А.ГОРЯШКО
Монастыри и охрана природы в прошлом и
настоящем
Соловецкий монастырь
О Боже, расшири в нас чувство
товарищества со всеми живыми существами, с
нашими меньшими братьями, которым Ты дал эту
землю, как общий дом с нами. Да уразумеем, что они
живут не для нас только, но для себя самих и для
Тебя, что они наслаждаются радостью жизни так же,
как и мы, и служат Тебе на своем месте лучше, чем
мы на своем.
Св. Василий Великий
В последние годы происходит забавная
вещь. С одной стороны, термин «экология» прочно
вошел в церковный обиход, служители религии все
больше обращаются к экологической тематике.
Статьи на эту тему стали появляться в «Журнале
Московской патриархии», а Русский христианский
гуманитарный институт даже выпустил сборник
«Христианство и экология». Причем активно
обсуждается вопрос (прошу прощения за
сознательное огрубление взглядов авторов):
определил ли Бог человеку господствующую роль
над природой, либо придавал равное значение всем
тварям своим?
Наряду с этим в среде специалистов по
охране природы разгорается идеологическая
дискуссия между сторонниками традиционного
научного подхода к охране природы
(осуществляемого, например, в большинстве
заповедников) и адептами нового взгляда,
предлагающими создать из природы некий культ,
абсолютную неприкосновенную святыню, а научный
подход полагающими неким кощунством. В обоих
случаях копья ломаются на чисто теоретической
почве, и как-то забывается, что истории Церкви и
охраны природы переплелись давно и вполне
практическим образом.
В 1913 г. Г.А. Кожевников
опубликовал статью «Монастыри и охрана природы».
Соседство вынесенных в заглавие понятий вовсе не
было фантазией автора. Профессор зоологии,
теоретик и практик заповедного дела, еще в
1908 г. выработавший основные тезисы, на основе
которых до сих пор строится работа заповедников,
Григорий Александрович утверждал, что «важно
подходить к вопросу охраны природы с широкой
принципиальной точки зрения, а не смотреть
узко-утилитарно».
Всю жизнь Г.А. Кожевников искал и
находил самые разнообразные возможности для
расширения и поддержания дела охраны природы. Он
ясно видел и убедительно обосновал
естественность и необходимость охраны природы в
монастырях и силами монастырей.
Но, прежде чем обратиться к
соображениям профессора Кожевникова, заглянем в
еще более далекие времена. История Русской
православной церкви прекрасно иллюстрирует
затронутой тему.
Конечно, библейское описания рая –
самого первого идеального заповедника – человек
неверующий может считать красивой выдумкой.
Однако, и более поздние Жития святых, основанные,
по крайней мере частично, на реальных событиях,
свидетельствуют о доверительных отношениях,
возникавших между животными и монахами.
Наиболее прославленным русским
монастырем стал Троице-Сергиевский, в 1744 г.
получивший статус лавры. Его основатель,
преподобный Сергий Радонежский (1319–1392), начал
свой подвиг в полном уединении. Только лес и
дикие звери окружали его. «Посещали его и
медведи. Один медведь целый год приходил к нему, и
пустынник делился с ним последним куском хлеба,
когда же у него бывал лишь один кусок, он отдавал
его медведю, а сам оставался голодным, потому что
зверь неразумен и не понимает необходимости
терпения и воздержания». Около двух лет Сергий
прожил в одиночестве. «Слух пронесся о святом
пустыннике, и начали к нему собираться монахи.
Собравшаяся братия умоляла святого быть
наставником. Монастырь был построен. Сразу за
изгородью монастыря шумел тогда нетронутый лес.
Здесь люди и природа жили в согласии, следуя
примеру святого подвижника».
А вот о преподобном Германе
Аляскинском: «Около его келии жили горностаи. Эти
зверьки отличаются своей пугливостью. Но они
прибегали к преподобному Герману и ели из его
рук. Видели, как преподобный Герман кормил
медведя».
Бесчисленное множество подобных
рассказов можно найти в Житиях святых. Для тех,
кто склонен считать и Жития сказкой не
основанной ни на чем, приведем уже абсолютно
достоверные исторические факты.
Примечательно, и, возможно, это не
случайность, что часть современных заповедников
и национальных парков располагается там, где
раньше были священные языческие объекты или
угодья православных монастырей: Национальный
парк «Святые горы» – на месте Святогорского
монастыря, заповедник «Малая Сосьва» – в
священном месте хантов, часть территории
заповедника «Лес на Ворскле» – на месте
Тихвинской девичьей пустыни, одно из лесничеств
Кандалакшского заповедника – на Айновых
островах, ранее бывших владениями
Трифоно-Печенгского мужского монастыря.
И дело не только в территориальном
совпадении. Достаточно привести пример
Кандалакшского заповедника, созданного в 1932 г.
для охраны гаги и тем, как ни странно,
продолжившего именно монастырские традиции,
потому что до создания заповедника реальная
охрана гаги на Белом и Баренцевом морях
осуществлялась только в монастырских владениях:
Соловецкого монастыря, в Онежском заливе и
Трифоно-Печенгского монастыря на Айновых
островах на Западном Мурмане.
Несмотря на все успехи в охране гаги,
достигнутые заповедником за 70 лет своего
существования (на сегодняшний день популяция
обыкновенной гаги на территории Кандалакшского
заповедника вполне устойчива и одна из
крупнейших на территории нашей страны), в одном
вопросе уровня монастырей ему достичь не
удалось. Гага – существо весьма пугливое и к
соседству с человеком не склонное, но в
монастырских владениях она была одомашнена до
такой степени, что было создано прекрасное
гагачье хозяйство. Было это во времена
сравнительно недавние и подтверждено
документально. (Некрасов М.К. Опыт
одомашнивания гаги в Соловецком биосаде // Живая
природа, №2, 1925). После исчезновения монастырей
подобные отношения с гагой в нашей стране не
удавались больше никому.
Вернемся в начало XX в. Статья
профессора Кожевникова базируется на конкретных
данных, как сказали бы сегодня, социологического
опроса. В начале сентября 1913 г. Русским
Орнитологическим комитетом по инициативе
Б.М. Житкова было разослано обращение к
настоятелям русских мужских монастырей:
«…Русский Орнитологический Комитет,
озабоченный выяснением вопросов об охране птиц в
Российской Империи, обращается с покорнейшей
просьбой не отказать в уведомлении, есть ли… в
Вашем монастыре угодья, на которых воспрещалась
бы охота и ловля птиц…, а равно и том, какое
население животными и птицами… находится в этих
угодьях. Поручая себя молитвам монастыря, «Р.О.К.»
уверен, что с вашей помощью ему удастся выяснить
необходимое для богоугодного дела защиты
животного мира и выработать необходимые к тому
мероприятия…» Ответы были получены от 21 из 46
опрошенных монастырей.
«Расположенные весьма часто в местах
глухих и всегда имеющие земельные, в том числе
обычно лесные, участки, иногда весьма
значительной величины, монастыри поставлены в
самые благоприятные условия для устройства
заповедников. Кроме запрещения охоты, можно было
бы подумать и об устройстве на некоторых
монастырских участках полных заповедников, в
которых и растительный мир оставался бы в
неприкосновенности, не подвергаясь
хозяйственной эксплуатации», – пишет
Кожевников. Это вполне подтверждается ответами
монастырей.
От настоятеля Соловецкого монастыря:
«…Хотя во владениях монастыря на островах
имеются птицы, как то: куропатки, тетерева,
рябчики, но охота и ловля на них никогда не
производится». От настоятеля Дивногорского
монастыря (Воронежской губ.): «Население птиц
следующих пород: гуси, утки (разных пород),
куропатки, бекасы, вальдшнепы, дупеля и др. и
охота на них мною воспрещена во всякое время
года». От наместника Веркольского монастыря
(Архангельской губ.): «…На всех принадлежащих
Веркольскому монастырю угодьях охота и ловля
птиц безусловно воспрещена. Призывая на столь
Богоугодное дело Божие благословение, монастырь
очень сожалеет, что не может быть чем-либо
полезным Русскому Орнитологическому Комитету».
От настоятеля Печенгского монастыря:
«Трифоно-Печенгским монастырем с 1903 г.
монастырскими людьми охраняются от охоты и ловли
птиц и разорения гнезд иностранцами и жителями
окрестных прибрежных мест в течение вешних и
летних месяцев принадлежащие искони Печенгскому
монастырю Айновы острова большой и малый».
Были, правда, и ответы типа «при
монастыре никаких угодий, на которых
воспрещалась бы охота и ловля птиц, не имеется».
Но были и другие. Ответ настоятеля Кожеозерского
монастыря (Архангельской губ.): «…Монастырю
крайне бы желалось воспретить в своих угодьях
охоту на птиц, но обитель не имеет возможности
осуществить свои пожелания. Поставить охранную
стражу нет средств, а словесное запрещение не
имеет никакого значения. Привлекать же охотников
к суду тоже неудобно для монастыря, ибо камера
Мирового Судьи находится в 90 верстах от
монастыря. Да и не монашеское дело судиться.
Соблаговолите уведомить, какие возможно принять
меры к охранению птиц, и монастырь с глубочайшей
благодарностью воспользуется ими».
Обсуждая возможность создания
своеобразных монастырских заповедников,
Кожевников учитывал и соблюдал интересы веры, не
допуская ни малейшего ее оскорбления.
«Устройство заповедника вполне согласуется с
самой идеей монастыря, для которого общение с
нетронутой, первобытной природой дает
превосходную почву для созерцания и
самоуглубления, а хозяйственная эксплуатация
природы, наоборот, вводит в круг мирской суеты, от
которой бежит монашествующий, соприкасает его с
денежными интересами, с вопросами продажи,
прибыли, наживы, столь чуждыми идее иночества… Я
даже иду далее. Я полагаю, что среди иноков могут
найтись такие, которые начнут присматриваться к
жизни природы и делать над нею некоторые
наблюдения, например метеорологические,
фенологические, т.е. наблюдения над ходом таких
явлений, как зацветание и отцветание растений,
первое появление некоторых животных после
таяния снега и т.п. Знакомство с
естествознанием, познание природы, не должно
никоим образом считаться несовместимым с
благочестивой жизнью в монастыре».
И это предположение профессора вовсе
не было абсурдным. Более того, к моменту
написания статьи оно уже было подтверждено
практикой. Среди иноков действительно
находились такие, которые начинали
«присматриваться к жизни природы и делать над
ней наблюдения».
Весьма заметная фигура в истории
Соловецкого монастыря – архимандрит Мелетий.
Именно со временем его правления связан расцвет
знаменитой Соловецкой биостанции (1881–1898).
Архимандрит был прекрасно образованным,
прогрессивным и умным человеком. Он планировал
вселение нескольких видов рыб в многочисленные
озера Соловецких островов, разрабатывал
охранные меры по отношению к гаге и всячески
способствовал устройству биологической станции
на территории монастыря. Кстати, весьма
красноречивый факт: Мелетий был почетным членом
Санкт-Петербургского общества
естествоиспытателей.
А вот что рассказывает Н.Пинегин,
посетивший в 1909 г. владения
Трифоно-Печенгского монастыря на Айновых
островах: «…Он (монах) знает наперечет все
гагачьи гнезда… “Этим время и коротаем; каждый
раз, как из избы выйдешь, новую ея пичужью повадку
узнаешь; пойдешь по острову, поищешь, нет ли где
нового гнездышка у «гакхи»; которая глупая,
застудит, новых ей от несущейся положишь; каждый
раз новый обычай увидишь; верно это, к примеру
посмотри, которая знает дело свое: полетела с
гнезда напиться или за иным каким делом, сейчас
носом пух на яйца напихнет, закроет значит, чтобы
не стыли, и удивляешься, сколько, можно сказать,
понятия! – иль посмотрел бы, как тупик нору новую
роет; нос, сам видал, как лопата острая; носом
копает, а лапами землю выгребает, а другие
смотрят кругом не прорыл бы ихнюю нору, наблюдают
за своим добром!”»
Как видим, наблюдательность монаха
вполне достойна уровня хорошего полевого
орнитолога. Кожевников оказался прав и в
прогнозе на будущее: «С ростом городов, с
чрезмерным возрастанием в них шума и суеты,
монастыри должны бежать из городов в глушь, в не
заселенные еще дебри лесов, и там, получивши в
свое владение большие участки, должны хоть часть
их превратить в заповедники, сохраняя для
грядущих поколений не только образец
благочестивой жизни, но и нетронутую рукой
промышленника первобытную природу». Благо и опыт
сохранения первобытной природы для грядущих
поколений у монастырей тоже имеется.
Н.Пинегин свидетельствует о роли в
этом важнейшем деле Трифоно-Печенгского
монастыря: «Птиц до тех пор, пока не было издано в
Норвегии закона, запрещающего истребление гаг,
на островах было еще больше, чем в настоящее
время; после же издания закона, норвежцы стали
ездить к нам на Айновы острова и выбивать гаг для
пуха, не щадя и яиц. Вскоре жизнь на островах
стала вымирать… Печенгский монастырь,
восстановленный в начале 1880-х годов, начал
усиленно хлопотать об отводе в его собственность
многих незаселенных мест у Мурманского берега, в
том числе и Айновых островов, мотивируя
последнюю просьбу главным образом тем, что гаги,
предоставленные сами себе, уничтожаются без
охраны и скоро совершенно исчезнут. Монастырь
обещал охранять их от истребления… По
Высочайшему указу монастырю были отданы
острова… Распуганные гаги только в последние
годы начали вновь селиться в более значительных
количествах и с каждым годом более и более».
«Специально для устройства
заповедников монастыри вполне удобны потому, что
являются учреждениями прочно поставленными,
обычно солидно обеспеченными и имеющими полные
шансы на неопределенно долгое благополучное
существование. Идея монашества, удаление от
суеты и скверны мирской всегда будет иметь своих
приверженцев, так как в основе этой идеи лежит
высокий порыв, идеальные стремления к духовному
совершенству, которые составляют характерную
особенность человека и, надо надеяться, никогда
не заглохнут». Так завершает свою статью
Кожевников. Он ошибся только в одном – в
предположении о «неопределенно долгом
благополучном существовании» монастырей. В
1913 г., наверное, невозможно было представить,
что всего через четыре года многие монастыри
будут разграблены и уничтожены.
Но в главном он все же оказался прав:
идеальные стремления и высокие порывы людей не
заглохли, сумели сохраниться в мясорубке
российской истории. И об этом свидетельствуют
сегодняшние факты.
В 1980-х гг. Харьковская епархия
перечислила 1 тыс. руб. в Фонд охраны речки
Берестовая. Архиепископ Саратовский Пимен
произнес специально подготовленную проповедь
«Красота природы». Киевские священники устроили
экологическую тризну в знак протеста против
вырубки местными властями части городского
парка. Пюхтинский женский православный
монастырь в Эстонии выступил в роли спонсора
тульской экологической газеты «За выживание».
Свято-Введенский Толгский монастырь проводит
мероприятия по сохранению кедровой рощи. Работа
выполняется с благословения архиепископа
Ярославского и Ростовского Михея, при
непосредственной поддержке настоятельницы
Свято-Введенского монастыря игуменьи Варвары.
В 1996 г. Волжско-Камский заповедник в
Татарии и находящийся на его территории
монастырь заключили договор о сотрудничестве и
взаимопомощи. Директор заповедника
рассказывает: «Взаимосвязь монастыря и
заповедника сложилась уже в силу исторических
причин. Монастырь немыслим без окружающих его
живописных лесов и озер, сохранением которых
занимается заповедник. С другой стороны, именно
благодаря монастырю уцелели старовозрастные
леса, составляющие ядро Раифского участка
заповедника. Помимо этого на современном этапе
сложилась общность их интересов в сохранении и
развитии природного и культурного наследия.
Настоятель монастыря архимандрит Всеволод
является членом Ученого совета заповедника.
Одним из направлений совместной деятельности
является подготовка проекта создания Центра
природного и культурного наследия. Будем
надеяться, что подобные начинания помогут
избежать в будущем осквернения и уничтожения
храмов, надругательства над Землей и Природой».
|