А.Э. ВРИЩ,
Т.В. ГИЛЕВА,
Т.М. СОЛОВЬЕВА,
Приморский институт переподготовки
и повышения квалификации работников
образования,
г. Владивосток
Продолжение. См. No 37, 38, 39, 40/2002
Лабораторные работы по ботанике и
зоологии
Методическое пособие для 6–8-х классов
От редакции. Напомним, что
данная работа представлена сотрудниками
Приморского института переподготовки и
повышения квалификации работников образования
Владивостока. Естественно, что список
предлагаемых ими для изучения на лабораторных
занятиях объектов отражает региональную
специфику. Тем не менее мы сочли возможным
опубликовать работы, посвященные знакомству с
интересными и нетрадиционными для школьных
занятий животными, снабдив их соответствующими
комментариями.
Актинии. Наблюдать в природе живых
актиний кроме Тихоокеанского побережья можно
также в Баренцевом и Белом морях. В Черном море у
берегов многочисленны небольшие (1–2 см) конские
актинии, которые, однако, предпочитают селиться в
укрытиях и на внутренней стороне камней.
Потревоженные, они прячут щупальца и надолго
сжимаются в неподвижный комочек. Наблюдать за
ними лучше в аквариумах с небольшим слоем воды,
где при наличии аэрации («продувки») и фильтров
их можно довольно долго содержать даже в
приготовленной из аптечной морской соли (17 г/л)
«морской» воде.
Планарии. В разных районах
страны обитают разные виды свободноживущих
плоских червей, пригодных для демонстрации на
лабораторных занятиях. Многие из них – обитатели
небольших стоячих водоемов и не столь
требовательны к температуре воды и количеству
кислорода, как ручьевые формы. Их с успехом можно
содержать и в аквариумах. Однако при своей
«обычности» планарии – малозаметные и
малоизвестные мелкие животные, и для того, чтобы
найти и собрать их, требуется определенный навык.
Брюхоногие и двустворчатые моллюски.
На территории нашей страны обитает большое
количество видов морских и пресноводных
двустворчатых и брюхоногих моллюсков, а среди
последних встречается также немало и наземных
раковинных форм. Многих отечественных и
экзотических брюхоногих разводят в аквариумах, а
раковины крупных морских (в т.ч. тропических) форм
часто хранят дома – привозя их из поездок или
купив в качестве сувениров. Собрать выброшенные
на берег пустые раковины можно поручить – в
качестве летнего задания – тем ребятам, которые
ездят отдыхать к морю. Так что для проведения
соответствующих работ при определенном старании
можно собрать очень разнообразный материал.
Гораздо большие трудности вызывает
определение систематической принадлежности
моллюсков. Однако обычно этот вопрос не является
принципиальным – достаточно продемонстрировать
само разнообразие форм в обоих классах, выделив
среди них морские, пресноводные и (для
брюхоногих) наземные.
Бокоплавы. Бокоплавов (отряд
разноногих подкласса высших ракообразных) можно
во множестве встретить в прибрежной
растительности и во влажных выбросах у уреза
воды не только морей, но и практически всех
крупных озер на территории страны. Кроме того,
сушеных бокоплавов-гаммарусов (мормышей) часто
продают в зоомагазинах в качестве корма для рыб.
Среди массы сухих рачков попадаются вполне
целые, пригодные для демонстрации, экземпляры.
Мокрицы. Мокрицы (представители
отряда равноногих подкласса высших
ракообразных) хорошо известны. За исключением
самых северных районов, их можно встретить во
влажных местах практически по всей территории
страны – не только «в основаниях старых
деревянных зданий с затененной стороны», но и
просто в лиственной подстилке, трухлявой
древесине, под корой упавших стволов и под
камнями. Характерная отличительная черта мокриц
– их способность при испуге сворачиваться в
шарик.
Иглокожие. К сожалению, морские
ежи и морские звезды встречаются только в
полносоленых морях, в условиях нашей страны – у
северного и восточного побережий. В Черном море
можно найти только мелких офиур. Транспортировка
и содержание иглокожих в аквариумах требуют
очень больших усилий, так что жителям других
регионов России познакомиться с живыми
иглокожими на занятиях не удастся.
И.Г. МЕЩЕРСКИЙ
ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ
Объекты для многих лабораторных работ
по курсу биологии 7–8-го класса (зоология) можно
подготовить самостоятельно. Так, можно собрать
коллекции раковин моллюсков (сухопутных и
водных), погибших насекомых, коллекции перьев
птиц и др. Другие работы можно выполнять
самостоятельно летом в природе или на
факультативных занятиях.
Тип Кишечнополостные
Внешнее строение и поведение актинии
Живых актиний можно наблюдать в
природе – нужно только учитывать, что попадание
прямых солнечных лучей на место наблюдения
должно быть минимальным.
Цель работы: познакомиться с
внешним строением актинии как одиночного
представителя класса коралловых полипов типа
кишечнополостных.
Материалы и оборудование: актинии,
пинцет, кусочки мяса.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите актинию, отметьте
наличие тела, щупалец, ротового отверстия.
Зарисуйте животное.
2. Дотроньтесь до актинии. Что
произошло?
3. Взяв пинцетом (иглой) маленькие
кусочки мяса, осторожно поднесите их к животному.
Пронаблюдайте за процессом захвата и
перемещения пищи к ротовому отверстию.
Тип Плоские черви
Внешнее строение и поведение планарии
Животных можно собрать с камней,
находящихся в чистых и холодных ручьях или
родниках. Наблюдения необходимо делать быстро,
так как планарии не могут жить в теплой, бедной
кислородом воде и потому быстро погибают. Червя
можно взять со дна водоема, с камня или стенок
посуды, всосав с помощью стеклянной трубки
(пипетки).
Цель работы: выявить характерные
черты строения плоских червей, проследить
поведение животного и простейшие рефлексы.
Материалы и оборудование: черви,
помещенные в пластиковую посуду, лупа или
микроскоп, пипетка, препаровальные иглы,
стеклянная трубочка, часовые или предметные
стекла, соль.
ХОД РАБОТЫ
1. Нанесите каплю воды на часовое или
предметное стекло и, поместив туда червя
(необходимо следить, чтобы вода не испарилась),
рассмотрите планарию невооруженным глазом.
Обратите внимание на окраску и форму тела.
2. Рассмотрите головной отдел с двумя
выростами, глаза, задний отдел тела и
просвечивающий сквозь тело ветвистый кишечник.
Зарисуйте.
3. Пронаблюдайте за движениями
планарии с помощью лупы. Найдите просвечивающий
сквозь тело ветвистый кишечник.
4. Нанесите на стекло еще одну каплю
воды и соедините капли мостиком из воды. Положите
кристаллик соли в каплю с животным.
Пронаблюдайте за его поведением и сделайте
вывод.
Тип Кольчатые черви
Черты сходства и различия дождевого
червя и медицинской пиявки
Медицинских пиявок можно купить в
аптеке и содержать продолжительное время в
закрытых марлей банках с водой. Дождевых червей
можно, накопав в природе, держать в прикрытом
стеклом аквариуме с землей. Нужно только следить
за сохранением необходимой (но не избыточной)
влажности субстрата и периодически
подкармливать животных растительными остатками.
Цель работы: выявить характерные
черты внешнего строения, пронаблюдать за
особенностями движения и поведения
представителей разных классов кольчатых червей.
Материалы и оборудование: дождевые
черви, помещенные в пластиковые ванночки, пиявки
в прозрачной пластиковой бутылке, пинцет,
препаровальные иглы, тетрадный лист.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите дождевого червя.
Сравните живого червя с рисунком в учебнике,
отметьте основные признаки внешнего строения.
2. Рассмотрите медицинскую пиявку.
Отметьте особенности строения ее тела, форму,
размеры, окраску. Что располагается на переднем и
заднем концах червя? Каково значение этих
органов.
3. Пронаблюдайте за движением и
поведением дождевого червя и медицинской пиявки.
Зарисуйте внешнее строение червей, отметив их
характерные признаки (удлиненное тело и присоски
у пиявок, поясок у дождевого червя). Заполните
таблицу.
Сделайте вывод о том, какие
признаки позволяют отнести этих животных к одной
группе (типу), но выделить в разные классы?
Тип Моллюски
Строение раковин брюхоногих моллюсков
Цель работы: выявить характерные
черты внешнего строения брюхоногих моллюсков.
Материалы и оборудование: раковины
различных брюхоногих моллюсков, продольные
спилы прочных раковин (при возможности).
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите внешнее строение
раковин различных моллюсков, отметьте их цвет и
форму (округлая, приплюснутая, конусовидная),
толщину стенок и наличие выростов. Раковины
каких моллюсков более толстостенные –
пресноводных или морских?
2. Найдите линии годового прироста и
определите возраст раковин.
3. Рассмотрите внутреннюю поверхность
раковин и определите ее цвет. Объясните причину
различия окраски раковины изнутри и снаружи.
4. Зарисуйте внешнее строение раковины и (при
наличии спила) расположение полостей внутри ее.
Объясните, по каким признакам данных моллюсков
относят к классу брюхоногих.
Продолжение следует
|