КОПИЛКА ОПЫТА

Л.В. СУХАНОВА

Окончание. См. No 7, 9, 10/2003

Лабораторные работы по курсу «Человек и его здоровье»

Лабораторная работа № 11. Механическое и химическое пищеварение

Большинство пищевых продуктов не может использоваться организмом без предварительной обработки. Она заключается в механической переработке пищи и химическом расщеплении на простые растворимые вещества, которые поступают в кровь, а затем в клетки. Такая обработка пищи называется пищеварением. Химическое расщепление осуществляется специальными ферментами.

Цель: установить, как осуществляется механическое и химическое пищеварение и каково значение ферментов.

Оборудование: белок половины вареного яйца, 6 пробирок, штатив для пробирок, 5%-ная соляная кислота, 1%-ный раствор пепсина в 5%-ной соляной кислоте, весы, скальпель, лоток, градуированный цилиндр на 10 мл, карандаш по стеклу, масло подсолнечное, 1%-ный раствор панкреатина, 5%-ный раствор желчи, лакмусовая универсальная бумага, пипетка.

Техника безопасности. Работать в халате или фартуке и с защитными очками. Осторожно обращаться со стеклянной посудой, химикатами, острыми инструментами.

ХОД РАБОТЫ

I. Расщепление жира

1. Поставить 3 пробирки в штатив и подписать номерами 1, 2 и 3.

2. Влить по 10 мл воды и по 2 капли масла в каждую пробирку. Осторожно встряхнуть пробирки, чтобы смешать содержимое.

3. Опустить лакмусовую бумагу в смеси и измерить рН. Данные внести в табл. 11.

4. Добавить 5 мл раствора панкреатина в пробирку № 2. Добавить 5 мл раствора панкреатина и 3 мл 5%-ного раствора желчи в пробирку № 3. Осторожно встряхнуть пробирки для смешивания содержимого.

5. Через 5 мин измерить рН в каждой пробирке. Данные внести в табл. 11.

6. Еще через 5 мин измерение повторить.

Таблица 11.

II. Механическое и химическое расщепление белков

Рис. 9.

Рис. 9.

1. Поставить 3 пробирки в штатив и подписать под номерами 1, 2 и 3.

2. Скальпелем разрезать белок на 3 равные части.

3. Взвесить каждый кусочек белка. Вес всех кусочков должен быть одинаков.

4. Поместить один кусочек белка в пробирку №1.

5. Разрезать второй кусочек белка на мелкие части и поместить в пробирку № 2.

6. Разрезать третий кусочек белка на мелкие части и поместить в пробирку № 3.

7. В 1- и 2-ю пробирки влить по 10 мл соляной кислоты, а в пробирку № 3 раствор пепсина в соляной кислоте (рис. 9).

Осторожно встряхнуть, так чтобы жидкость хорошо смешалась с кусочками белка.

8. Оставить пробирки на 24 ч. Через 24 ч проверить пробирки. Результаты наблюдений внесите в табл. 12.

Таблица 12.

Вопросы

1. В какой пробирке в большей степени расщепился жир? Почему?
2. Как вы определили, что жир расщепился?
3. В какой пробирке в меньшей степени расщепился белок? Как вы это объясните?
4. В какой пробирке в большей степени расщепился белок? Как вы это объясните?

Проблемные вопросы

1. Какую роль в процессе пищеварения играют зубы и язык?
2. Желчь образуется в печени, но запасается в желчном пузыре, где она становится концентрированной, прежде чем попадает в пищеварительный тракт. Как влияет на пищеварение удаление желчного пузыря хирургическим путем?

Лабораторная работа № 12. Определение норм питания

В подростковом возрасте вы растете быстрее, чем в другие периоды вашей жизни (исключая младенчество). Это не только рост в длину и прибавка в весе, но и увеличение удельного веса костей, развитие мускулатуры, эндокринной системы. В этот период очень важно правильно питаться. Питание должно быть сбалансированным. Многие подростки завтракают на ходу, выбирают жирную и сладкую пищу, пренебрегают пищей, содержащей белки и протеины.
Правильное питание в подростковом возрасте – залог того, что в последующие годы будет меньше проблем со здоровьем. Неправильное питание может быть причиной таких заболеваний, как диабет, гипертония, гастрит и многих других.

Цель: научиться планировать меню, учитывая состав пищи.

Оборудование: калькулятор.

ХОД РАБОТЫ

1. Используя табл. 13 и 14, составьте меню на один день. Впишите в табл. 15 те продукты, которые вы выбрали на завтрак, обед и ужин из табл. 14.

2. Подсчитайте сумму в каждой колонке таблицы и сравните с табл. 13.

3. Используя табл. 16, подсчитайте расход калорий в течение суток. Для этого заполните колонки А, Б, В, перемножьте эти данные и заполните колонку «Сумма калорий».

4. Сравните сумму калорий, потребляемых с пищей, и сумму расходуемых калорий.

Таблица 13.

Таблица 14

Таблица 15.

Таблица 16.

Вопросы

1. Соответствует ли сумма калорий, потребляемых с пищей, расходуемой сумме калорий? Если нет, то меньше или больше потребляется калорий? Дефицит каких веществ вы обнаружили в вашем меню?
2. Не все рекомендуемые продукты включены в табл. 14. Назовите 4 продукта, содержащих минеральные вещества и витамины, которые нужно включить в вашу диету.
3. Сравните сумму потребляемых вами калорий за сутки с суммой израсходованных калорий. Какой вывод можно сделать?
4. Назовите 3 болезни, возникновение которых связано с неправильным питанием.

Проблемные вопросы

1. Как нужно питаться, чтобы похудеть?
2. Какие из этих способов лучше по-вашему и почему?
3. Многие компании рекламируют завтраки из злаковых с низким содержанием сахара. Почему?

Рисунки А.Проскурина

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru