ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Т.А.ЛОВКОВА,
Н.И.СОНИН

Биология. Общие закономерности

Методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (9-й класс)

Урок 1. Введение. Биология наука о жизни

Задачи. Дать представление о предмете, методах и теориях учебного курса «Биология». Показать практическое значение биологических знаний в народном хозяйстве и формировании научного мировоззрения.

Методические рекомендации

I. Знакомство со структурой учебника, правилами работы с ним. (Самостоятельная работа с учебником, беседа по ее результатам.)

II. Рассказ с элементами беседы по плану.

1. Общие закономерности, характерные для живой материи. Обсуждение с учащимися вопроса: чем живое отличается от неживого?
2. Что изучает биология? Предмет, метод, «семья» биологических наук.
3. Что изучает общая биология? Ее место в системе естественно-научных дисциплин. Цели и задачи.
4. Теории курса.
5. Каково значение биологической науки для развития сельского хозяйства, промышленности, охраны окружающей среды, медицины (самостоятельная работа с учебником, с. 4–5).

III. Закрепление знаний.

Значение биологии для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

IV. Задание на дом. Изучите материал на с. 3–5. Перечислите известные вам науки о природе. Что изучает каждая их них? Покажите их взаимосвязь с биологией. Назовите биологические науки, появившиеся в конце XX столетия. Что они изучают? Составьте план ответа на вопрос. Докажите, что биология – это наука о живой природе.

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

Урок 2 (вариант 1). Многообразие живого мира

Задача. Систематизировать ранее изученный материал по многообразию живого мира на Земле.

Методические рекомендации

I. Проверка знания особенностей общей биологии как учебной дисциплины.

1. Что изучает общая биология?
2. Перечислите известные вам науки о природе и на примере одной покажите ее связь с биологией.
3. Докажите, что биология – это наука.
4. По какому принципу происходит подразделение биологии на отдельные науки? Назовите биологические науки, появившиеся в XX столетии.
5. Раскройте значение биологической науки для развития сельского хозяйства, промышленности, охраны окружающей среды на конкретном примере (по выбору учителя или учащегося).

II. Систематизация ранее изученного материала. (Рассказ с элементами беседы и самостоятельной работы.)

1. Назовите царства живой природы. Приведите по 1–2 примера представителей каждого царства.
2. Дайте характеристику царств живой природы (групповая работа, возможно использование дополнительной литературы, таблиц, схем).
3. Что изучает систематика? Перечислите основные систематические категории, дайте определение виду.
4. Определите видовые названия выданных вам биологических объектов разных царств живой природы. (Самостоятельная работа по определению видовых названий с помощью определителей или определительных карточек.)
5. Составьте схему основных категорий систематики растений и животных. Заполните таблицу 1 в тетради.

III. Задание на дом. Повторите основные свойства живых организмов и уровни организаций живой материи. Приведите 2–3 примера растений и животных вашей территории, занесенных в Красную книгу или наиболее распространенных в вашей местности (по выбору ученика). Определите их систематическое положение, данные запишите в таблицу.

 Таблица 1

Царство растений

Царство животных

название категории

пример

название категории

пример

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 2 (вариант 2).

Задача. Показать, что многообразие живого мира на Земле – результат эволюции.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний особенностей общей биологии как учебной дисциплины.

1. Что изучает биология?
2. Что изучает общая биология?
3. По какому принципу происходит подразделение биологии на отдельные науки. Назовите биологические науки, появившиеся в XX в.
4. Докажите, что общая биология – наука.
5. Раскройте значение биологической науки для развития сельского хозяйства, промышленности, охраны окружающей среды на конкретном примере (по выбору учителя или учащегося).

II. Систематизация ранее изученного материала (рассказ с элементами беседы и самостоятельной работы).

1. Назовите царства живой природы. Приведите по 2 примера представителей каждого царства.
2. Что составляет основу данной классификации?
3. Что такое эволюция?
4. Основные этапы эволюции растительного и животного мира (групповая работа по анализу таблицы учебника «Развитие органического мира на Земле» или объяснение учителя с последующим составлением плана учащимися).
5. Многообразие живого мира на Земле – результат эволюции (обсуждение результатов групповой работы или составленных планов).
6. Определение видовых названий биологических объектов (групповая работа или совместная работа под руководством учителя с помощью определителя или определительных карточек).

III. Задание на дом. Прочитать записи в тетради и подготовиться к ответу на вопрос: «В чем заключаются общие закономерности развития растительного и животного мира?» Повторить основные свойства живых организмов и уровни организации живой материи.

Урок 3 Основные свойства живых организмов

Задачи. Систематизировать знания учащихся о сущности жизни и уровнях ее организации, раскрыв их тесную взаимосвязь; сформировать умение распределять биологические понятия, термины по соответствующим уровням организации живой материи.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний.

1. Покажите, что живое на Земле чрезвычайно разнообразно.
2. Дайте определение вида. Определите систематическое положение предложенных биологических объектов.
Проверка выполненного домашнего задания (1-й вариант урока 2).
3. Что такое эволюция? Докажите, что многообразие живого на Земле – результат эволюции.
4. Перечислите основные этапы развития растительного и животного мира (таблица «Развитие органического мира»).
В чем заключаются общие закономерности развития растительного и животного мира (2-й вариант урока 2).

II. Систематизация ранее изученного.

1. Определение жизни (самостоятельная работа по определению понятия с помощью учебника, словарей, дополнительной литературы, обсуждение результатов. Запись определения в тетрадь).
2. Уровни организации живой материи (самостоятельная работа по выполнению заданий).

Задание № 1

1. Нарисуйте в тетради таблицу 2.

Таблица 2.

Название уровня

Название биологической системы

Название науки

Термины, понятия

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Прочитайте гл. 1, с. 8–9 учебника и заполните колонки 1 и 2 в таблице.

Задание № 2

В колонку 3 впишите названия наук, рассматривающих жизнь на определенном уровне: физиология, анатомия, гистология, биохимия, генетика, экология, цитология. Дополните данную информацию другими известными вам науками.

Задание № 3

Распределите предложенные термины и понятия соответственно уровням организации живой материи: луч, хлорофилл, митохондрия, ядро, кость, сердце, вода, кровеносная система, растения, стая волков.
Дополните данную информацию другими известными вам терминами и понятиями.
Обсуждение результатов выполненной работы.

3. Основные свойства живых организмов (рассказ с элементами беседы).

III. Задание на дом. Изучить гл. 1, с. 8–11. Выучить термины и соответствующие им определения. По имеющейся у вас литературе (дома или в библиотеке) найдите определение жизни. Постарайтесь объяснить его.

Урок 4. Развитие биологии в додарвиновский период

Задачи. Познакомить учащихся с деятельностью ученых разных периодов истории, объясняющих разнообразие живых организмов; раскрыть сущность взглядов К.Линнея для понимания развития органического мира.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний по уровням организации живой природы и свойствам живых организмов (возможен тестовый контроль).
Проверка выполнения домашнего задания по объяснению определения жизни в разных литературных источниках. (В случае невыполнения задания учащимися предложить определения, заранее заготовленные учителем. После осмысления их учащимися организовать обсуждение.)

II. Изучение нового материала.

1. Биология – наука о жизни.
2. Развитие знаний о живых организмах в разные периоды человеческой истории: античная эпоха, Средние века.
3. Вклад Аристотеля в систематизацию естественно-научных знаний.
4. Система органического мира К.Линнея – отправная точка для понимания его естественного развития. (Рассказ учителя. В процессе рассказа учащиеся составляют план или заполняют таблицу 3.
5. Особенности развития биологии в додарвиновский период.

Таблица 3. Развитие биологии в додарвиновский период

Ученые данного периода

Страна, годы жизни

Значение работ в истории науки

Основные особенности данного периода

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Закрепление знаний по анализу предложенных учащимися планов или содержанию составленной таблицы.

IV. Задание на дом. Изучить гл. 2.1, ответить на вопросы в конце главы. Подготовить сообщение о трудах К.Линнея (по желанию). Подумать над фразой : «идейная позиция ученого и полученные им результаты часто имеют разное значение для дальнейшего развития науки».

Урок 5. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

Задачи. Продолжить изучение взглядов ученых на живую природу, причины разнообразия живых организмов; изучить сущность первого эволюционною учения Ж.Б. Ламарка и его значение для понимания развития органического мира.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний по следующим вопросам.

1.Что такое эволюция и на какие вопросы отвечает эволюционная теория?
2. Дайте оценку взглядов ученых на живую природу в период античности и Средние века.
3. Каково значение трудов К.Линнея для развития биологии?
4. Сообщение учащегося о К.Линнее (если это сообщение подготовлено).
5. Обсуждение фразы: «Идейная позиция ученого и полученные им результаты часто имеют разное значение для дальнейшего развития науки».
6. Разделял ли К.Линней господствующие представления о природе как о созданной Богом, целесообразной, вечной и неизменной?

Беседа по вопросам.

– Пыталась ли «Система живой природы», разработанная Линнеем, объяснить сущность явлений живой природы, или она только описывала их?
– Отразилось ли противоречие идейной позиции ученого и полученного результата на развитии биологии?

II. Изучение нового материала.

1. Социально-экономические предпосылки появления новой теории эволюции.
2. Ж.Б. Ламарк и его эволюционная теория.
3. Положения теории, их оценка. (Рассказ учителя, возможно заполнение таблицы, начатой на уроке 4.)

III. Закрепление знаний. Сравнение взглядов К.Линнея и Ж.Б. Ламарка по следующим положениям (данный материал можно оформить в виде таблицы, допускается использовать учебник):

  • Живая природа (изменяется или нет со времени возникновения Земли).

  • Классификация живых организмов (естественная или искусственная).

  • Вид (существует реально или нет, изменяется или нет).

  • Признаки объединения в вид.

  • Механизм изменчивости организмов.

IV. Задание на дом. Изучить главу 2.2, ответить на вопросы в конце главы. Подготовить сообщения о Ж.Б. Ламарке, Рулье, Герцене (по желанию учащихся). Подумайте над вопросом: «Что характерно для биологии конца XVIII – начала XIX в.?» Принести на следующий урок контурную карту полушарий.

Урок 6. Научные и социально-экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч.Дарвина

Задача. Охарактеризовать научные и социально-экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч.Дарвина.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о развитии биологии в додарвиновский период и влиянии эволюционной теории Ж.Б. Ламарка на понимание развития органического мира. Заслушивание сообщений о Ж.Б. Ламарке, Рулье, Герцене (если сообщения подготовлены учащимися).

II. Изучение нового материала.

1. Научные и социально-экономические предпосылки появления теории.

  • Успехи селекции в Англии.

  • Теория свободной конкуренции при капитализме (А.Смит).

  • Движение небесных тел по законам механики (теория Канта и Лапласа).

  • О народонаселении (Т.Р. Мальтус).

  • Успехи геологии (И.Лайель).

  • Клеточная теория (Т.Шванн).

  • О сходстве в строении зародышей животных, относящихся к разным классам (К.Бэр).

  • Успехи органической химии и т.д. (В процессе рассказа учителя учащиеся составляют схему.)

2. Основные этапы жизненного пути Ч.Дарвина, формирование его мировоззрения. (Рассказ учителя, нанесение учащимся на контурную карту маршрута «Бигля» с указанием на обратной стороне карты фактов, подмеченных Ч.Дарвином в кругосветном путешествии, которые легли в основу изучения им происхождения видов.)

III. Закрепление знаний.

Приведите фактический материал кругосветного путешествия подтверждающий:

  • изменяемость видов;

  • сходство и различие между видами;

  • многообразие живых организмов;

  • приспособленность живых организмов к условиям существования;

  • роль условий среды в видообразовании.

IV. Задание на дом. Подготовить сообщение о развитии физики, химии, геологии к середине XIX в., выделив роль ведущих ученых в становлении естественно- научной картины мира. Принести фотографии домашних животных (кошек, собак и др.), открытки культурных растений (роз, гладиолусов и др.)

Урок 7. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

Задача. Раскрыть сущность учения Ч.Дарвина об искусственном отборе и его значение для формирования эволюционной теории.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний:

– о развитии естественных наук в первой половине XIX в. и появлении научных идей, повлиявших на создание и утверждение эволюционной теории (сообщения учащихся);
– об основных этапах жизненного пути Ч.Дарвина, сформировавших его мировоззрение;
– об основных выводах Ч.Дарвина, сделанных им после кругосветного путешествия, и их значение для понимания развития органического мира (рассказы учащихся).

II. Изучение нового материала.

1. Многообразие сортов и пород в Англии в 40-е гг. XIX в. (Рассказ учителя с элементами самостоятельной работы учащихся с учебником, с. 21–22.)
2. Методы английских фермеров по созданию сортов и пород, изученные Ч.Дарвином. (Рассказ учителя.)
3. Сущность искусственного отбора и его основа – наследственная изменчивость.
4. Творческая роль отбора.

III. Закрепление знаний.

1. Рассмотрите рисунки, фотографии различных пород домашних животных и сортов культурных растений, принесенные учащимися или предложенных учителем (можно рассмотреть рис. 3 на с. 21). Объясните, как они были получены человеком (групповая или индивидуальная работа),
2. Можно ли объяснить разнообразие пород и сортов только изменчивостью и наследственностью? Ответ поясните.
3. Сформулируйте принцип искусственного отбора, предложенный Дарвином.

IV. Задание на дом. Изучить гл. 3.4. Ответить на вопросы с. 24 учебника.

Урок 8. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

Задача. Изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний об искусственном отборе и наследственной изменчивости как главных факторах создания новых сортов растений и пород животных, об основных механизмах искусственного отбора. (Рассказ учащихся.).

II. Изучение нового материала.

1. Факторы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование. (Рассказ учителя.)
2. Формы борьбы за существование. (Самостоятельная работа учащихся с учебником по заполнению таблицы 4 и проверкой ее выполнения, с последующим обсуждением термина «борьба за существование», предложенного Ч.Дарвином.)

Таблица 4. Формы борьбы за существование

Название формы

Причины ее вызывающие

Примеры

 

 

 

 

 

 

3. Естественный отбор – движущая сила эволюции. (Рассказ учителя с демонстрацией примеров, подтверждающих его реальность и эффективность.)
4. Естественный отбор и борьба за существование.

III. Закрепление знаний по основным понятиям эволюционной теории: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
Заполните таблицу 5. (Таблица может быть заранее подготовлена на переносной доске, может заполняться в результате фронтальной работы или самостоятельно дома.)

Таблица 5. Сравнение естественного и искусственного отбора

Вопросы для сравнения

Искусственный отбор

Естественный отбор

Какое свойство организмов служит источником отбора?

 

 

Каков отбирающий фактор?

 

 

Какие признаки отбираются?

 

 

Каковы результаты отбора?

 

 

IV. Задание на дом. Изучите гл. 3.5; ответьте на вопросы с. 28; допишите в таблицу «Формы борьбы за существование» примеры, которые вы наблюдали в природе или о которых читали.

Урок 9. Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора

Задачи. Продолжить расширение знаний о многообразии видов в природе; сформировать знания о приспособленности организмов к среде обитания; на конкретных примерах показать относительный характер приспособленности.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о сущности естественного отбора и борьбы за существование; умения приводить примеры действия естественного отбора и борьбы за существование в окружающей природе и объяснять их; сравнивать естественный и искусственный отборы.

II. Изучение нового материала.

1. Понятие приспособленности.
2. Ж.Б. Ламарк и Ч.Дарвин о приспособленности. (Рассказ учителя с элементами беседы.)
3. Факты приспособленности в мире растений:

  • приспособленность плодов и семян к распространению;

  • приспособленность строения цветка к ветроопылению и насекомоопылению;

  • приспособленность растений к среде с недостаточным количеством влаги;

  • приспособленность растений к среде с избыточным количеством воды, влаги.

Самостоятельная групповая работа с раздаточным материалом: гербарии, коллекции, рисунки. Оформление таблицы 6.

Таблица 6.

Приспособленность

Характеристика

Примеры

 

 

 

 

 

 

4. Факты приспособленности в мире животных:

  • приспособленность к передвижению на примере водных животных (карась, гладыш, плавунец);

  • различные типы окраски насекомых;

  • факты, приведенные в школьном учебнике на с. 35–37.

Самостоятельная групповая работа с раздаточным материалом (коллекции, рисунки, открытки, фотографии), учебником.
Примечание. Учитель может организовать групповую работу на одном факте приспособленности, на одинаковом раздаточном материале.

5. Возникновение приспособленности. Относительный характер приспособленности. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

III. Заключительная беседа по результатам самостоятельной работы, в ходе которой обращается внимание на объяснение приспособленности к определенным условиям среды, механизме ее возникновения и относительности ее характера в результате действия естественного отбора. Можно предложить объяснить данную приспособленность с позиции Ламарка.

IV. Задание на дом. Прочитать гл. 4.7 и записи в тетради. Ответьте на вопросы с. 44–45. Повторить гл. 2.1, 2.2.

Урок 10. Вид, его критерии и структура

Задача. Продолжить формирование понятия «вид», изучив его критерии и структуру; уметь определять критерии вида, анализируя представленный фактический материал.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о разных видах приспособлений растений и животных к внешней среде, механизмах возникновения приспособленности: проверка умений характеризовать черты приспособленности и доказывать ее относительный характер.

II. Изучение нового материала.

1. К.Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч.Дарвин о виде. Современное определение вида. (Рассказ учителя с элементами беседы и заполнение таблицы 7.)

Таблица 7

Вид

Неизменен

Изменчив

Существует реально

   

Реально не существует
(придуман человеком)

   

В клетки таблицы учащиеся вписывают фамилии ученых.

2. Критерии вида (рассказ учителя).
3. Свойства вида: целостность, ограниченность, адаптивность (рассказ учителя).
4. Структурная единица вида – популяция (сравнение определений вида и популяции, самостоятельная работа учащихся; с. 53, 55).

III. Закрепление знаний.

1. Что такое вид?
2. Существует ли различие между понятиями «сорт», «порода», «вид»?
3. Какие виды растений и животных вам известны?
4. Какие признаки характерны для особей, входящих в один вид?
5. Определите, о каком критерии вида идет речь:

  • каждому виду свойственно сходство вешнего и внутреннего строения особей;

  • гималайский медведь обитает в России только на Дальнем Востоке, а бурый – в лесной и таежной зонах России и т.д. (Беседа с учащимися.)

IV. Задание на дом. Изучить гл. 5.10. Ответить на вопросы на с. 55. Примените к составлению характеристики известного вам растения или животного основные критерии вида (письменно).

Урок 11. Лабораторная работа «Морфологический критерий вида»

Задачи. Конкретизировать знания о виде на основе изучения признаков морфологического критерия. Закрепить умение составлять описательную характеристику растения.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о виде как реально существующем объекте живой природы, его характеристика; проверка умения составлять характеристику биологического объекта на основе выделения критериев вида (анализ домашнего задания).

II. Выполнение лабораторной работы (самостоятельная работа учащихся с разными видами растений по инструктивным карточкам).

Цель: составить морфологическую характеристику двух растений одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различия.

Оборудование: живые растения, гербарные материалы (рисунки как дополнительный источник информации).

Ход работы: представить морфологическое описание двух растений в виде таблицы.

Морфологическое описание растений

Характерные признаки

Растение 1

Растение 2

Название

 

 

Тип корневой системы

 

 

Листья:
простые или сложные
тип жилкования
прикрепление на стебле
листорасположение

 

 

Стебель:
травянистый или одревесневший
прямостоячий, стелющийся, вьющийся

 

 

Цветок
Соцветие
Плод

 

 

Вывод: (о чем свидетельствуют черты сходства и различия).

III. Обсуждение результата проделанной работы и вопроса: «Можно ли на основе только морфологического критерия судить о видовой принадлежности данного растения?»

IV. Задание на дом. Повторить гл. 5.10.

Урок 12. Главные направления эволюции

Задача. Дать понятие «макроэволюция», «биологический прогресс», «биологический регресс», изучить основные направления эволюции, ведущие к биологическому прогрессу, и показать их соотношение; рассмотреть основные направления эволюции на конкретных примерах.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о виде, его критериях, свойствах, структуре как результате макроэволюции.
Проверка умений применять знания критериев вида к характеристике растений и животных, к объяснению биологических фактов.

II. Изучение нового материала. (Рассказ учителя по плану с элементами самостоятельной работы учащихся.)

1. Микро- и макроэволюция – единый прогресс, происходящий во времени.
2. Биологический прогресс и биологический регресс.
3. Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
Самостоятельная работа учащихся с учебником с. 60–66 и заполнение таблицы 8 с последующим обсуждением.

Таблица 8.

Направление эволюции

Вопрос

Влияние на уровень организации

Характер приспособлений

Возникающие в результате систематические категории

Примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Соотношение в процессе эволюции между ароморфозами, идиоадаптацией, дегенерацией.

IV. Закрепление знаний по определению направлений эволюции на примере растений (примеры заранее приготовлены учителем):

  • образование тканей у растений;

  • особенности строения цветка, обеспечивающих опыление насекомыми;

  • появление семенного размножения у растений;

  • многообразие соцветий покрытосеменных;

  • фотосинтез и т.д.

V. Задание на дом. Изучить гл. 6.12, ответить на вопросы с. 66. Подготовить сообщение о А.Н. Северцове – продолжателе развития эволюционного учения Ч.Дарвина (по желанию учащихся.) Подготовить ответ на вопрос о главных направлениях эволюции класса птиц (возможен выбор и другого объекта по усмотрению учителя).

Урок 13. Общие закономерности биологической эволюции

Задача. Показать общие закономерности биологической эволюции, охарактеризовав дивергенцию и конвергенцию на макроэволюционном уровне, углубив знания о результатах эволюции.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о главных направлениях эволюции, ведущих к биологическому прогрессу, их соотношении; рассмотрение этих направлений на примере класса птиц, сравнение макроэволюции и микроэволюции, биологического регресса и прогресса.

II. Изучение нового материала.

1. А.Н. Северцов – продолжатель развития эволюционного учения Ч.Дарвина (сообщение учащегося).

2. Дивергенция как процесс расхождения признаков организмов, возникающих от общего предка.
3. Конвергенция как процесс сходства признаков в строении тех органов, которые непосредственно связаны со сходными условиями среды обитания. (Рассказ учителя с элементами самостоятельной работы учащихся с учебником по заполнению таблицы 9.)

Таблица 9

Название процесса

Определение

Примеры

 

 

 

 

 

 

 

4. Необратимость эволюции. (Рассказ учителя.)

III. Закрепление знаний.

1. Что такое дивергенция?
2. Каковы причины дивергенции?
3. Какое значение имеет дивергенция для процесса видообразования?
4. Что такое конвергенция?
5. Что общего у дивергенции и конвергенции?
6. Определите на конкретных примерах (по усмотрению учителя) флоры и фауны результаты дивергенции, конвергенции (ответы учащихся на вопросы учителя).

IV. Задание на дом. Проработать гл. 6.13. Ответить на вопросы на с. 70.

Подготовиться к заключительному уроку по разделу «Эволюция живого мира на Земле», с. 7–70.

Урок 14. Современная система растений и животных – отображение макроэволюции

Задачи. Систематизировать знания учащихся об эволюции живого мира на Земле, ее результатах и значении для развития биологической науки; проверить сформированность умений определять изменчивость у растений и животных, их таксономические категории, черты приспособленности к определенным условиям существования, объяснять причины и результаты эволюции.

Методические рекомендации

I. Обобщение знаний.

1. Биологический диктант на знание терминов: эволюция, вид, популяция, наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, искусственный отбор, приспособленность; макроэволюция, микроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, дивергенция, конвергенция. Знание данных терминов можно проверить с помощью тестов или организовать фронтальный опрос по ведущим биологическим понятиям: эволюция, жизнь, критерии вида, движущие силы эволюции, видообразование, макроэволюция, главные направления эволюции, общие закономерности эволюции.

2. Организация групповой работы с предложенным учителем раздаточным материалом, тетрадью и учебником.

Группа № 1. Задание по теме: «Современная систематика растений»:

– показать многообразие растений и выделить признаки их классификации;
– назвать основные таксономические категории систематики растений;
– определить систематическое положение выданных гербарных экземпляров растений разных мест обитания;
– обосновать их приспособленность к данным условиям обитания, показав ее относительность;
– обосновать это приспособление с точки зрения Дарвина, Ламарка.

Группа № 2. Задание по теме: «Главные направления эволюции в мире растений»:

– назвать главные направления эволюции в мире растений;
– привести 1–2 примера растений каждого направления, используя раздаточный материал (гербарий, рисунки, таблицы и т.д.);
– указать таксономическую категорию каждого найденного примера;
– сделать вывод о значении данного направления в эволюции растений.

Группа № 3. Задание по теме: «Современная систематика животных»:

– показать многообразие животных и выделить принципы их классификации;
– назвать основные таксономические категории систематики животных;
– определить систематическое положение двух животных разных мест обитания (например: насекомые – жук-плавунец и майский жук; млекопитающие – мышь полевая и крот обыкновенный) на раздаточном материале (рисунки, коллекции);
– обосновать их приспособленность к данным условиям обитания, показать ее относительность;
– обосновать это приспособление с точки зрения Дарвина, Ламарка.

Группа № 4. Задание по теме: «Главные направления эволюции в мире животных».

– назвать главные направления эволюции в мире животных;
– привести 1–2 примера животных каждого направления, используйте раздаточный материал (коллекции, чучела, рисунки, таблицы и т.д.);
– указать таксономическую категорию каждого найденного примера животных;
– сделать вывод о значение данного направления в эволюции животных.

Группа № 5. Задание по теме: «Правила эволюции».

Прочитайте приведенный ниже текст.

1. Правило необратимости эволюции.

«Эволюция – процесс необратимый. В процессе исторического развития невозможен возврат группы организмов к прежнему состоянию, которое было присуще их предкам». (Долло, 1893.)

2. Правило прогрессирующей специализации.

«Группа организмов, вступившая на путь специализации, как правило, в дальнейшем развитии будет идти по пути все более глубокого приспособления к более узким условиям существования» (Ш.Денере, 1876).

Приведите примеры, обосновывающие каждое правило; придумайте изображение каждого правила на листе бумаги.

Группа № 6. Задание по теме: «Классификация живых организмов»:

– определите основания современной классификации;
– дать определение виду, сорту, популяции;
– выделить их сходство н различие;
– показать отражение в современной классификации хода эволюции (на конкретном примере).

Обсуждение итогов самостоятельной работы и формулирование выводов.

  • Современный органический мир – результат длительного необратимого исторического развития, движущей силой которого является естественный отбор.

  • Именно естественный отбор – причина существования разных уровней организации жизни, многообразия видов и их приспособленности к условиям среды.

  • Макро- и микроэволюция – единый процесс, происходящий во времени.

  • Современная система растении и животных – отображение макроэволюции.

II. Задание на дом. Повторить с. 8–11.

Урок 15. Современные представления о жизни на Земле

Задача. Познакомить учащихся с современными представлениями о возникновении жизни на Земле.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний.

1. Дайте определение жизни.
2. Сравните определение жизни, данное М.В. Волькенгитейном, с определением Ф.Энгельса.
3. Назовите уровни организации живой материи.
4. Покажите взаимосвязь различных уровней организации живой материи на конкретном примере (по выбору учащегося или учителя.)
5. Назовите признаки живых организмов. Какой признак является самым важным и почему?

II. Изучение нового материала. (Лекция по плану.)

1. Проблема возникновения жизни на Земле – центральная мировоззренческая проблема не только биологии, но и всего естествознания в целом.
2. Современные взгляды на образование Солнечной системы и положение Земли среди ее планет. (Возможно сообщение учащегося, поскольку материал этой темы по физике и астрономии мог изучаться ранее.)
3. Основные гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. (Заполнение таблицы 10 учащимися в процессе рассказа учителя или под его руководством. Последнюю графу «Оценка» учащийся заполняет дома самостоятельно.)
4. Жизнь – естественный процесс, зародившийся миллиарды лет назад, непрерывно развивается и усложняется.
5. Геохронологическая история Земли. (Знакомство с геохронологической таблицей.)

Таблица 10. Возникновение жизни на Земле

Гипотеза или теория

Сторонники

Примеры или подтверждающие опыты

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Задание на дом. Изучить гл. 7.14 и записи в тетради, заполнить графу таблицы «Оценка». Повторить гл. 6.12. Подготовить сообщение «Климатические и геологические особенности Земли в архейскую и протерозойскую эры» (по желанию учащихся; данный материал изучался ранее в курсе физической географии).

Урок 16. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры

Задача. Изучить особенности проявления жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры, выделив главные ароморфозы – фотосинтез, многоклеточность, половой процесс; показать их значение в дальнейшем развитии живого мира.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о современных гипотезах возникновения жизни на Земле и их оценке (без ее анализа и обсуждения, обращая внимание на значение того или иного представления для дальнейшего развития научного исследования этого вопроса).

II. Изучение нового материала.

1. Климатические и геологические особенности Земли в архейскую и протерозойскую эры. (Сообщение учащегося или рассказ учителя с элементами беседы с использованием географических карт.)
2. Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эры. (Рассказ учителя с элементами самостоятельной работы учащихся с учебником и заполнение таблицы 11 в тетради.)

Таблица 11. Развитие органического мира на Земле

Эра

Период

Растительный мир

Животный мир

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Животный и растительный мир родного края в архейскую и протерозойскую эры (рассказ учителя с использованием данных краеведческих исследований).

III. Закрепление знаний о главных ароморфозах архейской и протерозойской эр. (Беседа учащихся по вопросам с использованием учебника.)

  • Что такое ароморфоз?

  • Какие ароморфозы возникли в архейскую и протерозойскую эры?

  • Оцените их значение для дальнейшего развития живого мира на Земле.

IV. Задание на дом. Прочитать гл. 8.16. Ответить на вопросы с. 81. Подготовить сообщения (по желанию учащихся) «Климатические и геологические особенности Земли в палеозойскую эру», «Растительный и животный мир родного края в палеозойскую эру».

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru