Л.Н.
АКСЕНОВА,
учитель биологии, НОУ «Лицей Москвич»
Оценка экологического состояния реки
Раменки и программа мероприятий по ее охране
Основная концепция работы по
проектной деятельности состоит в том, чтобы
формировать у учащихся цельный, интегрированный
взгляд на мир, развивать у них способность к
творчеству, вырабатывать научный образ мышления.
Научный метод познания универсален, так как он
применим в любой области человеческой
деятельности. Говоря о естественных науках, нам
хотелось бы дать ребятам представление о Земле
как о едином, целостном организме, в котором все
тесно связано.
Ученический исследовательский проект
выполняется на конкретном предметном материале.
Но само понятие «исследовательский»
предполагает, что решение проблемы заранее
неизвестно. Такая работа не может быть
реферативной либо чисто описательной. Она
предлагает наличие этапов, характерных для
научного исследования. В качестве примера можно
представить исследовательский проект,
выполненный учащимися девятого класса.
Цели: изучить экологическое
состояние реки Раменки и на основе полученных
результатов предложить программу мероприятий по
ее охране.
Гипотеза: на состояние реки
Раменки оказывают сильное влияние антропогенные
факторы.
Задачи: составить
крупномасштабную карту участка реки, взять пробы
почвы и воды, составить список встреченных на
участке растений и животных, провести
социологический опрос жителей прилегающего
района, определить возможные виды
природоохранных мероприятий.
Введение
В настоящее время Раменки – большой
жилой массив, а некогда это была подмосковная
деревня. Название «Раменки» происходит от
старого русского слова, связанного с технологией
подсечного земледелия и ставшего позже
географическим термином. Согласно словарю В.И.
Даля, раменка – клин леса, полоса однородного
леса.
Река Раменка и ее притоки Очаковка и Самородинка
относятся к бассейну реки Сетунь. Исток Раменки
находился близ Воронцовского парка, сейчас на
этом месте остался лишь пруд. Речка появляется
только у станции метро «Проспект Вернадского»,
рядом с парком. Территория к северу от
микрорайона Раменки представляет собой
огромный, в настоящее время большей частью
застроенный пустырь. Здесь располагаются Завод
железобетонных изделий и другие предприятия,
много лет загрязняющие речку. Здесь также
построены корпуса МГУ, многочисленные дома,
территория «заросла» гаражами. Возле самого
микрорайона речка частично убрана под землю, от
нее остался только ряд бочагов, где даже в сухое
лето сохраняется немного воды. Но основной ток
пущен в коллектор. Раменка всегда имела много
родников, некоторые из них сохранились и сейчас.
Методика
Для выбранной территории была
составлена крупномасштабная карта. Исследование
образцов почвы было проведено в лаборатории
почвоведения МГПУ. Физические свойства воды
речки Раменки и ее химический состав мы
определяли сами под руководством учителя химии в
школьной лаборатории. Список видов растений и
животных составляли вместе с учителем биологии.
Для социологического опроса жителей микрорайона
была разработана анкета.
1. Знаете ли вы название речки, которая
протекает рядом с вашим домом?
2. Нужны ли Москве малые речки?
3. Как вы оцениваете экологическое состояние
реки?
4. В чем вы видите причины такого состояния реки?
5. Что, по вашему мнению, необходимо сделать для
улучшения экологии реки?
6. Каков может быть ваш личный вклад в решение
экологических проблем речки и города?
Результаты
Состав почвы: песок, суглинок,
глина.
Растения и животные
Птицы: коростель, варакушка,
соловей, пеночка-весничка, камышовка болотная,
коноплянка, зеленушка, серая ворона.
Насекомые: пчелы-андрены (у пруда),
комары, муравьи.
Растения: береза, липа, ива, малина,
подорожник, касатик, первоцвет весенний, горец
змеиный, льнянка двураздельная, ряска.
Социологическое исследование
показало, что жителям микрорайона необходима
малая речка Раменка, так как сложившееся вокруг
нее сообщество улучшает экологическую
обстановку, способствует оздоровлению
окружающей среды, позволяет людям наслаждаться
прекрасным миром природы. В то же время люди не
представляют себе возможности личного участия в
решении экологических проблем Раменки и просто
повышения роли экологической культуры человека.
Состояние воды
В образцах речной воды определены рН,
жесткость, содержание нитратов, ионов Ва2+,
Са2+, Sr2+, Al3+, Zn2+, Cr2+;
наличие нефтепродуктов.
Обсуждение
Результаты нашей работы показали, что
экологическое состояние речки Раменки
неблагополучное. Берега ее завалены различным, в
том числе бытовым, мусором, есть и «огородики»,
обнесенные чем попало. Предприятия и гаражи
загрязняют речку, о чем свидетельствуют
химические анализы воды.
В сообществе наблюдается высокая численность
серых ворон, разоряющих гнезда других птиц и
разносящих мусор. Исчезли околоводные растения.
Выводы
1. Ландшафт долины Раменки требует
научно обоснованной планомерной рекультивации.
2. Мы предлагаем запретить бетонирование берегов.
3. Нельзя использовать берег как пляж, разводить
костры, уничтожать ивовые заросли.
4. Необходимо решить проблему утилизации мусора.
5. Оставшиеся промышленные предприятия и гаражи
необходимо либо вынести, либо решить проблему с
их отходами, загрязняющими речку.
6. До сих пор сам парк и речка Раменка
представляют собой живописный пейзаж, и решение
названных проблем позволит сохранить это место
красивым и здоровым. В противном случае оно,
скорее всего, превратится в заурядный овраг.
Практическое значение исследования
Результаты проведенных анализов будут
внесены в банк данных об экологическом состоянии
водоемов Москвы и переданы в Московский комитет
природы; нами подготовлены материалы для прессы
на русском, английском и французском языках.
Данная работа полностью переведена на
английский язык.
Другой проект, над которым работали учащиеся 10-го
класса, назывался «Эколого-географическое
изменение территории Юго-Западного
административного округа г. Москвы в результате
антропогенного воздействия». В основу работы
легли материалы описаний форм рельефа и
слагающих их горных пород в обрывах долины реки
Чертановка и в траншеях под теплотрассой. Были
взяты пробы воды из местных рек и родника,
проведено сравнение количественных данных о
загрязнении воздуха и почвы, показателей
младенческой и общей смертности по
административным округам Москвы. Использованы
также материалы о геологических и
физико-географических условиях района
исследований.
Метод работы по проектам повышает у учащихся
интерес к предмету и мотивацию к обучению,
расширяет их кругозор, дает возможность увидеть
общую картину мира. Полученные знания они
используют при изучении всех предметов
естественно-научного цикла. Защита проектов
приучает ребят действовать в условиях
соревновательности, учит коллективной
творческой деятельности. Школьники знакомятся с
элементами научной этики, ну и, конечно,
повышается их экологическая культура.
|