З.Б. МИНИНА,
к.б.н., методист ОМЦ СЗУО, г. Москва
Обучающие семинары учителей в
заповедниках
Учителя Москвы осуществляют большую
работу по экологическому образованию
школьников. В Москве расположено большое
количество парков, памятников природы, имеются
ботанические сады. Ознакомление с ними детей в
процессе экскурсий позволяет педагогам решать
задачи экологического образования. Но все же
приходится признавать, что и парки, и
ботанические сады являются искусственными
экосистемами, интенсивно посещаемыми
горожанами. А гармония природы может быть
прочувствована и познана в полной мере только в
природном окружении. Заповедные территории,
удаленные от Москвы на относительно небольшое
расстояние, предоставляют такую возможность.
В последние годы получают все большее
распространение и вызывают интерес у школьников
конкурсы ученических исследовательских работ в
области биологии и экологии. В большинстве
случаев руководителями этих работ становятся
учителя. Учитель, как правило, помогает ученику в
выборе темы исследования и соответствующей
методики, а также консультирует ученика на
протяжении всего периода проведения работы.
Успех в выполнении исследовательской работы
может быть достигнут во многом благодаря
осведомленности самого учителя о существующих
доступных методиках исследований, а также
благодаря его возможностям в предоставлении
ученикам условий для выполнения работы. Такими
условиями могут стать территория природного
комплекса, научное консультирование со стороны
квалифицированных сотрудников, необходимое
оборудование.
На протяжении последних лет
методическая служба Северо-Западного учебного
округа уделяет большое внимание повышению
методической грамотности педагогов в области
практической экологии. С этой целью регулярно
организуются выездные семинары в заповедники.
Результатом обучающих семинаров становятся
ежегодно проводимые учителями биологические и
экологические практики с учащимися, а также
победы их учеников на конкурсах
исследовательских работ не только окружного, но
и городского уровней.
Местом для проведения одного из первых
обучающих семинаров учителей был удачно выбран
Полевой учебный центр Ассоциации «Экосистема»,
которую возглавляет кандидат биологических наук
А.С. Боголюбов. Полевой Центр расположен в
живописном месте в ближайших окрестностях
Москвы. Так как Центр находится в зоне санитарной
охраны, то создаются условия для сохранения
режима заповедности окружающей территории.
Действительно, во время наших экскурсий в
живописные хвойные и смешанные леса, на реку,
пойменные луга, на озеро мы не встречали там
людей. Создавалось полное ощущение
девственности природы, и это было удивительно,
так как мегаполис был совсем близко.
В программу Центра включены экскурсии
с целью ознакомления с рельефом, почвой,
растениями и животными Подмосковья, а также
изучение ботанических и зоологических объектов
в лабораторных условиях. Проводятся также
занятия по картографии, водной экологии и
экомониторингу. Кроме этого осуществляется
практическая исследовательская деятельность с
использованием существующих методик. Экскурсии
и практические занятия проводят
квалифицированные сотрудники, являющиеся к тому
же и хорошими педагогами.
Полевой учебный Центр Ассоциации
«Экосистема» принимает группы детей практически
круглый год. Учебная экологическая практика
длится обычно 3 дня. Дети размещаются в уютных
помещениях, имеют все необходимые удобства,
обеспечены калорийным и по-домашнему вкусным
питанием. В конце своего пребывания школьники
защищают исследовательские мини-работы на
конференции, в присутствии всего коллектива
Центра.
Обучающие семинары учителей
проводились в конце мая и в феврале. В зимнее
время особо запоминающимся событием было
рассматривание следов животных на снегу в
окружении заснеженных елей и сосен.
Лаборатория Центра прекрасно оснащена
всем необходимым оборудованием, а библиотека
содержит большое количество справочников,
атласов-определителей, методических пособий,
аудио- и видеокассет.
Благодаря таким семинарам учителя не
только восстановили в памяти знания о природных
объектах, что позволило им в последующем
проводить с учащимися более интересные
экскурсии в московских парках, но и стали
организовывать регулярные практики на
территории полевого учебного Центра Ассоциации
«Экосистема». Учащиеся 15 школ нашего округа
ежегодно выезжают с учителями для проведения
учебно-экологических практик.
На ботанической экскурсии
Другим природным объектом, также
предоставляющим большие возможности для
экологической работы с детьми, является
Национальный парк «Лосиный остров». Он также
находится рядом с Москвой, и попасть туда просто.
Во время экскурсии по парку учителя
познакомились с его интересной историей,
историческими достопримечательностями и,
конечно с прекрасными пейзажами заповедных
Верхнеяузских болот. Леса занимают более 80%
площади парка. Они разнообразны: березняки,
ельники, сосновые леса, липняки и дубравы. Среди
растений и животных довольно много видов,
занесенных в Красную книгу. На водоемах можно
увидеть бобровые плотины и ондатровые хатки.
«Лосиный остров» – единственное в Подмосковье
место гнездования пернатого хищника – кобчика.
Всего в «Лосином острове» обитает 9 видов хищных
птиц, среди которых ястреб-тетеревятник, чеглок,
черный коршун, канюк, пустельга, а также ночные
хищники – неясыть и ушастая сова.
В конце экскурсии учителя посетили
Детский эколого-просветительский центр и
познакомились с его работой. Выяснилось, что
школьники могут приехать в Центр с учителем на
несколько дней, разместиться, пройти с
экскурсоводом по экологическим маршрутам и даже
выполнить практические работы. Выбрать тему
помогает сотрудник экологического Центра.
Программа многодневной экологической практики
включает помимо экскурсий и исследовательской
работы по изучению природы экологические игры и
конкурсы творческих работ – рисунков, изделий из
природного материала. В конце своего пребывания
дети сдают зачет, делают доклады по результатам
своих наблюдений. Ежегодно в сентябре Центр
организует школьную Конференцию по итогам
летних практик. Некоторые наши школы
сотрудничают с Детским эколого-просветительским
Центром Национального парка «Лосиный остров» и
регулярно организуют на его территории
экологические практики для своих учащихся.
В зубровом питомнике
Недалеко от Москвы расположены
заповедники: Центрально-лесной,
Приокско-Террасный и Окский. Одним из
направлений работы заповедников является
экологическое просвещение населения. При
заповедниках созданы эколого-просветительские
отделы, которые организуют и проводят экскурсии
по территории заповедника, знакомят с фондами
музея, а также охотно привлекают школьников к
исследовательской деятельности и к практической
деятельности по расчистке и благоустройству
территории.
Гордость Приокско-Террасного
биосферного заповедника – зубр
Приокско-Террасный биосферный
заповедник, ближайший к Москве, в последние годы
активно осуществляет экскурсионную работу с
московскими школьниками. Благодаря
предоставленной Московским Департаментом
образования школам возможности заказывать
бесплатные экскурсионные автобусы, многие
учителя организуют поездки в Приокско-Террасный
заповедник. Кстати, дорога туда занимает менее 2
часов и поэтому не слишком утомительна.
В заповеднике в основном смешанные
леса, но есть и сосновые боры, и ельники, и
березняки. Левобережье Оки образует террасы.
Заповедник интересен тем, что в нем сохранились
участки степи с редкими видами растений (9 видов
орхидных, 6 видов лилейных) и животных,
представленными также в музее заповедника. В
питомнике заповедника разводят зубров, и при
посещении экскурсовод рассказывает об истории
его создания.
В апреле 2002 г. по инициативе
Экологического Центра «»Заповедники» на
территории Приокско-Террасного заповедника
проходил однодневный практический семинар для
педагогов Москвы «Хранители природного и
культурного наследия в российских регионах и
Москве». Научные сотрудники заповедника провели
с учителями экскурсию по его территории, музею и
зубровому питомнику, рассказали о научной и
просветительской работе. А затем, на семинаре,
различные природоохранные организации сделали
сообщения о своей деятельности, в которой
немалое участие принимают школьники, а учителя
некоторых школ поделились опытом работы в
области экологического образования детей. В этом
практическом семинаре приняли участие более 10
учителей Северо-Западного учебного округа. С тех
пор многие из них используют полученную на
семинаре информацию и активно сотрудничают с
Приокско-Террасным заповедником.
Изучение местной флоры и фауны
В апреле 2000 г. на территории
Центрально-лесного биосферного заповедника был
проведен всероссийский семинар по сохранению
водно-болотных угодий. В семинаре приняли
участие не только крупнейшие
специалисты-болотоведы, гидрологи, геоботаники и
экологи, но и методисты, учителя московский школ
и старшеклассники специализированных лицеев г.
Москвы.
Заповедник расположен в юго-западной
части Валдайской возвышенности. В растительном
покрове доминируют еловые леса. Одной из
достопримечательностей этого заповедника
являются верховые болота. Участники семинара
посетили с экскурсией болотный комплекс, а затем
слушали интереснейшие доклады
ученых-болотоведов, обсуждали проблемы
сохранения болот России и в рамках работы
«круглого стола» вели разговор о задачах и
перспективах экологического образования
школьников.
В работе этого семинара
посчастливилось участвовать группе учителей
Северо-Западного учебного округа. Одна из
участниц семинара, учитель биологии школы №827
Е.А. Нифантьева, наладила деловые контакты с
руководством заповедника и в дальнейшем
выезжала с несколькими учащимися в заповедник
для выполнения исследовательской работы.
Результаты были доложены школьниками на
окружной конференции исследовательских работ, и
эта работа получила одно из призовых мест. Кроме
этого, обширные знания, которыми обогатились
учителя за время проведения семинара, позволили
им, объединившись в творческую группу,
разработать методику экскурсии со школьниками
«Болото как экосистема» (опубликована в газете
«Биология» в 2002 г.). Сама экскурсия сначала была
апробирована с учителями округа. В последующем
некоторые учителя успешно проводили эту
экскурсию со своими учениками на одном из
близлежащих к Москве верховых болот,
популяризируя научные данные о растениях и
животных болотной экосистемы, их
взаимоотношениях, а также акцентируя внимание
учащихся на необходимости сохранения болот
ввиду их огромного биосферного значения.
На зоологической экскурсии
В конце мая прошлого года группа
учителей биологии и экологии Северо-Западного
учебного округа посетила Окский заповедник с
целью проведения на его территории
теоретических и практических занятий.
Руководство заповедника в лице его директора Ю.М.
Маркина и заместителя Н.Г. Белко очень
доброжелательно встретило учителей,
предоставило гостевые домики, столовую,
помещения для проведения теоретических занятий,
а также провели несколько экскурсий по
заповеднику.
Окский заповедник расположен в 300 км от
Москвы, в Рязанской области. Центральная усадьба
заповедника находится в поселке Брыкин Бор в
окружении сосен, на высоком берегу реки Пра. В
ландшафте заповедника преобладают сосновые
леса, березняки, а в понижениях – низовые болота.
В поймах небольших рек – ольховые леса. С 1985 г.
Окский заповедник по решению ЮНЕСКО включен в
Международную систему биосферных заповедников,
осуществляющих глобальный экологический
мониторинг. В 1995 г. заповедник награжден дипломом
Совета Европы.
Во время проведения экскурсий учителя
узнали об истории создания заповедника. Он был
организован в 1935. для спасения русской выхухоли.
В настоящее время численность выхухоли
восстановлена, и наиболее важным направлением
деятельности заповедника является разведение
белого журавля стерха – эндемика России,
находящегося под угрозой вымирания. В 1979 г. в
рамках международной программы был создан
журавлиный питомник, в котором кроме стерха
содержатся и остальные 6 видов журавлей фауны
России. Во время экскурсии по питомнику его
заведующая Т.А. Кашенцева увлекательно
рассказала о журавлях и научной работе с ними.
В Окском заповеднике ведется
серьезная научная работа не только в области
зоологии и ботаники, но и лесоводства,
заповедного дела и охраны природы. Ежегодно
издается основной документ заповедника –
Летопись природы. Каждый ее том представляет
собой многостраничный капитальный труд с
детальным описанием всесторонних наблюдений за
ходом природных процессов, большим количеством
таблиц, диаграмм, фотографий.
Госкомэкологии назвал Окский
заповедник в числе лучших заповедников, где
эколого-просветительская работа ведется
наиболее масштабно, всесторонне и эффективно.
Сотрудники заповедника в экологической работе с
детьми используют разнообразные формы
педагогической деятельности и охотно поделились
с московскими учителями своим опытом и
результатами работы.
Посещение Окского заповедника
произвело на учителей наиболее глубокое
впечатление, дало им возможность повысить свой
профессиональный уровень в области практической
экологии.
Сотрудники заповедника всегда радушно
принимают как группы учителей, так и учащихся,
обеспечивая им комфортные условия для
проживания и работы.
Таким образом, возможностей для
проведения экологических практик школьников,
выполнения ими разного рода исследовательских
работ по биологии и экологии в непосредственной
близости от Москвы немало. Учителю важно знать о
них, уметь ими воспользоваться и иметь желание
сделать это.
Сообщаем контактные телефоны
организаций, которые проводят с учащимися и
учителями экскурсии, организуют экологическую
практику.
Полевой учебный Центр Ассоциации
«Экосистема»: (095) 354–3548.
Национальный парк «Лосиный остров»:
(095) 268–7926; 268–2965 (заказ экскурсий).
Приокско-Террасный заповедник:
(095) 293–9709; 301–2514.
Окский государственный заповедник:
8–09135–71513.
Эколого-просветительский центр
«Заповедники»: (095) 129–0688; 332–4828.
Фото автора
|