Я ИДУ НА УРОК

Н.И. АСТАШИНА,
п. Воротынец, Нижегородская обл.

Контрольно-обобщающий урок no теме «Рыбы»

Урок проводится в виде конкурсов. За работу учащиеся получают жетоны (вырезанные из бумаги фигурки рыб), суммарное количество которых в конце игры и определяет победителя.

I. Конкурс «Удивительное рядом» (индивидуальный)

Мозг человека потребляет около 20% кислорода, поступающего в организм. До недавнего времени это считалось рекордом – у большинства позвоночных энергетические потребности головного мозга составляют от 2 до 8% общих потребностей организма.

И вот недавно этот рекорд оказался побитым. И кем? Рыбой! А именно – африканской рыбой убанги, относящейся к отряду клюворылообразных, семейству клюворылых. Последние исследования показали, что мозг убанги потребляет до 60% кислорода, поступающего в организм. Превосходит эта небольшая (17–23 см) рыбка человека и по так называемому индексу головного мозга – отношению массы организма к массе всего тела. У убанги эта величина составляет 3,1%, а у человека в среднем 2,3% (у большинства рыб – около 1%). Для чего убанги нужен такой огромный мозг? Окончательного ответа на этот вопрос пока нет, однако некоторые предположения существуют.

А что вы думаете по этому поводу? Попробуйте вы-двинуть свои гипотезы. Ответ начните словами «Я думаю, что...» и закончите «потому что я знаю, что...», – т.е. обоснуйте свою точку зрения.

Дополнительная информация: 1) убанги живут в очень мутной воде; 2) большая часть мозга убанги приходится на мозжечок.

(За самые интересные и обоснованные ответы можно дать 2 жетона, за менее полные – 1 жетон.)

После выслушивания ответов учитель зачитывает дополнительную информацию об этой рыбке:

«Как известно, мозжечок – центр управления равновесием и положением тела в пространстве. Плавают убанги во всех направлениях, даже хвостом вперед и брюхом вверх, с удивительной ловкостью. Причем проделывают это в очень мутной воде, где глаза практически бесполезны. Для ориентации убанги используют электрические органы, которые располагаются в конце тела и в стебле хвоста и создают вокруг тела рыбы постоянное электрическое поле. А образования, регистрирующие изменения состояния этого поля, – мелкие отверстия, заполненные студенистой массой, с нервными окончаниями в глубине, располагаются в коже. Особенно много их на голове убанги.

Воспринимаемые этими органами нарушения электрического поля позволяют рыбке не только ориентироваться в окружающем пространстве, но и вовремя замечать врагов в мутной воде. А гигантский головной мозг, как считают ученые, необходим рыбе для обработки поступающей информации и координации всей работы электрического радара».

Дополнительный вопрос классу: Какие еще виды рыб, имеют электрические органы? (Электрический скат, электрический угорь, электрический сом. За каждый названный вид – 1 жетон.)

II. Конкурс «Бегущая по волнам» (командный)

Класс делится на несколько команд, по 5–6 человек в каждой. Члены команды садятся друг за другом и держат наготове ручки. На парту первого участника каждой команды кладется лист чистой бумаги.

Задание

Каждый участник команды должен написать на лист-ке одну особенность внешнего строения рыб, связанную с водной средой обитания, и передать листок сидящему сзади. Когда листок добирается до последнего члена команды и он вписывает очередной признак, то поднимает руку с листком вверх – сигнал, что команда с заданием справилась.

Команда, первой закончившая работу и написавшая на листочке количество признаков, соответствующее числу членов команды, поощряется жетонами (каждому члену команды). В случае, если количество признаков будет меньше числа членов команды (наличие повторов), право прочитать варианты ответов передается команде, закончившей работу второй, и т.д.

III. Конкурс «Чудесная лесенка» (индивидуальный)

Учащимся предлагается начертить на листках «лесенку»:

На каждой строке «лесенки» нужно написать названия рыб, начинающихся с одной буквы. (В данном случае – буквы «С»). Первые три ученика, закончившие работу, читают варианты ответов. Если ошибок нет, они награждаются жетонами. (СОМ, СКАТ, САЗАН, СЕЛЬДЬ, СЕВРЮГА, СТЕРЛЯДЬ.)

Дополнительное задание

Назвать еще рыб, названия которых начинаются с той же буквы и количество букв в которых позволяет вписать их в клеточки «лесенки». (Например: сиг, сима, сайда, салака, сардина, ставрида. За каждые верно названные три вида рыб – 1 жетон.)

IV. Конкурс «Удачливый рыболов»

На доске написаны названия систематических групп рыб: I – Хрящевые; II – Костно-хрящевые; III – Двоякодышащие; IV – Кистеперые; V – Костистые. Необходимо распределить перечисленных ниже рыб по этим группам: 1 – австралийский рогозуб; 2 – треска; 3 – морская лисица; 4 – камбала; 5 – африканский чешуйчатник; 6 – горбуша; 7 – латимерия; 8 – карась; 9 – акула-молот; 10 – белуга.

(«Пойманной» считается рыба, систематическое положение которой определено правильно. За каждую «пойманную» рыбу – 1 жетон.)

(Ответ: I – 3, 9; II – 10; III – 3, 5; IV – 7; V – 2, 4, 6, 8.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru