БИОЛОГИЯ

Н.Б. РАНЕВА, Н.И. СОНИН

Продолжение. Начало см. N 24, 28, 29, 30/2002

Биология. Человек

Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, Н.Р. Сапина «Биология. Человек»

Урок 8 (обобщающий). Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательной системы. Роль двигательной активности в развитии системы опоры и движения человека

Задачи: обобщить знания о взаимосвязи строения и функций скелета и мышц; отметить черты сходства и различия системы опоры и движения человека и млекопитающих животных; акцентировать внимание школьников на необходимости мышечной активности, занятий физическим трудом и спортом, влияющих на нормальное формирование и развитие организма подростка.

Оборудование: таблицы «Скелет человека», «Мышцы», модель скелета, микропрепараты тканей, микроскоп, видеоматериалы.

Методические рекомендации

На этом уроке повторяется и обобщается материал темы по следующим вопросам.

  • Особенности строения опорно-двигательной системы человека. (Биологический диктант; обзор скелета, мышц человека по таблицам.)

  • Типы соединения костей в связи с осуществлением функций. (Работа с таблицей; рассказы учащихся.)

  • Взаимосвязь строения и функций системы опоры и движения. Роль нервной регуляции деятельности мышц (функции скелета, мышцы и их функции; согласованность движений мышц). (Беседа с использованием таблиц, составление схемы рефлекторной дуги; объяснение работы сгибателей и разгибателей.)

  • Сходство строения скелета и мышц человека и млекопитающих животных, доказательство их общего происхождения. (Беседа с использованием таблиц.)

  • Основные условия нормального развития опорно-двигательной системы, формирования правильной осанки. (Беседа с элементами рассказа, дополнений учащихся.)

  • Влияние двигательной активности и систематических физических упражнений на опорно-двигательную, кровеносную, дыхательную, пищеварительную и другие системы, на формирование и развитие свойств головного мозга: мышления, сознания, умственных способностей. Учет возрастных особенностей детей и подростков при физических нагрузках. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

  • Красота и характер человека. (Рассказ учителя, сообщения учащихся о выдающихся людях России – спортсменах, ученых и т.д.)

Вопросы и задания для проверки знаний

1. Почему вредно носить узкую обувь на высоком каблуке?
2. Почему человеку, страдающему плоскостопием, трудно ходить? Как можно предупредить и вылечить плоскостопие?
3. Почему вредно искривление позвоночника? Как можно его предупредить?
4. Нормальная (правильная) осанка. Назовите ее признаки и условия формирования.
5. Почему мышцы человека, постоянно занимающегося физическим трудом, обладают выносливостью и повышенной работоспособностью?
6. Как влияет на здоровье человека снижение физической активности?

ТЕМА 9. КРОВЬ И ЛИМФА (3 ч)

Тематическое планирование

Урок 1. Внутренняя среда организма и ее значение в обеспечении жизнедеятельности организма.

Урок 2. Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их строение и функции.

Урок 3. Иммунитет.

Урок 4. Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

Требования к результатам изучения темы

Учащиеся должны:

– называть компоненты внутренней среды организма, форменные клеточные элементы крови;
– распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клеточные элементы крови: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты;
– раскрывать роль внутренней среды организма, ее компонентов, состав крови, функции ее форменных элементов; сущность понятий иммунитет, инфекционные заболевания; значение предупредительных прививок и лечебных сывороток, правила личной и общественной гигиены, предупреждающие распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний;
– раскрывать материал об относительном постоянстве внутренней среды, о различии и сходстве ее компонентов, о взаимосвязи строения клеток крови с выполняемыми функциями, о видах лейкоцитов, сущности процесса воспаления, фагоцитоза, защитных свойств крови, видах иммунитета; основы учения И.И. Мечникова о защитных свойствах крови.

Урок 1. Внутренняя среда организма и ее значение в обеспечении жизнедеятельности организма

Задачи: познакомить учащихся с понятием внутренняя среда организма, ее составом; разъяснить роль внутренней среды организма, значение ее постоянства.

Оборудование: таблицы «Ткани организма человека», «Состав крови»; микропрепараты «Кровь человека», микроскопы.

Методические рекомендации

I. Повторение

1. Вступительное слово учителя, сообщение плана изучения темы, целей, задач урока.
2. Актуализация (повторение) ранее изученного материала по теме; личный опыт. (Беседа.)

II. Изучение нового материала

1. Понятие внутренняя среда и ее значение. (Рассказ учителя, словарная работа.)
2. Состав внутренней среды: тканевая жидкость, лимфа, кровь. (Рассказ учителя с элементами беседы-повторения знаний из курсов о животных, заполнение схемы «Внутренняя среда организма».)
Постоянство состава внутренней среды, понятие гомеостаз. (Беседа.)
3. Состав крови и ее функции. (Обзорный рассказ учителя с демонстрацией таблицы; лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека» (работа с микропрепаратами). Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, заполнение таблицы «Клетки крови»; таблицы «Функции крови».

Схема. Внутренняя среда организма

 

III. Закрепление знаний

1. Словарная работа.
2. Повторение материала о функциях и составе крови (заполнение таблицы).
3. Беседа по результатам лабораторной работы «Строение крови человека».
4. Ответы на вопросы 1, 2, 3 на с. 154 в учебнике.

IV. Задание на дом: изучить материал в учебнике; ответить на вопросы рубрики «Проверьте свои знания»; подготовить сообщение об открытии И.И. Мечниковым фагоцитоза.

Урок 2. Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их строение и функции

Задачи: сформировать знания о плазме крови, ее функциях, роли свертывания.

Оборудование: см. урок 1.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о внутренней среде организма, ее составе и значении

1. Игра «Цепочка».
2. Индивидуальные карточки.
3. Опрос «Учитель–ученик».
4. Работа по карточке «Согласен ли ты с автором?» (исправить в тексте ошибки).
5. Заполнение таблицы.

Вопросы к опросу «Учитель–ученик»

  • Почему клетки организма человека не могут получать необходимые для их жизнедеятельности вещества непосредственно из крови?

  • Почему количество тканевой жидкости в организме значительно превышает остальные компоненты?

  • Почему количество тканевой жидкости не уменьшается, несмотря на то, что из нее в клетки тела постоянно проникают питательные вещества и кислород?

  • В чем проявляется постоянство внутренней среды организма?

II. Изучение нового материала

1. Плазма крови, ее состав. (Самостоятельная работа с учебником; составление схемы о составе плазмы крови; рассказ учителя.)

2. Свертывание крови, ее роль в защите организма от потерь крови при ранении. Условия свертывания крови. (Самостоятельная работа с текстом, рассказ учителя с элементами беседы об условиях и механизме свертывания крови; словарная работа – запись определений: плазма, сыворотка, тромб, фибрин, фибриноген.)

3. Клетки крови, их строение и функции. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 143; заполнение таблицы «Клетки крови»; продолжение лабораторной работы.)

4. Фагоцитоз. Открытие фагоцитоза И.И. Мечниковым. (Рассказ учителя; сообщение учащегося. Словарная работа.)

5. Заболевания, связанные с нарушениями в составе, строении и функциях клеток крови. (Рассказ учителя. Словарная работа.)

III. Закрепление знаний

1. Тестовое задание на с. 153 «Какие утверждения верны?». (Взаимоконтроль.)
2. Обсуждение вопросов рубрики «Подумайте».
3. Ролевая игра «В кабинете врача» (обсуждение анализа крови больного).

Анализ крови (может быть несколько вариантов):
эритроциты – 3,5 млн;
лейкоциты – 27 тыс.;
СОЭ – 30 мм/ч.

Что вы можете порекомендовать больному и почему?

IV. Задание на дом: выучить материал в учебнике; рубрика «Проверь свои знания». Подготовить сообщения «История переливания крови», «Группы крови человека».

Урок 3. Иммунитет

Задачи: раскрыть материал о защитных свойствах организма, сформировать понятия инфекционные заболевания, иммунитет, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки, аллергия; познакомить учащихся с видами иммунитета, значением анализа крови для определения состояния здоровья человека; объяснить сущность СПИДа.

Оборудование: таблицы «Клетки крови человека»; портрет И.И. Мечникова; видеоматериалы.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о внутренней среде организма, строении крови, ее составных элементов, их роли в организме человека.

1. Устный опрос.

  • Расскажите о строении крови и ее функциях в организме.

  • Состав плазмы крови и ее роль в организме.

  • Свертывание крови в организме, механизм процесса, условия и значение в жизни человека.

2. Опрос в форме групповой работы («Экипажи», «Вертушка»), выполнение заданий «Выберите правильный ответ», «Проверьте свои знания». (Опрос в группах ведут консультанты-эксперты.)

3. Биологический диктант «Кровь, строение элементов крови, их функции».

II. Изучение нового материала

1. Защитные свойства крови. Антитела, их роль и образование. Инфекционные заболевания. (Рассказ учителя. Сообщения учащихся о И.И. Мечникове.)

2. Иммунитет. Виды иммунитета. (Рассказ учителя с элементами беседы о перенесенных учащимися заболеваниях; словарная работа, заполнение таблицы в ходе самостоятельной работы с текстом учебника «Виды иммунитета».)

3. Вакцина, лечебные сыворотки; история открытия оспопрививания. (Рассказ учителя, словарная работа; сообщение учащегося об открытии оспопрививания Э.Дженнером.)

4. Роль фагоцитов и лимфоцитов (Б- и Т-клеток) в защите организма от природных тел и веществ. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

5. Механизм действия защитных свойств организма. СПИД, его сущность и профилактика. (Рассказ учителя; беседа врача.)

6. Переливание крови. (Сообщение учащегося об истории открытия переливания крови; рассказ учителя о механизме процесса, значении.) Донорство.

7. Группы крови. Совместимость. Агглютинация. Резус-фактор. (Рассказ учителя; заполнение таблицы «Группы крови»; словарная работа; решение задач на определение совместимости групп при переливании.)

III. Закрепление знаний

Рубрики «Подумайте», «Какие утверждения верны?», «Проверьте свои знания»; словарный диктант.

IV. Задание на дом: изучить материал в учебнике; задания в рабочей тетради; подготовить сообщение о донорстве в России, его значении.

Урок 4. Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор

Задачи: сформировать знания о группах крови, их отличительных признаках; совместимости крови по группам; показать значение переливания крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей.

Оборудование: таблицы «Кровь человека», «Ткани», сыворотки (стандарты) для определения групп крови, предметные стекла.

? Почему необходимо знать свою группу крови и резус-фактор?

Методические рекомендации

I. Повторение изученного материала

1. Устный опрос о клетках и плазме крови.
2. Индивидуальные карточки-задания.
3. Заполнение таблицы (на доске) «Клетки крови, их строение и функции».

II. Изучение нового материала

1. История переливания крови. (Сообщение учащихся, видеоматериалы.)
2. Группы крови, обусловленность их различия. (Рассказ учителя, эвристическая беседа; заполнение таблицы «Группы крови»; практическая работа «Определение групп крови». Определение группы крови с помощью сывороток-стандартов – демонстрация или практическая работа.

3. Механизм агглютации – склеивания эритроцитов. (Рассказ учителя, составление схемы «Совместимость групп крови».)

Словарная работа

Универсальный донор – это ...
Универсальный реципиент – это ...
Агглютинины – это ...
Агглютиногены – это ...
Агглютинация – это ...

4. Резус-фактор. (Рассказ учителя, поисковая работа с учебником; решение проблемы «Почему даже при правильном учете групп крови переливание может закончиться тяжелым шоком?», беседа.)
5. Лимфа, состав, отличие от плазмы и крови. (Рассказ учителя, беседа с учащимися.)
6. Донорство в России, его значение в спасении жизни людей, сохранении их здоровья. (Сообщения учащихся.)

III. Закрепление знаний

1. Фронтальная беседа о составе плазмы, ее значении.
2. Задача: определить группу крови в капле.
3. Формулирование выводов.

IV. Задание на дом: повторить материал темы «Кровь. Внутренняя среда организма»; задание «Проверьте свои знания» на с. 161.

ТЕМА 10. СИСТЕМЫ ОРГАНОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ
(ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ) (4 ч)

Тематическое планирование

Урок 1. Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Урок 2. Работа сердца.

Урок 3. Движение крови по сосудам.

Урок 4. Заболевания сердечно-сосудистой системы (органов кровообращения), их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

Требования к результатам изучения темы

Учащиеся должны:

– называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца;
– раскрывать сущность понятий пульс, кровяное давление; изменения крови в кругах кровообращения; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу;
– распознавать на таблицах, моделях, муляжах органы кровообращения;
– уметь оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях; подсчитывать пульс, измерять артериальное давление.

Учащиеся могут:

– раскрывать значение силы и частоты сердечных сокращений, взаимосвязь строения кровеносных сосудов и выполняемых ими функций, значение нервно-гуморальной регуляции деятельности сердца, сосудов, значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы.

Урок 1. Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения

Задачи: закрепить знания учащихся о строении и функциях крови, об иммунитете; раскрыть значение движения крови и лимфы в организме, особенности строения органов кровообращения; продолжить формирование умения работать с текстом и рисунками учебника; научиться проводить подсчет пульса, измерять кровяное давление.

Оборудование: таблицы «Кровеносная система», «Схема кровообращения», «Сердце»; модель «Сердце».

?  Почему кровь в организме движется только в одном направлении?

Методические рекомендации

I. Проверка и закрепление знаний о функциях клеток крови, об иммунитете. (Уплотненный опрос; дидактические индивидуальные карточки; заполнение таблицы «Клетки крови»; диктант или тестирование; комментирование видеоматериалов: «Строение и функции крови». Для контроля можно подготовить ассистентов-консультантов – учащихся.)

II. Изучение нового материала

1. Актуализация знаний учащихся на основе повторения материала из прошлых курсов о животных. (Беседа-повторение.)

Вопросы

  • Что такое кровообращение?

  • Какую роль оно играет в жизни млекопитающих животных?

  • Какие органы осуществляют кровообращение и образуют кровеносную систему?

2. Органы кровообращения. Сосуды, их строение и функции. (Самостоятельная работа с текстом учебника на с. 163; беседа с использованием рисунков учебника, знаний учащихся предыдущего курса.)

3. Строение и функции сердца.

?  Почему стенки сердца в разных его отделах имеют различную толщину?

(Самостоятельная работа учащихся с текстом, рисунками учебника, моделями; выполнение схемы «Строение сердца» учителем на доске, учащимися в тетрадях; беседа по этой схеме, проверка усвоения знаний о строении сердца.)

4. Круги кровообращения. (Беседа с элементами рассказа с использованием таблиц и рисунков учебника; выполнение схемы-опоры «Круги кровообращения».)

5. Изменения крови в органах кровообращения большого и малого кругов. (Беседа с заполнением таблицы.)

III. Закрепление знаний

1. Подписать органы на схеме «Строение сердца».

2. Закончить опорную схему:

3. Работа в тетради.

  • «Какие утверждения верны?» (парная работа со взаимоконтролем).

  • Выберите правильный ответ (индивидуальная работа учащихся).

  • Проверьте свои знания (работа в группах, контроль осуществляют эксперты).

  • Словарная работа (фронтальная беседа).

IV. Задание на дом: изучить материал в учебнике; выучить слова в словарике.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru