ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Н.Л. ГАЛЕЕВА,
школа No 196, г . Москва

Продолжение. См. No 24, 29, 30, 31/2002

Развивающие и диагностические задания в курсе общей биологии

М 6. Живые системы на уровне организмов (наследственность, ее законы

М 6.

Диагностика пассивного владения понятийным аппаратом классической генетики

1. ... – материальная и функциональная единица наследственности. Участок молекулы ДНК, определяющий развитие одного признака, т.е. структуру одного белка. Располагается в определенных участках (локусах) хромосом. Название дал в 1909 г. Иогансен.

2. ... – гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, контролируют развитие альтернативных признаков (доминантных и рецессивных) – желтая и зеленая окраска семян гороха.

3. ... – какое-либо качество организма, по которому можно отличить один организм от другого.

4. ... – взаимоисключающие, контрастные признаки, например, желтый и зеленый цвет гороха, морщинистая и гладкая форма семян, высокий и низкий рост растения.

5. ... (от лат. «господствующий») – преобладающий признак, проявляющийся у гибрида первого поколения и подавляющий развитие другого признака. Этот признак проявляется в гетерозиготном состоянии.

6. ... (от лат. «отступление») – признак, который передается по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных организмов.

7. ... – совокупность наследственных задатков (генов) организма. Термин ввел Иогансен в 1909 г.

8. ... – совокупность признаков свойств организма, формирующихся в процессе взаимодействия генотипа с окружающей средой. Термин ввел Иогансен в 1903 г.

9. ... – клетка, образующаяся при слиянии двух гамет (половых клеток) – женской (яйцеклетки) и мужской (сперматозоида). При этом происходит восстановление диплоидного набора хромосом.

10. ... (от греч. «одинаковый») – клетка (особь), имеющая в гомологичных хромосомах одинаковые аллели данного гена (оба доминантные – AA или оба рецессивных – aa). ... в потомстве не дает расщепления. Термин ввел Бэтсон в 1902 г.

11. ... (от греч. «разный») – клетка (особь), имеющая в гомологичных хромосомах разные аллели данного гена (Aa или Bb). Такая особь в потомстве дает расщепление по данному признаку.

12. ... – скрещивание организмов, анализируемых по одной паре альтернативных признаков.

 

Ответы: 1. Ген. 2. Аллельные гены (аллели). 3. Признак. 4. Альтернативные. 5. Доминантный. 6. Рецессивный. 7. Генотип. 8. Фенотип. 9. Зигота. 10. Гомозигота. 11. Гетерозигота. 12. Моногибридное.

 

 

М 6.

Цифровой диктант «Методы генетики»

1. Для выявления отклонений в кариотипе применяется цитогенетический метод. (1)

2. Чтобы рассчитать, сколько особей в популяции будут иметь поврежденный ген, используют генеалогический метод. (0)

3. Чтобы выяснить вопрос о том, наследуется или нет иммунитет к вирусным заболеваниям у человека, достаточно биохимического метода. (0)

4. В медико-генетической консультации для выявления причин шестипалости предложат использовать биохимический анализ. (0)

5. Чтобы выяснить, наследуется ли уровень интеллекта, достаточно генеалогического анализа. (0)

6. Цитологический анализ может выявить причины любых наследственных заболеваний. (0)

 

 

М 6.

Диктант «Символы и обозначения классической генетики»

Используя буквы A, B, C, a, b и с, запишите обозначения:

1) гетерозиготного по гену C организма;

2) гомозиготного организма, доминантного по гену A;

3) организма, рецессивного по гену B;

4) генотип, образованный двойной гетерозиготой по генам A и C;

5) генотип гибрида по гену A;

6) генотип особи с фенотипом промежуточного наследования по гену B;

7) генотип фенотипически доминантной особи по гену C;

8) обозначение особей n-го поколения;

9) обозначение родительского поколения;

10) обозначение мужской особи, участвующей в скрещивании.

 

Ответ: 1) ; 2) АА; 3) bb; 4) AaCc; 5) Aa; 6) Bb; 7) CC или Cc; 8) Fn; 9) P; 10)

 

 

М 6.

Цифровой диктант «Генетика человека»

1. На свете нет людей с одинаковым генотипом. (0)

2. Наследственная слепота всегда вызывается мутацией одного и того же гена. (0)

3. Для исследований по генетике человека пригодны абсолютно все методы генетики, которые используются в работе с другими организмами. (0)

4. Кровь матери можно всегда переливать детям. (0)

5. Причины наследственных заболеваний всегда можно выявить с помощью микроскопического исследования хромосом. (0)

6. Мутации всегда проявляются в фенотипе. (0)

7. Алкоголь, выпитый мужчиной непосредственно перед зачатием ребенка, может стать причиной неправильного расхождения хромосом и образования аномальных половых клеток. (1)

 

М 7. Репродукция живых организмов (изменчивость, типы и механизмы)

М 7.

Цифровой диктант «Типы изменчивости»

1. На одной ветви розового куста обнаружены цветки с увеличенным числом лепестков. Черенок, укорененный с этой ветви, дал куст, сохранивший новый признак махровости. Это пример наследственной изменчивости. (1)

2. Среди нормальных растений льна обнаружено растение с более крупными цветками и листьями. При цитологическом исследовании клеток этого растения обнаружено удвоенное число хромосом. Это пример хромосомной мутации. (0)

3. Анализ хромосомного набора у больного с синдромом Дауна показал наличие лишней хромосомы в 21-й паре хромосом. Это пример гетероплоидии.(1)

4. У кареглазой пары, где мама и папа – гетерозиготы по цвету глаз (Aa), родился голубоглазый ребенок. Это следствие соматической мутации. (0)

5. После облучения и высева семян пшеницы, чувствительной к поражению ржавчинным грибком, были отобраны растения, устойчивые к грибку. Это пример ненаследственной изменчивости. (0)

6. Две коровы-близнецы в разных хозяйствах дают молоко с разным процентом жирности: 1,5% и 2,4%. Это пример наследственной изменчивости. (0)

7. При серповидноклеточной анемии в гемоглобине больных этой болезнью одна из 150 аминокислот заменена на другую. Это результат генной мутации. (1)

 

 

М 7.

Ответы: 1. Среда. 2. 3n. Формула 2-го поколения гибридов при полигибридном скрещивании. 3. 2 (количество разных гамет по данным генам). 4. aaBBccDD (генотип особи, образующей такие гаметы). 5. О (отец – дед, отец, сын).

 

М 7.

Тренируем логическое мышление и умение делать выводы

1. В течение 10 поколений все особи самоопыляющегося растения имели лепестки в цветке одного и того же красного цвета. Выберите правильное утверждение:

а) это размножение чистой линии с доминантным аллелем цвета лепестков;
б) это чистая линия с рецессивным аллелем гена цвета лепестков;
в) это чистая линия с парой одинаковых аллелей гена цвета лепестков;
г) аллель красного цвета доминирует;
д) аллель красного цвета рацессивен;
е) у гена цвета лепестков нет других аллелей, кроме аллеля красного цвета.

2. У одной и той же пары родителей есть голубоглазые и кареглазые дети. О генотипе родителей можно сказать, что:

а) оба родителя гетерозиготы по гену цвета глаз;
б) оба родителя гомозиготы по этому гену;
в) один родитель гетерозиготен, а другой – рецессивная гомозигота;
г) один родитель гетерозиготен, а другой – доминантная гомозитога.

3. Явление доминирования на молекулярном уровне организации живой материи объясняется так:

а) доминирующий аллель «работает», производит белок, а рецессивный «не рабо-тает»;
б) ДНК рецессивного аллеля подвергается химическому воздействию со стороны белка – продукта доминантного гена;
в) отношение доминантности и рецессивности – результат взаимодействия белков – продуктов аллельных генов между собой.

4. В каких отношениях находятся понятия «аллель» и «мутация»? Выберите те утверждения, которые правильно описывают эти отношения:

а) аллель – состояние гена, состояние генетической информации, а она меняется в результате мутации, следовательно, все аллели – мутанты;
б) мутация – только рецессивное состояние гена;
в) мутация – только доминирующий аллель гена;
г) изменение генетической информации гена в результате мутаций может приводить к возникновению как доминантных, так и рецессивных аллелей гена;
д) условно МУТАНТНЫМ АЛЛЕЛЕМ гена принято называть аллель либо редко проявляющийся, либо приводящий к патологии.

Ответ: 1 – в; 2 – а, в; 3 – а, в; 4 – г, д(а).

 

 

М 7.

Цифровой диктант «Наследственность и изменчивость»

1. Все законы Менделя – результат комбинативной изменчивости. (1)

2. Норма реакции – это кривая, показывающая адаптационные возможности вида. (1)

3. Чем шире график реакции, тем больше опасности для вида при изменении данного условия. (0)

4. Пшеница имеет несколько центров происхождения. (1)

5. Основной компонент щей был окультурен в Центральной Америке. (0)

6. Предком домашней козы был муфлон. (1)

7. Селекционеры получают чистые линии методом массового отбора. (0)

 

 

М 7.

Тренируем логическое мышление и умение делать выводы

5. Зачеркните лишнее понятие, объясните свой выбор: раннее облысение, синдром Дауна, диабет, облысение в результате облучения, темная кожа негроидной расы.

Ответ: облысение в результате облучения – ненаследственная изменчивость.

6. О каком явлении идет речь?

Различие в росте однояйцевых близнецов; загорелая кожа европейцев после посещения южного курорта; различия в размерах яблок с одной яблони:

а) комбинативная изменчивость;
б) ненаследственная изменчивость;
в) соматическая изменчивость.

Ответ: в.

7. На рисунках представлены кривые, характеризующие нормы реакции трех пар сортов пшеницы. По какому признаку различаются эти сорта?

8. В описанной хронике событий при проявлении мутаций на уровне организма, пропущены некоторые важные термины и понятия. Дополните рассказ.

Авария в лаборатории, использующей в работе ... --> облучение сотрудника --> изменения в структуре молекул ... гена «X» в ядре ... клетки его организма --> синтез мутантных молекул ... в цитоплазме этой клетки --> участие этой клетки в процессе ... --> развитие эмбриона и рождение ... особи --> проявление мутации «X» в ... этой особи

 

М 8. Популяция как живая система (структура, развитие, законы эволюции)

М 8.

Буквенный диктант «Направление эволюции»

1. Увеличение численности кроликов после заселения их в Австралию. (Прогресс.)

2. Уменьшение ареала белых лебедей. (Регресс.)

3. Зимняя спячка млекопитающих. (Идиоадаптация.)

4. Снижение численности лишайников в густонаселенных районах. (Регресс.)

5. Уровень организации живой материи – подсистема того уровня, который является структурной единице эволюции. (Организм.)

6. Отсутствие ног у змей. (Дегенерация.)

7. Возникновение фотосинтезирующих одноклеточных организмов. (Ароморфоз.)

Ответ: ПРИРОДА.

 

 

М 8.

О каком направлении эволюции идет речь (обобщение понятий):

1) мутации, накопление, приспособление к определенным условиям;

2) мутации, выход в новую экологическую нишу, уход (на время) от сильного давления естественного отбора;

3) мутации, накопление изменений в сторону упрощения организма;

4) мутации, генотип, фенотип, значения экологического фактора вне нормы реакции.

Ответ: 1) идиоадаптация; 2) ароморфоз; 3) дегенерация; 4) регресс.

 

 

М 8.

Буквенный диктант «Термины цитологии генетики и эволюционной теории»

Нужно записать первую букву антонима к каждому отгаданному термину.

Например. Размножение организма с помощью специализированных гаплоидных клеток.

Ответ: половое; антоним – бесполое; следовательно, надо записать букву «Б».

1. Общее название для всех организмов, клетки которых содержат настоящее ядро с хромосомами.

2. Направления эволюции, при которых увеличивается количество особей и ареал вида.

3. Свойство живых систем, заключающееся в способности передавать генетическую информацию потомкам.

4. Аллель гена, всегда проявляющийся в фенотипе.

5. При делении эукариотической клетки, заканчивающемся образованием четырех клеток с числом хромосом в 2 раза меньшим, чем в исходной клетке (эта буква занимает одинаковое место и в термине, и в его антониме).

6. Как по-другому называются процессы анаболизма?

7. Способ питания, при котором организм или отдельная клетка образует готовые органические вещества.

 

Ответ: ПРИРОДА.

 

Продолжение следует


* Здесь и далее 1– да, 0 – нет. Ответ ученики записывают в виде цифровой последовательности. В данном случае ответ выглядит так: 010010110001.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru