У.Т. ДУСИНБАЕВА,
учитель химии и биологии,
пос. Пугачево, Казахстан
Биосфера, экология, здоровье
Обобщающий урок в 11-м классе
Мы – источник веселья и скорби рудник,
Мы – вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир, многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
Оборудование: схемы, рисунки,
репродукции, комнатные цветы.
I тур. Викторина Один вопрос – один ответ
1. Что мы не замечали (или не хотели
замечать) в объяснении Э.Геккелем термина
«экология»?
Исходное объяснение термина
«экология», принадлежащее Э.Геккелю, следующее:
«Под экологией мы понимаем сумму знаний,
относящихся к экономике природы, изучение
совокупности взаимоотношений животного с
окружающей его средой как органической, так и
неорганической». Нигде в литературе (и в
учебниках в том числе) не подчеркивается
экономический смысл термина. И подметили это
лишь российский эколог Н.Реймерс и журналист
Ю.Чередниченко. Экономика (умение вести дом) и
экология (наука о доме) – однокоренные слова,
«две стороны одной медали». Не заметили! И каков
результат нашего хозяйствования в Природе? А
может быть, вовсе и не хозяйствования, а
хозяйничания? Слова тоже однокоренные, но смысл
их разный.
2. «Крестного отца» экологии мы
знаем, а как появилась сама наука экология?
Принято считать, что экология – родное
дитя биологии. Вначале, как и всякая наука,
биология дробилась (дифференцировалась) на
отдельные дисциплины: микробиологию, ботанику,
зоологию, физиологию, изучающие строение и
функции клеток, органов и тканей организмов
и др. Затем появились биохимия, молекулярная
биология, позволяющие заглянуть в глубь клетки, и
развитие биологии пошло в сторону обобщения
(интеграции) биологических знаний. На основе их
синтеза и появилась на свет экология, которую
Юджин Одум назвал environmental biology – «биология
окружающей среды».
Экологический подход к хозяйствованию
(необходимость соизмерять нашу деятельность с
возможностями Природы) стал главной задачей
всего человечества. Если раньше экологию
трактовали как науку о взаимоотношениях
организма с окружающей средой, то ныне ее считают
наукой об экосистемах (биогеоценозах). Это
комплексная наука, в которую вовлечены все
стороны жизни и деятельности человека. Чтобы
успешно решать ее задачи, надо прежде всего знать
законы Природы, строение (структуру) и жизнь
(функции) биосферы.
3. А что это за наука
«вернадскология с сукачевским уклоном», кто ее
придумал?
Так назвал науку о биосфере известный
биолог Н.В. Тимофеев-Ресовский в честь
В.И. Вернадского, создателя учения о биосфере
(с геоэкологических позиций), и В.Н. Сукачева,
заложившего основы другого направления в
экологии – биогеоценологии. Сам же
Н.В. Тимофеев-Ресовский активно работал в
обоих направлениях. К сожалению, его
замечательная статья «Биосфера и человечество»
была опубликована только в 1968 г. и очень малым
тиражом.
4. Какова роль человека в биосфере?
Человек как живое существо есть часть
природы, а как существо общественное – часть
общества, социума. Биологическая природа
человека – это его организм, существующий в
природной окружающей среде. А его жилище, одежда,
орудия труда, транспорт, средства коммуникации и
массовой информации, произведения искусства,
домашние животные и растения и т.д. – дело рук
самого человека и определяется его социальной
природой.
Д.Эттенборо так определял место человека в
природе: «Выйдя из животного мира, «человек
разумный» по сей день остается одним из его
членов, хотя и находится на особом положении.
Царство животных, подцарство многоклеточных,
раздел двусторонне-симметричных, тип хордовых,
подтип позвоночных, группа челюстноротых, класс
млекопитающих, отряд приматов, подотряд обезьян,
надсемейство человекообразных, семейство людей
с единственным ныне видом Гомо сапиенс – вот то
скромное место, которое занимает человек на
полке многомиллионной библиотеки видов живой
природы».
5. Правда ли, что человек – это
клубок противоречий и парадоксов?
Единство и борьба противоположностей
– основной закон диалектики, поэтому познание
мира человеком противоречиво, что находит свое
отражение и в его мыслях и поведении. Что
касается парадоксов, то вот как об этом пишет
писатель-фантаст И.Росоховатский: «Человек как
личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни
имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо
потому, что из-за этого качества он совершает
необдуманные поступки. Хорошо потому, что не
останавливается на достигнутом. Именно это
спасает человека от многих ловушек, ибо
остановка неизбежно означает вырождение и
смерть.
Человек часто не может определить, к чему он
стремится, что неустанно ищет, что воспитывает в
себе и своих детях. Он называет это разными
словами, но в конечном итоге он стремится к
единственному... он стремится к человечности».
6. Какие проблемы возникли с
появлением человека на Земле?
Следствием биологической природы
человека является трудноконтролируемый процесс
его воспроизводства. С этим связана первая,
наиболее важная проблема – проблема
народонаселения (демографическая проблема).
Обычно, как только упоминают о проблеме
народонаселения, тут же вспоминают Т.Мальтуса и
его знаменитую теорию, появившуюся на свет в
1798 г. Согласно этой теории рост населения
подчиняется только законам природы (т.е.
биологическим законам и, в частности, половым
инстинктам), поэтому рост населения происходит в
геометрической прогрессии. В то же время
средства существования увеличиваются в
арифметической прогрессии. Значит, вскоре
человечество вымрет, т.к. ему нечего будет есть.
Последователи Мальтуса утверждают, что гибель
людей неизбежна из-за полного исчерпания
природных ресурсов, а Г.Тейлор в своей книге
«День Страшного Суда» добавляет к этому еще и
отравление окружающей среды. Конечно, теория
Мальтуса слишком груба и потому в деталях
неверна, однако проблему она ставит правильно.
Итак, перед человечеством сейчас стоят три
глобальные проблемы: перенаселение планеты,
исчерпание ресурсов (прежде всего пищевых) и
загрязнение окружающей среды.
7. В чем заключается «проблема
Арала»?
Аральское море погибает. В 1988 г. его
уровень упал на 11 м, море ушло от своих берегов
на 15–65 км. Семь лет назад от моря осталась лишь
половина, а с высохшего дна ежегодно поднимается
до 75 млн т песка и соли. Участились песчаные
бури, губящие вокруг все живое. На стыке двух
великих пустынь – Каракумов и Кызылкумов –
рождается третья, уже получившая имя Аралкум.
Пыль и пески засыпают город Аральск, бегут из
него жители – нет моря, нет и жизни.
Когда Тарас Шевченко жил здесь в ссылке, рос
камыш, водилась рыба, росли посаженные им
деревья. Сейчас ничего нет. Из 1 тыс.
новорожденных 100 умирает, не дожив до 1 года.
Стали рождаться уроды.
Кто же загубил Арал? Приговор подписан бывшим
«богом мелиорации» Минводхозом. Вот выдержка из
обоснования мелиоративных работ в Приаралье:
«Уменьшение площади Аральского моря или его
полное исчезновение не вызовет изменения
климатических условий в сторону их ожесточения,
а наоборот, можно ожидать изменения в сторону
комфорта, особенно в южных районах».
И такой вот «комфорт» получился!
8. Что, кроме СПИДа, угрожает
сегодня существованию человека?
Cегодня, кажется, страшнее СПИДа,
вызываемого вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ), болезни нет. Действительно, этот патогенный
вирус может вызвать глубокие изменения генотипа
человека и в результате стать мощным фактором
изменений биосферы. По крайней мере, такие
предположения в научном мире делаются.
Но это пока предположения! А вот то, что
человечество может выродиться в результате
бездумной экологической политики, – это факт.
Известный немецкий журналист Герд Людвиг по
заданию журнала National Geographic 5 месяцев
путешествовал по республикам бывшего Советского
Союза и увидел вопиющие примеры пренебрежения
природой, хищнического отношения к ресурсам
огромной и прекрасной страны, которые могут
привести ее на грань экологической катастрофы.
В Москве состоялась выставка работ Герда Людвига
«Смертоносное наследие», на которой каждый мог
увидеть, что нас ждет, если не изменится
отношение к окружающей среде.
9. К чему может привести применение
ядерного оружия?
Только на промыслах и складах сгорит
2,5 млрд т ископаемого топлива, площадь
лесных пожаров составит не менее 106 км2,
общее количество дыма и пыли составит 1,2х109 т.
Дым и пыль вызовут увеличение оптической
плотности атмосферы, что приведет к снижению
температуры в Северном полушарии до –23 °С,
иссушатся и опустынятся многие территории,
замерзнет вода, погибнут урожаи. «Ядерная ночь» и
«ядерная зима» будут сопровождаться массовым
радиационным поражением (и поражениями иной
природы) биологической составляющей экосистем,
изменениями погоды и климата, разрушением
озонового слоя, изменение свойств тропосферы,
ионосферы и магнитосферы. Все это угрожает
существованию человека.
10. Что такое экологическое
воспитание?
Великий русский поэт Ф.Тютчев писал:
Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не безумный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Понимание языка природы необходимо
для общения с ней. Однако экологическое
воспитание состоит не только в изучении законов
природы, но в учете их в своей повседневной
деятельности, с тем чтобы наилучшим образом
вести хозяйство в нашем доме – на Земле. Только
высокий уровень экологической культуры позволит
восстановить разрушенное и разваленное
хозяйство, нашу измученную природу.
II тур. Отходы, мусор, отбросы
1-й ученик. Прогресс общества
по-прежнему отождествляется с ростом
потребления материальных благ. Высокоразвитые
страны, создавшие общество потребления,
считаются эталоном, к которому должны стремиться
развивающиеся страны. Однако, чтобы приблизиться
к стандартам потребления развитых стран,
развивающимся необходимо в сотни раз увеличить
использование сырья и энергии. Планета не
выдержит такой нагрузки, экологическая
катастрофа станет неизбежной.
Уменьшить потребление природных ресурсов,
связанное с ним образование и накопление
промышленных отходов можно, если изменить
экономическую ориентацию общества. Сложнее
ограничить потребление, воспитать культуру
умеренности. Потребление стало важнейшей частью
жизни, прочно заняло первое место в системе
жизненных ценностей, становится способом
самоутверждения.
Походы за покупками стали чуть ли не основным
видом культурного досуга значительной части
людей. Возможность приобретать вещи стала
мерилом успехов, социальной значимости. При этом
высокий уровень потребления часто не дает ни
интересной работы, ни дружбы, ни счастливой
семьи. Мир обильного потребления нравственно
беден и пуст, не удовлетворяет заложенные в
человеке духовные запросы.
2-й ученик. В течение тысячелетий
человек оценивал свои успехи объемом доступных
потребительских благ.
В I в. до н.э. древнеримский философ Тит
Лукреций писал: «Нам перестали нравиться желуди.
Мы уже не хотим спать на ложах, устланных травой и
листьями. Носить шкуры диких животных тоже вышло
из моды. Вчера – шкуры, сегодня – золото и
пурпур».
Через два тысячелетия о том же говорил
Л.Н. Толстой: «Поищите между этими людьми, от
бедняка до богача, и найдите человека, которому
бы хватало то, что он зарабатывает, на то, что он
считает нужным, и вы увидите, что не найдете и
одного на тысячу. Нынче приобрел поддевку и
калоши, завтра часы с цепочкой, послезавтра –
квартиру с диваном и бронзовой люстрой, после –
ковры в гостиную и бархатные одежды, после – дом,
рысаков, картины в золоченых рамах».
Для людей выдающейся в духовном отношении
индивидуальности большинство наслаждений, к
каким все стремятся, совершенно излишни и даже
тягостны. Так, Гораций говорит о себе: «Есть люди,
у которых нет драгоценностей, мрамора, слоновой
кости, тирренских статуэток, картин, серебра,
одежд, окрашенных гетульским пурпуром, есть и
такие, кто не стремится ко всему этому».
Сократ при виде разложенных для продажи
предметов роскоши заметил: «Как много, однако,
существует такого, в чем я не нуждаюсь».
А вот высказывание А.Шопенгауэра: «Вообще же 9/10
нашего счастья зависят исключительно от
здоровья. При нем все становится источником
наслаждения; напротив, без него не доставляет
удовольствия никакое внешнее благо, каково бы
оно ни было, и даже остальные субъективные блага,
свойства ума, сердца, характера, от болезненности
умаляются и терпят большой ущерб. Не без
основания поэтому люди прежде всего спрашивают
друг друга о здоровье и взаимно высказывают
пожеланье доброго здоровья: ибо действительно
оно играет бесспорно главную роль в человеческом
счастье. А отсюда следует, что величайшая из всех
глупостей – жертвовать своим здоровьем ради
чего бы то ни было, ради наживы, чинов, учености,
славы...»
III тур. Чернобыль
26 апреля 1986 г. весь мир потрясла
чудовищная трагедия – взрыв на Чернобыльской
АЭС. Радиоактивное облако достигло Алма-Атинской
области. В ликвидации аварии приняли участие
более 14 тыс. человек. Последствия этого взрыва
ощущаются до сих пор, и, по мнению специалистов,
их хватит еще не на одно поколение.
(Зачитывается стихотворение
Е.Евтушенко «Мой гость – Чернобыль».)
Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта poliglott.narod.ru. Посетив сайт проекта poliglott.narod.ru Вы найдете обучающий курс "Полиглот", разработанный на основе методики Дмитрия Петрова, который позволит в самые быстрые сроки освоить английский язык. Курс "Полиглот" содержит в себе минимально необходимую теоретическую базу и практикум, и предназначен специально для ускоренного обучения английскому. Интерактивные материалы сайта poliglott.narod.ru представлены в виде текстовых и видео уроков, а такой полезный инструмент, как генератор фраз, поможет попрактиковаться в переводе и фонетическом разборе слов.
IV тур. Викторина «Найди ответ»
Схема. Кислотные дожди
1. Один из результатов
хозяйственной деятельности человека –
увеличение содержания углекислоты в атмосфере.
Если ее количество увеличится вдвое, то это
приведет к:
а) тому, что прольются кислотные дожди;
б) более быстрому вращению Земли;
в) парниковому эффекту.
(Ответ: в. Ученые утверждают, что
сейчас углекислоты в атмосфере на 17% больше, чем в
начале ХХ в., а лет через 50 ее количество
удвоится. Это приведет к усилению «парникового
эффекта». В биосфере просто так ничего не
происходит. Если среднегодовая температура
Земли понизится на 3,5–4 °С, то это грозит нам
ледниковым периодом, а потепление на 4–5 °С –
всемирным потопом.)
2. А.С. Пушкина можно назвать
экологом, поскольку он:
а) писал статьи по экологии;
б) природу сердцем чувствовал.
(Ответ: б. «Сказка – ложь, да в ней
намек, добрым молодцам урок». На что же намекает
пушкинская сказка о золотой рыбке? Рыбка – это
мать-природа, добрая, мудрая и строгая. А
старуха-вымогательница – это современный
человек. Урок же заключается в том, что нужно
уметь ограничивать свои потребности, чтобы не
остаться у разбитого корыта...)
3. Стирать белье без порошка и мыла:
а) можно;
б) нельзя;
в) можно, но не нужно.
(Ответ: а. Оказывается, можно. Во
Львовском политехническом институте изобретена
стиральная машина, стирающая без моющих средств.
Для этого из машины откачивается воздух
(создается вакуум). При этом сам по себе
образуется пенистый водоворот, и через
1,5–2 мин белье становится чистым. Столько же
времени уходит на сушку.
Использование этой и других технологий
позволило бы существенно сократить загрязнение
водоемов бытовыми стоками.)
4. Город,
жители которого пострадали так же, как жители
Хиросимы, находится в:
а) Нигерии;
б) Белоруссии;
в) Индии.
Трагедия в г.Бхопале (Индия)
(Ответ: в. «Индийской Хиросимой»
назвали промышленную катастрофу в индийском
городе Бхопале. При утечке ядовитых паров
метилизоцианида на заводе компании «Юнион
карбайд» погибло более 2,5 тыс. жителей и более
чем у 4 тыс. было тяжелое отравление. Были и
другие подобные катастрофы (например, в Севезо в
Италии), но о них стараются молчать все – от
руководителей производств до правительств.)
5. «По самым скромным подсчетам»,
отрицательное влияние деятельности людей на
окружающую среду:
а) еще несущественно;
б) достаточно велико;
в) достигло критического уровня.
(Ответ: б. Из-за сжигания топлива
концентрация СО2 в атмосфере возрастает на 0,3%
ежегодно. Городская пыль на полчаса задерживает
видимый восход Солнца. В некоторых промышленных
регионах срок жизни деревьев сократился в 2–3
раза по сравнению с естественными ландшафтами. В
Мировой океан попадают миллионы тонн
нефтепродуктов, а 1 л нефти способен испортить
1 млн л воды; морские водоросли дают почти 2/3
всего кислорода атмосферы, а нефтяная пленка на
морской поверхности делает невозможным
газообмен между атмосферой и океаном.
Выбрасываемые во внешнюю среду канцерогены,
тяжелые металлы, ядохимикаты способны погубить
нас как вид.)
6. Жители Сингапура протестуют
против курения:
а) молча;
б) размахивая руками;
в) громким криком.
(Ответ: а. Самым «некурящим»
городом в мире стал Сингапур. После того как в
1985 г. там умерло 2,5 тыс. человек (в 2 раза
больше, чем в 1976 г.) и уничтожено пожарами от
окурков имущества на 17,3 млн сингапурских
долларов, курению в стране объявлена война. И
если вы идете по городу с дымящейся сигаретой, то
прохожие отворачиваются от вас, демонстративно
прикрывая нос и рот рукой. Молчаливая, но весьма
эффективная война.)
7. Международный день борьбы с
курением:
а) не нужен;
б) очень нужен;
в) он уже есть.
(Ответ: в. День 31 мая объявлен
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ)
Международным днем борьбы за мир, свободный от
табачного дыма. Из 6 млрд человек курят
1,15 млрд. На 1 т произведенного табака
приходится 1 смерть его потребителя. Каждый
год из-за употребления табака болеют до 9 млн
человек.)
8. Известна «чертова дюжина», а что
такое «грязная дюжина»:
а) двенадцать поросят;
б) двенадцать ядохимикатов;
в) двенадцать шахтеров.
(Ответ: б. В начале 1980-х гг. во
Всемирный день охраны окружающей среды (5 июня,
провозглашен в 1972 г. в Стокгольме) ООН был
обнародован список из двенадцати особо опасных
пестицидов, причиняющих непоправимый ущерб
здоровью людей и природе. Среди них: ДДТ, ГХЦГ,
альдрин, диоксин, линдан, севин и др. Нет смысла
перечислять их все, ибо сейчас этот список
увеличен до 65 наименований, из которых 32 –
канцерогены, а 33 – препараты, высокотоксичные
для всего живого.)
9. Всемирный день защиты детей
имеет к экологии отношение:
а) самое непосредственное;
б) косвенное;
в) никакого.
(Ответ: а. Не будь детей, не было бы и
человечества! Не пришлось бы говорить и
заботиться о нашем общем природном Доме. Жаль
только, что в этот день – 1 июня – нам
приходится не просто радоваться за детей, а еще и
защищать их. От кого? От самих себя, от
последствий тех ошибок, которые мы совершаем,
живя на Земле, – от войн, болезней, голода,
жестокого обращения...
Подведение итогов, выставление
оценок за урок.
|