Н.Л. ГАЛЕЕВА,
школа No 196, г . Москва
Продолжение. См. No 24, 29, 30, 31, 32/2002
Развивающие и диагностические задания
в курсе общей биологии
М 8.
Числовой диктант «Законы и
персоналии общей биологии»
Проверяем уровень усвоения знаний из
предыдущих модулей.
1. К количеству уровней организации
живой материи прибавить количество букв в
фамилии автора закона гомологических рядов
наследственной изменчивости.
(9 + 7 = 16)
2. Количество этапов в синтезе белка
умножить на число разных пар нуклеотидов в ДНК.
(3х2 = 6)
3. От количества букв в имени автора
атомистической теории строения мира отнять
количество букв в названии наименьшей
систематической категории.
(8 – 3 = 5)
4. От количества типов доказательств
эволюции отнять количество букв в фамилии автора
эволюционной теории.
(7 – 6 = 1)
5. Количество букв в названии
подсистемы биосферы умножить на долю
гетерозигот во втором поколении моногибридного
скрещивания.
(10хЅ = 5)
6. К количеству типов питания, на
которые способны аскариды, прибавить номер буквы
«я» в названии материка, на котором находится
центр происхождения кукурузы.
(1 + 0 = 1)
Сложите полученные числа, прибавьте 30.
Объясните биологический смысл полученного
числа.
Ответ: 34 + 30 = 64; количество возможных триплетов в
ДНК. |
М 8.
Буквенный диктант «Результаты
эволюции»
1. Номер буквы «р» в имени автора
эволюционной теории умножьте на количество
разных типов естественного отбора. Запишите
произведение.
2. К количеству факторов эволюции
прибавьте количество букв в слове, обозначающем
прогрессивное направление эволюции, ведущее к
образованию новых царств, типов и классов живых
существ.
3. Из количества букв в слове,
обозначающем направление и вид эволюции,
приведший к образованию ленточных
червей-паразитов, вычтите количество видов
прогрессивной эволюции.
4. Из количества согласных в
слове-антониме к слову «прогресс» вычтите число
царств многоклеточных эукариотов.
Все сложите и прибавьте количество
видов в классе погонофор. Запишите сумму.
Ответ: 34. |
М 8.
Тренируем логическое мышление и
умение делать выводы
Была исследована чувствительность
трех видов животных к десяти разным вирусам
(результаты представлены в таблице).
Какой из приведенных выводов
справедлив при оценке эволюционного родства
этих трех видов:
а) виды А, Б и В эволюционно
родственны;
б) виды А и Б более близки эволюционно, чем А и
В;
в) вид В относится к другому классу животных, а
может, и к другому типу?
ОТВЕТ: б. |
М 9. Биоценоз (экосистема) как живая система
(структура, развитие, внутренние связи)
М 9.
Цифровой диктант «Условия и среды
жизни»
1. Самые быстро двигающиеся животные
должны жить в наземно-воздушной среде. (1)
2. Самые крупные животные должны
обитать в наземно-воздушной среде.(0)
3. Самые слепые или слабовидящие
животные живут в почве или в глубине вод. (1)
4. Самый сложный орган слуха должен
быть у животных, обитающих в почве. (0)
5. Систематика животных
основывается на сходстве условий жизни. (0)
6. Жизненная форма отражает способ
взаимодействия со средой обитания. (1)
7. Если смешать воду, песок,
неорганические и органические удобрения, то эта
смесь будет почвой. (0)
8. В городе под фонарями листопадные
деревья чаще обмерзают, чем те, что ночью не
освещены. (1) |
М 9.
Цифровой диктант «Связи в
экосистемах»
1. Лопух и млекопитающие всегда
находятся в отношениях нейтрализма. (0)
2. Дятел одновременно находится в
отношениях хищничества и симбиоза.(1)
3. Один и тот же организм может
занимать в отношениях хищник–жертва разные
позиции. (1)
4. Комменсализм встречается не
только у млекопитающих. (1)
5. Взаимоотношения кабанов и лосей в
лесу подчиняется закону конкурентного
исключения Гаузе. (0)
6. Животное с сосущим ротовым
аппаратом не может быть хищником. (0)
7. У человека есть орган, в котором
могут уживаться симбионты и паразиты человека. (1)
8. Тараканы – это паразиты человека.
(0)
9. Городские ласточки – это
комменсалы человека, т.к. питаются на свалках. (0)
10. Домашняя кошка и человек – это
симбионты. (0) |
М 9.
Цифровой диктант «Экологические
факторы»
1. Температура воды – это
абиотический, гидросферный, непериодический,
действующий фактор. (1)
2. Лесные пожары – это биотический,
непериодический фактор. (0)
3. Морские приливы – это
абиотический, гидросферный, действующий фактор.
