Ю.И. ЧУВИЛИНА,
учитель биологии, г. Москва
КВН «Картофель – наш второй хлеб»*
(для учащихся 7-х классов)
В конкурсах принимают участие 4
команды по 4 человека в каждой.
Для проведения КВН необходимо иметь: 4 схемы
кроссворда, 4 ножа, 4 одинаковые картофелины, 4
шарфа для завязывания глаз, модели цветков
картофеля и других растений.
Команды готовят домашнее задание – рекламный
ролик о картофеле с точки зрения историка,
агронома, продавца, дачника.
I. Конкурс «Картофельная разминка»
Каждой команде необходимо ответить на
3 вопроса. Правильный ответ приносит команде 1
балл.
Вопросы для 1-й команды
1. Какой континент является родиной
картофеля? (Южная Америка.)
2. Какое ядовитое вещество образуется в
клубнях картофеля при прорастании? (Соланин.)
3. К какому ботаническому семейству относится
картофель? (Пасленовые.)
Вопросы для 2-й команды
1. Как называются оладьи из
картофеля в белорусской кухне? (Драники.)
2. Какое вещество придает клубням зеленый
цвет при их хранении на свету? (Хлорофилл.)
3. Какого органического вещества больше всего
в клубнях картофеля? (Крахмала.)
Вопросы для 3-й команды
1. Как называют картофель в
Белоруссии? (Бульба.)
2. Как называется способ, которым
преимущественно размножают картофель? (Вегетативное
размножение.)
3. Какое лакомство из картофеля любят дети во
всем мире? (Чипсы.)
Вопросы для 4-й команды
1. С именами каких царей (цариц)
связано распространение картофеля в России? (Петр I,
Екатерина II.)
2. Как называются подземные побеги картофеля?
(Столоны.)
3. Какой простой агротехнический прием
используется при выращивании картофеля? (Окучивание.)
II. Конкурс «Экономная хозяйка»
В конкурсе принимают участие по одному
человеку от команды. Учащиеся получают по одному
клубню равной величины. Задание: быстро и
качественно очистить картофелину (учитывается
толщина снимаемой с картофеля кожуры).
Выполнение задания оценивается по 5-балльной
системе.
III. Конкурс «Знатоки-картофелеводы»
Конкурс проводится по типу телеигры
«Что? Где? Когда?». Правильный ответ приносит
команде 1 балл.
1. На вашем огороде только
появляются всходы картофеля, а синоптики обещают
ночью сильные заморозки. Что можно предпринять
для защиты растений? (Глубоко окучить, т.е.
полностью закрыть всходы землей.)
2. Известно, что в XIX в. основную пищу
ирландцев составлял картофель. Как вы думаете, с
чем связана страшная вспышка заболевания цингой
в Ирландии в 1845–1848 гг.? (Картофель является
источником витамина С, а в эти годы в Ирландии
был неурожай картофеля.)
3. Очищенный картофель темнеет на свету. Каким
образом этого можно избежать? (Надо хранить
очищенный картофель в воде с добавлением
уксусной или лимонной кислоты.)
4. В первые годы появления картофеля русские
крестьяне называли его земляными яблоками. Как
называло картофель русское духовенство? (Чертовы
яблоки.)
IV. Конкурс «Товар лицом»
Командам предлагается показать
домашнее задание – рекламный ролик о картофеле.
Конкурс оценивается по 5-балльной системе.
V. Конкурс «Узнай меня»
В конкурсе принимают участие по одному
человеку от команды. Задание: с завязанными
глазами узнать модель цветка картофеля среди
предложенных моделей других цветков. Правильный
ответ приносит команде 1 балл.
VI. Конкурс «Кулинары»
Конкурс посвящен блюдам из картофеля.
Командам необходимо разгадать кроссворд,
прочитав ключевое слово. Команда-победитель
получает 5 баллов.
Вопросы к кроссворду
1. Мучные изделия с картошкой. (Пирожки.)
2. Запеченное кушанье из картошки. (Запеканка.)
3. Сваренный в кожуре картофель имеет … . (Мундир.)
4. Зажаренная лепешка из мясного, рыбного или
овощного (картофельного) фарша. (Котлета.)
5. Обжаренные в сухарях шарики из отваренных
круп или картофеля с яйцом, перцем. (Крокеты.)
6. Картофель, жаренный в большом количестве
масла. (Фри.)
7. Протертая масса из вареного картофеля. (Пюре.)
8. Запеченное кушанье из картофеля в виде
батона с начинкой. (Рулет.)
9. Толстые мягкие лепешки, зажаренные на
сковороде. (Оладьи.)
Ключевое слово: картофель.
Пока команды заняты решением
кроссворда, зрители дают как можно больше
ответов на вопрос: «В чем состоит значение
картофеля в жизни человека?»
Подведение итогов КВН
Жюри называет команду-победителя.
Члены команды получают призы.
* При составлении программы КВН мною
частично был использован материал М.А.
Михайленко («Биология» № 40/1997) и Г.В. Пичугиной
(«Биология» № 38/2002).
|