|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок 2 (вариант 2).Задача. Показать, что многообразие живого мира на Земле – результат эволюции. Методические рекомендации I. Проверка знаний особенностей общей биологии как учебной дисциплины. 1. Что изучает биология? II. Систематизация ранее изученного материала (рассказ с элементами беседы и самостоятельной работы). 1. Назовите царства живой природы.
Приведите по 2 примера представителей каждого
царства. III. Задание на дом. Прочитать записи в тетради и подготовиться к ответу на вопрос: «В чем заключаются общие закономерности развития растительного и животного мира?» Повторить основные свойства живых организмов и уровни организации живой материи. Урок 3 Основные свойства живых организмовЗадачи. Систематизировать знания учащихся о сущности жизни и уровнях ее организации, раскрыв их тесную взаимосвязь; сформировать умение распределять биологические понятия, термины по соответствующим уровням организации живой материи. Методические рекомендации I. Проверка знаний. 1. Покажите, что живое на Земле
чрезвычайно разнообразно. II. Систематизация ранее изученного. 1. Определение жизни (самостоятельная
работа по определению понятия с помощью
учебника, словарей, дополнительной литературы,
обсуждение результатов. Запись определения в
тетрадь). Задание № 1 1. Нарисуйте в тетради таблицу 2. Таблица 2.
2. Прочитайте гл. 1, с. 8–9 учебника и заполните колонки 1 и 2 в таблице. Задание № 2 В колонку 3 впишите названия наук, рассматривающих жизнь на определенном уровне: физиология, анатомия, гистология, биохимия, генетика, экология, цитология. Дополните данную информацию другими известными вам науками. Задание № 3 Распределите предложенные термины и
понятия соответственно уровням организации
живой материи: луч, хлорофилл, митохондрия, ядро,
кость, сердце, вода, кровеносная система,
растения, стая волков. 3. Основные свойства живых организмов (рассказ с элементами беседы). III. Задание на дом. Изучить гл. 1, с. 8–11. Выучить термины и соответствующие им определения. По имеющейся у вас литературе (дома или в библиотеке) найдите определение жизни. Постарайтесь объяснить его. Урок 4. Развитие биологии в додарвиновский периодЗадачи. Познакомить учащихся с деятельностью ученых разных периодов истории, объясняющих разнообразие живых организмов; раскрыть сущность взглядов К.Линнея для понимания развития органического мира. Методические рекомендации I. Проверка знаний по уровням
организации живой природы и свойствам живых
организмов (возможен тестовый контроль). II. Изучение нового материала. 1. Биология – наука о жизни. Таблица 3. Развитие биологии в додарвиновский период
III. Закрепление знаний по анализу предложенных учащимися планов или содержанию составленной таблицы. IV. Задание на дом. Изучить гл. 2.1, ответить на вопросы в конце главы. Подготовить сообщение о трудах К.Линнея (по желанию). Подумать над фразой : «идейная позиция ученого и полученные им результаты часто имеют разное значение для дальнейшего развития науки». Урок 5. Эволюционная теория Ж.Б. ЛамаркаЗадачи. Продолжить изучение взглядов ученых на живую природу, причины разнообразия живых организмов; изучить сущность первого эволюционною учения Ж.Б. Ламарка и его значение для понимания развития органического мира. Методические рекомендации I. Проверка знаний по следующим вопросам. 1.Что такое эволюция и на какие вопросы
отвечает эволюционная теория? Беседа по вопросам. – Пыталась ли «Система живой природы»,
разработанная Линнеем, объяснить сущность
явлений живой природы, или она только описывала
их? II. Изучение нового материала. 1. Социально-экономические предпосылки
появления новой теории эволюции. III. Закрепление знаний. Сравнение взглядов К.Линнея и Ж.Б. Ламарка по следующим положениям (данный материал можно оформить в виде таблицы, допускается использовать учебник):
IV. Задание на дом. Изучить главу 2.2, ответить на вопросы в конце главы. Подготовить сообщения о Ж.Б. Ламарке, Рулье, Герцене (по желанию учащихся). Подумайте над вопросом: «Что характерно для биологии конца XVIII – начала XIX в.?» Принести на следующий урок контурную карту полушарий. Урок 6. Научные и социально-экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч.ДарвинаЗадача. Охарактеризовать научные и социально-экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч.Дарвина. Методические рекомендации I. Проверка знаний о развитии биологии в додарвиновский период и влиянии эволюционной теории Ж.Б. Ламарка на понимание развития органического мира. Заслушивание сообщений о Ж.Б. Ламарке, Рулье, Герцене (если сообщения подготовлены учащимися). II. Изучение нового материала. 1. Научные и социально-экономические предпосылки появления теории.
2. Основные этапы жизненного пути Ч.Дарвина, формирование его мировоззрения. (Рассказ учителя, нанесение учащимся на контурную карту маршрута «Бигля» с указанием на обратной стороне карты фактов, подмеченных Ч.Дарвином в кругосветном путешествии, которые легли в основу изучения им происхождения видов.) III. Закрепление знаний. Приведите фактический материал кругосветного путешествия подтверждающий:
IV. Задание на дом. Подготовить сообщение о развитии физики, химии, геологии к середине XIX в., выделив роль ведущих ученых в становлении естественно- научной картины мира. Принести фотографии домашних животных (кошек, собак и др.), открытки культурных растений (роз, гладиолусов и др.) Урок 7. Учение Ч.Дарвина об искусственном отбореЗадача. Раскрыть сущность учения Ч.Дарвина об искусственном отборе и его значение для формирования эволюционной теории. Методические рекомендации I. Проверка знаний: – о развитии естественных наук в
первой половине XIX в. и появлении научных идей,
повлиявших на создание и утверждение
эволюционной теории (сообщения учащихся); II. Изучение нового материала. 1. Многообразие сортов и пород в Англии
в 40-е гг. XIX в. (Рассказ учителя с элементами
самостоятельной работы учащихся с учебником, с.
21–22.) III. Закрепление знаний. 1. Рассмотрите рисунки, фотографии
различных пород домашних животных и сортов
культурных растений, принесенные учащимися или
предложенных учителем (можно рассмотреть рис. 3
на с. 21). Объясните, как они были получены
человеком (групповая или индивидуальная работа), IV. Задание на дом. Изучить гл. 3.4. Ответить на вопросы с. 24 учебника. Урок 8. Учение Ч.Дарвина о естественном отбореЗадача. Изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции. Методические рекомендации I. Проверка знаний об искусственном отборе и наследственной изменчивости как главных факторах создания новых сортов растений и пород животных, об основных механизмах искусственного отбора. (Рассказ учащихся.). II. Изучение нового материала. 1. Факторы эволюции: наследственность,
изменчивость, борьба за существование. (Рассказ
учителя.) Таблица 4. Формы борьбы за существование
3. Естественный отбор – движущая сила
эволюции. (Рассказ учителя с демонстрацией
примеров, подтверждающих его реальность и
эффективность.) III. Закрепление знаний по основным
понятиям эволюционной теории: наследственность,
изменчивость, борьба за существование,
естественный отбор. Таблица 5. Сравнение естественного и искусственного отбора
IV. Задание на дом. Изучите гл. 3.5; ответьте на вопросы с. 28; допишите в таблицу «Формы борьбы за существование» примеры, которые вы наблюдали в природе или о которых читали. Урок 9. Приспособленность организмов – результат действия естественного отбораЗадачи. Продолжить расширение знаний о многообразии видов в природе; сформировать знания о приспособленности организмов к среде обитания; на конкретных примерах показать относительный характер приспособленности. Методические рекомендации I. Проверка знаний о сущности естественного отбора и борьбы за существование; умения приводить примеры действия естественного отбора и борьбы за существование в окружающей природе и объяснять их; сравнивать естественный и искусственный отборы. II. Изучение нового материала. 1. Понятие приспособленности.
Самостоятельная групповая работа с раздаточным материалом: гербарии, коллекции, рисунки. Оформление таблицы 6. Таблица 6.
4. Факты приспособленности в мире животных:
Самостоятельная групповая работа с
раздаточным материалом (коллекции, рисунки,
открытки, фотографии), учебником. 5. Возникновение приспособленности. Относительный характер приспособленности. (Рассказ учителя с элементами беседы.) III. Заключительная беседа по результатам самостоятельной работы, в ходе которой обращается внимание на объяснение приспособленности к определенным условиям среды, механизме ее возникновения и относительности ее характера в результате действия естественного отбора. Можно предложить объяснить данную приспособленность с позиции Ламарка. IV. Задание на дом. Прочитать гл. 4.7 и записи в тетради. Ответьте на вопросы с. 44–45. Повторить гл. 2.1, 2.2. Урок 10. Вид, его критерии и структураЗадача. Продолжить формирование понятия «вид», изучив его критерии и структуру; уметь определять критерии вида, анализируя представленный фактический материал. Методические рекомендации I. Проверка знаний о разных видах приспособлений растений и животных к внешней среде, механизмах возникновения приспособленности: проверка умений характеризовать черты приспособленности и доказывать ее относительный характер. II. Изучение нового материала. 1. К.Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч.Дарвин о виде. Современное определение вида. (Рассказ учителя с элементами беседы и заполнение таблицы 7.) Таблица 7
В клетки таблицы учащиеся вписывают фамилии ученых. 2. Критерии вида (рассказ учителя). III. Закрепление знаний. 1. Что такое вид?
IV. Задание на дом. Изучить гл. 5.10. Ответить на вопросы на с. 55. Примените к составлению характеристики известного вам растения или животного основные критерии вида (письменно). Урок 11. Лабораторная работа «Морфологический критерий вида»Задачи. Конкретизировать знания о виде на основе изучения признаков морфологического критерия. Закрепить умение составлять описательную характеристику растения. Методические рекомендации I. Проверка знаний о виде как реально существующем объекте живой природы, его характеристика; проверка умения составлять характеристику биологического объекта на основе выделения критериев вида (анализ домашнего задания). II. Выполнение лабораторной работы (самостоятельная работа учащихся с разными видами растений по инструктивным карточкам). Цель: составить морфологическую характеристику двух растений одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различия. Оборудование: живые растения, гербарные материалы (рисунки как дополнительный источник информации). Ход работы: представить морфологическое описание двух растений в виде таблицы. Морфологическое описание растений
Вывод: (о чем свидетельствуют черты сходства и различия). III. Обсуждение результата проделанной работы и вопроса: «Можно ли на основе только морфологического критерия судить о видовой принадлежности данного растения?» IV. Задание на дом. Повторить гл. 5.10. Урок 12. Главные направления эволюцииЗадача. Дать понятие «макроэволюция», «биологический прогресс», «биологический регресс», изучить основные направления эволюции, ведущие к биологическому прогрессу, и показать их соотношение; рассмотреть основные направления эволюции на конкретных примерах. Методические рекомендации I. Проверка знаний о виде, его
критериях, свойствах, структуре как результате
макроэволюции. II. Изучение нового материала. (Рассказ учителя по плану с элементами самостоятельной работы учащихся.) 1. Микро- и макроэволюция – единый
прогресс, происходящий во времени. Таблица 8.
4. Соотношение в процессе эволюции между ароморфозами, идиоадаптацией, дегенерацией. IV. Закрепление знаний по определению направлений эволюции на примере растений (примеры заранее приготовлены учителем):
V. Задание на дом. Изучить гл. 6.12, ответить на вопросы с. 66. Подготовить сообщение о А.Н. Северцове – продолжателе развития эволюционного учения Ч.Дарвина (по желанию учащихся.) Подготовить ответ на вопрос о главных направлениях эволюции класса птиц (возможен выбор и другого объекта по усмотрению учителя). Урок 13. Общие закономерности биологической эволюцииЗадача. Показать общие закономерности биологической эволюции, охарактеризовав дивергенцию и конвергенцию на макроэволюционном уровне, углубив знания о результатах эволюции. Методические рекомендации I. Проверка знаний о главных направлениях эволюции, ведущих к биологическому прогрессу, их соотношении; рассмотрение этих направлений на примере класса птиц, сравнение макроэволюции и микроэволюции, биологического регресса и прогресса. II. Изучение нового материала. 1. А.Н. Северцов – продолжатель развития эволюционного учения Ч.Дарвина (сообщение учащегося). 2. Дивергенция как процесс расхождения
признаков организмов, возникающих от общего
предка. Таблица 9
4. Необратимость эволюции. (Рассказ учителя.) III. Закрепление знаний. 1. Что такое дивергенция? IV. Задание на дом. Проработать гл. 6.13. Ответить на вопросы на с. 70. Подготовиться к заключительному уроку по разделу «Эволюция живого мира на Земле», с. 7–70. Урок 14. Современная система растений и животных – отображение макроэволюцииЗадачи. Систематизировать знания учащихся об эволюции живого мира на Земле, ее результатах и значении для развития биологической науки; проверить сформированность умений определять изменчивость у растений и животных, их таксономические категории, черты приспособленности к определенным условиям существования, объяснять причины и результаты эволюции. Методические рекомендации I. Обобщение знаний. 1. Биологический диктант на знание терминов: эволюция, вид, популяция, наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, искусственный отбор, приспособленность; макроэволюция, микроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, дивергенция, конвергенция. Знание данных терминов можно проверить с помощью тестов или организовать фронтальный опрос по ведущим биологическим понятиям: эволюция, жизнь, критерии вида, движущие силы эволюции, видообразование, макроэволюция, главные направления эволюции, общие закономерности эволюции. 2. Организация групповой работы с предложенным учителем раздаточным материалом, тетрадью и учебником. Группа № 1. Задание по теме: «Современная систематика растений»: – показать многообразие растений и
выделить признаки их классификации; Группа № 2. Задание по теме: «Главные направления эволюции в мире растений»: – назвать главные направления
эволюции в мире растений; Группа № 3. Задание по теме: «Современная систематика животных»: – показать многообразие животных и
выделить принципы их классификации; Группа № 4. Задание по теме: «Главные направления эволюции в мире животных». – назвать главные направления
эволюции в мире животных; Группа № 5. Задание по теме: «Правила эволюции». Прочитайте приведенный ниже текст. 1. Правило необратимости эволюции. «Эволюция – процесс необратимый. В процессе исторического развития невозможен возврат группы организмов к прежнему состоянию, которое было присуще их предкам». (Долло, 1893.) 2. Правило прогрессирующей специализации. «Группа организмов, вступившая на путь специализации, как правило, в дальнейшем развитии будет идти по пути все более глубокого приспособления к более узким условиям существования» (Ш.Денере, 1876). Приведите примеры, обосновывающие каждое правило; придумайте изображение каждого правила на листе бумаги. Группа № 6. Задание по теме: «Классификация живых организмов»: – определите основания современной
классификации; Обсуждение итогов самостоятельной работы и формулирование выводов.
II. Задание на дом. Повторить с. 8–11. Урок 15. Современные представления о жизни на ЗемлеЗадача. Познакомить учащихся с современными представлениями о возникновении жизни на Земле. Методические рекомендации I. Проверка знаний. 1. Дайте определение жизни. II. Изучение нового материала. (Лекция по плану.) 1. Проблема возникновения жизни на
Земле – центральная мировоззренческая проблема
не только биологии, но и всего естествознания в
целом. Таблица 10. Возникновение жизни на Земле
III. Задание на дом. Изучить гл. 7.14 и записи в тетради, заполнить графу таблицы «Оценка». Повторить гл. 6.12. Подготовить сообщение «Климатические и геологические особенности Земли в архейскую и протерозойскую эры» (по желанию учащихся; данный материал изучался ранее в курсе физической географии). Урок 16. Жизнь в архейскую и протерозойскую эрыЗадача. Изучить особенности проявления жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры, выделив главные ароморфозы – фотосинтез, многоклеточность, половой процесс; показать их значение в дальнейшем развитии живого мира. Методические рекомендации I. Проверка знаний о современных гипотезах возникновения жизни на Земле и их оценке (без ее анализа и обсуждения, обращая внимание на значение того или иного представления для дальнейшего развития научного исследования этого вопроса). II. Изучение нового материала. 1. Климатические и геологические
особенности Земли в архейскую и протерозойскую
эры. (Сообщение учащегося или рассказ учителя с
элементами беседы с использованием
географических карт.) Таблица 11. Развитие органического мира на Земле
3. Животный и растительный мир родного края в архейскую и протерозойскую эры (рассказ учителя с использованием данных краеведческих исследований). III. Закрепление знаний о главных ароморфозах архейской и протерозойской эр. (Беседа учащихся по вопросам с использованием учебника.)
IV. Задание на дом. Прочитать гл. 8.16. Ответить на вопросы с. 81. Подготовить сообщения (по желанию учащихся) «Климатические и геологические особенности Земли в палеозойскую эру», «Растительный и животный мир родного края в палеозойскую эру». Продолжение следует
|