Г.Е.ЛУПАНОВА
Продолжение. См No 27, 28, 29/2001г.
Биологические сказки
Семнадцатая сказка
Дня через два Женя спросил у
Тимоши:
– У тебя в копилке много денег?
Тимоша пошел, погремел копилкой и сказал:
– Наверное много.
– Доставай все, – скомандовал Женя. – Мне папа
денег дал. Пойдем в магазин «Умелые руки».
– А что мы будем покупать? – спросил Тимоша.
Сердце его радостно забилось, потому что он
очень, ну просто чрезвычайно любил покупки,
особенно подарки.
– Хочу сделать биологического робота, –
серьезно ответил Женя. – Нужно купить много
материалов и деталей. Но боюсь, что папиных рулей
нам не хватит.
В ответ Тимоша вытряс из копилки все монетки и
рассовал их по карманам. Женя пустяками не
занимается. Если он что-то придумал, значит,
наверняка, будет интересное дело. А на это
никаких денег не жалко.
В
магазине «Умелые руки» продавалась масса
интересных вещей. Одни из них были сломаны,
другие – недоделаны, третьи – разобраны на
части. Продавались обрезки и отходы разных
материалов. У Тимоши даже глаза разбежались. Но
Женя повел его прямо в отдел «Биологические
детали». Там он внимательно осмотрел витрину и
вдруг крепко сжал Тимошину руку:
– Нам повезло! Смотри, сегодня продается
комплект для сборки биологического робота.
Комплект стоил дорого. Пришлось отдать и папины
деньги, и почти все Тимошины сбережения. Осталось
у них только немного мелочи.
Женя озадаченно почесал в затылке:
– Даже на метро не хватит!
– Ничего, мы пешком дойдем, – ответил Тимоша,
прижимая к себе огромный пакет. Он весь сиял,
потому что они купили замечательную вещь:
во-первых, большую, во-вторых, не для кого-нибудь,
а для себя, в-третьих, ее можно собирать, как
конструктор, а в-четвертых, с биологическим
роботом можно будет играть. Подумаешь, пройти
пару остановок пешком, когда у тебя в руках целый
пакет радости!
Идти, впрочем, оказалось не так уж
легко. Пакет был тяжелым и неудобным, а нести его
надо очень осторожно, чтобы не повредить хрупкие
детали, которые находились внутри. Мальчики
изрядно устали и измучились. Хотя нести пришлось,
конечно, Жене, Тимоша бежал рядом и давал брату
полезные советы.
Едва мальчики пришли домой, Тимоша закричал,
сбрасывая пальто и ботинки:
– Ну, давай скорее делать робота!
Жене самому не терпелось заняться этим
интересным делом.
Мальчики расположились прямо на полу: ведь для
постройки нужно было много места. Папа с мамой
обещали им не мешать и не ругать за беспорядок.
Братья принялись за работу.
– В биологическом роботе, – объяснял Женя, – все
устроено, как в живом организме. Поэтому ты
сейчас еще и узнаешь, как мы с тобой устроены.
– И ты узнаешь? – спросил Тимоша, листая книжечку
с трудным названием «Инструкция».
– Я-то все эти премудрости давно знаю, – небрежно
отмахнулся Женя, раскрывая пакет. – Помнишь, мы с
тобой говорили про ткани? Про живые ткани.
– Помню, – отвечал Тимоша, помогая брату
раскладывать баночки, сверточки и кульки из
пакета, – Только я твои объяснения проспал.
– Сейчас мы из этих тканей будем делать
биоробота. Сначала нам нужен скелет...
– Покойник, что ли? – с испугом спросил Тимоша.
– Почему покойник? – не понял Женя.
– Так в страшных сказках бывает: покойники,
скелеты, гробы, кладбища.
– Нет, – засмеялся Женя, – скелет – это не
покойник. Скелет – это все кости, которые есть в
человеке или в животном. Они его держат, не дают
упасть и позволяют двигаться. Вот что такое
скелет.
– Скелет состоит из ткани? – осведомился Тимоша.
– Из ткани, – подтвердил Женя, – из костной
ткани. Клетки костной ткани очень твердые,
прочные, ведь на них все тело должно держаться.
В это время
Тимоша поднял самый большой сверток – на пол
посыпались кости.
Женя кинулся к брату:
– Тимоша! Нужно быть осторожнее. Если мы так
будем обращаться с деталями, то сможем только
какого-нибудь урода сделать.
Тимоша виновато подобрал косточки, а Женя начал
их складывать: это – череп для головы, это –
позвоночник для туловища. Кости рук, кости ног...
– А это для птички? – засмеялся Тимоша и поднял
что-то похожее на клетку.
– Это клетка для сердца, – ответил Женя. – Она
так и называется – грудная клетка. Давай ее сюда,
мы ее к позвоночнику прикрепим. Вот так. Теперь
нам нужны кости таза.
– Тут тазов нет, – всполошился Тимоша. – Это не
баня и не ванная.
– Вот они, кости таза, – показал Женя, – В этот
таз кишки складывают. – Он приделал кости таза к
позвоночнику. А к костям таза прикрепил длинные
кости ног.
– Давай коленные чашечки! – распорядился он.
Тимоша опять удивился:
– То тазы, то чашечки. Что мы – в дочки-матери
играем, что ли!
Женя порылся в пакете и сказал:
– Дочки-матери здесь ни при чем. Эти чашечки
нужны для колена. Здесь будет сустав.
– А зачем? – Это был любимый Тимошин вопрос.
– Сам видишь, кости не гнутся, – объяснил Женя,
тщательно прилаживая коленную чашечку к ноге
будущего биоробота. – А мы, когда ходим, сгибаем
ногу. Чтобы ноги сгибались, их делают из двух
частей, а посередине вставляют сустав. Вот и
готов отличный коленный сустав. – Женя с
удовольствием рассматривал свою работу.
– Так это же у нас коленка получилась! – узнал
Тимоша. – Так бы сразу и сказал, а то обыкновенную
коленку суставом называешь!
Но Женя уже был увлечен прикреплением стопы с
пяткой и длинными пальцами и ничего не ответил.
Тимоша вдруг затих, что-то внимательно
рассматривая в пакете.
– Смотри! Локтевой сустав! Это для руки! – вдруг
закричал он.
– Откуда ты узнал? – удивился Женя.
– Здесь написано, – Тимоша показал пальцем на
надпись на обертке.
– Разве ты умеешь читать? Ты же еще только буквы
выучил!
– Научился, – ответил малыш. И добавил
застенчиво – Я хочу быть умным, как ты. А без
чтения умным не станешь.
– Молодец, – похвалили его Женя, довольный, что
младший брат так ценит его знания и интеллект. –
Раз уж начал читать, теперь быстро все
премудрости узнаешь. В книгах чего только не
написано. В школу пойдешь – отличником станешь. А
пока надо закончить со скелетом. Приделываем
руки: плечевая кость, локтевой сустав, кости
предплечья, кости запястья, кости пясти, фаланги
пальцев...
– Что ты все бормочешь непонятные слова? – не
выдержал Тимоша, озадаченно рассматривая, как
мелькают косточки в ловких руках брата.
– Из всего этого сделаны руки, – коротко ответил
тот, прикрепляя последние косточки. – Ну вот,
скелет готов.
Мальчики с удовольствием
рассматривали результаты своих трудов: на полу
лежал маленький хорошенький скелетик.
– Давай внутренние органы вставим и пойдем
ужинать, предложил Женя.
– Давай, а какие мы органы вставлять будем?
– Сначала, конечно, мозг, – распорядился Женя,
деловито раскрывая баночки с внутренними
органами.
– Мозг вставляем в голову? – осведомился Тимоша.
– В голову, – подтвердил Женя, – и в позвоночник.
– Ты хочешь сказать, что в спине есть мозг?
– Вот именно, там находится спинной мозг. Помоги
мне.
Мальчики
осторожно вставили серый, похожий на застывший
кисель головной мозг в черепную коробку робота, а
узенькую упругую ленту спинного мозга заправили
в позвоночник.
– А почему спинной мозг длинный и ровный, а
позвоночник из каких-то шариков сделан? – не
унимался Тимоша.
– На позвоночнике держится все тело, это главная
часть скелета, поэтому он должен быть очень
прочным. Но здесь не подойдет просто твердая
палка, как бедро, например. (Женя показал на самую
толстую кость в верхней половине ноги.) – Тогда
бы мы всегда ходили с прямой спиной и не могли бы
наклоняться. Поэтому в позвоночнике много-много
суставов между отдельными маленькими косточками
– позвонками.
