БИОЛОГИЯ

Н.Б. РАНЕВА, Н.И. СОНИН

Продолжение. Начало см. N 24, 28, 29, 30, 31, 32/2002

Биология. Человек

Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, Н.Р. Сапина «Биология. Человек»

Урок 5. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушениях органов дыхания и кровообращения

Задачи: познакомить учащихся с возможными заболеваниями и нарушениями органов дыхания; гигиеническими требованиями к воздушной среде и правилами дыхания; разъяснить необходимость проветривания жилых помещений; приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию, последовательность восстановления дыхания и сердечной деятельности (искусственное дыхание); сформировать умение обосновывать гигиенические правила дыхания, навыки искусственного дыхания; знания о вредном воздействии курения на органы дыхания; обобщить знания школьников о взаимосвязи дыхания и кровообращения.

Оборудование: таблицы «Органы дыхания», «Кровеносная система», «Гигиена дыхания»; куклы (муляжи), марлевые салфетки.

? Возможно ли восстановить функции дыхания при нарушении органов дыхания и кровообращения?

Методические рекомендации

I. Проверка знаний учащихся о механизме вдоха и выдоха, их регуляции, изменении интенсивности дыхания, роли углекислого газа в его регуляции. (Фронтальная беседа или опрос; индивидуальные карточки-задания, письменная работа.)

Письменная работа

1. Вставьте пропущенные буквы (текст о механизме вдоха и выдоха).

2. Ответить на вопросы:

  • Где находится дыхательный центр?

  • Как влияет на работу дыхательного центра изменение концентрации углекислого газа?

  • Откуда и какая информация поступает в дыхательный центр?

  • Изменяется ли дыхание при понижении или повышении артериального давления?

3. Задание с выбором одного правильного ответа (См. задания рубрики «Выберите правильный ответ» учебника.)

Примечание. После завершения тестирования работы сдаются учителю и организуется обсуждение заданий 1 и 2.

II. Изучение нового материала

1. Актуализация знаний на основе повторения материала о роли крови и кровообращения в дыхательной функции, гемоглобина, жизненной емкости легких. (Беседа со школьниками.)

2. Воздушная среда жилых помещений, характерные особенности. Проветривание. (Беседа с учащимися с учетом их знаний из прошлых курсов об условиях среды, роли зеленых растений, влажной уборке помещений.)

3. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Грипп. ОРЗ. Туберкулез легких. Рак легких. Роль флюорографии в выявлении заболеваний. Укрепление органов дыхания. (Беседа с элементами рассказа учителя.)

4. Гигиена органов дыхания. (Беседа о гигиенических правилах дыхания и их обоснование; оформление в тетрадях таблицы: «Гигиена органов дыхания». Можно организовать самостоятельную работу с текстом учебника по заполнению таблицы с дальнейшим собеседованием или микроконференцией по обсуждению вопроса гигиены.)

5. Первая помощь при поражении органов дыхания (инородные тела в дыхательных путях, сдавливание грудной клетки и горла; удушье, завалы землей и пр., воспаление органов дыхания, электротравмы и др.). Искусственное дыхание. (Рассказ учителя или врача, практическая работа: «Искусственное дыхание и другие правила оказания первой помощи при нарушении органов дыхания»; отработка навыков на муляжах.)

6. Связь курения с дыханием. (Рассказ учителя или врача; сообщение учащихся.)

III. Закрепление знаний

1. Самостоятельная работа с текстом учебника и заполнение таблицы «Первая помощь при поражении органов дыхания» или групповой отчет по карточкам-заданиям.

2. Вопросы для фронтальной беседы.

  • Каково значение озеленения жилых помещений и территорий городов, населенных пунктов?

  • В чем вредное влияние курения на органы дыхания?

  • Почему в лечебных учреждениях при остановке дыхания больному дают дышать смесью кислорода с углекислым газом, а не чистым кислородом?

IV. Задание на дом: подготовка к зачетному занятию по темам: «Кровь и кровообращение», «Дыхание».

Зачет по темам: «Кровь. Кровообращение», «Дыхание»

Задачи: обобщить материал по темам, проверить уровень знаний, умений учащихся.

Оборудование: тесты, таблицы по темам; модели (см. уроки 1–5).

Методические рекомендации

I вариант зачета – в пособии для учителя «Биология. Человек и его здоровье» (авт. Резникова В.З., Сивоглазов В.И.)

II вариант. Предлагаем провести зачет в форме игры «Вертушка» (4–5 групп).

Группа А. Ответить на вопросы.

