Н.Б. РАНЕВА, Н.И. СОНИН
Продолжение. Начало см. N 24, 28/2002
Биология. Человек
Методическое пособие к учебнику Н.И.
Сонина, Н.Р. Сапина «Биология. Человек»
Уроки 4–5. Полушария большого мозга
Задачи: разъяснить особенности
строения полушарий большого мозга, функции долей
и зон коры полушарий; продолжить формирование
знаний учащихся о строении и функциях головного
мозга человека; сравнить строение и функции
больших полушарий мозга человека и животных;
воспитание патриотических чувств у учащихся,
гордости за достижения отечественной науки.
Оборудование: см. урок 3, диафильм
(видеофильм) «Строение и функции головного
мозга», портреты отечественных ученых: И.П.
Павлова, И.М. Сеченова.
? От чего зависят умственные
способности и одаренность людей?
Методические рекомендации
I. Контроль знаний
Фронтальный опрос-беседа по вопросам
рубрик «Проверьте свои знания», «Подумайте»;
устный, индивидуальный опрос; тестовый контроль
и пр.
1. Рассказать об особенностях строения
головного мозга человека в сравнении с
позвоночными (млекопитающими) животными.
2. Каковы функции отделов стволовой части мозга и
мозжечка?
3. Каким образом осуществляется связь различных
отделов головного мозга друг с другом, со спинным
мозгом и другими органами организма человека?
Алгоритм комментирования
1. «Что сказано верно» или «С чем вы
согласны в ответе?».
2. Какие допущены неточности и ошибки? Исправьте
их.
3. Что не отражено в ответе?
4. Верно ли сделан вывод?
II. Изучение нового материала
1. Эволюция полушарий большого
(переднего) мозга. (Беседа с элементами рассказа
учителя, демонстрация таблиц(ы) с изображением
головного мозга позвоночных животных.)
2. Особенности строения полушарий головного
мозга человека. (Самостоятельная работа учащихся
с текстом и рисунками учебника, таблицами,
муляжами. Заполнение таблицы «Доли и зоны коры
больших полушарий».)
Задание для самостоятельной работы
На модели (муляже) головного мозга
человека найдите большие полушария переднего
(большого) мозга. Найдите центральную извилину;
борозду; левое и правое полушария. Рассмотрите
борозды и извилины полушарий. Прочитайте
учебник, с. 80, ответьте на вопрос: «Каковы
особенности внешнего строения больших
полушарий?»
Рассмотрите крупные борозды и
определите относительные границы долей
полушарий. Назовите их. Какие зоны в них
находятся?
Установите особенности расположения
серого и белого вещества в различных отделах,
долях мозга. Заполните таблицу.
Сравните большие полушария мозга с
мозжечком.
3. Левое и правое полушария большого
мозга человека, их взаимосвязь и особенности.
(Рассказ учителя.)
4. Связи коры больших полушарий с другими
отделами головного мозга. (Рассказ учителя с
элементами беседы о рефлекторном принципе
работы нервной системы.)
5. Сообщения учащихся о И.М. Сеченове и И.П.
Павлове. (Подготовлены по материалам учебника.)
Дополнения учителя с демонстрацией опытов (или
видеофильмов).
6. Закрепление знаний учащихся о полушариях
головного мозга. (Практическая работа,
выполнение задания в рабочей тетради. Словарная
работа. Формирование выводов. Выполнение заданий
рубрик учебника: «Какие утверждения верны?»,
«Выберите правильный ответ», игра «Вертушка»,
«Проверьте свои знания», обсуждение вопросов
«Подумайте».)
IV. Задание на дом: выучить текст
учебника, подготовить дополнительный материал
об особых свойствах мозга человека: умственной
деятельности и одаренности, повторить материал о
рефлекторном принципе работы нервной системы, ее
отделах.
ТЕМА 6. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА.
КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (2 ч)
Планирование темы
Урок 1. Гуморальная регуляция. Эндокринная
система человека, ее особенности.
Урок 2. Роль гормонов в обменных процессах.
Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения. |
Урок 1. Гуморальная регуляция.
Эндокринная система человека, ее особенности
Задачи: раскрыть понятие
гуморальной регуляции; добиться усвоения знаний
о железах эндокринной системы, особенностях
работы желез внутренней секреции, их отличии от
желез внешней секреции, о роли гормонов в
жизнедеятельности организма.
Оборудование: демонстрационные
таблицы с изображением кожи человека, желез
внутренней секреции, пищеварительной системы,
вегетативной нервной системы; модель почки с
надпочечником; видеофильм.
? Докажите, что гуморальная
регуляция более древняя, чем нервная.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Сущность гуморальной регуляции.
(Рассказ учителя с элементами беседы.
Актуализация знаний учащихся с опорой на курс
«Живые организмы». Работа со словариком.)
2. Железы внешней, смешанной и
внутренней секреции организма человека.
Особенности их деятельности. (Беседа учителя с
элементами рассказа; демонстрация таблиц, модели
(видеоматериалов). Заполнение таблицы
«Эндокринная система человека».)
3. Гормоны, их свойства и роль в
организме человека. (Беседа с элементами
рассказа учителя; работа учащихся с учебником,
заполнение таблицы; словарная работа.)
II. Закрепление знаний
1. Выполнение заданий рубрик «Какие
утверждения верны?», «Выберите правильный
ответ».
2. Обсуждение вопроса ? «Подумайте».
III. Задание на дом: выучить текст
учебника; таблица в тетради; словарик. Повторить
материал о вегетативной нервной системе.
Урок 2. Роль гормонов в обменных процессах.
Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения
Задачи: показать учащимся
особенности нервно-гуморальной регуляции и роль
гормонов в обменных процессах организма
человека; познакомить школьников с примерами
нарушений нервно-гуморальной регуляции; мерами
предупреждения заболеваний и поддержания
нормальной жизнедеятельности людей с подобными
нарушениями.
Оборудование: см. урок 1.
? Какие происходят изменения в
функциях организма человека в связи с нарушением
деятельности желез внутренней секреции?
Методические рекомендации
I. Повторение изученного материала
Беседа по вопросам 1–9 рубрики
«Проверьте свои знания»; устный опрос.
II. Изучение нового материала
1. Гипофиз – центральная железа в
системе желез внутренней секреции. Связь
гипофиза с центральной нервной системой.
(Рассказ учителя с элементами беседы.)
Гормон роста, стимулирующий работу рибосом.
Гипофизарные нарушения. (Рассказ с демонстрацией
таблиц, рисунков или видеоматериалов.)
2. Щитовидная железа, ее гормоны и
митохондрии клеток. Нарушения функций
щитовидной железы и заболевания. Профилактика
заболеваний; меры поддержания нормальной
жизнедеятельности людей с отклонениями в
регуляции щитовидной железы. (Рассказ учителя,
видеоматериалы, работа с учебником с. 57–58.)
3. Надпочечники и деятельность
организма. Связь с вегетативной нервной
системой. Саморегуляция и аутотренинг. (Рассказ
учителя.)
4. Инсулин – гормон поджелудочной
железы. Сахарный диабет, его причины, лечение;
первая помощь при передозировке инсулина. Образ
жизни людей, страдающих диабетом. (Рассказ
учителя, беседа школьного врача.)
5. Вывод о взаимосвязи нервной и
гуморальной регуляций в поддержании нормального
обмена веществ.
III. Закрепление знаний о железах
внутренней секреции и заболеваниях, связанных с
нарушением их функций, заполнение таблицы.
(Беседа с учащимися в ходе заполнения
таблицы.)
IV. Задание на дом: подготовиться к
обобщающе-зачетному уроку по темам «Общий обзор
организма человека», «Нервная система»,
«Эндокринная система».
Зачет можно рекомендовать проводить
по заданиям, предложенным в пособии для учителя
«Биология. Человек и его здоровье» (авт.
Резникова В.З., Сивоглазов В.И.), с. 32–33, с
корректировкой учителей-практиков.
ТЕМА 7. АНАЛИЗАТОРЫ (4 ч)
Требования к результатам изучения
темы
Учащиеся знают:
– органы чувств человека, части
зрительного, слухового анализаторов, находят их
на рисунках, таблицах, моделях;
– гигиену органов зрения и слуха, обоняния и
вкуса, осязания (кожи);
– роль анализаторов в восприятии и анализе
(различении) раздражений окружающей среды;
взаимосвязь с нервной системой и высшей нервной
деятельностью человека.
Учащиеся умеют:
– характеризовать свойства
рецепторов воспринимать определенные
раздражения, роль частей анализаторов в
различении раздражений, взаимосвязь органов
чувств (анализаторов) друг с другом.
Планирование темы
Урок 1. Анализаторы (органы чувств), их
строение и функции. Зрительный анализатор.
Урок 2. Анализаторы слуха и равновесия.
Урок 3. Кожно-мышечная
чувствительность. Обоняние. Вкус.
Урок 4. Чувствительность анализаторов.
Обобщение знаний об органах чувств и
анализаторах. |
Урок 1. Анализаторы. Зрительный
анализатор
Задачи: раскрыть содержание
понятия «анализатор» и показать особенности его
строения на примере зрительного анализатора;
сформировать знания учащихся о строении и
функциях глаза и его частей, особенностях
восприятия окружающего мира; о мерах гигиены
зрения; продолжить развивать у школьников умения
выделять главное, сравнивать; формировать навыки
самостоятельности в обучении.
Оборудование: демонстрационные
таблицы «Зрительный анализатор», «Органы вкуса,
обоняния»; разборная модель глаза;
видеоматериалы.
Методические рекомендации
I. Актуализация знаний учащихся.
Повторение материала о нервной системе,
рефлекторном принципе ее работы и рефлексах.
(Беседа по таблицам, моделям; изображение схемы
рефлекторной дуги. Входное тестирование по теме
«Органы чувств» на базе знаний курса (зоологии)
«Живые организмы». Само- и взаимоконтроль по
ключу ответов.)
II. Изучение нового материала. (План
изучения темы на доске, учитель знакомит
учащихся с планом урока; объясняет домашнее
задание.)
Понятие «анализатор». Виды
анализаторов, их роль в восприятии окружающего
мира. Работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова об
анализаторах.
Значение зрения.
Строение глаза и его частей,
взаимосвязь строения и функций. Лабораторная
работа «Строение глаза».
Механизм восприятия зрительных
раздражений. Нарушения зрения, или «Как видит
глаз?».
Зрительный анализатор, значение его
частей.
Гигиена зрения. Меры первой помощи
при травмах глаз.
1. Анализаторы, их строение, виды, роль в
восприятии окружающего мира. Работы И.М. Сеченова
и И.П. Павлова. (Рассказ учителя; словарная работа
учащихся с использованием текста учебника;
составление схемы 1.)
Записать в тетради функции
анализаторов.
2. Значение зрения. Строение глаза и его
частей. Взаимосвязь строения и функций.
(Лабораторная работа «Строение глаза». Работа с
учебником: текстом и рисунками; моделями глаза,
таблицами. Беседа по оформлению итогов
лабораторной работы. Заполнение таблицы.)
3. Механизм восприятия зрительных
раздражений. Нарушения зрения. (Рассказ учителя с
элементами беседы; словарная работа; работа с
заданием «Подумайте».)
4. Зрительный анализатор. (Беседа,
закрепляющая знания учащихся об анализаторе)
5. Гигиена зрения. Меры первой помощи
при травмах глаз. (Объяснение-рассказ учителя или
школьного врача.)
III. Закрепление, обобщение знаний о
зрительном анализаторе, его строении, значении;
связи с окружающей средой. (Выполнение заданий
рубрик «Выберите правильный ответ» и «Какие
утверждения верны?». Само- и взаимоконтроль.)
IV. Задание на дом: изучить текст
учебника. Ответьте на вопросы: «Почему нельзя
пользоваться чужими очками?», «Как удалить
соринку из глаза?», «Что нужно делать при
попадании в глаза кислот и щелочей?»
V. Итоги урока. Выводы. (Оценка
знаний учащихся, ответ на вопрос: «Что сегодня
нового вы узнали на уроке?»)
Урок 2. Анализаторы слуха и равновесия
Задачи: сформулировать новые
анатомо-физиологические понятия о строении и
функциях анализаторов слуха и равновесия, о
гигиене органа слуха; показать роль анализаторов
в связи организма со средой; продолжить развитие
общеучебных умений и навыков (работа с текстом и
рисунками учебника, опорными схемами);
разъяснить правила гигиены слуха и равновесия;
способствовать выработке полезных привычек
соблюдать эти правила; пpoдoлжить развитие
интеллекта учащихся через решение биологических
задач, требующих логического мышления и
применения гигиенических правил на практике.
Оборудование: демонстрационные
таблицы; модели органа слуха; видеоматериалы.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний учащихся об
изученных анализаторах. (Фронтальная беседа по
вопросам учителя; взаимоконтроль в паре.
«Проверьте свои знания» – письменная или устная
работа; сравнение анализатора с рефлекторной
дугой по таблицам, ответ на вопрос: «Что вы знаете
о гигиене зрения?»)
1.Опрос-«цепочка» по следующим
вопросам (ответ обосновать).
