Н.Л. ГАЛЕЕВА
Экология и мир человека
Уроки экологического мышления в 5-м
классе
В общеобразовательную школу все глубже
проникает новый – интегрирующий – подход к
обучению. Н.Л. Галеева, учитель высшей категории,
кандидат биологических наук, многие годы
занимающаяся преподаванием и
научно-методической работой в московской
школе-лаборатории № 196, предложила программу
курса «Экология и мир человека. Уроки
экологического мышления» (см.
«Биология» № 5/2002), в котором реализуется
возможность обучать системному видению мира, а
также воспитывать сознательное, личностное
отношение к нему. Для каждого года обучения,
начиная с 1-го класса, в качестве обеспечения
курса предлагается учебно-методический
комплект, состоящий из методического пособия для
учителя и рабочей тетради для ученика.
Методическое пособие для учителя – это
подробная разработка занятий с использованием
рабочей тетради, входящей в комплект. Это
дидактический материал, выдержки из необходимых
текстов, списки рекомендуемой литературы.
Рабочая тетрадь для ученика – это задания,
упражнения, схемы, рисунки, тесты для
самоконтроля. В ней отведено место для
самостоятельных рассуждений и обобщений
ученика, его письменных и художественных работ.
Страницу за страницей заполняя тетрадь, ученик
пишет и раскрашивает свой личный «учебник»,
которым потом сможет воспользоваться и на уроках
других школьных предметов.
Предлагаем вашему вниманию два урока из данной
разработки.
Модуль 4. Человек в природе Тема: «Природа у
меня дома»
Урок 7
Для этого урока вам понадобится карта
мира, лучше зоогеографическая.
В начале урока убедитесь, что ребята знают
названия и положение континентов. А потом
спросите, у кого из них дома живут представители
разных континентов. Скорее всего, кто-нибудь
догадается, что речь идет о растениях. Заранее
подготовьте в кабинете горшочки с растениями, о
происхождении которых вы знаете. Я обычно ставлю
на каждую парту по одному растению и объявляю о
начале путешествия.
Каждое из растений я называю и
рассказываю короткую историю о его
происхождении, о его родственниках. Потом
отмечаем на карте флажками родину растения.
Обязательно найдите к уроку кактус и,
рассказывая о нем, обратите внимание на то, как он
переживает недостаток воды. Наверняка у вас
найдется «декабрист». Отметьте место его
происхождения, спросите, знают ли ребята, почему
он так называется. А почему цветет зимой, а не
летом? Расскажите о разнице во временах года в
южном и северном полушариях.
Поставьте на стол блюдо с овощами,
ягодами, фруктами. Заранее заготовьте рисунки
этих плодов на булавках. Пусть ребята у себя в
тетрадях рисуют изображения плодов в тех точках
на карте, откуда эти плоды пришли на наш стол. (Вы
рассказываете о центрах происхождения, называя
только части света, континенты и, при
необходимости, часть континента: южная, северная
и т. д. Не вводите много топонимов!)
После работы покажите ребятам книги:
«Путешествия с домашними растениями»,
справочники, определители. Спросите их, зачем
надо знать, где родина растения. Попросите их
дома проверить, правильно ли расставлены у них
растения. Попросите также сделать дома коллекцию
из тех круп, которые используются в их семьях. Как
сделать такую коллекцию, описано ниже в рабочих
тетрадях.
Немного истории
Картофель
Впервые европейцы узнали картофель в
1537 г. Это произошло во время испанской военной
экспедиции Гонсало Хименеса де Касада в Южную
Америку. В индейском селении Сорокота испанские
воины обнаружили картофель среди съестных
припасов, оставленных туземцами.
В 1589 г. художник Филипп де Севри
впервые изобразил картофель на своей акварели и
поставил под ним подпись: «тартуфель».
В Россию картофель был привезен Петром
I из Голландии и посажен на Аптекарском огороде в
Санкт-Петербурге в 1736 г.
В 1765 г. по инициативе Государственной
медицинской коллегии Сенат издал Указ «О разводе
и употреблении земляных яблоков, которые
называются в иных местах тартуфелями или
картуфелями».
Арахис
В 1792 г. арахис завезли в Россию из
Турции.
Рис
Рис начали возделывать более 7000 лет
назад в Тайланде. Первые упоминания о рисе в
Европе связывают с походами Александра
Македонского. Один из его воинов, возвращаясь из
индийского похода, писал: «Рис разводится в Индии
на грядках, затопленных водой. В вышину это
растение достигает четырех локтей...»
Появление риса в Европе и Северной Африке
связано с завоеваниями арабов. В 710 г. они
достигли Испании, и с этого времени на
Пиренейском полуострове стали возделывать рис.
Перец
В 1616 г. в книге «Благопрохладный
цветок, или Травник» впервые упоминается о
возделывании перцев в России.
Соя
Первые попытки разведения сои в Европе
были осуществлены в 1840 г.
Томаты
Родиной томатов считаются горные
районы Перу и Эквадора.
В 1523 г., вскоре после завоевания
Мексики Кортесом, в Европу были завезены первые
томаты.
В 1850 г. в России (в Одессе) впервые стали
выращивать томаты.
Пшеница
Человечество возделывает пшеницу уже
6–8 тысячелетий (наиболее древние находки были
сделаны на территории современных Ирака, Турции
и Иордании).
В Египте пшеничные зерна были
обнаружены в пирамиде Дашура, возведенной около
5300 лет назад.
В Китае культура пшеницы упоминалась
уже 4650 лет назад.
В Западной Европе пшеница стала
известна около 4000 лет назад, о чем
свидетельствуют находки остатков зерен и
колосьев в Швейцарии.
В Америке и Австралии пшеница
появилась только 200 или 300 лет назад.
Рожь
Впервые рожь стали возделывать в
бронзовом веке. Римский естествоиспытатель
Плиний писал о выращивании ржи в Альпах,
древнегреческий врач Гален – о посевах ее в
горах Македонии и Фракии.
Первое письменное свидетельство о
культуре ржи на Русской земле относится к
периоду Киевской Руси. Эту запись оставил
знаменитый летописец Нестор, живший на рубеже
XI–ХII вв.
Кукуруза
Кукуруза родом из Мексики. В 1954 г. в
Мехико во время земляных работ на глубине 70 м
была обнаружена ископаемая пыльца дикой
кукурузы. С помощью радиоактивного метода
исследования выяснили, что ее возраст – 60 000 лет.
Европейцы узнали о кукурузе в 1492 г. –
после открытия островов в Карибском море. Колумб
сделал запись о неизвестном зерновом растении.
В 1542 г. появился «Травник» Леонардо
Фукса, и в нем впервые было полное изображение
кукурузы.
В Россию (в Крым) кукуруза была
завезена в XVII в.
Подсолнечник
В Россию подсолнечник был завезен при
Петре I из Голландии.
Д.Е. Бокарев, крепостной крестьянин
графа Шереметева из села Алексеевка Воронежской
губернии, в 1829 г. впервые получил растительное
масло из «солнечного цветка».
Горчица
Горчица белая появилась в России в XVIII
в. В 1765 г. в Поволжье переселенцами из Германии
был основан первый горчичный завод.
Черешня
Появление черешни в Европе связано с
именем известного римского полководца Лукулла.
После его побед в Азии в 64 г. до н. э. Лукулл
торжественно въехал в Рим на колеснице,
украшенной ветками черешни с плодами.
Виноград
В России первые виноградники
появились в 1613 г. в Астрахани, а в 1638 г. – в Киеве.
Свекла
Начало возделывания свеклы относится
к IV–VI вв. до н. э. Она была хорошо известна в
Древней Греции, Риме.
В 1747 г. немецкий химик Маркграф выделил
из свеклы белое кристаллическое вещество,
которое по своим свойствам было похоже на
тростниковый сахар.
Кочанная капуста
В странах Средиземноморья и Южной
Европы кочанную капусту выращивали еще 4–4,5
тысячи лет назад.
Пряные растения
Первые упоминания о пряных растениях в
Древнем Китае, Индии и Египте относятся к III
тысячелетию до н.э.
Сахарный тростник
Родиной сахарного тростника считают
Индию и Китай, откуда тростник распространился в
Персию и Египет, позднее (около 1150 г.) – в Испанию.
В 327 г. до н. э. воины Александра
Македонского достигли Индии и были первыми
европейцами, увидевшими сахарный тростник.
В VII–X вв. арабы изобрели способ
рафинирования сахара.
В ХII в., во времена крестовых походов,
сахар появился в Европе.
Колумб в 1493 г. завез сахарный тростник
в Америку.
Первые попытки возделывания сахарного
тростника на юге России относятся к концу XVIII
столетия, но они оказались безуспешными.
Первый сахарный завод в России был
построен в 1800 г. в Тульской губернии. Сахар
вырабатывался на этом заводе из привозного
тростникового сахара-сырца.
Чай
Португальскими моряками в 1517 г. в
Европу был привезен чай.
В России чай появился в 1638 г.: 4 пуда чая
прислал в подарок царю Алексею Михайловичу
ордынский хан.
Цитрусовые
Родиной цитрусовых считают
Юго-Восточную Азию. Самым древним окультуренным
цитрусовым является цитрон. Он возделывался в
долинах Тигра и Евфрата тысячи лет назад.
Одним из первых цитрусовых, появившихся в садах,
был апельсин. Его культурные сорта были известны
в Китае еще до нашей эры.
Теперь ребята могут нарисовать
любимые фрукты и овощи на карте мира именно там,
где человек впервые начал их возделывать, сажать
и собирать урожай. Это будет карта центров
происхождения культурных растений.
Загадки про овощи
Вот так диковина:
на ветке –
морковина!
Висит, краснеется –
на солнце греется.
Помидору – брат, а кумачу не рад:
он в лиловой рос одежке,
не краснеет даже в лежке.
Ягода красна,
ягода вкусна.
Режь да соли!
Ешь да хвали.
Цветок – напрасный,
плод – опасный.
А поле всё засажено.
На плечах Игнашки
сорок три рубашки –
все из ткани отбелённой,
а поверх – пиджак зеленый.
На рис. 1 изображены растения и
предметы, которые делают из этих растений. Все ли
стрелки показаны правильно? Зачеркни
«неправильные» стрелки.
Рис. 1. Что изготавливают из культурных
растений
Задания для самостоятельной работы
1. Собери коллекцию «География на
моей кухне». Возьми по 2–3 зёрнышка каждой крупы,
капни каплю клея на то место на карте, откуда
пришли растения, из которых сделаны твои крупы.
Чтобы крупинки не осыпались, когда ты будешь
перелистывать страницы, вырежи из большого
прозрачного пакета лист на 2 см шире и длиннее,
чем страница твоей тетради. Аккуратно вложи
прозрачный лист в тетрадь, загни выступающие
края и приклей с обратной стороны.
2. Впиши названия злаков-растений
так, чтобы получились стихи:
Мощностью и высотой
знаменита...................,
и початок золотой,
полновесный, налитой,
...................... не обуза.
И с ............ сдружились мы давно,
дарит он крупу и толокно,
и муку, и кашу, и печенье.
Поблагодарим за угощенье!
С .................. в дружбе мы давно,
.................. дарит нам пшено.
Главный принцип ..........
в общем-то простой:
голова – на солнце, ноги –
под водой.
3. На рис. 2 укажите, откуда родом
перечисленные ниже растения.
1. Адиантум.
2. Нефролепис.
3. Сансевьера.
4. Циперус.
5. Зефирантес.
6. Аукуба.
7. Восковой плющ.
8. Глоксиния.
Рис. 2. Лабиринт «Комнатные растения»
Модуль 5. Природа в человеке Тема:
«Межгалактический союз»
Урок 9
Давно известно, что запоминается лучше
всего то, что познается в сравнении, в
сопоставлении. Тема урока позволит учащимся
самим оценить, возможно впервые, способности и
свойства человеческого организма по сравнению с
организмами других живых существ Земли.
Занятие мы проводим в виде игры,
правила которой я рассказываю в начале урока:
«Давайте представим себе, что мы находимся на
искусственной космической станции «Вавилон–555».
Все вы – представители разумной жизни разных
планет Галактики. Сегодня на станции очередная
встреча ученых. В своем клубе они обсуждают
вопрос о принятии Человека разумного в члены
Межгалактического союза «Живая Галактика». Роль
человека буду играть я, а вы все будете
экспертами. (Объясняю значение этого слова.)
Нам понадобится Ведущий. Он будет
координировать нашу работу, задавать вопросы,
предоставлять слово выступающим и т. д.
(Представляю Ведущего.)
В распоряжении экспертов находятся
привезенные с Земли и переведенные на единый
межгалактический язык описания некоторых других
живых существ с Земли (это страницы рабочей
тетради с материалами о «рекордсменах» –
растениях и животных). В результате обсуждения
кандидатуры Человека разумного члены клуба
примут решение – принять его в Межгалактический
союз «Живая Галактика» или отказать в приеме».
Я вручаю ведущему лист с его докладом и
вопросами и далее стараюсь не выходить из своей
«роли», если только не будет вопросов ко мне
лично.
Вот что написано у ведущего в его
докладе: «Уважаемые члены союза «Живая
Галактика»! Сегодня мы собрались, чтобы решить
вопрос о приеме еще одного представителя
разумной жизни – живого существа с планеты
Земля, называющего себя Человек разумный. В своем
заявлении о вступлении в наш Союз Человек
разумный написал, что из всех живых существ,
населяющих его планету, именно он достоин
представлять Землю в нашем клубе. По нашей
просьбе Человек описал некоторых своих соседей
по планете, и эти материалы сейчас находятся у
вас на столах. Нам предстоит выяснить сегодня,
является ли Человек в действительности
достойным представителем своей планеты. Попрошу
вместе со мной проанализировать ответы Человека
и представленные им материалы».
Далее ведущий зачитывает вопросы, а
ребята ищут ответы в рабочей тетради (материалы
«Это интересно»), потому что я на все вопросы
вынуждена буду отвечать «нет».
– Являешься ли ты, Человек, самым
большим живым существом на своей планете?
– Может быть, ты быстрее всех передвигаешься?
– Тогда, наверное, ты можешь переносить очень
высокую или очень низкую температуру?
– Наверное, ты, Человек, дольше всех живешь на
Земле, т. е. ты самый первый освоил эту планету?
– Может быть, ты, Человек, самый сильный у себя на
Земле?
– А можешь ли ты жить на большой высоте и на
большой глубине?
– Тогда ты, наверное, самый живучий из всех живых
существ, не боишься никаких повреждений?
– Последний вопрос: наверное, у тебя самые
совершенные органы чувств?
(Все это время один из учеников читает вслух
информацию о «самых-самых» – материалы «Это
интересно».)
– Тогда ответь нам, Человек, на два
главных вопроса: почему ты называешь себя живым
существом и почему ты считаешь, что именно ты
готов представлять всех живых существ от планеты
Земля?
(Конечно, мы с ведущим заранее подготовили эту
игру, и текст своего выступления он получил
несколько дней назад.)
Получив право на свое ответное слово, я
произношу примерно такую речь: «Уважаемые члены
клуба! Отвечая на главный вопрос, скажу, что я,
Человек, как и все те существа, о которых вы
слышали сегодня, – живой. Я дышу, ем, двигаюсь,
умею чувствовать и приспосабливаться к
окружающей среде. Как и все живые существа, я имею
долгую историю эволюции. Я размножаюсь по
законам наследственности и изменчивости, как все
земные живые существа.
Вы правы, уважаемые инопланетные
ученые, я, Человек, обладаю телом не самым большим
и тяжелым, мои органы чувств менее совершенны,
чем у моих соседей по Земле, я не могу обогнать
птицу и соревноваться в долголетии с секвойей. Но
Природа дала мне разум, с помощью которого я могу
видеть дальше орла, преодолевать земное
тяготение, строить дома и космические корабли.