– Наверное, людоедихи из них бусы делают, –
задумчиво промолвил Тимоша, трогая пальцем
соединенные друг с другом шарики позвонков.
– Посмотри, как хитро распорядилась природа, –
показал Женя, – Из-за того, что суставчиков много,
мы можем гнуться в разные стороны. А из-за того,
что позвонки такие крепкие, нежный спинной мозг
надежно спрятан, да и остальные кости работают
без опаски – опора у них надежная.
Тимоша завел руку за спину и потрогал свой
позвоночник.
– Вот, оказывается, какая вещь нужная. А я думал –
спина бесполезная часть тела, только дырку
закрывает, чтобы внутренности не вываливались.
– Вот давай внутренностями и займемся, –
предложил Женя, – а то мы с тобой заболтались, а
работы еще много. Давай заселим грудную клетку.
Где у нас сердце и легкие?
– Тяжелые тоже вставлять будем? – осведомился
Тимоша с озабоченным видом.
– Какие тяжелые? – не понял брат.
– Ты сказал, что легкие нужно вставить, значит, и
тяжелые тоже, я думаю.
– Нет, Тимоша, – с улыбкой объяснил Женя. –
Никаких тяжелых в организме нет. А вот легкие
есть. Мы ими дышим. Их и легкими назвали потому,
что в них много воздуха. Легкие и сердце живут в
грудной клетке.
Женя закрепил винтиками сердце и легкие. Тимоша,
полез в очередной пакет и вдруг закричал:
– Ой, что это? Шланг какой-то.
Женя бросился к нему:
– Осторожно, это кишки. Не порви, пожалуйста. Это
мы в брюшную полость положим.
– А, в таз! – вспомнил, смеясь, Тимоша.
– Вот именно, – подтвердил Женя, аккуратно
расправляя в тазу складочки кишечника. – Раз ты
умеешь читать, то найди мне, пожалуйста, почки,
печень, селезенку и мочевой пузырь. Mы их сюда же
положим.
Тимоша покопался в пакетиках, нашел то, что
просил брат, потом сказал:
– Тут еще один пакетик остался. Написано:
«Желудок».
– Отлично! Это последний орган. Сейчас мы и его
прикрепим, и можно ужинать. Только ты кушай
скорее, у нас еще масса работы впереди. Боюсь, мы
сегодня не успеем.
Восемнадцатая сказка
За ужином Тимоша ел так быстро, что не
успевал проглатывать, и каша то и дело
вываливалась у него изо рта. При этом он с
заговорщицким видом толкал под столом брата. У
того в конце концов разболелась нога, и вскочил
синяк. Маме даже пришлось сделать замечание
младшему сыну:
– Тимоша, если ты не прекратишь вести себя как
поросенок, то после ужина будешь убирать комнату
и мыть посуду.
Угроза подействовала. Мыть посуду вместо того,
чтобы собирать биоробота! Об этом даже думать не
хотелось. Тимоша сразу закрыл поплотнее рот и до
конца ужина старательно следил, чтобы на стол не
упало ни крошки.
Женя тоже спешил. Даже за едой он все время
обдумывал план дальнейших действий. Он быстро
допил молоко, сунул в рот последний кусок булки и,
дожевывая на ходу, сказал:
– Спасибо, мамочка. Ты сегодня замечательно
заварила чай и испекла вкусное печенье.
Мама озадаченно посмотрела на стол, где ни чая, ни
печенья не было, потом на сына, но его уже не было
рядом. Он сидел на полу рядом с Тимошей и трудился
над созданием робота. Мама вздохнула, покачала
головой и стала собирать тарелки одна. Она
поняла, что у ее детей слишком важные дела.
Женя продолжал сборку.
– Теперь мы займемся мышцами. Без мышц робот не
сможет двигаться.
Тимоша, тут же нашел пакет с надписью «Мышцы»,
открыл его, заглянул внутрь и сообщил огорченно:
– Нас обманули. Никаких мышей здесь нет.
– Что ты, Тимоша! Какие мыши! Там должны быть
мышцы, такие длинные и состоят из многих-многих
волосков. Они похожи на мотки с пряжей.
– Точно! Есть! – обрадовался Тимоша и вытащил
несколько прядей. – Вот это и есть мышцы?
– Да, но они сделаны из другой ткани, из мышечной.
У клеток мышечной ткани есть такие свойства,
которых у других тканей нет. Они могут
становиться то длиннее, то короче. Научно говоря,
они могут сокращаться. Когда мышца сокращается,
она работает. И мы работаем, если работают мышцы.
А для того, чтобы мышцы работали, им нужна
энергия, которая находится в молекулах АТФ.
– А, это наши знакомые, двухголовые с хвостами! –
вспомнил Тимоша. – Мы их в амебе видели. Так эти
батарейки и в нас тоже есть?
– Конечно. Природа свои ценные изобретения везде
использует.
Женя присоединил концы мышцы к плечу и к локтю.
Потом легонько дотронулся до нее. Мышца
сделалась толще, короче и потянула за собой
плечевую кость. Рука поднялась.
Тимоше понравилось, как работает мышца, и он
попросил:
– Можно я тоже какую-нибудь мышцу прикреплю?
– Попробуй, – разрешил Женя, – только осторожно.
– Ладно, – затаив дыхание, отвечал Тимоша. – Я
буду очень-очень осторожен.
Мышц было много: для рук, для ног, для спины, для
шеи, для живота. Даже на лицо пришлось прикрепить
много очень мелких мышц.
– На лицо-то зачем? – удивлялся Тимоша. – Разве
лицом двигаются?
– А как же! Улыбаются, чихают, морщатся – этого
без мышц нельзя сделать. Ни одного движения без
мышц не бывает.
Наконец пакет с мышцами опустел. Мальчики отошли
в сторону, чтобы полюбоваться своей работой.
– Ну как? – спросил Женя. – Нравится?
– Уже на что-то похоже, – одобрительно отозвался
Тимоша, только у него такой вид, будто он из мяса
сделан, – пояснил он, сморщив нос.
– Так это и есть мясо! – засмеялся Женя. – Когда
мы едим мясо, мы едим мышцы. Разве ты не замечал,
что мясо состоит из тоненьких волосков –
мышечных волокон? И мы такие же мышцы прикрепили
к нашему роботу.
– Вот уж не думал, – расстроился Тимоша, – что я у
каких-то зверей мышцы съедаю. Им больно, наверное,
когда им мышцы отрезают.
Женя поспешил отвлечь малыша от грустных
размышлений:
– Давай-ка теперь нервную систему наденем. Они
очень осторожно раскрыли сверток с надписью
«нервная система». Там лежала тонкая-тонкая сеть.
Ее нужно было надеть на робота, не повредив ни
одной ниточки. А ведь некоторые ниточки этой сети
были тоньше волоса. Мальчики долго возились,
сопели от старания – так они боялись неправильно
выполнить эту трудную работу. Одни концы сеточки
нужно было прикрепить к головному мозгу, другие
– к спинному, и перепутать было нельзя. Часть
работы пришлось отложить на завтра, потому что
вечер наступил слишком быстро, и мама, несмотря
на просьбы и уговоры, отправила мальчиков спать.
Только на следующий день
ответственная работа была закончена. Мальчики
почувствовали себя усталыми. У них даже руки
немножко дрожали от долгой напряженной работы.
Но из Тимоши продолжали сыпаться вопросы:
– Женя, а что такое нервная система? А из чего она
сделана? А для чего эта сеть? А почему мы все
ниточки прикрепляли к мозгу?..
Дождавшись паузы между Тимошиными вопросами,
Женя начал отвечать.
– Нервная система состоит из нервов. Ты знаешь,
что такое нервы?
– Знаю, это такие штуки, которые болят. Очень
вредные. Если бы их не было, ничего не болело бы.
– Думаешь, хорошо было бы?
– Конечно! Упал, например, и ни капельки не
больно.
– Ну-ну, Весь разбился – и не заметил бы. Помнишь,
мы читали такую сказку у Джанни Родари. Один
мальчик был очень рассеянным. Он пошел гулять и
стал все терять: уши, нос, руки, ноги... Все потерял,
потому что у него нервов не было. А были бы нервы,
он ничего не потерял бы. Только стало бы, к
примеру, ухо отваливаться, нервы сразу закричали
бы: «Караул!» Мальчик за это ухо схватился бы и
побежал к доктору: «Пришейте, пожалуйста,
покрепче, а то больно!» И все было бы в порядке.
Вот и ты, скажем, бежишь, падаешь и разбиваешь
колено. А нервы тут же сигнал дают: «Опасность!
Могут попасть микробы. Нужно полечиться и ходить
осторожно.»
Тимоша задумался:
– Значит, и от нервов есть польза. А я думал –
одни неприятности. Но вот сейчас я сижу спокойно,
ни обо что не разбиваюсь. Что мои нервы делают?
Спят? Им же не надо сейчас кричать «больно!
больно!»
– Нервы не только кричат о боли. Нервы сообщают
обо всем, что происходит внутри организма и
вокруг него.
– Кому? Мне что ли? – засмеялся Тимоша. – Никто
мне ничего не сообщает.
– Нервы сообщают все самому главному нерву –
мозгу. Знаешь, где он находится?
– Знаю, знаю, – махнул рукой Тимоша. – В голове. Я
им думаю.
– Зрительные нервы передают в мозг то, что видят
глаза. То, что ты слышишь, – несут в мозг слуховые
нервы, – объяснял Женя. – Где жарко, холодно,
больно, щекотно. Про острое, неудобное, удобное,
мокрое, сухое... Когда чешется, давит, щиплет – про
все это сообщают нервы.
– А как они это делают? – задумчиво произнес
Тимоша. – Например, уколю я пальчик, нерв об этом
сразу узнает?
– Да, ведь он как раз в пальчике сидит.
– Ну и что, он бежит к мозгу говорить, что
пальчику больно? Телеграмму посылает? Или по
телефону звонит?
Женя покачал головой;
– Ты прекрасно знаешь, что внутри нас нет ни
почты, ни телефона. Позвонить мозгу нельзя,
послать письмо или телеграмму – тоже. Зато ты
видел, что нервная система похожа на сеть,
сплетенную из ниточек-нервов. Кончики этих нитей
чувствуют тепло, боль, щекотку и все остальное.
Ниточка тянется к самому мозгу и передает туда
сигнал: «Чувствую боль, щекотку, тепло!» А от
мозга отходит другая ниточка-нерв. Она идет в
мышцу. Услышит мозг команду «щекотно» –
командует: «смеяться». А скажут мозгу нервы:
«тепло, приятно», мозг разрешает: «погрейтесь,
отдохните». Это устройство называется
рефлекторной дугой.
Женя взял карандаш и нарисовал:
Один нерв шлет сигнал мозгу, а от мозга
к мышце команда идет по другому нерву. Вот что
такое рефлекс.
– Значит рефлекс – такая штука, чтобы не думать?
Мозг сам соображает, какую мышцу дергать,
правильно? – спросил Тимоша тоном прилежного
ученика.
– Когда мозг все соображает без тебя, это
называется безусловным рефлексом. Например,
сидишь ты в темной комнате, вдруг я включаю свет.
Как ты думаешь, зажмуришься ты или нет?
– Тут сначала зажмуришься, а потом подумаешь, кто
свет включил и зачем, – засмеялся Тимоша.
– Вот-вот, – обрадовался Женя, – это и называется
безусловным рефлексом. Но бывают еще и условные
рефлексы...
Женя принялся чесать затылок. Это был знак, что он
о чем-то задумался.
– Женя, зачем ты в затылке чешешь? –заботливо
спросил Тимоша.
Брат опустил руку и смущенно признался:
– Рефлекс такой – как задумаюсь, так начинаю
затылок чесать.
– Рефлекс? – удивился Тимоша. – Настоящий?
– А что тут удивительного?
– Оказывается рефлекс прямо у тебя в затылке
сидит! Женя засмеялся Тимошиным рассуждениям и
продолжил рассказ про условные рефлексы.
– Допустим, тебе нужно завтра рано вставать. Ты
перед сном поставишь будильник. Утром он
зазвонит, ты вскочишь, подумаешь спросонья: «Что
это спать мешает?» Потом соображаешь: «А, это
будильник! Я его вчера заводил. Значит, пора
вставать». А если ты каждый день по будильнику
вставать будешь, то привыкнешь и без звонка в это
время просыпаться.
– Получается, что будильник меня будет
дрессировать, как обезьянку, – обрадовался
Тимоша.
– Получается так, – согласился Женя. – Когда
детей учат или воспитывают, всегда условные
рефлексы вырабатывают.
– А у взрослых можно выработать условные
рефлексы?
– Конечно, можно.
– Надо у мамы такой условный рефлекс выработать:
только я попрошу, она мне сразу конфетку даст, –
сказал Тимоша, вставая. – Пойду, попробую ее
подрессировать.
Продолжение следует
|