заверенный печатью список членов кружка с указанием фамилии, имени, отчества руководителя и названия организации, при которой работает кружок.

ВЗМШ высылает своим учащимся пособия и задания по разным разделам биологии и проверяет их работы. Обучение для восьмиклассников длится 3 года, для девятиклассников – 2 года.

Вопросы конкурсного задания приведены ниже. Учащимся 8-х классов необходимо решить задачи 1–5, учащимся 9-го класса – задачи 4–8. В ответах можно использовать как собственные идеи, так и факты, почерпнутые из литературы. Однако в последнем случае надо приводить ссылки на источники, из которых была получена информация.

Работу следует выполнять в тетради, на обложке которой должны быть указаны ваши фамилия, имя, отчество, полный домашний адрес с почтовым индексом, а также номер школы и класс, в котором вы учитесь. Вместе с работой пришлите конверт с маркой и вашим адресом – для отправки вам решения приемной комиссии.

Наш адрес: 119823, Москва, ГСП, МГУ, ВЗМШ-биология, конкурс.

Работа должна быть отправлена не позднее 20 мая 2002 г. – по почтовому штемпелю.

Вступительное задание биологического отделения ВЗМШ

(При составлении заданий использованы материалы 51-й Биологической олимпиады школьников МГУ.)

1. Известно, что у одних видов животных потомство появляется на свет в течение всего года, а у других – лишь в определенные сезоны. Приведите примеры животных с этими двумя стратегиями размножения (всего – не более пятнадцати), по возможности относящихся к разнообразным систематическим группам. Каковы преимущества и недостатки у каждой из стратегий? Поясните, используя предложенные вами примеры, проявляются ли эти преимущества и недостатки у всех животных или лишь у части из них.

2. Какие особенности строения, физиологии, образа жизни и поведения характерны для животных, которые питаются: а) быстро передвигающимися организмами; б) планктоном; в) организмами, обитающими в почве? Приведите по одному-два примера к каждому из ваших соображений.

3. Вам дали свежесрезанный лист неизвестного растения. Предложите как можно больше способов, позволяющих определить, какая сторона у листа верхняя, а какая – нижняя (в оборудовании вы не ограничены). Являются ли эти способы универсальными или для некоторых растений (каких?) они могут «не сработать»?

4. Бедный студент Дима К. купил два лимона и положил их в холодильник. Через неделю, собравшись попить чай, Дима обнаружил, что один лимон по-прежнему свежий и хороший, а второй сгнил. Почему так получилось? Дайте как можно больше вероятных объяснений.

5. Доверившись рекламе, можно подумать, что главное в моющих средствах – максимально эффективное удаление загрязнений, а в инсектицидах – полнота истребления вредных насекомых. Однако экологи не согласятся с подобной трактовкой и заметят, что данные препараты должны удовлетворять еще многим требованиям. Перечислите эти требования.

6. В поселке N, расположенном в глухой тайге, произошла вспышка опасного заболевания людей. Как выяснить наиболее вероятный путь, по которому попал в поселок его возбудитель? Если болезнь является природно-очаговой, то как установить границы этого очага? Какие меры позволят снизить угрозу повторных вспышек болезни?

7. Предложите различные методы, с помощью которых можно экспериментально определить суточные энергозатраты животного (в качестве примеров рассмотрите гусеницу тутового шелкопряда, ужа, мышь и человека). Какие из этих методов, по вашему мнению, дадут наиболее точную информацию, а какие – чреваты ошибками и почему? Какие из методов легче реализовать на практике, а какие – труднее? (Имейте в виду, что ответы на эти вопросы могут зависеть от особенностей изучаемого животного.)

8. В каких случаях для передачи и получения информации от животного к животному целесообразно использовать химические соединения? Подтвердите примерами ваши соображения и поясните, почему в этих ситуациях химический способ обмена информацией оказывается оптимальным.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru