Т.А. КОЗЛОВА
Окончание. См. No 18/2003
Задания для закрепления и углубления
знаний по теме «Эволюционное учение»
Рис. 12. Виды жужелиц
15. Изучите изображения видов
жужелиц, обитающих в средней полосе России (рис.
12). О каких критериях вида можно говорить,
используя эти рисунки и приведенную информацию?
1 (жужелица парковая) и 2 (жужелица
решетчатая) – охотятся по ночам на личинок,
которые повреждают корни огородных растений;
3 (птеростих медный) и 4 (птеростих черноватый) –
живут в садах, кроме охоты на личинок могут
лакомиться ягодами земляники;
5 (бегунчик сияющий) – уничтожает яйца и молодь
многих вредителей;
6 (дромий четырехпятнистый) – всю жизнь проводит
на садовых деревьях, зимует под корой;
7 (пристоних земляной) – обитает в подвалах и
погребах, охотится в темноте;
8 (лебия пестрая) – уничтожает личинок листоедов;
9 (тускляк желтоногий) – растительноядная
жужелица, питается семенами сорняков;
10 (жужелица волосистая) – питается насекомыми, но
и корнеплодами.
(Внимание – вертикальная черточка на
оригинальном изображении соответствует
истинной величине насекомого, а на репродукции –
позволяет оценить соотношение их размеров.)
16. В любой среде на нашей планете
обитает великое множество живых организмов.
Возьмите пробы воды из водоема, рассмотрите под
микроскопом. Вы можете увидеть (рис. 13): 1 –
амеб; 2 – раковинных амеб-арцелл; 3 – эвглену; 4 –
вольвокса; 5 – инфузорию туфельку; 6 – инфузорию
трубача; 7 – инфузорий сувоек; 8 – различные
микроскопические водоросли. Возможна ли борьба
за сосуществование в «капле воды»? Какие формы
борьбы за существование могут происходить в воде
между организмами перечисленных выше видов в
различных условиях: при минимальном освещении;
при достаточном освещении; в полной темноте?
Рис. 13. Живые организмы в капле воды
под микроскопом
17. Рассмотрите на рис. 14
изображения несколько видов луговых злаков с
указанием сроков начала их цветения. Каким
образом опыляются злаки? Как может повлиять
безветренная погода, в начале и в конце июня на
видовой состав луга, где растут эти злаки?
Возможно ли полное исчезновение этих видов из
травостоя лугов и при каких условиях?
Рис. 14. Сроки цветения луговых
злаков
18. Рассмотрите рис. 15 и ответьте
на вопросы.
1. Как назвал Ч.Дарвин весь комплекс
сложных взаимоотношений организмов каждого вида
с окружающей средой?
2. Назовите формы борьбы за существование, исходя
из информации, представленной на рисунке. Почему
могут выживать растения при таком количестве их
врагов и болезней?
3. Каким в данном случае может быть воздействие
человека на эволюционные факторы? Возможно ли
его воздействие на эволюционные факторы?
Рис. 15. Сложные взаимоотношения
организмов:
1 – мокрая головня (сажка); 2 – летучая головня; 3 –
стеблевая головня; 4 – мучнистая роса; 5 – плесень
(фузариоз); 6 – бурая ржавчина; 7 – жук-кузька; 8 –
хлебный пилильщик; 9 – озимая совка; 10 –
клоп-черепашка; 11 – гессенская муха; 12 – личинка
хлебной жужелицы; 13 – личинка жука щелкуна
19. Хлебные злаки часто
повреждаются личинками жука-щелкуна. Плотные, с
твердыми покровами личинки этого жука получили
название проволочных червей, или проволочников.
Взрослые жуки-щелкуны, местами обитания которых
являются заросли кустарников, лесополос,
называются щелкунами потому, что при падении на
спинку изгибают тело, подпрыгивают и громко
щелкают надкрыльями. При массовом размножении
личинок, которые повреждают корни злаков, резко
снижается урожай зерна. Личинки часто
втачиваются и в клубни картофеля (рис. 16). С
жуками-щелкунами регулярно ведут борьбу с
помощью химических препаратов. Возможно ли
полное его уничтожение в одном
сельскохозяйственном районе, если рядом с полями
зерновых культур будут много лет подряд
выращивать картофель?
Рис. 16. Личинки жука-щелкуна в почве
(показаны стрелками) и в клубне картофеля
Каковы особенности естественного
отбора среди личинок, которые обитают на
пшеничных и картофельных полях? Для ответа на
этот вопрос обратите внимание на то
обстоятельство, что клубни картофеля более
плотные и твердые, чем корни злаковых растений.
20. Рассаду капусты часто
повреждают личинки капустной мухи. Один из
способов борьбы с этим вредителем – окучивание
рассады. Рассмотрите рис. 17 и предположите, в
каком направлении может проходить естественный
отбор среди личинок капустной мухи при
регулярном ежегодном окучивании рассады капусты
на том поле, где ее выращивают несколько лет.
Рис. 17. Личинки капустной мухи на
корнях капусты
Какими могут быть особенности естественного
отбора среди личинок капустной мухи, если
посадку капусты будут повторять через 6–7 лет на
данном поле? Целесообразно ли на данном поле на
следующий год после посадки капусты сеять или
высаживать растения из семейства крестоцветных?
|