Почему рабочее место должно быть
хорошо освещено?
С какой стороны должен падать свет на
рабочее место?
Почему глаза нужно оберегать от
загрязнения?
Почему не рекомендуется читать лежа и
в идущем транспорте?
Почему курение оказывает
отрицательное влияние на зрение?
Зачем рекомендуется употреблять в
пищу свежую морковь?
2. Индивидуальное дифференцированное
задание.
I вариант
Как возникает изображение предметов
на сетчатке? (Показать на схеме и объяснить.)
II вариант
Перечислите отделы глаза, через
которые проходит свет.
III вариант
На «немой» схеме (модели) показать
части глаза.
II. Изучение нового материала о
слуховом анализаторе и анализаторе равновесия.
1. Строение органа слуха. (Лабораторная
работа учащихся, самостоятельная работа с
учебником: текстом, рисунками, моделями.
Заполнение таблицы.)
2. Функции органа слуха. (Рассказ
учителя с элементами беседы по результатам
лабораторной работы. Формирование выводов.)
3. Орган равновесия. (Рассказ учителя с
демонстрацией таблицы.)
4. Передача звуковых колебаний, их
восприятие и анализ. (Рассказ учителя с
элементами беседы о звуковом анализаторе.)
5. Причины ослабления слуха.
Предупреждение нарушения слуха. (Рассказ учителя
с элементами беседы; составление «Памятки по
гигиене органов слуха и равновесия».)
6. Положение тела и его частей в
пространстве. Состояние невесомости в космосе и
полете. Нарушения в деятельности анализатора
равновесия. (Рассказ учителя с демонстрацией
таблиц, видеоматериалов.)
III. Закрепление знаний об органах
слуха и равновесия.
1. Фронтальная беседа учителя по
вопросам.
Почему некоторых людей «укачивает» в
транспорте? Где расположены слуховые косточки и
каково их значение?
В какой части органа слуха
механические колебания преобразуются в нервные
импульсы?
Как защитить орган слуха от
повреждения?
2. Составить план рассказа по теме
«Анализаторы слуха и равновесия».
3. Групповая работа (задания-вопросы на
карточках).
IV. Задание на дом: проработать все
задания; повторить пройденный материал
Урок 3. Кожно-мышечная чувствительность.
Обоняние. Вкус
Задачи: познакомить учащихся с
различными видами анализаторов, их локализацией
в организме; дать представление о строении и
функциях каждого из них.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала о
различных видах анализаторов.
1. Мышечное чувство. (Рассказ учителя с
демонстрационным экспериментом на себе по
контролю двигательных актов и внесении
коррекции в случае ошибочных движений; запись в
тетради учащимися вывода о роли мышечного
чувства.)
2. Кожная чувствительность.
(Эвристическая беседа с учащимися, направленная
на выявление роли кожной чувствительности;
демонстрация таблицы «Кожа»; повторение схемы
строения анализаторов; запись в тетради вывода о
роли анализатора; обсуждение вопроса: «Что
произойдет с человеком, утратившим кожную
чувствительность?»)
3. Обоняние. Расположение органа
обоняния. Чувствительность рецепторов. Роль
обоняния в жизни человека. Токсикомания и
здоровье человека. (Рассказ учителя с
демонстрацией таблицы, рисунков учебника;
обсуждение вопроса о вреде резких запахов для
здоровья человека. Запись в тетради вывода о роли
обоняния и составление схемы обонятельного
рефлекса.)
4. Вкус. Расположение рецепторов в
ротовой полости. Вкусовой анализатор. Роль
вкусовых раздражений в восприятии пищи и
выработке пищевых рефлексов. Работы И.П. Павлова.
Эвристическая беседа по следующим
вопросам.
Почему нельзя есть очень горячую
пищу?
Почему нельзя отвлекаться во время
еды на сильные раздражители (музыку, разговоры и
т.д.)?
Почему у травоядных животных, в
отличие от человека, очень хорошо развиты органы
вкуса?
III. Закрепление знаний о видах
анализаторов, их строении и роли в жизни
человека.
1. Выполнение в рабочей тетради
практической работы.
2. Проверочное тестирование по
заданиям из рубрик «Выберите правильный ответ»,
«Какие утверждения верны?» по вариантам с
организацией взаимопроверки и оцениванием.
IV. Домашнее задание: изучить
материал учебника, ответить на вопросы рубрик
«Проверьте свои знания» и «Подумайте!».
Продолжение следует
|