Н.Б. РАНЕВА, Н.И. СОНИН
Продолжение. Начало см. N 24, 28, 29, 30, 31, 32/2002
Биология. Человек
Методическое пособие к учебнику Н.И.
Сонина, Н.Р. Сапина «Биология. Человек»
Урок 5. Заболевания органов дыхания, их
предупреждение. Первая помощь при нарушениях
органов дыхания и кровообращения
Задачи: познакомить учащихся с
возможными заболеваниями и нарушениями органов
дыхания; гигиеническими требованиями к
воздушной среде и правилами дыхания; разъяснить
необходимость проветривания жилых помещений;
приемы оказания первой помощи при нарушении
дыхания, показания к искусственному дыханию,
последовательность восстановления дыхания и
сердечной деятельности (искусственное дыхание);
сформировать умение обосновывать гигиенические
правила дыхания, навыки искусственного дыхания;
знания о вредном воздействии курения на органы
дыхания; обобщить знания школьников о
взаимосвязи дыхания и кровообращения.
Оборудование: таблицы «Органы
дыхания», «Кровеносная система», «Гигиена
дыхания»; куклы (муляжи), марлевые салфетки.
? Возможно ли восстановить
функции дыхания при нарушении органов дыхания и
кровообращения?
Методические рекомендации
I. Проверка знаний учащихся о
механизме вдоха и выдоха, их регуляции, изменении
интенсивности дыхания, роли углекислого газа в
его регуляции. (Фронтальная беседа или опрос;
индивидуальные карточки-задания, письменная
работа.)
Письменная работа
1. Вставьте пропущенные буквы (текст о
механизме вдоха и выдоха).
2. Ответить на вопросы:
Где находится дыхательный центр?
Как влияет на работу дыхательного
центра изменение концентрации углекислого газа?
Откуда и какая информация поступает в
дыхательный центр?
Изменяется ли дыхание при понижении
или повышении артериального давления?
3. Задание с выбором одного правильного
ответа (См. задания рубрики «Выберите правильный
ответ» учебника.)
Примечание. После завершения
тестирования работы сдаются учителю и
организуется обсуждение заданий 1 и 2.
II. Изучение нового материала
1. Актуализация знаний на основе
повторения материала о роли крови и
кровообращения в дыхательной функции,
гемоглобина, жизненной емкости легких. (Беседа со
школьниками.)
2. Воздушная среда жилых помещений,
характерные особенности. Проветривание. (Беседа
с учащимися с учетом их знаний из прошлых курсов
об условиях среды, роли зеленых растений, влажной
уборке помещений.)
3. Болезни органов дыхания, их
предупреждение. Грипп. ОРЗ. Туберкулез легких.
Рак легких. Роль флюорографии в выявлении
заболеваний. Укрепление органов дыхания. (Беседа
с элементами рассказа учителя.)
4. Гигиена органов дыхания. (Беседа о
гигиенических правилах дыхания и их обоснование;
оформление в тетрадях таблицы: «Гигиена органов
дыхания». Можно организовать самостоятельную
работу с текстом учебника по заполнению таблицы
с дальнейшим собеседованием или
микроконференцией по обсуждению вопроса
гигиены.)
5. Первая помощь при поражении органов
дыхания (инородные тела в дыхательных путях,
сдавливание грудной клетки и горла; удушье,
завалы землей и пр., воспаление органов дыхания,
электротравмы и др.). Искусственное дыхание.
(Рассказ учителя или врача, практическая работа:
«Искусственное дыхание и другие правила
оказания первой помощи при нарушении органов
дыхания»; отработка навыков на муляжах.)
6. Связь курения с дыханием. (Рассказ
учителя или врача; сообщение учащихся.)
III. Закрепление знаний
1. Самостоятельная работа с текстом
учебника и заполнение таблицы «Первая помощь при
поражении органов дыхания» или групповой отчет
по карточкам-заданиям.
2. Вопросы для фронтальной беседы.
Каково значение озеленения жилых
помещений и территорий городов, населенных
пунктов?
В чем вредное влияние курения на
органы дыхания?
Почему в лечебных учреждениях при
остановке дыхания больному дают дышать смесью
кислорода с углекислым газом, а не чистым
кислородом?
IV. Задание на дом: подготовка к
зачетному занятию по темам: «Кровь и
кровообращение», «Дыхание».
Зачет по темам: «Кровь. Кровообращение»,
«Дыхание»
Задачи: обобщить материал по темам,
проверить уровень знаний, умений учащихся.
Оборудование: тесты, таблицы по
темам; модели (см. уроки 1–5).
Методические рекомендации
I вариант зачета – в пособии для
учителя «Биология. Человек и его здоровье» (авт.
Резникова В.З., Сивоглазов В.И.)
II вариант. Предлагаем провести зачет в
форме игры «Вертушка» (4–5 групп).
Группа А. Ответить на вопросы.
Какие функции выполняет кровь в
организме человека? Перечислите их и назовите
органы, участвующие в обеспечении выполнения
функции.
Каково значение внутренней среды
организма, ее компонентов?
Каково значение дыхания в организме
человека?
Какова роль кровообращения и органов,
составляющих кровеносную систему?
Какова роль окружающей среды в
нормальной деятельности систем дыхания и
кровообращения?
Тестирование (5 вопросов-заданий с
выбором одного ответа).
Группа Б. Кровь.
1. Назовите клеточные элементы крови.
Расскажите об эритроцитах, лейкоцитах и
тромбоцитах по плану: количество в 1 мм3 крови;
места образования и разрушения;
продолжительность жизни; особенности строения и
состава; основные функции в организме.
Заболевания, связанные с изменениями в составе и
строении эритроцитов.
2. Условия свертывания крови и значение
этого процесса.
3. Плазма крови. Группы крови,
совместимость. Резус-фактор и его роль в
переливании крови человека. Донорство.
4. Иммунитет и его виды. Прививки и
лечебные сыворотки.
5. Тестирование (5 заданий-вопросов с
выбором одного ответа).
Группа В. Система органов
кровообращения.
1. На схеме строения кровеносной
системы подписать входящие в ее состав органы.
2. Составить опорную схему кругов
кровообращения: большого и малого. Подписать
органы и показать изменения крови.
3. В каком направлении движется кровь в
организме и почему?
4. Почему сердце работает в течение
всей жизни практически без остановки?
5. При каких условиях изменяются
частота сердечных сокращений и скорость
движения крови по сосудам? Как эти изменения
можно определить?
6. Тестирование по теме (5 вопросов с
выбором одного ответа).
Группа Г. Система органов
дыхания.
1. На схеме строения подписать все
органы дыхательной системы.
2. Расположите в правильной
последовательности перечисленные процессы: а)
поступление кислорода к клеткам тела; б)
поступление кислорода в тканевую жидкость; в)
поступление воздуха в легкие; г) удаление воздуха
из легких; д) поступление углекислого газа из
клетки в тканевую жидкость; е) поступление
углекислого газа в капилляры тканей; ж) окисление
органических веществ с высвобождением энергии;
з) перенос кровью углекислого газа от тканей к
легким; и) диффузия кислорода в капилляры,
расположенные в легких; к) перенос кровью
кислорода от легких к тканям.
3. Чем объясняется правильное
чередование вдоха и выдоха у человека в течение
всей его жизни?
4. Что называется жизненной емкостью
легких? Как ее определяют?
5. Перечислите правила гигиены дыхания.
6. Тестирование по теме (5 вопросов с
выбором одного ответа).
Группа Д. Гигиена. Меры
оказания первой помощи при нарушениях работы
органов. (Практикум-тренаж.)
1. Окажите помощь «тонущему» человеку.
2. Правила искусственного дыхания.
Произошла остановка сердца с задержкой дыхания.
В вашем распоряжении 5 мин. Действуйте!
3. Ваши действия при артериальном
кровотечении голени конечности.
4. Ваши действия при венозном
кровотечение плеча.
5. Ваши действия при носовом и
капиллярном кровотечениях.
6. Тестирование (5 заданий-вопросов с
выбором одного ответа).
Тема 12. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ.
ВИТАМИНЫ (2 ч)
Тематическое
планирование
Урок 1. Обмен веществ и энергии.
Урок 2. Витамины. |
Урок 1. Обмен веществ и энергии
Задачи: образовательные –
формировать у учащихся новые
анатомо-физиологические и гигиенические понятия
о пластическом и энергетическом обмене; развивающие
– закрепить известные учащимся
анатомо-физиологические понятия о роли органов
пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения
в обмене веществ, поддержании постоянства
состава внутренней среды, общебиологические
понятия об обмене веществ, о связи организма со
средой, развивать умение работать с книгой,
таблицей, словарем; воспитательные – дать
понятие о пластическом и энергетическом обменах
как о единстве противоположностей.
В целях нравственного и гигиенического
воспитания на конкретных фактах доказать, что
алкоголь и наркомания вредны для организма
подростков.
Оборудование: настенные таблицы,
стенгазета «Правильное питание – залог
здоровья», самодельные таблицы, схемы, фрагменты
из диафильмов о вреде алкоголя, наркомании.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Общее понятие об обмене веществ и
энергии (актуализация знаний учащихся с
использованием схемы).
Мнения обсудите и, опираясь на свои
знания, дооформите схему. Против стрелок А, Б, В
напишите названия веществ, поступающих из среды,
против стрелок Г, Д, Е – названия веществ,
отдаваемых во внешнюю среду.
2. Пластический обмен. (Рассказ-беседа
учителя, работа со словарем над биологическими
терминами.)
В словарь: пластический обмен –
совокупность процессов, приводящих к накоплению
веществ и энергии (от греч. plastike – лепить).
3. Энергетический обмен.
В словарь: энергетический обмен –
совокупность процессов, в ходе которых
происходит распад и окисление части поступающих
в клетки органических веществ.
4. Взаимосвязь пластического и
энергетического обменов веществ и энергии.
(Работа с учебником и заполнение таблицы.)
II. Закрепление полученных знаний. (Беседа
по вопросам.)
Какие процессы происходят в клетке?
Что является внешними проявлениями
жизненных процессов?
Что получает организм из внешней
среды?
Какие признаки живого вы знаете?
Какие вещества выделяются организмом
во внешнюю среду?
Что называется пластическим обменом
в организме?
Что осуществляется в организме за
счет пластического обмена?
В чем суть энергетического обмена?
Какова биологическая роль
энергетического обмена?
Что называется обменом веществ и
энергии?
IV. Задание на дом: выучить параграф
учебника, подобрать фактический материал о вреде
алкоголя и наркотиков.
Урок 2. Витамины (Урок–путешествие «Чудесные
вещества»)
Задачи: сформировать у учащихся
представление о витаминах и авитаминозах, нормах
рационального питания; развивать знания
учащихся о биологически активных веществах
клетки, обеспечивающих постоянство состава
внутренней среды; показать приоритет
отечественной науки в открытии витаминов;
продолжить трудовое, эстетическое и физическое
воспитание учащихся; продолжить развитие
творческого мышления и интеллектуальных
способностей учащихся.
Оборудование: настенные таблицы,
д/ф «Витамины – чудесные вещества», стенгазета
«Азбука здоровья», выставка овощей и фруктов,
фармацевтические препараты витаминов, таблицы с
названием станций.
Методические рекомендации
I. Вступительное слово учителя
(Учитель знакомит учащихся с темой
урока, формой его проведения, задачами, планом
работы, объясняет, что будут оцениваться
выступления учащихся, ответы на вопросы, а также
биологический диктант, выполнение практической
работы, работа с учебником).
II. Изучение нового материала
(изучается в ходе путешествия от станции к
станции).
1-я станция – «НИИ»
«Работники НИИ» – учащиеся, используя
д/ф, дополнительный материал, рассказывают об
истории открытия витаминов и их значении.
2-я станция – «Фармацевт»
Костюмированное представление
витаминов (А, группы B, С, D, РР) с использованием
фрагментов д/ф «Витамины – чудесные вещества»,
экспонатов выставки овощей и фруктов, препаратов
витаминов; проводится беседа учащихся с
«фармацевтами».)
3-я станция – «Диетолог»
Ученики знакомятся с суточными
нормами потребления витаминов, нормами
рационального питания, обсуждают вопросы
здорового образа жизни.
III. Практическая работа,
предложенная в учебнике, выполняется
самостоятельно в ходе урока-путешествия.
IV. Закрепление полученных знаний –
биологический диктант (на доске записаны ответы,
из которых нужно выбрать правильные, задания
записаны на магнитофон).
Задания:
Источник энергии в организме
человека.
Самое энергетически ценное
органическое вещество.
Всасывается без расщепления при
пищеварении.
Биологически активные вещества.
Обязательные вещества в составе пищи
человека.
Участвуют в образовании ферментов в
обмене веществ.
Разрушается при кипячении.
Отсутствие вызывает цингу.
Отсутствие вызывает паралич нервной
системы, болезнь бери-бери.
Отсутствие вызывает пеллагру.
Ответы:
1. Витамин А
2. Витамин В
3. Витамин С.
4. Витамин D.
5. Белки.
6. Жиры.
7. Углеводы.
8. Минеральные соли.
9. Вода.
10. Витамин РР.
V. Заключительное слово учителя
VI. Задание на дом: изучить материал
параграфа учебника, ознакомиться с содержанием
стенгазеты «Азбука здоровья».
Тема 13. СИСТЕМА ОРГАНОВ ВЫДЕЛЕНИЯ
Тематическое
планирование
Урок 1. Выделение. Строение и работа
почек.
Урок 2. Профилактика заболеваний почек. |
Требования к результатам
изучения темы
Учащиеся должны:
– раскрывать роль выделения продуктов
обмена веществ из организма; особенности
строения выделительной системы, показывать
локализацию органов выделения;
– характеризовать функции органов выделения,
процесс образования мочи;
– объяснять, почему заболевания почек серьезно
сказываются на здоровье человека; необходимость
соблюдения гигиены почек; почему
злоупотребление острой пищей, алкоголем
приводит к поражению почек.
Учащиеся могут:
– раскрывать понятия: первичная моча
и вторичная моча;
– рассказывать о микроскопическом строении
почки, двойной фильтрации крови в почечных
канальцах, образовании в них мочи.
Урок 1. Выделение. Строение и работа почек
Задачи: сформировать знания о
строении мочевыделительной системы; раскрыть
особенности внешнего строения и локализации
почек в организме; установить взаимосвязь
строения почек с выполняемой ими функцией;
воспитывать сознательное отношение к своему
здоровью, соблюдению правил личной гигиены.
Оборудование: таблицы: «Эволюция
органов выделения», «Органы выделения человека»,
«Вред алкоголя»; фильм «Строение и работа почек»;
модели почки, препараты (желатинированные);
микроскопы и микропрепараты.
? Какие особенности строения
мочевыделительной системы обеспечивают
избирательное выведение из организма продуктов
обмена веществ?
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Актуализация знаний о выделительной
системе хордовых животных, ее эволюции. (Беседа с
учащимися с использованием таблиц.)
2. Органы выделения. Строение
мочевыделительной системы. (Беседа об органах,
участвующих в выведении продуктов распада: коже,
органах дыхания, мочевыделительной системе.)
Самостоятельная работа с текстом на с.
229, абзацы 1–2 о внешнем строении
мочевыделительной системы, расположении почек и
других органов в организме человека. Заполнение
таблицы.
3. Строение почек. (Самостоятельная
работа с текстом учебника, рисунками;
практическая работа: «Внутреннее и
микроскопическое строение почек».)
Нефрон – структурная и функциональная
единица почки. (Беседа с элементами рассказа по
итогам самостоятельной и практической работы с
использованием таблиц, муляжей, препаратов.)
Проблема: «Почему почки называют
биологическим фильтром»?
Образование мочи. (Рассказ учителя с
демонстрацией диафильма или видеофильм «Органы
выделения». Беседа с учащимися по проблеме.)
5. Различия первичной, вторичной мочи и
крови. (Беседа с учащимися, заполнение таблицы.
6. Основные принципы работы почки.
(Беседа с формулировкой принципов работы почки,
основанных на строении нефрона: фильтрация
плазмы крови в полость почечной полости и
канальца; разделение веществ: нужные организму
вещества всасываются обратно в кровь, а вещества
подлежащие удалению, остаются в канальце и,
фильтруясь, выводятся со вторичной мочой.)
7. Роль мочеточников, мочевого пузыря.
Регуляция их деятельности. (Рассказ учителя.)
III. Закрепление знаний учащихся о
строении и работе органов выделения.
1. Ответить на вопросы рубрик:
«Подумайте» и «Проверьте свои знания».
2. Указать, какие из перечисленных ниже веществ
возвращаются, всасываясь, обратно в кровь, а
какие остаются в канальце (избыток воды, NaCl,
глюкоза, мочевина, аминокислоты, соли аммония.)
3. Как моча выводится из организма?
4. Записать выводы в тетрадях.
IV. Задание на дом: выучить материал
учебника на с. 228–230, ответить на вопросы,
записать в словарик новые термины с их
определениями. Составить план ответов на
вопросы: «Строение и значение органов
выделения», «Образование мочи».
Урок 2. Профилактика заболеваний почек
Задачи: объяснить влияние
заболевания почек на здоровье человека; раскрыть
роль гигиены питания, питьевого и солевого
режима, вредных привычек (алкоголя) на
функционирование органов выделения и организма
в целом.
Оборудование: см. урок 1.
? Как предупредить заболевания
почек?
Методические рекомендации
I. Проверка знаний
1. Устный опрос, задания рубрик:
«Подумайте», «Проверьте свои знания» (в парах,
группах и т.д.).
2. Тестирование «Какие утверждения верны?»
3. Рассказать о строении и значении органов
выделения (по плану).
4. Нефрон почки и его функции.
5. Образование мочи (по плану).
II. Изучение нового материала
1. Роль водного и солевого обмена в
организме, значение почек в поддержании
постоянства внутренней среды. (Рассказ с
элементами беседы.)
2. Питьевой режим. Правила потребления
воды в условиях жаркой погоды. (Рассказ учителя.)
3. Гигиеническая оценка питьевой воды,
использование воды в полевых условиях. (Рассказ с
элементами беседы.)
4. Инфекционные заболевания почек.
(Беседа школьного врача или рассказ учителя.)
5. Нарушения в питании и диеты.
Употребление алкоголя. (Рассказ-беседа с
использованием таблиц.)
Продолжение следует
|