ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

А.Э. ВРИЩ,
Т.В. ГИЛЕВА,
Т.М. СОЛОВЬЕВА,
Приморский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования,
г. Владивосток

Продолжение. См. No 37, 38/2002

Лабораторные работы по ботанике и зоологии

Методическое пособие для 6–8-х классов

Строение пыльцы растений

Цель работы: выяснить, какие приспособления возникли у растений в связи с различным способом опыления.

Оборудование и материалы: микроскоп, предметные и покровные стекла, вода в стаканчике, препаровальные иглы, лезвие бритвы, лупа, распустившиеся цветки насекомоопыляемых (одуванчик, адонис) и ветроопыляемых (ольха, береза, орешник) растений.

ХОД РАБОТЫ

1. Приготовьте микропрепарат пыльцы насекомоопыляемого растения. Рассмотрите размеры пыльцевого зерна, форму и поверхность; зарисуйте. Отметьте количество высыпающейся пыльцы.

2. Приготовьте микропрепарат пыльцы ветроопыляемого растения. Рассмотрите размеры пыльцевого зерна, форму и поверхность; зарисуйте. Отметьте количество высыпающейся пыльцы.

Сделайте вывод, какие приспособления для опыления есть у ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Изучение роста пыльцевых трубок

Рыльца пестиков выделяют раствор, содержащий от 2 до 45% сахарозы. Этот раствор способствует прилипанию пыльцевых зерен к рыльцу и их прорастанию. Добавив к раствору сахарозы борат натрия, можно предотвратить осмотический разрыв кончиков пыльцевых трубок и стимулировать их рост.

Цель работы: выяснить условия, необходимые для прорастания пыльцевых зерен, строение, функции пыльцевой трубки и спермиев.

Оборудование и материалы: микроскоп, предметные стекла с лункой или простые, чашки Петри, цветки с раскрытыми пыльниками, раствор, содержащий 10–20% сахарозы и 0,01% бората натрия, красители (ацетокармин или нейтральный красный).

ХОД РАБОТЫ

1. Каплю раствора сахарозы поместите в лунку предметного стекла (или в чашку Петри и далее на предметные стекла) и внесите в нее пыльцевые зерна. Прикоснитесь к капле поверхностью растрескавшегося пыльника.

2. Препарат наблюдайте под микроскопом через каждые 20–30 мин на протяжении 1–2 ч. Ядра, находящиеся в клетках на кончике растущих пыльцевых трубок, можно окрасить, добавив к раствору каплю ацетокармина или нейтрального красного.

Сделайте вывод об условиях, необходимых для попадания спермиев в завязь.

Строение сухих и сочных плодов

Цель работы: сформировать понятия о различных типах плодов, выяснить внешнее и внутреннее строение и различия сухих и сочных плодов, научиться определять, к какому типу относятся плоды тех или иных растений.

Материалы и оборудование: препаровальные иглы, лезвие бритвы, плоды (дуб, актинидия, барбарис, ломонос, калина, виноград, акация, дурнишник и др.), коллекции плодов и семян, изготовленные учащимися в предыдущие годы, таблицы.

Таблица. Типы плодов и семян

Таблица. Типы плодов и семян

Типы плодов и семян

Типы плодов и семян

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите внешнее строение плодов и зарисуйте их. Вскрыв плоды, рассмотрите их внутреннее строение (наличие сочной мякоти, количество семян, место прикрепления семян, взаимное расположение семян). Определите с помощью таблицы и рисунков, к какому типу относятся плоды данных вам растений. Зарисуйте их.

2. Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью учебника выясните, какие растения имеют такие плоды.

3. Разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные. Какие растения имеют такие плоды?

4. Заполните таблицу

Строение семени двудольных растений

Цель работы: выяснить строение семян двудольных растений.

Материалы и оборудование: иглы, лезвия бритвы, семена двудольных растений (фасоль, соя, дуб) – замоченные и сухие.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Измерьте их длину и ширину. Какие семена больше, чем это объясняется?

2. Найдите на семени рубчик и семявход. Отделите семенную кожуру. Рассмотрите корешок, стебелек, почечку. Зарисуйте.

Из каких частей состоит семя двудольного растения, какие органы имеет зародыш, что из них развивается?

Строение семени однодольного растения

Однодольные растения имеют запас питательных веществ в эндосперме. У ржи эндосперм всегда мучнистый, а у пшеницы он бывает и мучнистый, и стекловидный. В мучнистом больше углеводов (крахмала), в стекловидном – белков (клейковины). Соотношение крахмала и белка в зерне определяет качество получаемой из него муки и ее пригодность для изготовления различной продукции (хлеба, бисквита, макаронных изделий).

Цель работы: выяснить строение семян однодольных растений.

Материалы и оборудование: иглы, лезвия бритвы, лупы, семена однодольных растений (пшеница, кукуруза) – набухшие и сухие.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите сухие и набухшие семена пшеницы. Измерьте длину и ширину семян. Какие семена больше, чем это объясняется?

2. Отделите семенную кожуру с сухого семени и набухшего. С какого семени отделить кожуру легче? Почему?

3. «Наклюнувшееся» семя разрежьте по бороздке вдоль. Рассмотрите строение семени, используя лупу. Сверяясь с учебником, найдите различные части семени, зарисуйте.

Из каких частей состоит семя однодольного растения, какие органы имеет зародыш, что из них развивается?

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru