Н.Л. ЧИБИСОВА,
учитель биологии гимназии № 1,
г. Сергиев Посад, Московская обл.
Индивидуально-групповая форма работы
на уроках биологии в 7–11-х классах
(Методическая разработка)
Повышение активности познавательной
деятельности учащихся – одна из важных задач
школьного образования. Решению ее помогает
индивидуально-групповая форма работы на уроке,
при которой возможно решение сложных
познавательных задач малой группой учащихся.
Контроль, корректировка и оценка решения
выполняются самими учащимися. Использовать
такую форму урока можно на любом этапе: и при
изучении нового материала, и как вариант
обобщающего урока (в течение всего урока или как
фрагмент).
Учитель разбивает учащихся на группы,
формулирует познавательные задачи,
систематизирует знания и корректирует ответы
при обсуждении итогов работы, оценивает знания.
Ученики самостоятельно работают с учебником,
муляжами, коллекциями, рисунками, таблицами,
обсуждают и подготавливают ответы на вопросы и
сдают отчет.
7-й класс.
Тема урока: «Грибы-паразиты»
Материалы: учебник (Серебрякова
Т.И., Еленевский А.Г., Гуленкова М.А. и др.
Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. –
М.: Просвещение, 1994), таблицы «Грибы-паразиты»,
плодовые тела трутовых грибов.
1-я группа
В чем особенность питания группы
грибов-паразитов? Какие источники органических
веществ они используют? Предложите схему с
конкретными примерами грибов.
2-я группа
Укажите приспособления к паразитизму
у различных грибов.
3-я группа
Укажите значение грибов-паразитов в
природе и в жизни человека.
4-я группа
Обоснуйте методы борьбы с грибами
паразитами.
Продолжительность самостоятельной
работы – 15 минут. Затем – отчеты групп, анализ
ответов, сообщение дополнительных сведений,
отсутствующих в учебнике.
8-й класс.
Тема урока: «Несекомые -вредители поля
(леса, сада, огорода)»
Материалы: учебник (Никишов А.Н.,
Шарова И.Х. Биология: Животные – М.: Просвещение,
1994), коллекции насекомых, иллюстрации.
1-я группа
Определите отряды, к которым относятся
изучаемые насекомые. (Какие признаки
используете?)
2-я группа
Проанализируйте, какие органы
растений поражают насекомые-вредители. Обратите
внимание на признаки поражения.
3-я группа
На какой стадии развития (и почему)
насекомые особенно опасны. Установите
закономерность.
4-я группа
Предложите и обоснуйте использование
различных методов борьбы с
насекомыми-вредителями. Установите преимущества
и недостатки каждого.
Продолжительность самостоятельной
работы – 20 минут. Можно усложнить задания и
дать возможность использовать дополнительную
литературу по изучаемой теме. Это требует
большего времени, поэтому обычно на первом уроке
ребята выполняют работу, а отчет заслушивается
на следующем (особенно в старших классах).
10-й класс.
Тема урока: «Бактерии –
прокариотические организмы»
Литература: учебники (Общая
биология/Под ред. Полянского Ю.И. – М.:
Просвещение, 1995; Пуговкин А.П.,
Пуговкина Н.А. Основы общей биологии. –
С.-Пб.: Специальная литература, 1995; Биология/Под
ред. Ярыгина В.Н. – М.: Высшая школа, 1995), Грин
Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1. – М.: Мир, 1990; Ельцов
В.Т., Шильникова В.К. Микробиология. – М.:
Агропромиздат, 1990; статьи из журналов «Наука и
жизнь», «Биология в школе» разных лет.
1-й урок
1-я группа
Изучите особенности строения бактерий
(форма клеток, их строение), их распространение в
природе. Обратите внимание на особенности
размножения.
2-я группа
Изучите метаболизм бактерий (питание,
дыхание, выделение).
3-я группа
Проследите влияние различных факторов
внешней среды (физических, химических,
биологических) на метаболизм бактерий. Обоснуйте
применение различных приемов борьбы с
бактериями: стерилизация, пастеризация,
дезинфекция и т.д.
4-я группа
Покажите значение бактерий в природе и
жизни человека.
Продолжение следует
|