Природа дала мне душу, позволяющую чувствовать
не только свою силу, но и ответственность за все
живое на моей планете. Я, Человек, – такой же
живой, как кит, бактерия или орел. Но они просто
живут, а я живу и познаю мир вокруг себя. У всех
живых существ моей планеты есть потребности, а у
меня есть потребности и совесть, заставляющая
чувствовать ответственность за планету.
Я прошу принять меня в
Межгалактический союз, потому что я на своей
планете сильнее всех разумом и ответственнее
всех совестью».
Ведущий предлагает членам клуба
высказать свое мнение. Затем объявляет
голосование.
Иногда приходится выслушивать
достаточно скептические мнения учащихся, но
главное, чтобы в игре приняли участие как можно
больше ребят, – читая отрывки из тетради, задавая
вопросы и т. д. Сама форма такой игры приучает к
культуре дискуссии, формирует умение слушать
товарища.
Заканчивая урок, я мотивирую их на
следующее занятие: мы должны доказать, что
человека не зря приняли в Межгалактический союз,
что человек знает о том, какие потребности у
живых существ Земли.
Это интересно
Самое большое животное – голубой кит,
его длина 30 м, а вес 122 т.
Самое «вооруженное» животное – белая
акула. Сила ее укуса такова, что давление зубов
при смыкании такое же, как у четырех слонов.
Самое быстрое животное на суше –
гепард. Он развивает скорость до 110 км/ч.
В море быстрее всех рыба-парусник. Она
может плавать со скоростью 109 км/ч.
А в воздухе стриж быстрее всех, он
летает со скоростью до 170 км/ч.
Дольше всех среди животных живут
черепахи.
Самое «живучее» из животных –
морская губка. Из кусочков ее тела вырастет целый
организм.
Самые северные растения – это желтый
мак и низкорослая арктическая ива, они растут на
Крайнем Севере (до 83о с. ш.).
Самое южное растение – это
волосковая трава, обнаруженная в 1981 г. на острове
Изгнания в Антарктиде (68о 21' ю. ш.).
Самые высокорастущие растения
обнаружены в 1955 г. в Гималаях на высоте 6400 м – это
эрманиопсис гималайский и лютик лопастной.
Самым длинным растением является
лиана филодендрон лазающий. В США в 1988 г. была
обнаружена такая лиана длиной 339,5 м.
Самым высоким на планете из
когда-либо измеренных деревьев оказался
царственный эвкалипт на берегу реки Уоттс
(Австралия, штат Виктория, 1872 г.). Высота эвкалипта
была 132,6 м.
Самым массивным деревом на Земле
является секвойядендрон гигантский. Хвоя дерева
голубовато-зелёная, а красно-коричневая кора
местами достигает в толщину 61 см. Высота
отдельных деревьев – до 80 м при диаметре стволов
до 20 м. Расчетный вес дерева составляет более 2000
т. Семя же секвойядендрона гигантского весит
лишь 4,7 мг. Взрослое дерево тяжелее его в 1 300 000 000
раз.
Самыми старыми на Земле можно считать
антарктические корковые лишайники, возраст
которых минимум 10 000 лет.
Задания для самостоятельной работы
1. Человек издревле украшает себя тем, что
дает ему Природа. Какими украшениями модницы и
модники обязаны этим животным и растениям (рис. 3)?
Рис. 3
2. Лишайники – самые медленнорастущие
организмы. За год их тело – слоевище – вырастает
на 1–8 мм. Сколько лет может быть кустику
лишайника кладонии высотой 5 см?
3. С одного дерева грецкого ореха
собрали 160 кг плодов. 100 орехов весят 1 кг. Все
собранные орехи были высеяны в специально
подготовленном питомнике. Сколько саженцев
грецкого ореха вырастят садоводы, если из 100
орехов прорастает 90?
В настоящее время издательство
«Тайдекс Ко» выпустило такой комплект для 5-го
класса. Заказать его можно по адресу:
113648, Москва, а/я 28 или по
тел./факсу (095) 318-7721; 319-9233.
|