А.Э. ВРИЩ,
Т.В. ГИЛЕВА,
Т.М. СОЛОВЬЕВА,
Приморский институт переподготовки
и повышения квалификации работников
образования,
г. Владивосток
Продолжение. См. No 37, 38, 39/2002
Лабораторные работы по ботанике и
зоологии
Методическое пособие для 6–8-х классов
Питание и рост проростков
Замоченные, проросшие, а затем
высушенные семена ячменя используются в
пивоваренной промышленности. В таких семенах
крахмал из эндосперма при участии ферментов в
семядоли превращается в глюкозу, которая
впоследствии сбраживается дрожжами с
образованием спирта и углекислого газа.
Лабораторная работа закладывается на
уроке, наблюдение ведется на последующих уроках.
Цель работы: выяснить значение и
превращения питательных веществ в семенах.
Материалы и оборудование: семена
пшеницы (ржи, овса), горшок с опилками.
ХОД РАБОТЫ
1. Прорастите в блюдце на влажной
тряпочке семена пшеницы. Когда корешки достигнут
длины 1,5–2 см, высушите семена, а затем отделите
их от ростков. Попробуйте на вкус проросшие
высушенные и сухие непроросшие семена. Чем они
различаются?
2. Посейте в горшок с опилками семена
пшеницы. Когда появятся всходы, через каждые 5–6
дней выкапывайте по 2–3 семени и отмечайте
состояние их эндосперма. Объясните, на что
используются вещества, находящиеся в эндосперме?
Условия прорастания семян
Лабораторная работа закладывается на
уроке, наблюдение ведется на последующих уроках.
Цель работы: выяснить влияние
различных условий на прорастание семян.
Материалы и оборудование: семена
(кукуруза, овес, пшеница, горох, фасоль), литровая
стеклянная банка, почва.
ХОД РАБОТЫ
1. Посейте на разную глубину семена
кукурузы и пшеницы (овса) или фасоли и гороха.
Посев надо производить в глубокую банку. В нее
последовательно, слоями по 2 см, кладут влажную
почву и на каждый слой (у стенки) укладывают по 2
семени. У одной стенки банки высевают крупные
семена, у другой – мелкие. Банку необходимо
прикрыть стеклом и поставить в теплое и светлое
место.
2. Пронаблюдайте за прорастанием семян
и появлением всходов. Сделайте вывод, семена
каких растений дают всходы с большей глубины и
почему?
Отделы растений
Водоросли
Строение зеленой одноклеточной
водоросли
Цель работы: изучить строение
одноклеточной водоросли (хлореллы).
Материалы и оборудование: живая
водоросль или препарат, микроскоп, предметные и
покровные стекла, препаровальная игла, стаканчик
с водой.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите при малом увеличении
микроскопа и зарисуйте внешнее строение
одноклеточной зеленой водоросли.
2. Рассмотрите готовый микропрепарат
под микроскопом при увеличении ґ120. Из чего
состоит водоросль? Найдите оболочку, цитоплазму,
хроматофор, ядро, вакуоль. Зарисуйте.
Строение многоклеточной нитчатой
водоросли
Цель работы: изучить строение
нитчатой водоросли.
Материалы и оборудование:
микроскопы, предметные и покровные стекла, иглы,
стаканчики с водой, спирогира (живая или
фиксированная).
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите внешнее строение
водоросли, зарисуйте и опишите ее.
2. Рассмотрите готовый микропрепарат
под микроскопом при увеличении ґ120. Из чего
состоит нить водоросли? Найдите оболочку,
цитоплазму, хроматофор, ядро, вакуоль.
3. Зарисуйте водоросль под увеличением.
Изобразите на рисунке одну клетку со всеми
органоидами.
Сделайте вывод о строении спирогиры.
Почему она так называется? Чем эта водоросль
отличается от эвглены или хламидомонады?
Строение морских водорослей (зеленых,
бурых, красных)
Цель работы: изучить строение
мор-ских многоклеточных водорослей,
познакомиться с представителями отделов.
Материалы и оборудование: гербарий
водорослей: ламинария или саргассум, ульва или
кодиум, родимения или анфельция; гербарий
морских трав: филлоспадикс или зоостера; учебный
плакат «Макрофиты (водоросли и морские травы)
морей юга Дальнего Востока России».
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите гербарии водорослей,
найдите слоевище (таллом). Найдите и зарисуйте
стволик и ризоиды. У всех ли водорослей есть эти
части?
2. От чего зависит цвет водорослей?
3. Рассмотрите гербарий морских трав.
Найдите части и органы, их составляющие. Найдите
в учебнике ответ на вопрос: чем водоросли
отличаются от цветковых растений?
4. Объясните, почему у водорослей в
процессе эволюции не образовались корни, стебли
и листья.
СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ
Мхи
Изучение мха маршанции
Цель работы: изучить внешний вид
маршанции.
Материалы и оборудование: мужские
и женские талломы маршанции, лупа,
препаровальные иглы.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите внешнее строение
таллома маршанции. С помощью лупы рассмотрите
верхнюю и нижнюю стороны. Найдите выводковые
корзинки, подставки, устьица, ризоиды. Зарисуйте
и подпишите их.
2. В чем сходство и отличие строения
маршанции от морских водорослей?
Строение сфагнума
Цель работы: изучить строение
сфагнума.
Материалы и оборудование: сфагнум,
микроскоп, лупа, стекло, иглы, стаканчик с водой,
тушь или чернила.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите внешнее строение
сфагнума, найдите стебель, веточки. С помощью
лупы найдите стеблевые и веточные листья.
Зарисуйте.
2. Если есть возможность – взвесьте
пучок воздушно-сухих стеблей мха, потом положите
их в воду на 2–3 мин, после чего взвесьте снова.
3. Сделайте препарат листа сфагнума и
рассмотрите его под микроскопом. Найдите
хлорофиллоносные и прозрачные водоносные
клетки, зарисуйте их. (Окрасив микропрепарат
листа каплей туши или чернил, можно лучше
разглядеть поры, через которые происходит
поглощение и потеря воды.)
Сделайте вывод о приспособленности
сфагнума к среде обитания.
Строение кукушкина льна
Цель работы: изучить строение мха
кукушкин лен.
Материалы и оборудование: кукушкин
лен, микроскоп, лупа, стекла, препаровальные иглы,
стаканчик с водой.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите внешнее строение
кукушкина льна, найдите стебель, листья,
спорогон. С помощью лупы найдите ризоиды.
Зарисуйте.
2. Снимите со спороносной коробочки
колпачок и крышечку. Раздавите в воде на
предметном стекле спорангий, сделайте
микропрепарат спор, рассмотрите их под
микроскопом и зарисуйте.
Сделайте вывод о строении мха и
значении большого количества спор.
Сравнительная характеристика мхов
(кукушкина льна, сфагнума и маршанции)
Цель работы: выяснить характерные
черты внешнего, внутреннего строения мхов и
приспособленности к местам обитания.
Материалы и оборудование: кукушкин
лен, сфагнум; учебник.
ХОД РАБОТЫ
1. По результатам и наблюдениям
предыдущих работ заполните таблицу 1.
2. Что общего у мхов и водорослей в
строении и цикле размножения?
Хвощи
Строение хвоща зимующего
Цель работы: изучить строение
хвоща.
Материалы и оборудование: лупа,
гербарные или живые экземпляры хвоща.
ХОД РАБОТЫ
Рассмотрите гербарные или живые
экземпляры хвоща. Найдите корневище, корни,
стебель, чешуевидные листья, узлы, междоузлия и
спороносный колосок. Зарисуйте.
Какие усложнения появились в строении
у хвощей по сравнению со мхами?
Плауны
Строение плауна
Цель работы: изучить строение
плауна.
Материалы и оборудование: лупа,
гербарные или живые экземпляры плауна.
ХОД РАБОТЫ
Рассмотрите гербарные или живые
экземпляры плауна. Найдите стебель, корень,
листья, спороносный колосок, спорангии.
Зарисуйте.
Как располагаются листья у плауна и в
чем различия в строении плаунов и мохообразных?
Папоротники
Строение папоротника
Цель работы: изучить строение
папоротника.
Материалы и оборудование: лупа,
гербарные или живые экземпляры папоротника.
ХОД РАБОТЫ
Рассмотрите гербарные или живые
экземпляры папоротника. Найдите лист. корневище,
корни, спорангии.
Чем является корневище у папоротника,
какие функции выполняет лист, почему спорангии
располагаются на нижней стороне листа?
Хвойные растения
Приспособленность хвойных растений к
опылению и размножению
Цель работы: выяснить строение
пыльцы хвойных растений, их приспособленность к
опылению, строение женской шишки, строение
семени.
Материалы и оборудование:
микроскоп, лупа, предметные стекла, иглы, нож,
стаканчик с водой, мужские и женские шишки сосны,
семена сосны кедровой.
ХОД РАБОТЫ
1. Сделайте микропрепарат пыльцы сосны
и рассмотрите его под микроскопом. Зарисуйте
одно пыльцевое зерно и обозначьте его части.
2. Зарисуйте внешнее строение жен-ской
шишки. Отогните одну чешуйку и найдите семя или
место его прикрепления. Укажите на рисунке место
прикрепления семязачатков.
3. Возьмите семя сосны кедровой и
разрежьте его вдоль. С помощью лупы найдите и
рассмотрите зародыш, семядоли, эндосперм и
оболочку семени. Зарисуйте строение семени.
Какие приспособления к опылению есть у
пыльцы сосны? Какие преимущества имеют
голосеменные перед споровыми при размножении?
Царство бактерии
Строение бактериальных клеток
(выполняется на нескольких уроках)
Цель работы: выяснить строение и
многообразие бактериальных клеток.
Материалы и оборудование:
микроскоп, предметные стекла, краситель
(метиленовый синий или фуксин), игла или петля для
посева, спиртовка или газовая горелка, готовые
микропрепараты (из бактериологической
лаборатории).
ХОД РАБОТЫ
I. Приготовление бактериального
мазка
1. Возьмите немного налета с зубов,
поместите его в каплю воды на предметное стекло и
слегка размажьте (перед посевом иглу или петлю
стерилизуют быстрым проведением через пламя
спиртовки). Подсушив каплю на воздухе, убейте
бактерии, несколько раз пронеся стекло над
пламенем спиртовки. Затем окрасьте препарат
красителем (1–3 мин). Смыв краситель проточной
водой, подсушите препарат.
2. Настройте микроскоп и рассмотрите
микропрепарат, используя иммерсионный объектив.
Зарисуйте то, что увидите.
(В микрофлоре зубного налета можно
наблюдать кокки, бациллы и иногда спириллы.)
II. Получение накопительной культуры
сенной палочки
1. Прокипятите 25 г измельченного сена в
1 л воды в течение 30 мин (при кипячении погибнут
все неспоровые формы и значительная часть
споровых). К горячему раствору прибавьте
половину чайной ложки мела для создания щелочной
среды.
2. Разлейте раствор по колбам через
марлю (уровень 1–2 см), закройте колбы ватными
пробками и поставьте в место с температурой 25–30
°С на двое суток. На поверхности образуется
пленка с культурой сенной палочки.
3. Приготовьте мазок культуры сенной
палочки, окрасьте его (см. первую часть работы).
Настройте микроскоп и рассмотрите
микропрепарат, используя иммерсионный объектив.
Зарисуйте то, что увидите.
(Сенная палочка – одна из самых
крупных бактерий, ее можно увидеть и без помощи
иммерсионного объектива, при увеличении ґ40.)
III. Изучение препарата клубеньковых
бактерий
1. На предметное стекло выдавите часть
содержимого клубенька, имеющегося на корнях
бобовых растений (можно использовать клубенек,
заранее зафиксированный в спирте).
2. Приготовьте из него мазок, окрасьте
(см. первую часть работы). Настройте микроскоп и
рассмотрите микропрепарат, используя
иммерсионный объектив. Зарисуйте бактерии.
Царство грибы
Изучение строения плодового тела
гриба трутовика
Цель работы: выяснить внешнее и
внутреннее строение древесного гриба трутовика.
Материалы и оборудование: плодовые
тела трутовиков, лупа.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите невооруженным глазом и с
помощью лупы внешний вид плодового тела гриба.
2. Рассмотрите, зарисуйте и обозначьте
части гриба. Обратите внимание на тип
спороносного слоя (трубчатый или пластинчатый).
3. Учитывая, что на плодовом теле
трутовика каждый год нарастает новый слой,
определите его возраст.
Куда всегда направлены трубочки или
пластинки спороносного слоя? Как по расположению
плодового тела трутовика на лежащем стволе
определить, вырос гриб до или после падения
дерева?
Спиртовое брожение дрожжей
Цель работы: выяснить способ
питания хлебопекарных дрожжей.
Материалы и оборудование:
хлебопекарные дрожжи, 2–3 столовых ложки сахара,
коническая (или круглая) колба, пробка с
изогнутой стеклянной (или резиновой) трубкой,
стаканчик с водой, известковая вода.
ХОД РАБОТЫ
1. Внесите в колбу с сахарным раствором
1–2 г хлебопекарных дрожжей и размешайте.
Закройте колбу пробкой, опустив трубку в
стаканчик с водой, и поставьте в теплое место.
2. При температуре 25–30 °С примерно
через 1 ч в колбе будет заметно выделение газа.
Определите его состав, пропуская через
известковую воду. (Образующийся белый осадок –
это мел, карбонат кальция.)
3. Открыв пробку, можно почувствовать
запах спирта и сивушных масел.
Сделайте вывод об условиях развития
дрожжей и способе их питания. Гетеро- или
автотрофными организмами они являются?
Строение дрожжей и плесневых грибов
Цель работы: выяснить строение
хлебопекарных дрожжей и плесневых грибов
(пенициллиум, мукор).
Материалы и оборудование:
микроскоп, культуры грибов (дрожжи, пенициллиум,
мукор), предметные и покровные стекла,
препаровальные иглы, стаканчик с водой.
ХОД РАБОТЫ
1. Приготовьте микропрепарат мицелия
гриба мукора, рассмотрите под микроскопом и
зарисуйте.
2. Приготовьте микропрепарат гриба
пенициллиума, найдите мицелий, споры и зарисуйте.
3. На предметное стекло поместите каплю
воды. Иглой перенесите в каплю кусочек
неразведенных хлебопекарных дрожжей и тщательно
перемешайте. Рассмотрите клетки дрожжей под
микроскопом, зарисуйте.
Возьмите тупым кончиком карандаша
каплю из культуры уже разведенных в сахарной
среде дрожжей (см. предыдущую работу).
Рассмотрите их клетки под микроскопом.
Чем они различаются? Заполните таблицу
2.
Сделайте вывод о сходстве и различиях
грибов.
Лишайники
Внешнее строение слоевища (таллома)
лишайника
Цель работы: выяснить строение
различных типов талломов лишайников, их
приспособленность к среде обитания.
Материалы и оборудование: талломы
кустистых, накипных и листоватых лишайников,
стаканчик с водой.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите талломы разных
лишайников, зарисуйте их.
2. Сожмите между пальцами часть сухого
таллома кустистого лишайника. Что вы наблюдаете?
3. Оставшуюся часть того же таллома
бросьте в стаканчик с водой. Через минуту также
сожмите его между пальцами. Сделайте вывод о
приспособлениях, помогающих лишайникам выживать
в природе.
Строение таллома лишайника
(выполняется на нескольких уроках)
Цель работы: выяснить внутреннее
строение лишайника.
Материалы и оборудование:
микроскоп, предметные и покровные стекла,
стаканчик с водой, колба на 400 мл, таллом
лишайника, ступка с пестиком.
ХОД РАБОТЫ
1. Сделайте поперечный срез слоевища
лишайника (лучше использовать листоватые или
кустистые талломы), положите его в каплю воды и
рассмотрите под микроскопом. Найдите гифы гриба
и клетки водоросли. Зарисуйте их расположение.
2. Разотрите в ступке пестиком таллом
лишайника. Высыпьте порошок в коническую колбу,
залейте водой, закройте пробкой и поставьте на
подоконник.
3. Через 1,5–2 недели на стенках колбы появится
зеленый налет, который можно рассмотреть под
микроскопом. Объясните, что произошло с грибным
компонентом и что это за зеленый налет?
Продолжение следует
Публикация произведена при поддержке центра английского языка «Double-decker». Если Вы хотите в быстрые сроки изучить английский язык, и у Вас нет времени на посещение образовательных учреждений, то воспользовавшись предложением центра английского языка «Double-decker», Вы сможете получить услуги обучения у репетитора английского по Скайпу. Дистанционные курсы от центра английского языка «Double-decker» - это возможность по выгодной цене и в комфортной обстановке пройти качественное обучение у высококвалифицированного педагога, которое позволит свободно владеть английским языком, что пригодится в работе, путешествиях, изучении литературы на оригинальном языке и многом другом.
|