(1)
4. Наличие микробов – это
биотический, непериодический, действующий
фактор.(1)
5. Животные приспосабливаются к
интенсивности света, делясь на светолюбивых,
тенелюбивых и теневыносливых. (0)
6. Единственное приспособление
растений к низкой температуре – сбрасывание
листьев. (0)
7. У животных нет приспособлений к УФ
части спектра солнечной радиации. (0)
8. Наличие динозавров – это
биотический фактор, исторический,
непериодический. (1) |
М 9.
Раздели эти живые организмы
(проверяем уровень усвоения знаний
всего курса, тренируем системное мышление):
1) по типам питания;
2) по месту в экосистеме;
3) по уровню организации;
4) по систематическим категориям;
5) по парам с обозначением типа
взаимоотношений;
6) составьте как можно больше пищевых цепей;
7) по «возрасту» вида (от самых древних до самых
«молодых»);
8) по типам размножения;
9) по типу определения пола;
10) на стено- и эврибионтов;
11) выделите виды, находящиеся в процесс
биологического прогресса и регресса;
12) как объекты разных биологических наук,
назовите эти науки;
13) по происхождению: результат искусственного
и естественного отбора;
14) придумайте еще принципы систематизации для
этой группы живых организмов.
медведь
ива
подберезовик
жираф
амеба
кактус
синезеленые водоросли
возбудитель малярии
морская лилия
венерина мухоловка
луговой колокольчик
трутовик
опенок
медуза
пингвин
лишайник
таракан
устрица
кукушкин лен
береза
дрожжи
плесень
лисичка (гриб)
паразитический грибок, поражающий ногти
тушканчик
навозный жук
бабочка
гусеница
рожь (культурный вид)
омела
нитробактерия, живущая в клубеньках
бобовых растений |
Зачетные работы
М1. Живые системы (свойства и уровни
организации)
Обязательная часть (на 3 балла, зачет)
1. Перечисли свойства живых систем.
2. Соотнеси свойство живой системы с
конкретным примером:
А) зимняя спячка у млекопитающих;
Б) поглощение кислорода при дыхании и
выделении углекислого газа;
В) рост гибридного мицелия под землей;
Г) сезонные миграции (перелеты) птиц.
а) способность к обмену веществ,
энергии и информации с окружающей средой;
б) способность адаптироваться к условиям
среды;
в) способность к движению;
г) способность к размножению по законам
наследственности и изменчивости.
Ответ: А __________; Б __________; В __________; Г __________.
3. Заполни таблицу.
Дополнительное задание (на 4 и 5
баллов)
1. Приведи примеры реализации
свойств живыми системами:
а) как клетка может двигаться;
б) как может двигаться растение;
в) как двигается орган.
2. Приведи цифры и буквы в
соответствие:
а – икринка рыбы;
б – плесень;
в – стая птиц;
г – лягушка;
д – дождевой червь;
е – растение пшеницы;
ж – поле пшеницы;
з – зерно пшеницы;
к – вирус гриппа;
л – болото;
м – сперматозоид человека.
Ответ: а__________; б __________; в__________; г __________;
д______; е________; ж_________; з____________; к _________; л __________; м
__________.
3. Назови по 2 живые системы для
каждого из указанных уровней.
М 2. Живые системы на уровне молекул
М 2/1. Неорганические вещества клетки
Обязательная часть
1. Органогенные элементы, или
макроэлементы, это:
а) H, N, O, P;
б) H, O, S, C;
в) H, O, C, N.
2. Выпишите, элементы, относящиеся к
микроэлементам:
O, N, Zn, Cu, Na, K, Ag, Fe.
3. Воду называют жидким кристаллом
из-за способности ее молекул образовывать связи:
а) ионные;
б) водородные;
в) ковалентные.
4. Найди соответствие:
а) необходимы для нормальной работы
гормона щитовидной железы;
б) входят в состав гемоглобина крови
млекопитающих;
в) входят в состав костей скелета, раковины,
обеспечивая их прочность;
г) входят в состав хлорофилла зеленых
растений;
д) участвуют в проведении нервного импульса;
е) поддерживают буферные свойства жидких сред
организма;
ж) входят в состав инсулина, гормона
поджелудочной железы;
з) входят в состав костей, зубной эмали;
1) ионы кальция;
2) ионы йода;
3) ионы железа;
4) ионы магния.
5) ионы фосфора;
6) ионы хлора;
7) ионы натрия;
8) ионы калия;
9) ионы цинка.
Ответ: а__________; б __________; в__________; г __________; д_________;
е__________; ж __________; з _______ .
5. какая из диаграмм отражает эелементарный
состав земной коры, а какая – живых организмов?
Дополнительное задание
1. Перечисли заболевания человека,
связанные с недостатком конкретных
неорганических веществ в окружающей среде.
2. Какие свойства воды обеспечивают
ее способности:
а) защищать организм от перегрева;
б) служить амортизатором при движении
суставов.
М 2/2. Органические вещества клетки.
Углеводы. Липиды
Обязательная часть
1. Напишите общую формулу углеводов.
2. Сравните липиды и углеводы по их
физическим и химическим свойствам: растворимые в
воде; гидрофобны; полимеры; мономеры; обладают
плохой теплопроводностью; сладкие на вкус; в
составе молекул есть остатки органических
кислот; при окислении выделяется много воды;
окисляется быстрее, чем ...; при окислении
выделяет энергии больше, чем ...
3. Какие из перечисленных ниже
углеводов характерны для животных организмов:
сахароза; лактоза; глюкоза; галактоза; рибоза;
фруктоза; крахмал; гликоген; клетчатка; хитин.
4. Из предыдущего списка выпишите
полисахариды, которые характерны для растений.
5. Отметьте из списка функций те,
которые могут выполнять и углеводы, и липиды:
1) структурная;
2) энергетическая;
3) запасающая;
4) защитная;
5) регуляторная;
6) источник воды.
6. Назовите углеводы и липиды,
участвующие в процессах жизнедеятельности
человеческого организма.
Название Где находится Что делает
Дополнительное задание
1. Почему глюкоза считается
особенным органическим веществом?
2. Почему хлеб становится сладким, если его
долго жевать?
3. Как млекопитающие используют жиры в своем
организме?
4. Какие болезни обмена жиров и углеводов у
человека вы знаете? Какова их профилактика?
М 2/3. Белки. Структура и функции
Обязательная часть
1. Одна из приведенных ниже формул
соответствует белку гемоглобина. Какая?
1) C16H18O4N2;
2) C3032H4818N718S8Fe4;
3) C1864H3031O576N468S2.
2. Произошла денатурация белка при
воздействии небольшой дозы УФ. После снятия
воздействия УФ функции белка восстановились.
Какие уровни структуры пострадали при
денатурации:
а) только вторичная структура;
б) только первичная структура;
в) третичная и вторичная;
г) третичная, вторичная и первичная.
3. Два белка – «X» и «Y» – имеют
одинаковую длину аминокислотной цепочки. У белка
«X» пространственная структура сложная с большим
количеством петель:
У белка «Y» только 2 петли:
Какой вывод можно сделать о содержании
в этих белках серосодержащих аминокислот?
4. Дайте определения терминам:
радикал –
фермент –
полимер периодический –
первичная структура белка –
Дополнительное задание
1. Чем различаются по составу и
структуре молекулы белка и молекулы крахмала?
2. При заболевании
серповидноклеточной анемией смертность
достигает 99%. Причиной болезни является замена
одной из 300 молекул аминокислот на другую в
полипептидной молекуле гемоглобина. Попробуйте
объяснить, как это изменение ведет организм к
гибели.
3. Составьте систему из понятий:
аминокислота; непериодические
полимеры; периодические полимеры; органические
вещества; жиры; неполимеры; крахмал; белок;
глюкоза, полимеры; аминокислота.
М 2/4. нуклеиновые кислоты: структура и
функции
Обязательная часть
1. Что является мономером ДНК:
а) азотистые основания четырех
типов;
б) соединения сахара с фосфорным остатком;
в) нуклеотид – соединение сахара, фосфорного
остатка и азотистого основания.
2. Какие химические связи соединяют
две цепочки ДНК в одну молекулу:
а) ковалентные;
б) ионные;
в) водородные?
3. Найдите молекулу ДНК, в которой
выполнено правило комплиментарности оснований:
4. Что называется мутацией ДНК:
а) раскручивание двойной спирали
ДНК;
б) распад молекулы ДНК на мономеры;
в) нарушение последовательности нуклеотидов
ДНК (замена основания, выпадение или вставка
нового нуклеотида)?
5. Последовательность из скольких
нуклеотидов кодирует одну аминокислоту:
а) из четырех;
б) из трех;
в) из 3–4 в зависимости от аминокислоты?
6. Выпадение скольких нуклеотидов в
меньшей степени меняет информацию в ДНК:
а) одного;
б) двух;
в) трех?
7. Как кодируется в ДНК окончание
синтеза белковой молекулы:
а) ДНК обрывается;
б) на этом месте у ДНК вставка из других
молекул;
в) в ДНК после значащих триплетов находится
один или несколько триплетов, не соответствующих
никакой аминокислоте?
8. С помощью таблицы генетического
кода реши одну из задач.
Задача 1. Большая из двух цепей
белка инсулина (так называемая цепь В) начинается
со следующих аминокислот:
фенилаланин–валин–аспарагин–глутаминовая
кислота–гистидин–лейцин. Напишите
последовательность нуклеотидов в начале участка
молекулы ДНК, хранящего информацию об этом белке.
Задача 2. Укажите
последовательность мономеров участка молекулы
ДНК, кодирующего участок молекулы белка
глюкагона, в котором аминокислоты следуют друг
за другом в таком порядке:
треонин–серин–аспарагин–тирозин–серин–лизин–тирозин.
Задача 3. Цепочка аминокислот белка
рибонуклеазы имеет следующее начало:
лизин–глутамин–треонин–аланин–аланин–аланин–лизин...
С какой последовательности нуклеотидов
начинается ген, соответствующий этому белку?
Продолжение следует
|