Какие функции выполняет кровь в организме человека? Перечислите их и назовите органы, участвующие в обеспечении выполнения функции.

  • Каково значение внутренней среды организма, ее компонентов?

  • Каково значение дыхания в организме человека?

  • Какова роль кровообращения и органов, составляющих кровеносную систему?

  • Какова роль окружающей среды в нормальной деятельности систем дыхания и кровообращения?

Тестирование (5 вопросов-заданий с выбором одного ответа).

Группа Б. Кровь.

1. Назовите клеточные элементы крови. Расскажите об эритроцитах, лейкоцитах и тромбоцитах по плану: количество в 1 мм3 крови; места образования и разрушения; продолжительность жизни; особенности строения и состава; основные функции в организме. Заболевания, связанные с изменениями в составе и строении эритроцитов.

2. Условия свертывания крови и значение этого процесса.

3. Плазма крови. Группы крови, совместимость. Резус-фактор и его роль в переливании крови человека. Донорство.

4. Иммунитет и его виды. Прививки и лечебные сыворотки.

5. Тестирование (5 заданий-вопросов с выбором одного ответа).

Группа В. Система органов кровообращения.

1. На схеме строения кровеносной системы подписать входящие в ее состав органы.

2. Составить опорную схему кругов кровообращения: большого и малого. Подписать органы и показать изменения крови.

3. В каком направлении движется кровь в организме и почему?

4. Почему сердце работает в течение всей жизни практически без остановки?

5. При каких условиях изменяются частота сердечных сокращений и скорость движения крови по сосудам? Как эти изменения можно определить?

6. Тестирование по теме (5 вопросов с выбором одного ответа).

Группа Г. Система органов дыхания.

1. На схеме строения подписать все органы дыхательной системы.

2. Расположите в правильной последовательности перечисленные процессы: а) поступление кислорода к клеткам тела; б) поступление кислорода в тканевую жидкость; в) поступление воздуха в легкие; г) удаление воздуха из легких; д) поступление углекислого газа из клетки в тканевую жидкость; е) поступление углекислого газа в капилляры тканей; ж) окисление органических веществ с высвобождением энергии; з) перенос кровью углекислого газа от тканей к легким; и) диффузия кислорода в капилляры, расположенные в легких; к) перенос кровью кислорода от легких к тканям.

3. Чем объясняется правильное чередование вдоха и выдоха у человека в течение всей его жизни?

4. Что называется жизненной емкостью легких? Как ее определяют?

5. Перечислите правила гигиены дыхания.

6. Тестирование по теме (5 вопросов с выбором одного ответа).

Группа Д. Гигиена. Меры оказания первой помощи при нарушениях работы органов. (Практикум-тренаж.)

1. Окажите помощь «тонущему» человеку.

2. Правила искусственного дыхания. Произошла остановка сердца с задержкой дыхания. В вашем распоряжении 5 мин. Действуйте!

3. Ваши действия при артериальном кровотечении голени конечности.

4. Ваши действия при венозном кровотечение плеча.

5. Ваши действия при носовом и капиллярном кровотечениях.

6. Тестирование (5 заданий-вопросов с выбором одного ответа).

Тема 12. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ВИТАМИНЫ (2 ч)

Тематическое планирование

Урок 1. Обмен веществ и энергии.

Урок 2. Витамины.

Урок 1. Обмен веществ и энергии

Задачи: образовательные – формировать у учащихся новые анатомо-физиологические и гигиенические понятия о пластическом и энергетическом обмене; развивающие – закрепить известные учащимся анатомо-физиологические понятия о роли органов пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения в обмене веществ, поддержании постоянства состава внутренней среды, общебиологические понятия об обмене веществ, о связи организма со средой, развивать умение работать с книгой, таблицей, словарем; воспитательные – дать понятие о пластическом и энергетическом обменах как о единстве противоположностей.
В целях нравственного и гигиенического воспитания на конкретных фактах доказать, что алкоголь и наркомания вредны для организма подростков.

Оборудование: настенные таблицы, стенгазета «Правильное питание – залог здоровья», самодельные таблицы, схемы, фрагменты из диафильмов о вреде алкоголя, наркомании.

Методические рекомендации

I. Изучение нового материала

1. Общее понятие об обмене веществ и энергии (актуализация знаний учащихся с использованием схемы).

  • Объясните, почему эта тема названа «Обмен веществ и энергии»?

  • Между чем происходит обмен?

Мнения обсудите и, опираясь на свои знания, дооформите схему. Против стрелок А, Б, В напишите названия веществ, поступающих из среды, против стрелок Г, Д, Е – названия веществ, отдаваемых во внешнюю среду.

