КОПИЛКА ОПЫТА

Л.В. СУХАНОВА

Лабораторные работы по курсу «Человек и его здоровье»

Данный практикум включает лабораторные работы, которые могут проводиться в классе при изучении базового курса. В работах использованы материалы учебника «Биология 9. Человек». Под ред. А.С. Батуева.

Лабораторная работа No 1. Типы тканей и их функции

Ткань – это группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением. В теле человека различают четыре основных типа тканей: эпителиальную (покровную), соединительную, мышечную и нервную.

Цель: изучить строение различных типов ткани и определить их функции.

Оборудование: микроскопические препараты эпителиальной, мышечной, соединительной, нервной ткани, микроскопы.

Техника безопасности: аккуратно работать с микроскопом; ответственно относиться к правилам работы с ним; при переводе объектива на большое увеличение аккуратно работать с винтом, чтобы не раздавить микропрепарат.

ХОД РАБОТЫ

I. Эпителиальная ткань

1. Рассмотреть микропрепарат эпителиальной ткани. Зарисовать.
2. Назвать виды эпителиальной ткани.
3. Перечислить функции эпителиальной ткани.

II. Соединительная ткань

1. Рассмотреть препарат соединительной ткани. Зарисовать.
2. Назвать виды соединительной ткани.
3. Перечислить функции соединительной ткани.

III. Мышечная ткань

1. Рассмотреть микропрепарат мышечной ткани. Зарисовать.
2. Назвать виды мышечной ткани.
3. Перечислить функции мышечной ткани.

IV. Нервная ткань

1. Рассмотреть микропрепарат нервной ткани. Зарисовать.
2. Назвать виды нервной ткани.
3. Функция нервной ткани.

Вопросы

1. К какой ткани относятся железы?
2. В чем состоит особенность строения соединительной ткани?
3. В стенках каких органов располагается гладкая мышечная ткань?
4. Благодаря сокращениям каких мышц осуществляется движение?
5. Для какой ткани характерны электрические сигналы?

Проблемные вопросы

1. Какие ткани участвуют в заживлении ран?
2. Какие ткани лишены кровеносных сосудов?

 Лабораторная работа No 2. Строение головного мозга

Головной мозг расположен в полости черепа. Он включает отделы: продолговатый мозг, мост, средний мозг, мозжечек, промежуточный мозг и большие полушария. В головном мозге имеется белое и серое вещество. Белое вещество образует проводящие пути, связывающие головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой. Благодаря проводящим путям вся ЦНС функционирует как единое целое. Серое вещество в виде отдельных скоплений–ядер располагается внутри белого вещества, а также покрывает полушария мозга и мозжечка, образуя кору.

Цель: изучить строение головного мозга, определить функции отделов головного мозга.

Оборудование: разборные модели головного мозга человека.

ХОД РАБОТЫ

1. Разобрать модель головного мозга на две половины. На одной из половин разборной модели найти продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг.

  • Какова функция продолговатого мозга?

  • Какова функция среднего мозга?

  • Какова функция промежуточного мозга?

2. Рассмотреть на модели расположение серого и белого вещества.

  • Чем образовано белое вещество?

  • Чем образовано серое вещество?

3. Найти мозжечок.

  • Как в нем расположено серое и белое вещество?

  • Какова функция мозжечка?

4. Рассмотреть большие полушария головного мозга. Найти борозды и извилины.

  • Каково их значение?

  • Из каких долей состоят большие полушария?

5. Соберите модель головного мозга. На ее нижней поверхности найдите места отхода черепно-мозговых нервов. Каково их значение?

Вопросы

1. На какие три отдела принято делить головной мозг?
2. Каковы основные особенности строения больших полушарий?
3. Как распределены функции между большими полушариями головного мозга?
4. Почему повреждение продолговатого мозга приводит к необратимой остановке дыхания?

Проблемные вопросы

1. Что произойдет, если будет повреждена вкусовая зона коры?
2. Почему при операции мозга больные двигают рукой или ногой, когда хирург прикасается к участкам коры, лежащим перед центральной бороздой?
3. Опишите последствия лоботомии – изоляции лобных долей от остальных отделов головного мозга.

Лабораторная работа No 3. Кожное чувство

Все сведения об окружающем мире мы получаем благодаря специальным чувствительным органам – анализаторам. Любой анализатор состоит из трех основных звеньев: рецепторов (периферическое воспринимающее звено), нервных путей (проводниковое звено) и мозговых центров (центральное обрабатывающее звено). Каждый участок человеческого тела содержит несколько видов рецепторов. Анализаторы работают не изолированно друг от друга, а в тесном взаимодействии.

Цель: экспериментально установить, как воспринимает информацию кожа.

Оборудование (на двоих): 3 щетинки различной толщины, повязка для глаз, 9 зубочисток, скотч, линейка, карандаш, палочка с тупым концом.

Техника безопасности: быть осторожным при работе с острыми предметами, чтобы не поранить кожу.

Ход работы

I. Определение чувствительности

1. Завяжите глаза своему партнеру.
2. В течение 5 с попеременно слегка прикоснитесь щетинкой к тем местам тела, которые указаны в табл. 1. Партнер должен определить, какая из щетинок была у вас в руках.
3. Результаты занесите в табл. 1.

Таблица 1.

4. Поменяйтесь ролями с партнером и повторите опыт.

II. Различение раздражителей

1. Взять 9 зубочисток. Соединить 2 зубочистки так, чтобы расстояние между ними было 5 мм. То же самое проделайте со следующими тремя парами зубочисток так, чтобы расстояние между ними было 10 мм, 15 мм, 20 мм. Последняя зубочистка остается без пары. (См. рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

2. Завяжите глаза партнеру. Попеременно осторожно прикоснитесь разными наборами зубочисток к частям тела, указанным в табл. 2 . При угадывании вашим партнером, какие зубочистки были использованы, данные внесите в табл. 2.

Таблица 2.

3. Поменяйтесь с партнером ролями и повторите опыт.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru