Окончание. См. No 8, 9, 10/2003
Централизованное тестирование в 2003
году
Аттестационный тест для 9-го класса
Инструкция для учащихся
Тест состоит из частей А и В. На его
выполнение отводится 120 минут. Задания
рекомендуется выполнять по порядку. Если задание
не удается выполнить сразу, перейдите к
следующему. Если останется время, вернитесь к
пропущенным заданиям.
ЧАСТЬ А
К каждому заданию части А даны
несколько ответов, из которых только один верный.
Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.
А1. К социальным факторам эволюции
человека относят:
1) использование одежды и ее
изготовление;
2) изменчивость и наследственность;
3) борьбу за существование;
4) естественный отбор.
А2. Действие естественного отбора
приводит к формированию у животных признаков:
1) полезных для человека;
2) полезных для животных;
3) у беспозвоночных – полезных для человека, а у
позвоночных – полезных для животных;
4) у позвоночных – полезных для человека, а у
беспозвоночных – полезных для животных.
A3. Сходство клеток растений и
животных проявляется в том, что у них есть:
1) вакуоли с клеточным соком;
2) ядро и цитоплазма;
3) оболочка из клетчатки;
4) разнообразные пластиды.
А4. Выстилает полость желудка,
кишечника и других органов ткань:
1) эпителиальная;
2) соединительная;
3) гладкая мышечная;
4) поперечнополосатая мышечная.
А5. Бактерии, превращающие свежую
капусту в квашеную, зелёную массу растений в
силос:
1) гнилостные;
2) почвенные;
3) молочнокислого брожения;
4) уксуснокислого брожения.
А6. Грибница шляпочного гриба, в
отличие от корней растения:
1) представляет собой длинные
ветвящиеся нити, состоящие из длинных клеток,
расположенных в один ряд;
2) состоит из множества переплетённых нитей, на
которых развиваются споры;
3) имеет хорошо развитые проводящие ткани;
4) образована разнообразными тканями.
А7. Мхи относят к царству растений,
так как:
1) они дышат, растут, размножаются;
2) они имеют клеточное строение;
3) их клетки содержат ядро и цитоплазму;
4) их клетки содержат хлоропласты.
А8. Корнеплоды моркови выполняют
функцию:
1) образования органических веществ из
неорганических;
2) отложения в запас питательных веществ;
3) поглощения воды и минеральных веществ;
4) размножения растения.
А9. Голосеменные, в отличие от
папоротников:
1) размножаются семенами;
2) образуют плоды;
3) размножаются спорами;
4) размножаются корневищами.
А10. Чтобы доказать, что семенам для
прорастания необходимо тепло, следует:
1) один стакан с сухими семенами
поставить в тёплое место, а второй - в холодное;
2) один стакан с влажными семенами поставить в
тёплое место, а другой - в холодное;
3) оба стакана с сухими семенами поставить в
тёплое место;
4) оба стакана с влажными семенами поставить в
тёплое место.
А11. Гетеротрофное питание
характерно:
1) только для животных;
2) только для грибов;
3) для большинства растений;
4) для животных, грибов, большинства бактерий.
А12. Через тело актиний и коралловых
полипов можно мысленно провести плоскостей
симметрии:
1) одну;
2) две;
3) много;
4) ни одной.
А13. У водных позвоночных, обитающих
в толще воды, как правило, тело:
1) плоское, сплющенное с боков;
2) торпедообразное обтекаемое;
3) сплющенное в спиннобрюшном направлении;
4) червеобразное.
А14.
Животные, изображённые на рисунке, вступают во
взаимоотношения:
1) паразита и хозяина;
2) хищника и жертвы;
3) симбионтов;
4) конкурентов.
А15. Прыткие ящерицы в природных
сообществах играют роль:
1) потребителей органических веществ;
2) разрушителей органических веществ;
3) производителей органических веществ;
4) симбиотических организмов.
А16. У животных, которые
объединяются в подцарство простейших:
1) клетка приспособлена к выполнению
определённой функции;
2) клетка представляет собой самостоятельный
организм;
3) отдельные клетки зависят от других клеток;
4) клетки образуют ткани.
А17. Аскарида не переваривается в
кишечнике человека, так как она:
1) отличается большой плодовитостью;
2) может жить в бескислородной среде;
3) быстро двигается в направлении,
противоположном движению пищи;
4) покрыта оболочкой, на которую не действует
пищеварительный сок.
