|
||
Урок 1. Система опоры и движения, ее функции. Значение и строение скелетаЗадачи: расширить знания учащихся о строении и функциях скелета; научить выявлять особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Оборудование: модели скелета, черепа; демонстрационные таблицы «Скелет млекопитающего животного», «Скелет и мышцы человека». ? Какие особенности скелета отличают человека от млекопитающих животных? Методические рекомендацииI. Актуализация знаний об опорно-двигательной системе млекопитающих животных. (Беседа о строении скелета, отделах, их составе. Работа с таблицей, моделями скелетов животных.) Вопросы
II. Изучение нового материала 1. Значение опорно-двигательной
системы человека. Значение скелета, его состав.
(Беседа с учащимися с использованием таблицы
«Скелет человека», мобилизация знаний о скелете
животных.) Отделы скелета человека, их строение. (Беседа с учащимися, самостоятельная работа с текстом на с. 123–125; заполнение таблицы.) 3. Позвоночник, его особенности. Строение позвонка. (Рассказ учителя с элементами беседы; практическая работа по изучению строения позвонков.) 4. Скелет головы (череп). (Самостоятельная работа учащихся с учебником, заполнение таблицы.) Беседа по результатам изучения черепа человека. 5. Сходство и различия между скелетами человека и млекопитающих животных. (Самостоятельная работа учащихся с моделями, таблицами, текстом и рисунками учебника по выявлению особенностей скелета человека, связанных с его прямохождением и трудом.) 6. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, развитием мозга. (Беседа с учащимися с элементами рассказа учителя, дополняющего знания о скелете.) III. Закрепление знаний о скелете человека. (Беседа о взаимосвязи строения скелета и его функций. Выполнение заданий рубрики «Какие утверждения верны?» на с. 126. Задание из рабочей тетради.) IV. Задание на дом: повторить «Соединительные ткани», изучить материал учебника; подготовиться по заданиям рубрик «Выберите правильный ответ», «Подумайте», «Проверьте свои знания». Уроки 2–3. Строение, свойства костей; типы их соединенийЗадачи: обобщить знания учащихся об основных функциях и особенностях опорно-двигательной системы; выяснить строение и химический состав костей, обеспечивающих выполнение функций; изучить типы соединения костей. Оборудование: модели скелета и черепа человека; натуральные кости и их распилы; прокаленные и декальцинированные кости; таблица «Строение костей и типы их соединений»; видеоматериалы. ? Какие особенности строения и состава костей обеспечивают выполнение функций опоры и защиты? Методические рекомендацииI. Повторение материала о скелете человека по заданиям учебника в рубриках: «Проверьте свои знания», «Подумайте», «Выберите правильный ответ». (Формы опроса, организация работы учащихся – по выбору учителя.) II. Изучение нового материала 1. Формы костей скелета человека. (Рассказ учителя с демонстрацией таблицы, натуральных объектов. Беседа с учащимися о роли форм костей в обеспечении функций скелета. Связь с физикой.) 2. Строение и химический состав костной ткани. Лабораторная работа «Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Химический состав кости». Беседа по проблеме: «Благодаря чему кости обладают упругостью, эластичностью и прочностью?» Лабораторная работа «Микроскопическое исследование костной ткани» (проводят 2 человека или класс). На основании наблюдений и изучения рисунков учебника учащиеся должны придти к выводу, что костная ткань является видом соединительной ткани. 3. Строение костей, их функции. (Самостоятельная работа учащихся с распилами костей, текстом учебника на с. 117. Беседа по вопросам: «Что обеспечивает скелету выполнение функций опоры и защиты?», «Почему кость трудно сломать?») 4. Рост костей. (Рассказ учителя.) 5. Типы соединения костей. (Рассказ учителя с элементами беседы с использованием моделей скелета и черепа; таблица.) Строение сустава. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, моделями сустава. Беседа по результатам работы с использованием рисунков учебника и таблицы. Изображение в тетради схемы строения сустава.) III. Закрепление изученного материала (Беседа с учащимися по вопросам к тексту; заполнение таблицы). IV. Задание на дом: изучить текст, записи в тетради. Подготовить сообщения об антропологии, пропорциях тела и лица (Зверев И. К. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека – материал о Н.И. Пирогове). Урок 4. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костейЗадачи: на основе повторения учебного материала о строении костей и скелета человека охарактеризовать виды травм системы опоры и движения; научить учащихся оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей. Оборудование: модель скелета человека; таблица «Строение костей и типы их соединения; простейшие шины (дощечки, палочки, линейки), перевязочный материал для демонстрации приемов оказания первой помощи. Методические рекомендацииI. Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений, особенностях строения скелета. (Усложненный опрос учащихся с использованием скелета человека: устные ответы о строении и составе скелета, типах соединения костей, строении сустава; взаимоконтроль по заданиям к рубрикам; задания рабочей тетради; биологический диктант.) II. Изучение нового материала 1. Повреждения костей и суставов – наиболее распространенные виды травм опорно-двигательной системы. Меры доврачебной помощи при вывихах суставов. (Рассказ учителя с элементами беседы об особенностях строения костей, суставов. Практическая работа школьников «Оказание первой доврачебной помощи при ушибах, вывихах суставов». Беседа по итогам практической работы с использованием скелета, торса человека. Проверка усвоения навыков.) 2. Растяжение связок. Меры доврачебной помощи. (Рассказ учителя и демонстрация приемов оказания первой помощи.) 3. Переломы костей грудной клетки, черепа, позвоночника. (Рассказ учителя с элементами беседы об особенностях строения плоских, трубчатых костей. Демонстрация приемов оказания первой доврачебной помощи на муляжах торса и скелета человека. Практическая работа школьников.) 4. Значение лечебной физкультуры и массажа в посттравматический период. Режим движения и нагрузок. (Рассказ учителя биологии или учителя физкультуры.) III. Закрепление знаний о мерах первой доврачебной помощи при повреждениях скелета. 1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы. 2. Вставьте пропущенные слова в текст задания: «При повреждении и растяжении связок в суставе происходит ... костей больше допустимой величины или изменение их обычного положения. При вывихах в суставе головка одной кости может ... или выйти из ... другой. Перелом – это ... кости. Происходит такая патология в случае ... направления действия нагрузки и изменения распределения на ... кости. Переломы бывают ... и ... . При ... переломе происходит повреждение не только ..., но и ..., и ... » (приводятся примеры заданий). 3. Тестирование. В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава? А. Доставить пострадавшего к врачу. Каковы ваши действия при оказании помощи человеку с переломом локтевой кости? А. Наложить шину. 4. Проверка усвоения навыков оказания первой доврачебной помощи при травмах скелета. (Групповая работа по выполнению заданий-задач с последующей защитой ответов.)
(Приемы оказания помощи демонстрировать на муляжах человека. В проверке выполнения работы участвует школьный врач.) IV. Задание на дом: ответить на вопросы в учебнике; поупражняться дома в наложении шин, повязок и оказании первой помощи. Урок 5. Мышцы, их строение и функцииЗадачи: обобщить и углубить знания учащихся о строении и свойствах мышечных тканей; раскрыть особенности строения и функций скелетных мышц; сформировать представление об основных группах мышц тела человека. Оборудование: таблицы с изображением скелета и мышц человека, тканей, микроскопы, микропрепараты мышечных тканей. Методические рекомендацииI. Повторение материала о строении и росте костей, типах их соединений; взаимосвязи строения и функций сустава; мер первой помощи при повреждениях скелета. (Уплотненный опрос с элементами взаимоконтроля, фронтальной беседы.) II. Изучение нового материала 1. Строение скелетных мышц. (Рассказ учителя с элементами беседы; самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, со схемой «Строение скелетной мышцы».) 2. Строение мышечных тканей, их свойства. (Лабораторная работа «Микроскопическое строение мышечных тканей человека». Обобщающая беседа по итогам лабораторной работы.
3. Основные группы мышц тела человека, их локализация, функции. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы «Мышцы человека». Беседа с использованием демонстрационной таблицы.) III. Закрепление знаний о строении мышц, их основных группах и функциях. 1. Биологический диктант «Какие утверждения верны?» (Взаимоконтроль по ключу, спроектированному через кодоскоп.) 2. Выберите правильный ответ. 3. Назовите и покажите основные группы мышц. Каковы их функции? (Работа по таблице «Мышцы человека».) 4. Тренажер по определению мышц. (Работа в парах с рисунком учебника или карточкой «Мышцы человека».) 5. Словарная работа. IV. Задание на дом: изучить материал в учебнике; вопросы рубрики «Проверьте свои знания». Урок 6. Работа мышцЗадачи: познакомить учащихся с условиями функционирования мышц; сформулировать знания о сокращении мышц, управлении их движением, утомлении мышц; повышении работоспособности мышц. Оборудование: таблицы «Скелетные мышцы», «Рефлекторная дуга»; динамометр ручной, гири, гантели, эргометр (ЭМ); портрет И.М. Сеченова. Методические рекомендацииI. Проверка знаний о строении мышц, движении в суставах; рефлекторной дуге мышечного сокращения (коленного рефлекса или др.). (Опрос учащихся с использованием таблиц; фронтальная беседа о функциях и принципе работы нервной системы.) II. Изучение нового материала 1. Работа мышц. (Рассказ учителя с привлечением знаний о механической работе из курса физики.) 2. Движение в суставах. Согласованность деятельности мышц сгибателей и разгибателей. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. (Рассказ учителя с элементами беседы о суставах с использованием таблицы, с привлечением знаний о рычагах из курса физики; рефлекторном принципе работы нервной системы.) 3. Условия работы мышц. Роль кровообращения в работе мышц. (Рассказ учителя с элементами беседы.) 4. Утомление мышц. Условия повышения работоспособности мышц. (Рассказ учителя. Демонстрация опыта по развитию утомления: груз держится в вытянутой руке; груз ритмично опускается и поднимается этой же рукой. Сделать вывод на основании наблюдений скорости развития утомления при статической и динамической работе.) 5. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. (Рассказ учителя с демонстрацией опытов, раскрывающих влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Задания: палец сгибается в размеренном ритме, увеличиваем скорость движения пальца вдвое. Сделать вывод о наступлении утомления мышц, снижении работоспособности. Движение пальцем с грузом, прикрепленным к динамометру: темп размеренный, груз 10 г; темп удвоен, груз 20 г. Сделать выводы о значении темпа и нагрузки для работоспособности мышц.) 6. И.М. Сеченов – основатель науки о физиологии труда. (Рассказ учителя, ознакомление с трудами И.М. Сеченова; видеоматериалы.) III. Закрепление знаний о работе мышц 1. Изобразить схему рефлекторной дуги
для мышц-сгибателей и разгибателей. IV. Задание на дом: изучить текст задания «Проверьте свои знания», «Подумайте»; подготовить сообщение о значении физических упражнений для правильного формирования и развития мышц, осанки человека. Урок 7. Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движенияЗадачи: раскрыть условия правильного формирования системы опоры и движения, влияния физических упражнений, спорта и труда на ее развитие; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия и меры их предупреждения и исправления. Оборудование: модель скелета, таблицы «Скелетные мышцы человека», «Влияние физических упражнений на организм человека», «Предупреждение плоскостопия», «Предупреждение искривления позвоночника». ? Как можно выправить свою осанку, сформировать красивую фигуру? Методические рекомендацииI. Проверка знаний учащихся о строении и работе мышц. (Обсуждение вопросов по рубрикам «Проверьте свои знания» (игра-«цепочка»); «Подумайте»; работа с индивидуальными карточками-заданиями; знание строения скелета, мышц; объяснение причин снижения работоспособности мышц, развития утомления и др.) II. Изучение нового материала 1. Влияние физических упражнений на формирование и развитие системы опоры и движения. (Рассказ учителя с элементами беседы; сообщения учащихся о значении спорта, мышечной нагрузки.) 2. Зависимость интенсивного обмена веществ, функций систем дыхания и кровообращения от двигательной активности. (Рассказ-обобщение учителя.) 3. Гиподинамия и здоровье человека. Основные способы исправления последствий гиподинамии. (Рассказ учителя, словарная работа.) 4. Осанка и здоровье человека. Правильная и неправильная осанка. Причины неправильной осанки. (Рассказ учителя с элементами беседы; составление памятки о формировании правильной осанки.) 5. Предупреждение искривления позвоночника. Меры по его ликвидации. (Рассказ учителя, сообщение школьного врача, учителя физкультуры; демонстрация упражнений по исправлению осанки и искривления позвоночника.) 6. Плоскостопие, его причины, предупреждение и исправление. (Рассказ учителя, врача-ортопеда и т.д.) 7. Допинг и его вредное влияние на организм. (Сообщения учащихся, рассказ учителя о влиянии допинга и анаболиков.) III. Закрепление знаний. Обобщающая беседа по вопросам.
IV. Задание на дом: повторить тему «Опора и движение», подготовиться к обобщающему уроку; подготовить сообщение о спортивном долголетии. Продолжение следует |