ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

А.Э. ВРИЩ,
Т.В. ГИЛЕВА,
Т.М. СОЛОВЬЕВА,
Приморский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования,
г. Владивосток

Продолжение. См. No 37/2002

Лабораторные работы по ботанике и зоологии

Методическое пособие для 6–8-х классов

Строение и расположение вегетативных и генеративных почек

Почки бузины и сирени очень крупные и уже осенью полностью сформированы. Эти растения легко можно найти, и потому они являются идеальным материалом для проведения работы.

Цель работы: сформировать понятия о побеге, почке как зачаточном побеге, их строении, функциях, научить различать виды почек, определять расположение почек на стебле.

Материалы и оборудование: лезвие бритвы, лупа, однолетние побеги (тополя, дуба, клена, смородины, ивы, рябины, осины), побеги бузины, сирени с почками.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите побеги различных растений. Выясните, как располагаются почки на побеге. С помощью лупы рассмотрите под почкой листовой рубец. Найдите следы проводящих жилок. Зарисуйте внешнее строение побега с боковыми и верхушечными почками.

2. Рассмотрите внешнее строение почки. Разрежьте почку пополам вдоль оси и рассмотрите с помощью лупы. Найдите кроющие чешуи, зачаточные бутоны или побеги, конус нарастания. Какого цвета чешуи? Каковы они на ощупь? Какое значение они имеют? Зарисуйте внутреннее строение и подпишите.

3. На побеге бузины и/или сирени найдите мелкие вытянутые почки и округлые, крупные. Определите, какие это почки – вегетативные или генеративные?

4. Сравните строение вегетативной почки и цветочной. Что общего в их строении и чем они различаются? Заполните таблицу.

ТАБЛИЦА. Вегетативные и генеративные почки

Название почки (растение)

Сходство

Различие

Что развивается

 

 

 

 

Внутреннее строение листа растения

Микропрепарат из листа традесканции можно приготовить самостоятельно, зажав его между двумя предметными стеклами с гладкими краями (шлифованными) и делая лезвием бритвы срезы, постепенно медленно передвигая стекла. Тончайший срез мякоти листа на уроке сделать трудно, поэтому рекомендуется рассматривать готовые микропрепараты или приготовить их заранее.

Цель работы: выяснить внутреннее строение листа растения, взаимосвязь строения листа и клеток покровной ткани с выполняемой функцией.

Материалы и оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Поперечный срез листа камелии», листья традесканции и/или амариллиса, предметные стекла, лезвие бритвы, вода в стаканчике.

ХОД РАБОТЫ

1. Для приготовления микропрепарата поперечного среза листа берут лист амариллиса или традесканции, вырезают кусочки с хорошо заметными жилками, складывают вчетверо и режут лезвием бритвы. Срезы переносят на предметное стекло в каплю воды и рассматривают под микроскопом при малом увеличении.

2. Рассмотрите микропрепараты поперечного среза листа, найдите клетки верхнего и нижнего эпидермиса, устьица, сосуды в проводящих пучках.

3. Рассмотрите клетки мякоти листа. Найдите различия между клетками, лежащими под верхним эпидермисом и основной тканью листа. Найдите межклетники. Зарисуйте поперечный разрез мякоти листа, подпишите названия всех его частей. Сравните микропрепарат с рисунком в учебнике.

4. Заполните таблицу.

ТАБЛИЦА. Клеточное строение листа

Ткань

Место расположения

Строение клеток

Значение

 

 

 

 

Определение состояния устьичных клеток

Из-за легкой воспламеняемости и токсичности используемых химических веществ работа проводится только на факультативных занятиях и под контролем учителя.

Цель работы: выяснение расположения устьиц на листе и их состояния в зависимости от времени суток.

Материалы и оборудование: листья различных растений, бензин.

ХОД РАБОТЫ

1. На нижнюю сторону листа капните каплю бензина. Посмотрите лист на просвет. Если появилось прозрачное пятно, это означает, что устьица открыты и жидкость через них проникла в лист. Если пятно не образуется – устьица закрыты.

2. Пользуясь указанным методом, выясните: а) на какой поверхности листа находятся устьица у различных растений; б) у каких растений устьица открыты и днем и ночью, у каких – только ночью.

Условие образования хлорофилла

Цель работы: выяснить, при каких условиях у растений образуется хлорофилл.

Материалы и оборудование: семена (горох, овес), 4 горшка (или стаканчика из-под йогурта с дренажными отверстиями) с почвой.

ХОД РАБОТЫ

1. Посадите в два горшочка с почвой семена овса, а в два других – семена гороха. По одному горшочку из каждой пары выставьте на свет, а другие поставьте в темноту. Почву в горшочках умеренно поливайте.

2. Отметьте внешний вид растений, выросших на свету и в темноте.

3. Выставьте на свет растения, выращенные в темноте. Что с ними происходит через некоторое время? Сделайте вывод об условиях, необходимых для образования хлорофилла.

Обнаружение и выделение хлорофилла

Зеленая окраска хлоропластов обусловлена наличием красящего вещества (пигмента) хлорофилла, который легко извлекается спиртом. В хлоропластах имеется два хлорофилла – a и b, которые отличаются строением, свойствами и массой. Кроме хлорофиллов в хлоропластах имеются желтые пигменты – каротин и ксантофилл.

Цель работы: выделение и разделение растительных пигментов, изучение свойств хлорофилла.

Материалы и оборудование: свежесрезанные листья, ступка и пестик, ножницы, стаканчик, пробирки, воронка, фильтр, фильтровальная бумага, спирт (водка).

ХОД РАБОТЫ

I. Выделение хлорофилла из листьев

1. Срежьте свежие листья растения, разрежьте на кусочки и, добавив немного спирта (водки), быстро разотрите в ступке пестиком. Растертую массу залейте спиртом и дайте настояться 2–3 мин.

2. Получившийся раствор, окрашенный в зеленый цвет, профильтруйте. Рассмотрите полученный раствор хлорофилла в проходящем свете (зеленый цвет) и в отраженном свете (вишнево-красный – явление флуоресценции). Если добавить несколько капель воды и встряхнуть, то прозрачный раствор хлорофилла мутнеет (явление флуоресценции исчезает).

II. Разделение хлорофиллов а и b

1. Вырежьте из фильтровальной бумаги полоску, нанесите в ее нижней части метку простым карандашом и опустите до уровня метки в приготовленный ранее раствор хлорофилла.

2. На дно стаканчика налейте спирт (водку).

3. Опустите полоску фильтровальной бумаги в стаканчик так, чтобы она не касалась стенок, но в то же время касалась жидкости на дне. Через 5 минут выньте полоску и высушите. На ней можно различить три полосы: карандашная (линия старта), светло-зеленая (хлорофилл а) и светло-желтая (хлорофилл b). Сделайте вывод, почему хлорофиллы а и b поднялись по фильтровальной бумаге вверх на разные расстояния.

Определение по спилу возраста побега и влияние внешних условий

Цель работы: выяснить структуру спила дерева, скорость роста годичных колец в зависимости от климатических условий и породы дерева.

Материалы и оборудование: спилы деревьев (дуб, ясень, тополь или ива, сосна), таблицы, учебник, лупа.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите и зарисуйте спилы двух деревьев. Найдите годичные кольца, сосчитайте их и определите возраст стеблей.

2. Ответьте на вопросы.

  • Одинакова ли толщина годичных колец по всей окружности? Как это можно объяснить?

  • Какие годичные кольца старше и почему: те кольца, что находятся ближе к коре, или те, что находятся ближе к сердцевине?

  • Измерьте толщину спилов и вычислите скорость роста побега в толщину по формуле:

V = L/B (для каждого растения),

где V – скорость роста, L – радиус, В – число колец. Какое растение выгоднее выращивать для получения древесины? Объясните, как зависит рост стебля в толщину от условий внешней среды.

Строение видоизмененных побегов (луковицы, клубня, корневища)

Цель работы: изучить строение и выявить общие признаки видоизмененных побегов.

Материалы и оборудование: пророщенная луковица с корнями, пророщенные на свету и в темноте клубни картофеля, гербарии пырея (майника, купены), таблицы, лупы, препаровальная игла, лезвие бритвы.

Примечание: данную лабораторную работу рекомендуется выполнять на двух уроках.

ХОД РАБОТЫ

I. Строение клубня картофеля

1. Рассмотрите клубень картофеля, найдите верхушку и основание. Где находится больше глазков?

2. Сделав тонкий поперечный срез клубня, найдите слои (кору, древесину, сердцевину). Рост клубня в толщину происходит за счет роста клеток камбия. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение клубня.

II. Строение луковицы

1. Разрежьте луковицу вдоль, найдите кроющие чешуи, донце, почки, придаточные корни.

2. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение луковицы и подпишите.

III. Строение корневища пырея

1. Рассмотрите кусочек корневища пырея невооруженным глазом и под лупой. Найдите чешуи, почки, корни. Что такое чешуи? Выясните, как располагаются почки и корни. Можно ли рассматриваемую часть пырея в целом назвать корнем, и почему?

2. Зарисуйте фрагмент корневища.

3. Рассмотрите гербарные образцы ландыша, мать-и-мачехи, других корневищных растений. Сравните строение их корневищ с корневищем пырея. Укажите отличительные признаки подземных побегов и корня. Заполните таблицы.

Сделайте вывод, какие признаки указывают на то, что клубень, луковица и корневище – это видоизмененные побеги.

ЦВЕТОК И ПЛОД

Строение цветка

Для описания строения цветка применяют формулы, в которых используют специальные условные обозначения – буквенные сокращения и значки. Более правильно использовать при оформлении формул латинские (международные) буквы, но русский алфавит, конечно, будет понятнее для школьников. В предлагаемой таблице использованы оба варианта.

Цель работы: изучить строение и многообразие цветков (генеративных органов размножения), научиться записывать, читать, зарисовывать формулы и диаграммы цветков.

Материалы и оборудование: лупа, препаровальная игла, лезвие бритвы, живые или фиксированные цветки (вишня, яблоня, картофель, горох или акация, редька дикая, огурец –мужской и женский цветки), модели цветков, таблицы.

Диаграмма – это схематическая проекция цветка на плоскость, которая перпендикулярна к оси цветка. Составляют диаграмму по поперечным срезам нераскрытых цветочных почек. Диаграмма и формула дают более полное представление о строении цветка.

Схема диаграммы цветка

Схема диаграммы цветка

Диаграммы цветков

Диаграммы цветков

Цель работы: изучить строение и многообразие цветков (генеративных органов размножения), научиться записывать, читать, зарисовывать формулы и диаграммы цветков.

Материалы и оборудование: лупа, препаровальная игла, лезвие бритвы, живые или фиксированные цветки (вишня, яблоня, картофель, горох или акация, редька дикая, огурец –мужской и женский цветки), модели цветков, таблицы.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите, зарисуйте цветок и подпишите его части. Рассмотрите цветок под лупой. Из каких частей он состоит и сколько их? Какова их окраска, срастаются они или нет?

2. Рассмотрите и определите главные части цветка (пестик и тычинки) и их количество. Познакомьтесь с условными обозначениями цветка (формулой и диаграммой). Зарисуйте цветок, его формулу и диаграмму. Сделайте вывод о строении цветка растения как об органе полового размножения.

Приспособленность растений к опылению.
Строение мужских и женских соцветий

Соцветия – это побеги, несущие на себе цветки и не имеющие типичных вегетативных листьев. Объединение многих цветков в одном месте повышает вероятность их опыления, а возможность неодновременного распускания цветков в соцветии снижает вероятность опыления пыльцой того же растения.

Цветки в соцветиях могут быть с цветоножками и сидячими.

Соцветия могут быть простыми и сложными.

Различные типы соцветий связаны с присущими растению типом соплодия и приспособлениями для распространения плодов и семян.

Цель работы: познакомить с наиболее распространенными типами соцветий, их биологической ролью и с приспособлениями, связанными с ветроопылением.

Оборудование и материалы: микроскоп, предметные и покровные стекла, вода в стаканчике, иголки, лезвия бритвы, увеличительные стекла, веточки ольхи (орешник, береза) с женскими и мужскими соцветиями, гербарии различных типов соцветий, таблицы, фиксированные соцветия редьки дикой, вишни, клевера, одуванчика, смородины, подорожника, образцы соцветий пшеницы, кукурузы, овса, ромашки, подсолнечника, открытки и другой иллюстративный материал.

Типы и строение соцветий

Типы и строение соцветий

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите с помощью лупы внешнее строение побега. Найдите мужские и женские цветки и соцветия, зарисуйте их.

2. Соберите пыльцу растения из мужских сережек.

3. Ответьте на следующие вопросы. Где и как (одиночно или группами) произрастают растения, соцветия которых вы рассмотрели? Есть ли у этих растений листья во время цветения? Какие цветки и соцветия (мужские или женские) раскрываются первыми и с чем это может быть связано?

4. Заполните следующие таблицы.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru