С.В. МЕЛЬНИКОВА
Сказки и «волшебные» растения
Знаете ли вы, что в растительном мире
существует немалое число «волшебных» растений?
Если немного отвлечься от повседневности и
погрузиться в мир сказок и фантазий, то в
волшебных садах можно встретить множество
магических трав, чародейских растений, священных
деревьев...
Есть такая наука – этноботаника. Она изучает
народные предания, легенды и сказки о растениях.
Множество интересных фактов о «волшебных»
растениях можно обнаружить, и вспоминая историю
самой ботаники. Да что там – любой хороший
садовник может рассказать много занятных
историй о своих питомцах. А сказки и чудесные
истории – веселые или страшные – любим мы все. Об
этом прекрасно свидетельствует невероятный
успех книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере –
мальчике-волшебнике, обучающемся в школе магии и
сталкивающемся там, между прочим, с волшебными
растениями.
Кстати, целый ряд растений у самых разных народов
и в самых разных культурах имеет прочную славу
«чародейских». Они с завидным постоянством
упоминаются в сказках, песнях, легендах и
преданиях по всему миру. Причем не под
абстрактными, допускающими разные толкования
(как «аленький цветочек»), а под вполне
определенными, реальными ботаническими
названиями. Что же такого необычного в этих
растениях, за что они попали в сказку?
Давайте
начнем с двух растений, которым уделено особое
внимание в книге Дж.Роулинг. Больше всего
неприятностей доставила Гарри Поттеру гремучая ива.
Что заставило писательницу включить это
растение в свою книгу? Что мы знаем об иве?
Первым делом вспоминаются склоненные над водой
«плакучие» ветви, белые пушистые шарики «вербы»,
ну и, пожалуй, еще корзинки, сплетенные из ивовых
прутьев. Однако у многих народов ива считалась
«чародейским» деревом и действительно имела
недобрую славу. Ее связывали с горем и потерей
любви, с бесплодием и импотенцией. Плакучие формы
ивы были символами печали. Сжигание ивовой
древесины, по преданию, приносило несчастье.
Древесина ивы была в сказках тем материалом, из
которого делали волшебные палочки.
У древних греков ива была посвящена богине
колдовства Гекате. В Египте ветви ивы сжигали на
погребальных кострах. А вот у римлян ива
считалась целительным растением, способным
отгонять беду и несчастье – для этого надо было
найти дерево с полым стволом, встать внутри него
и произносить соответствующие заклинания.
Однако ученые древности обращали внимание и на
более реальные лечебные свойства дерева.
Диоскорид и Авиценна писали о лекарственных
свойствах коры и сока этого растения. Позже
Парацельс, Иероним Бок, Лоницерус и Маттиоли
рекомендовали в качестве лекарственного
средства собранную весной кору молодых ветвей
ивы. Ее использовали наружно как средство от
мозолей и бородавок, для ращения волос, а внутрь
– от лихорадки при малярии. Кора ивы даже была
названа «европейской хинной коры» за
противолихорадочное, жаропонижающее действие.
Позже из коры ивы были выделены соединения,
получившие название салицилатов, от латинского
имени растения – Salix. Одно из этих
«чародейских» веществ сейчас знакомо всем – это
ацетилсалициловая кислота, аспирин.
В народной медицине отвар ивовой коры
использовался также для полоскания рта и горла
при воспалительных заболеваниях верхних
дыхательных путей. Порошок и отвар коры ивы
применялись как кровоостанавливающее, вяжущее и
глистогонное средства. Молодые побеги ивы
считались хорошим средством при цинге.
Высоко ценили иву кельты. В кельтском гороскопе
иве корзиночной (Salix viminali) посвящен период с 1
по 10 марта и с 3 по 12 декабря.
Распустившиеся ранней весной пушистые шарики
ивы козьей (S.caprea) стали на Руси символом
одного из важнейших праздников христианского
календаря – Пальмового, а у нас – Вербного
воскресения, предшествующего Пасхе. Освященные в
церкви ветки вербы принято было хранить целый
год – считалось, что они охраняют дом и его
хозяев от бед, болезней и несчастных случаев.
И еще одно свойство ивы могло послужить причиной
частого упоминания ее как волшебного растения –
исключительная способность к вегетативному
размножению. В народном фольклоре об иве
говорится: «Ее выкосили, а она снова выросла»,
«Ива из тычка растет». И действительно, срезанный
ивовый прутик, воткнутый во влажную землю, почти
со стопроцентной вероятностью укоренится.
Известны случаи, когда начинали расти плетни,
сплетенные из ивовых прутьев.
Еще одно растение, которому уделяется
много внимания в книге Дж.Роулинг, – пожалуй,
самое известное из волшебных, или самое
«волшебное» из известных, – мандрагора.
Ученики Хогвардса на уроке
травничества занимались пересадкой мандрагоры.
Чтобы успешно выполнить эту операцию, они должны
были плотно закрыть уши наушниками, а лишь потом
приступать к пересадке: даже совсем маленькая
мандрагора, вынутая из земли, издавала
душераздирающий вопль, способный надолго лишить
человека чувств. Крик же «взрослого» растения
просто смертелен...
Мандрагора считалась чудодейственным,
магическим растением практически у всех
знакомых с ней народов. В первую очередь это
связано с необычным видом корневой системы,
которая напоминает фигурку человека. Мандрагору
называли «прыгающим корнем», «корнем-человеком»,
«висельным человечком» и использовали в
лекарственных и оккультных целях.
Предания и легенды тщательно охраняли
мандрагору от посягательств «непосвященных».
Считалось, что человек не должен прикасаться к
корню голыми руками. Нарушившему запрет грозило
проклятье и скорая смерть. Поэтому вытаскивать
корень из земли должна была собака, привязанная к
растению за хвост. Мандрагора в это время будто
бы испускала те самые ужасные вопли. Ризотомист
(охотник за корнем мандрагоры) должен был,
подбадривая собаку, трубить в рог. Извлеченный из
земли корень нужно было облачить в бархатную
рубашку и хранить в драгоценном ларце.
Мандрагора приносила счастливому обладателю
богатство и славу, избавляла от болезней,
помогала женщинам при родах, а также защищала
скот от сглаза колдунов. Слава ее была так широка,
что существовали даже многочисленные искусные
подделки и фальсификации, когда за мандрагору выдавали корни
совсем других растений.
Древние немцы и арабы верили в мандрагор –
маленьких духов, представленных в облике
безбородых человечков, живущих в этих
растениях... Во Франции мандрагору считали
растением эльфов. У многих народов различали
«мужские» и «женские» растения – их изображения
можно найти в старинных травниках.
В Аравии было распространено поверье, что ночью
мандрагора светится, за что ее называли «свечой
дьявола» и считали растением колдунов и ведьм.
Древние римляне и египтяне приписывали корням и
плодам мандрагоры свойство афродизиака. Кусочки
корня мандрагоры были обнаружены в
древнеегипетских пирамидах, а упоминание о ней,
наряду с 700 другими лекарственными растениями,
присутствует в знаменитом папирусе Эберса,
который датируется 1700–1600 гг. до н.э. Упоминается
мандрагора и в Библии.
Извлечение корня мандрагоры из земли
(иллюстрация из травника XVI в.)
Не обошли своим вниманием
удивительное растение и авторы целого ряда
литературных произведений разных времен. О
мандрагоре говорится в «Одиссее» Гомера, в
«Фаусте» Гете и в «Ромео и Джульетте» Шекспира.
Знаменитый итальянский писатель и
государственный деятель Макиавелли написал
комедию «Мандрагора», в которой корень растения
играет драматическую роль в жизни народа.
Однако помимо «волшебных», мифических качеств,
мандрагора – растение семейства пасленовых –
имеет и вполне реальные лекарственные свойства.
Недаром научное название одного из видов
растения – Mandragora officinarum – «лекарственная».
Все части растения содержат алкалоиды
гиосциамин и скополамин, обладающие
болеутоляющим и спазмолитическим действием. Еще
с древних времен мандрагору использовали для
этих целей, а также как снотворное, о чем писали
Гиппократ и Теофраст. В народной медицине
настойка из корня мандрагоры применялась при
коликах и язве желудка, астме, сенной лихорадке и
коклюше.
Изображение мандрагоры с плодами
А вот плоды мандрагоры – шаровидные
желтые или оранжевые «яблоки», в отличие от
корня, снискали себе дурную славу как нечто
крайне ядовитое. Интересно, что по аналогии с
мандрагорой долгое время ядовитыми считались и
плоды другого пасленового растения – баклажана.
Их называли «бешеными», или «безумными
яблоками». Потребовалось несколько сотен лет,
чтобы этот вкуснейший овощ получил широкое
распространение.
Всего известно 5–6 видов мандрагоры,
произрастающих в Средиземноморье, Передней и
Средней Азии, в Гималаях. На территории бывшего
СССР, в Туркмении, у подножия Копетдага,
произрастает мандрагора туркменская (M. turcomanica).
Волшебным растением, частое
упоминаемым во всевозможных легендах и сказках,
считается и самая обыкновенная крапива. Она
ассоциировалась с болезненными уколами любви, а
также была символом жизни, полной отчаяния и
страданий. Полагали, что только юная невинная
девушка может спокойно срывать ее голыми руками
и не обжигаться. Греки считали крапиву
афродизиаком, она являлась компонентом любовных
напитков. У славян крапива считалась средством
против ведьм и русалок. В народном календаре был
даже праздник – русальное заговенье, в который
было принято хлестать друг друга крапивой для
защиты от русалок.
Как лекарственное растение крапива известна с
глубокой древности. Ее использовали для лечения
подагры, мигрени, заболеваний почек и печени, при
сахарном диабете, дизентерии, малярии, бронхите и
неврозах, для укрепления волос и в косметических
целях. Свежий сок крапивы, смешанный с медом,
употребляли при болезнях сердца, коклюше,
простуде. Благодаря раздражающему действию на
кожу крапиву считали хорошим средством от
ревматизма.
В современной официальной медицине препараты
крапивы используются при нарушениях обмена
веществ, ревматизме, астме, малокровии,
атеросклерозе, как противолихорадочное и
тонизирующее средство. При употреблении крапивы
укрепляются стенки сосудов и повышается
свертываемость крови.
Пожалуй, самая знаменитая сказка, где
упоминается крапива, – «Дикие лебеди» Андерсена.
Эльза, чтобы спасти своих братьев-принцев,
заколдованных злой мачехой, должна была сплести
им рубашки из стеблей крапивы. Действительно,
несколько веков назад, до широкого
распространения хлопчатника, крапива была
обычным прядильным растением. В X в. из нее делали
холсты, канаты, шили паруса. Из корней крапивы
получали желтую краску, а из листьев – зеленый
пищевой краситель.
Необычными, таинственными,
представлялись нашим предкам – жителям
умеренного пояса и все вечнозеленые растения. А
уж если такое растение росло высоко над землей,
на дереве, то оно явно обладало загадочными
свойствами. Омела, имеющая столь необычный
облик, издревле привлекала внимание людей – с
ней также связано множество мифов и легенд* .
В Европе омела была объектом суеверного
поклонения с незапамятных времен. Веточки омелы,
наравне с четырехлистным клевером и подковой,
считались универсальными талисманами и
оберегами, приносящими счастье и отгоняющими
злых духов. Колдуны и знахари Средневековья
приписывали омеле способность защищать от
колдовских чар, а также считали ее универсальной
отмычкой. В Англии было принято давать корове
после отела веточку омелы, чтобы защитить ее от
ведьм, которые, по поверьям, портят молоко. Народы
Западной Европы и поныне на Рождество
подвешивают под потолком сорванные ветви омелы,
чтобы год был удачным.
Кроме волшебных, омеле приписывались и
лекарственные свойства. Врачи античного мира
лечили омелой «падучую» (эпилепсию), истерию,
головокружения. Авиценна рекомендовал применять
омелу для размягчения нарывов и опухолей. В
Ирландии и Шотландии из омелы готовили мазь для
лечения ран, нанесенных холодным оружием. В
настоящее время в официальной медицине
препараты омелы используются лишь в нескольких
странах (Испания, Франция, Чехия) в качестве
средства, понижающего кровяное давление, при
лечении атеросклероза.
Всего известно около 100 видов омелы.
Распространенная в Европе омела белая (Viscum album)
– вечнозеленый полукустарничек, полупаразит
деревьев. Семечко омелы, попавшее на ветку
дерева, прочно приклеивается к ней благодаря
клейкому околоплоднику. Корешок семени
проникает через кору и разрастается между корой
и древесиной. Корневые присоски омелы не
внедряются в древесину растения-хозяина, а как бы
обрастают ею, получая из древесины минеральные
соли и воду. Органические вещества омела
производит сама. Со временем на ветвях дерева
образуется клубок из переплетенных побегов
омелы, напоминающий шар, диаметр которого может
достигать 1 м. Но растет омела медленно – чтобы
образовать шар диаметром около полуметра, ей
требуется не менее 30 лет. Плоды омелы охотно
поедают дрозды, которые и являются основными
распространителями ее семян.
Волшебным цветком считали наши
предки и нарцисс. Не будем пересказывать
здесь известную легенду про греческого юношу,
влюбившегося в собственное отражение... В Исламе
нарцисс служит эмблемой несгибаемой верности. В
Персии нарцисс считался цветком юности, на
Востоке этот цветок – символ нового года,
радости, удачи и счастливого брака.
Нарцисс являлся также символом обещаний –
влюбленный юноша преподносил своей избраннице
букет белых нарциссов, источавших божественный
аромат и навевающих романтические фантазии. В то
же время нарцисс служил символическим
изображением девушки, устраняющей соперниц. Это
вызвано, по-видимому, тем, что цветки нарцисса,
поставленные в одну вазу с другими цветами,
убивают их. Чтобы избежать этого, нарциссы, перед
тем, как использовать их в букетах с другими
растениями, следует выдержать в отдельном сосуде
с водой не менее суток – пока они не выделят
слизь.
Говоря о сказочных растениях,
нельзя не остановиться на белладонне. Она
имеет много разных названий – красавка, «сонная
одурь», «бешеная ягода», «песьи вишни», «вишня
сумасшедших» и – среди прочих – романтическое и
зловещее «мать королева ядов». Беладонна –
родственник мандрагоры, а также картофеля и
томатов... То есть принадлежит все к тому же
«роковому» семейству пасленовых, давшему
человечеству и «второй хлеб», и сильнейшие яды, и
пищу для самых безудержных фантазий. Научное
название белладонны – Atropa belladonna –
происходит от имени Атропы, одной из трех мойр –
греческих богинь судьбы. А «belladonna» по-итальянски
– «прекрасная женщина». В свое время женщины
Италии и Испании закапывали сок белладонны в
глаза, что приводило к расширению зрачка – глаза
становились более выразительными. Кроме того,
соком ягод натирали щеки для придания им румянца.
Так возникла слава растения, придающего женщинам
красоту. Отсюда и русское «красавка».
Белладонна содержит значительное количество
алкалоидов и очень ядовита. Именно красавка была
одним из первых растений, из которого были
выделены алкалоиды (в частности, атропин) в 1838 г. В
настоящее время красавка культивируется для
промышленного получения лекарственного сырья.
Препараты на основе ее алкалоидов используются
как спазмолитические, болеутоляющие,
отхаркивающие, успокоительные средства.
Однако в древности широкого распространения в
медицине растение не получило – из-за сильной
ядовитости. Иное дело, если нужно было
приготовить отраву... Кроме того, благодаря
сильному воздействию на нервную систему,
белладонна в Средние века считалась волшебной
травой и входила в состав колдовских мазей и
напитков. Воины в Древней Германии перед
сражениями выпивали настой красавки для
придания себе боевого духа.
Алкалоиды красавки вызывают
сильнейшие галлюцинации и, в частности, иллюзию
полета, из-за чего это растение было составной
частью знаменитой «мази ведьм», действие которой
описал в «Мастере и Маргарите» Михаил Булгаков.
Конечно, намазав тело даже самой лучшей из
волшебных мазей, вряд ли удастся реально
оторваться от земли, но вот испытать подобное
ощущение... Кроме ягод красавки в состав снадобья
входили и другие ядовитые растения, особым
способом приготовленный экстракт которых мог
вызвать сильное нервное возбуждение и иллюзию
парения в воздухе – например, болиголов (Conium
maculatum). Помимо колдовских мазей это очень
ядовитое растение семейства зонтичных служило
составной частью любовных «отворотных» зелий
или просто использовалось в качестве отравы.
Традиционным элементом приворотных
зелий была трава вербены (Verbena, сем.
Губоцветные). Друиды считали, что вербена
способна исцелить от всех болезней, ее почитали
священной древние греки и римляне. Кельты
использовали ее для заклинаний и заговоров.
Христиане называли вербену «крестной травой»,
считая, что она была полита кровью распятого
Спасителя. Существовало поверье, что сок вербены
способен помочь в исполнении любых желаний,
наделить даром ясновидения, сделать неуязвимым
против холодного оружия, а также является
противоядием против укусов змей.
Кроме травянистых, магические
свойства приписывали и древесным растениям. Из
их древесины изготавливали волшебные палочки и
посохи, амулеты; толченую кору и измельченные
листья добавляли в снадобья; использовался для
прорицания и защиты от злых духов и дым от
сжигаемых дров. Об иве мы уже рассказали. Из
древесины ясеня – «дерева мира» –
изготавливали защитные амулеты. Из ясеня было
изготовлено, по легенде, копье бога света –
Одина. Священным деревом Перуна, символом
жизненной силы, считался дуб. Он придавал
силы и даровал мудрость. Магические посохи, жезлы
для защиты от магии изготавливали также и из
древесины орешника (лещины). Лещина считалась
деревом, в которое «не бьет гром», крестики из
него считались защитой от удара молнии и
оберегали от злых духов.
* От редакции. В свое
время на страницах нашей газеты подробно
рассказывалось об этом растении. Приведем здесь
маленький отрывок, имеющий непосредственное
отношение к теме настоящей статьи:
«Чтили омелу галлы и италийцы – об этом известно
еще из текстов Плиния Старшего. Друиды – так
галлы называли своих кудесников – считали, что
нет ничего священнее омелы, особенно если она
произрастает на дубе. Срывали омелу с
соблюдением сложных обрядов: в шестой день луны
жрец в белом одеянии взбирался на дерево и,
срезав растение золотым серпом, клал его на кусок
белой ткани. Омела должна была быть сорвана без
применения железа, а сорванная – не коснуться
земли.» Ягодовская И.В. «Поцелуй под омелой».
Биология, №1/1999.
|