А18. Поясничный
отдел позвоночника обозначен на рисунке буквой:
1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.
А19. Утомление мышц быстрее
наступает при:
1) большой нагрузке и высоком ритме
работы мышц;
2) малой нагрузке и среднем ритме работы мышц;
3) при малой нагрузке, но высоком ритме работы
мышц;
4) средних нагрузках и ритме работы мышц.
А20. В связи с прогрессивным
развитием головного мозга у человека в процессе
эволюции:
1) соотношение лицевой и мозговой
частей черепа не изменилось;
2) лицевой отдел стал преобладать над мозговым;
3) мозговой отдел значительно увеличился;
4) мозговой отдел по сравнению с лицевым
увеличился незначительно.
А21. Гормоны, образующиеся в железах
внутренней секреции, транспортируются в органы:
1) по специальным протокам;
2) кровью по кровеносным сосудам;
3) лимфой по лимфатическим сосудам;
4) через пищеварительную систему органов.
А22. Кровеносные
сосуды, по которым кровь доставляет кислород от
сердца к органам, обозначены на схеме большого
круга кровообращения буквой:
1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.
А23. Образование эритроцитов
происходит в:
1) красном костном мозге;
2) печени;
3) мышцах;
4) лимфатических узлах.
А24. Клетки крови, которые могут
захватывать чужеродные тела ложноножками и
совершать амёбоидные движения, – это:
1) эритроциты;
2) фагоциты;
3) лимфоциты;
4) тромбоциты.
А25. Случайно попавшие в
дыхательные пути кусочки пищи, вредные газовые
примеси могут стать причиной кашля, так как они
вызывают раздражение рецепторов, расположенных
в:
1) гортани;
2) носовой полости;
3) трахее;
4) ротовой полости.
А26. Дыхательный центр чувствителен
к содержанию в крови:
1) углекислого газа и кислорода;
2) углекислого газа и не реагирует на содержание
кислорода;
3) кислорода и не реагирует на содержание
углекислого газа;
4) азота и не реагирует на содержание кислорода и
углекислого газа.
А27. С помощью метода флюорографии
изучают состояние органов:
1) выделения;
2) дыхания;
3) пищеварения;
4) кровообращения.
А28. Органические вещества, которые
человек получает вместе с пищей, - это:
1) только нуклеиновые кислоты;
2) минеральные соли;
3) только жиры и углеводы;
4) белки, жиры, углеводы, витамины.
А29. Переваривание белков в
пищеварительном канале заканчивается:
1) в тонкой кишке;
2) в печени;
3) в толстой кишке;
4) в желудке.
А30. Сложные углеводы, например
крахмал, расщепляются в пищеварительном канале
до:
1) глицерина;
2) жирных кислот;
3) аминокислот;
4) глюкозы.
A31. Организмы-автотрофы:
1) используют в пищу готовые
органические вещества;
2) создают органические вещества из
неорганических в процессе фотосинтеза;
3) разлагают трупы животных или остатки погибших
растений;
4) ограничиваются использованием минеральных
веществ из почвы.
А32. Желчь, с помощью которой в
кишечнике эмульгируются жиры, вырабатывается в:
1) поджелудочной железе;
2) железах желудка;
3) печени;
4) железах кишечника.
А33. Обмен веществ заключается не
только в поступлении в организм различных
веществ, но и в:
1) их превращении и усвоении, удалении
во внешнюю среду конечных продуктов окисления;
2) переваривании в пищеварительном канале;
3) удалении продуктов окисления из клеток и
организма;
4) усвоении растворимых органических веществ.
А34. Цинга развивается при
отсутствии витамина:
1) С;
2) А;
3) В;
4) Д.
А35. Кожа воспринимает холод, тепло,
прикосновение, боль, так как:
1) наружный слой очень тонкий;
2) в ней располагается много рецепторов;
3) в клетках собственно кожи имеются красящие
вещества - пигменты;
4) в коже находятся потовые и сальные железы.
А36. Заражение СПИДом наиболее
вероятно:
1) половым путём;
2) при деловом контакте здоровых и больных;
3) при пользовании больными и здоровыми одним
полотенцем;
4) при пользовании больными и здоровыми одной
посудой.
А37. Расширение или сужение
просвета кровеносных сосудов в почках
регулируется:
1) центральной нервной системой;
2) только вегетативной нервной системой;
3) только эндокринной системой органов;
4) вегетативной нервной и эндокринной системами.
А38. Половые железы называют
железами смешанной секреции, так как они:
1) образуют мужские и женские гормоны и
половые клетки;
2) образуют только половые гормоны;
3) образуют только половые клетки;
4) у женщин образуют только половые клетки, а у
мужчин и половые клетки, и половые гормоны.
А39. Нервные импульсы по сравнению с
гормонами:
1) достигают только определённых
органов и за короткий срок;
2) регулируют функции многих органов;
3) достигают только определённых органов, но
медленно;
4) регулируют функции многих органов и достигают
их быстро.
А40. Электрическая волна, бегущая по
нервному волокну, - это:
1) нервный импульс;
2) торможение;
3) возбуждение;
4) рефлекс.
А41. Нервный импульс с одного
нейрона воспринимается в другом нейроне:
1) ядром;
2) цитоплазмой;
3) дендритами;
4) аксоном.
А42. Пример проводниковой функции
спинного мозга:
1) передача нервного импульса к мышцам
конечностей;
2) отдергивание руки;
3) сгибание конечностей;
4) разгибание конечностей.
А43. Кишечные железы относятся к
железам:
1) внешней секреции;
2) внутренней секреции;
3) смешанной секреции;
4) секрет которых попадает в кровь.
А44. Обонятельные рецепторы
находятся:
1) на слизистой оболочке полости носа;
2) на слизистой языка;
3) на кончиках пальцев;
4) в полукружных каналах.
А45. Часть
среднего уха, с помощью которой оно сообщается с
полостью глотки, обозначена на рисунке буквой:
1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.
А46. Рефлексы, которые
приобретаются организмом в течение жизни:
1) строго индивидуальны;
2) характерны для всех особей вида;
3) передаются по наследству;
4) не исчезают при отсутствии условного
раздражителя.
А47. Чтобы предупредить искривление
позвоночника, ученик должен носить учебники в:
1) дипломате;
2) портфеле;
3) сумке на левом плече;
4) ранце.
А48. Чтобы остановить процесс
резкого сокращения разнообразия видов животных,
человеку следует:
1) отказаться от использования диких
животных;
2) повсеместно природные сообщества заменить
искусственными;
3) выводить новые породы животных;
4) учитывать в своей деятельности законы природы,
экологические закономерности.
А49. Продолжительность жизни
сообщества луга зависит от:
1) разнообразия и большой численности
видов травянистых растений;
2) однообразия и постоянной численности
обитающих в нём травянистых растений;
3) однообразия и большой численности обитающих в
нём травянистых растений;
4) разнообразия и малой численности видов
травянистых растений.
А50. Животные, изображённые на
рисунке, относятся к одному виду, так как они:
1) сходны по характеру питания;
2) населяют одно природное сообщество;
3) имеют приспособления к жизни в воде;
4) скрещиваются друг с другом и дают плодовитое
потомство.
ЧАСТЬ В
Вставьте пропущенные слова.
В1. На рисунке указателем
обозначены органоиды растительной клетки – ... .
В2. Свободно перемещаются в
межклеточном веществе клетки крови – ... .
В3. Нервные импульсы с
чувствительных нейронов на двигательные
передают нейроны – ... .
В4. В свертывании крови участвуют
форменные элементы крови – ... .
В5. Совокупность реакций,
направленных на запасание энергии, получаемой в
результате расщепления органических веществ
клетки, – это ... обмен.
ОТВЕТЫ
ЧАСТЬ А
А1.1. А2. 2. A3. 2. А4. 1. А5.
3. А6. 1. А7. 4. А8. 2. А9. 1. А10. 2. A11.
4. А12. 3. А13. 2. А14. 2. А15. 1. А16. 2. А17.
4. А18. 3. А19. 1. А20. 3. А21. 2. А22. 1. А23.
1. А24. 2. А25. 1. А26. 2. А27. 2. А28. 4. А29.
1. А30. 4. А31. 2. А32. 3. А.33. 1. А34. 1. А35.
2. А36. 1. А37. 4. А38. 1. А39. 1. А40. 1. А41.
3. А42. 1. А43. 1. А44. 1. А45. 4. А46. 1. А47.
4. А48. 4. А49. 4. А50. 4.
ЧАСТЬ В
В1. – хлоропласты. В2. – лейкоциты. ВЗ.
– вставочные. В4. – тромбоциты. В5. –
энергетический.
|