Н.И. АСТАШИНА,
п. Воротынец, Нижегородская обл.
Контрольно-обобщающий урок no теме
«Рыбы»
Урок проводится в виде конкурсов. За
работу учащиеся получают жетоны (вырезанные из
бумаги фигурки рыб), суммарное количество
которых в конце игры и определяет победителя.
I. Конкурс «Удивительное рядом» (индивидуальный)
Мозг человека потребляет около 20%
кислорода, поступающего в организм. До недавнего
времени это считалось рекордом – у большинства
позвоночных энергетические потребности
головного мозга составляют от 2 до 8% общих
потребностей организма.
И вот недавно этот рекорд оказался
побитым. И кем? Рыбой! А именно – африканской
рыбой убанги, относящейся к отряду
клюворылообразных, семейству клюворылых.
Последние исследования показали, что мозг убанги
потребляет до 60% кислорода, поступающего в
организм. Превосходит эта небольшая (17–23 см)
рыбка человека и по так называемому индексу
головного мозга – отношению массы организма к
массе всего тела. У убанги эта величина
составляет 3,1%, а у человека в среднем 2,3% (у
большинства рыб – около 1%). Для чего убанги нужен
такой огромный мозг? Окончательного ответа на
этот вопрос пока нет, однако некоторые
предположения существуют.
А что вы думаете по этому поводу?
Попробуйте вы-двинуть свои гипотезы. Ответ
начните словами «Я думаю, что...» и закончите
«потому что я знаю, что...», – т.е. обоснуйте свою
точку зрения.
Дополнительная информация: 1) убанги
живут в очень мутной воде; 2) большая часть мозга
убанги приходится на мозжечок.
(За самые интересные и обоснованные
ответы можно дать 2 жетона, за менее полные – 1
жетон.)
После выслушивания ответов учитель
зачитывает дополнительную информацию об этой
рыбке:
«Как известно, мозжечок – центр
управления равновесием и положением тела в
пространстве. Плавают убанги во всех
направлениях, даже хвостом вперед и брюхом вверх,
с удивительной ловкостью. Причем проделывают это
в очень мутной воде, где глаза практически
бесполезны. Для ориентации убанги используют
электрические органы, которые располагаются в
конце тела и в стебле хвоста и создают вокруг
тела рыбы постоянное электрическое поле. А
образования, регистрирующие изменения состояния
этого поля, – мелкие отверстия, заполненные
студенистой массой, с нервными окончаниями в
глубине, располагаются в коже. Особенно много их
на голове убанги.
Воспринимаемые этими органами
нарушения электрического поля позволяют рыбке
не только ориентироваться в окружающем
пространстве, но и вовремя замечать врагов в
мутной воде. А гигантский головной мозг, как
считают ученые, необходим рыбе для обработки
поступающей информации и координации всей
работы электрического радара».
Дополнительный вопрос классу: Какие
еще виды рыб, имеют электрические органы? (Электрический
скат, электрический угорь, электрический сом. За
каждый названный вид – 1 жетон.)
II. Конкурс «Бегущая по волнам» (командный)
Класс делится на несколько команд, по
5–6 человек в каждой. Члены команды садятся друг
за другом и держат наготове ручки. На парту
первого участника каждой команды кладется лист
чистой бумаги.
Задание
Каждый участник команды должен
написать на лист-ке одну особенность внешнего
строения рыб, связанную с водной средой обитания,
и передать листок сидящему сзади. Когда листок
добирается до последнего члена команды и он
вписывает очередной признак, то поднимает руку с
листком вверх – сигнал, что команда с заданием
справилась.
Команда, первой закончившая работу и
написавшая на листочке количество признаков,
соответствующее числу членов команды,
поощряется жетонами (каждому члену команды). В
случае, если количество признаков будет меньше
числа членов команды (наличие повторов), право
прочитать варианты ответов передается команде,
закончившей работу второй, и т.д.
III. Конкурс «Чудесная лесенка» (индивидуальный)
Учащимся предлагается начертить на
листках «лесенку»:
На каждой строке «лесенки» нужно
написать названия рыб, начинающихся с одной
буквы. (В данном случае – буквы «С»). Первые три
ученика, закончившие работу, читают варианты
ответов. Если ошибок нет, они награждаются
жетонами. (СОМ, СКАТ, САЗАН, СЕЛЬДЬ, СЕВРЮГА,
СТЕРЛЯДЬ.)
Дополнительное задание
Назвать еще рыб, названия которых
начинаются с той же буквы и количество букв в
которых позволяет вписать их в клеточки
«лесенки». (Например: сиг, сима, сайда, салака,
сардина, ставрида. За каждые верно названные три
вида рыб – 1 жетон.)
IV. Конкурс «Удачливый рыболов»
На доске написаны названия
систематических групп рыб: I – Хрящевые; II –
Костно-хрящевые; III – Двоякодышащие; IV –
Кистеперые; V – Костистые. Необходимо
распределить перечисленных ниже рыб по этим
группам: 1 – австралийский рогозуб; 2 – треска; 3 –
морская лисица; 4 – камбала; 5 – африканский
чешуйчатник; 6 – горбуша; 7 – латимерия; 8 –
карась; 9 – акула-молот; 10 – белуга.
(«Пойманной» считается рыба,
систематическое положение которой определено
правильно. За каждую «пойманную» рыбу – 1 жетон.)
(Ответ: I – 3, 9; II – 10; III – 3, 5; IV – 7; V – 2,
4, 6, 8.)
|