С.П. ПРИТУЛЯК
Окончание. См. No 1, 2, 3/2003
Роль творческих задач в развитии
познавательной активности
Задания на связь целевых и причинных
отношений
Приемы доврачебной помощи; приемы закаливания;
поддержание работоспособности; соблюдение
режима
Ответы учащихся:
– в этом случае вероятность
заражения крови при ранении уменьшается;
– вода расслабляет организм и очищает тело,
солдат чувствует себя бодрым;
– на грязной одежде скапливается пот и
нарушается процесс терморегуляции;
– у чистой одежды хорошая терморегуляция.
Ответы учащихся:
– нарушение осанки происходит при
неправильной ходьбе, стоянии, сидении,
выполнении различных видов работы;
– неправильное сидение за столом,
сгорбленность, ношение тяжелых вещей приводит к
искривлению позвоночника; нужно правильно
сидеть за столом, стараться не носить тяжестей,
заниматься утренней гимнастикой.
Альтернативные ответы:
– при ношении тяжелого портфеля
наше тело отклоняется в противоположную сторону,
осанка нарушается;
– если у ребенка хорошая осанка, он лучше
растет; нарушение осанки происходит при
врожденных заболеваниях соединительной и
мышечной ткани.
Как видно из ответов, рецептурные
санитарно-гигиенические рекомендации школьники
знают неплохо, хотя не всегда им следуют в жизни.
Одна из причин – невысокое ценностное отношение
к своему здоровью, а вот желание скорее подрасти
существует у многих. Это особенно проявляется в
последнем ответе: доминирующее желание
оказывается сильнее фактической стороны дела.
Задачи на развитие системообразующего
вида творчества
Работа органов; поддержание
гомеостаза; системы органов; этапы
индивидуального развития; соматическая и
вегетативная регуляция; этапы антропогенеза;
нервная и гуморальная регуляция.
Ответы учащихся:
– сокращаясь, мышцы поднимают
волосы;
– при испуге, перевозбуждении нервный импульс
поступает к мышцам, поднимающим волосы, они
сокращаются, и волосы «встают дыбом»;
– мышцы в луковицах волос сжимаются.
Последний ответ неправильный. Он
связан с незнанием морфологии: мышцы,
поднимающие волосы, не лежат в волосяной сумке.
Ответы учащихся:
– во время еды кровь приливает к
желудку; в головной мозг в это время крови
поступает меньше, и из-за этого соображается
плохо;
– после принятия пищи кровь приливает к
желудку для пищеварения, и когда мы начинаем
умственную работу, то мозг работает не в полную
силу (сосредоточиться будет труднее);
Ошибки в ответах связаны с подменой
причинно-следственных связей целевыми
отношениями:
– пока еда не переварится, организм
не станет переключаться на работу мозга;
– когда человек ест, кровь приливает к
желудку, чтобы переварить пищу.
Ответы учащихся:
– у пьяного человека сильно
притуплены чувства и активность мозга;
– алкоголь притупляет чувствительность
организма к окружающим условиям; человек не
чувствует холода, следовательно, его организм не
сопротивляется отрицательным влияниям
окружающей среды;
– алкоголь расширяет кровеносные сосуды,
расходуется больше тепла; человеческий организм
не успевает восполнять тепло; человек под
воздействием алкоголя расслабляется и засыпает,
обмен веществ замедляется, и человек замерзает;
– алкоголь уменьшает скорость сокращения
сердца, кровь течет медленно и не справляется с
терморегуляторной функцией;
– у пьяного человека в состав крови входит
алкоголь, и кровь плохо согревает его;
– у пьяного человека сужаются сосуды, кровь
пульсирует менее интенсивно, и человек
замерзает;
– алкоголь в крови убивает некоторые вещества
и человек замерзает.
Неточности в ответах связаны с тем, что
школьники либо описывают внешние причины,
упуская главную (первые два ответа), либо
опираются на представления, внушенные им с
раннего возраста (последний ответ): уж коли
алкоголь, то он должен убивать в крови «некоторые
вещества», – ошибка установки, к которой
добавляется отсутствие дифференциации живого и
неживого (вещество убить нельзя, а клетку можно).
Любой творческий процесс может
сопровождаться ошибочными суждениями, которые
требуют коррекции.
После выявления типов ошибок необходимо
разрабатывать приемы их коррекции, основанные на
поиске и исправлении ошибок. К ним относятся:
работа с учебником и справочной литературой;
объяснение учителя (сведение к абсурду,
сопоставление выдвинутых предположений с
реальными фактами); ответы на наводящие вопросы;
использование схем, таблиц, рисунков, моделей;
демонстрация опытов и т. д.
Для коррекции ответов необходимо создавать
нужную установку, руководить восприятием,
перестраивать сложившиеся представления. Важно,
чтобы учащиеся поняли тип ошибки и способ ее
коррекции.
Анализ ответов помогает учащимся выработать
критическое отношение к своим и чужим ответам.
Учителю же анализ ответов учащихся помогает
систематизировать наиболее частые ошибки,
способы их коррекции, которые учитываются при
составлении соответствующих заданий.
|