2. Пластический обмен. (Рассказ-беседа учителя, работа со словарем над биологическими терминами.)

В словарь: пластический обмен – совокупность процессов, приводящих к накоплению веществ и энергии (от греч. plastike – лепить).

3. Энергетический обмен.

В словарь: энергетический обмен – совокупность процессов, в ходе которых происходит распад и окисление части поступающих в клетки органических веществ.

4. Взаимосвязь пластического и энергетического обменов веществ и энергии. (Работа с учебником и заполнение таблицы.)

Таблица. Противоположность и единство двух процессов обмена веществ и энергии в клетке

II. Закрепление полученных знаний. (Беседа по вопросам.)

  • Какие процессы происходят в клетке?

  • Что является внешними проявлениями жизненных процессов?

  • Что получает организм из внешней среды?

  • Какие признаки живого вы знаете?

  • Какие вещества выделяются организмом во внешнюю среду?

  • Что называется пластическим обменом в организме?

  • Что осуществляется в организме за счет пластического обмена?

  • В чем суть энергетического обмена?

  • Какова биологическая роль энергетического обмена?

  • Что называется обменом веществ и энергии?

IV. Задание на дом: выучить параграф учебника, подобрать фактический материал о вреде алкоголя и наркотиков.

Урок 2. Витамины (Урок–путешествие «Чудесные вещества»)

Задачи: сформировать у учащихся представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания; развивать знания учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды; показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов; продолжить трудовое, эстетическое и физическое воспитание учащихся; продолжить развитие творческого мышления и интеллектуальных способностей учащихся.

Оборудование: настенные таблицы, д/ф «Витамины – чудесные вещества», стенгазета «Азбука здоровья», выставка овощей и фруктов, фармацевтические препараты витаминов, таблицы с названием станций.

Методические рекомендации

I. Вступительное слово учителя

(Учитель знакомит учащихся с темой урока, формой его проведения, задачами, планом работы, объясняет, что будут оцениваться выступления учащихся, ответы на вопросы, а также биологический диктант, выполнение практической работы, работа с учебником).

II. Изучение нового материала (изучается в ходе путешествия от станции к станции).

1-я станция – «НИИ»

«Работники НИИ» – учащиеся, используя д/ф, дополнительный материал, рассказывают об истории открытия витаминов и их значении.

2-я станция – «Фармацевт»

Костюмированное представление витаминов (А, группы B, С, D, РР) с использованием фрагментов д/ф «Витамины – чудесные вещества», экспонатов выставки овощей и фруктов, препаратов витаминов; проводится беседа учащихся с «фармацевтами».)

3-я станция – «Диетолог»

Ученики знакомятся с суточными нормами потребления витаминов, нормами рационального питания, обсуждают вопросы здорового образа жизни.

III. Практическая работа, предложенная в учебнике, выполняется самостоятельно в ходе урока-путешествия.

IV. Закрепление полученных знаний – биологический диктант (на доске записаны ответы, из которых нужно выбрать правильные, задания записаны на магнитофон).

Задания:

  • Источник энергии в организме человека.

  • Самое энергетически ценное органическое вещество.

  • Всасывается без расщепления при пищеварении.

  • Биологически активные вещества.

  • Обязательные вещества в составе пищи человека.

  • Участвуют в образовании ферментов в обмене веществ.

  • Разрушается при кипячении.

  • Отсутствие вызывает цингу.

  • Отсутствие вызывает паралич нервной системы, болезнь бери-бери.

  • Отсутствие вызывает пеллагру.

Ответы:

1. Витамин А
2. Витамин В
3. Витамин С.
4. Витамин D.
5. Белки.
6. Жиры.
7. Углеводы.
8. Минеральные соли.
9. Вода.
10. Витамин РР.

V. Заключительное слово учителя

VI. Задание на дом: изучить материал параграфа учебника, ознакомиться с содержанием стенгазеты «Азбука здоровья».

Тема 13. СИСТЕМА ОРГАНОВ ВЫДЕЛЕНИЯ

Тематическое планирование

Урок 1. Выделение. Строение и работа почек.

Урок 2. Профилактика заболеваний почек.

Требования к результатам изучения темы

Учащиеся должны:

– раскрывать роль выделения продуктов обмена веществ из организма; особенности строения выделительной системы, показывать локализацию органов выделения;
– характеризовать функции органов выделения, процесс образования мочи;
– объяснять, почему заболевания почек серьезно сказываются на здоровье человека; необходимость соблюдения гигиены почек; почему злоупотребление острой пищей, алкоголем приводит к поражению почек.

Учащиеся могут:

– раскрывать понятия: первичная моча и вторичная моча;
– рассказывать о микроскопическом строении почки, двойной фильтрации крови в почечных канальцах, образовании в них мочи.

Урок 1. Выделение. Строение и работа почек

Задачи: сформировать знания о строении мочевыделительной системы; раскрыть особенности внешнего строения и локализации почек в организме; установить взаимосвязь строения почек с выполняемой ими функцией; воспитывать сознательное отношение к своему здоровью, соблюдению правил личной гигиены.

Оборудование: таблицы: «Эволюция органов выделения», «Органы выделения человека», «Вред алкоголя»; фильм «Строение и работа почек»; модели почки, препараты (желатинированные); микроскопы и микропрепараты.

? Какие особенности строения мочевыделительной системы обеспечивают избирательное выведение из организма продуктов обмена веществ?

Методические рекомендации

I. Изучение нового материала

1. Актуализация знаний о выделительной системе хордовых животных, ее эволюции. (Беседа с учащимися с использованием таблиц.)

2. Органы выделения. Строение мочевыделительной системы. (Беседа об органах, участвующих в выведении продуктов распада: коже, органах дыхания, мочевыделительной системе.)

Самостоятельная работа с текстом на с. 229, абзацы 1–2 о внешнем строении мочевыделительной системы, расположении почек и других органов в организме человека. Заполнение таблицы.

Таблица. Органы, выделяющие продукты обмена из организма

3. Строение почек. (Самостоятельная работа с текстом учебника, рисунками; практическая работа: «Внутреннее и микроскопическое строение почек».)

Нефрон – структурная и функциональная единица почки. (Беседа с элементами рассказа по итогам самостоятельной и практической работы с использованием таблиц, муляжей, препаратов.)

Проблема: «Почему почки называют биологическим фильтром»?

Образование мочи. (Рассказ учителя с демонстрацией диафильма или видеофильм «Органы выделения». Беседа с учащимися по проблеме.)

5. Различия первичной, вторичной мочи и крови. (Беседа с учащимися, заполнение таблицы.

Таблица. Состав крови и мочи

6. Основные принципы работы почки. (Беседа с формулировкой принципов работы почки, основанных на строении нефрона: фильтрация плазмы крови в полость почечной полости и канальца; разделение веществ: нужные организму вещества всасываются обратно в кровь, а вещества подлежащие удалению, остаются в канальце и, фильтруясь, выводятся со вторичной мочой.)

7. Роль мочеточников, мочевого пузыря. Регуляция их деятельности. (Рассказ учителя.)

III. Закрепление знаний учащихся о строении и работе органов выделения.

1. Ответить на вопросы рубрик: «Подумайте» и «Проверьте свои знания».
2. Указать, какие из перечисленных ниже веществ возвращаются, всасываясь, обратно в кровь, а какие остаются в канальце (избыток воды, NaCl, глюкоза, мочевина, аминокислоты, соли аммония.)
3. Как моча выводится из организма?
4. Записать выводы в тетрадях.

IV. Задание на дом: выучить материал учебника на с. 228–230, ответить на вопросы, записать в словарик новые термины с их определениями. Составить план ответов на вопросы: «Строение и значение органов выделения», «Образование мочи».

Урок 2. Профилактика заболеваний почек

Задачи: объяснить влияние заболевания почек на здоровье человека; раскрыть роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом.

Оборудование: см. урок 1.

? Как предупредить заболевания почек?

Методические рекомендации

I. Проверка знаний

1. Устный опрос, задания рубрик: «Подумайте», «Проверьте свои знания» (в парах, группах и т.д.).
2. Тестирование «Какие утверждения верны?»
3. Рассказать о строении и значении органов выделения (по плану).
4. Нефрон почки и его функции.
5. Образование мочи (по плану).

II. Изучение нового материала

1. Роль водного и солевого обмена в организме, значение почек в поддержании постоянства внутренней среды. (Рассказ с элементами беседы.)

2. Питьевой режим. Правила потребления воды в условиях жаркой погоды. (Рассказ учителя.)

3. Гигиеническая оценка питьевой воды, использование воды в полевых условиях. (Рассказ с элементами беседы.)

4. Инфекционные заболевания почек. (Беседа школьного врача или рассказ учителя.)

5. Нарушения в питании и диеты. Употребление алкоголя. (Рассказ-беседа с использованием таблиц.)

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru